Предписание №СП/57408/24 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по тарифам Приморского края об устране... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края, проведенной в соответствии с поручением ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23 на основании приказа Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1, в том числе акт проверки Приморского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее — Акт проверки), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством по тарифам Приморского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1 «О проведении внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» (далее – Регулируемая организация) на 2024 год.

Постановлением Агентства по тарифам Приморского края (далее – Агентство, Орган регулирования) от 01 ноября 2023 года № 52/6 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ГенерацияСети» на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела Регулируемой организации на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания-ГенерацияСети», на долгосрочный период 2024-2028 годы (далее – Экспертное заключение на 2024 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на тепловую энергию.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

 

2. Расходы на топливо

 

Факт Регулируемой организации за 2022 год

Предложение Регулируемой организации на 2024 год

Учтено Агентством на 2024 год

Расходы на топливо, тыс. руб.

129 385,30

177 431,32

156 179,81

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 34 (1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

 

2.1. Удельный расход топлива

Удельные расходы топлива, кг ут/Гкал

 

Факт Регулируемой организации за 2022 год

Предложение Регулируемой организации на 2024 год

Учтено Агентством на 2024 год

Мини ТЭЦ Центральная

146,617

174,352

172,7

Мини ТЭЦ Океанариум

148,83

170,409

147,1

РБМК

147,612

155,28

145,048

 

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Г кал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Согласно экспертному заключению удельные расходы топлива по источникам приняты на основании анализа фактических показателей, сложившихся в предыдущих периодах регулирования.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год не отражена информация о наличии или отсутствии утвержденных нормативов удельного расхода топлива, а также отсутствуют пояснения, расчеты, подтверждающие обоснование размера удельных расходов топлива, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию.

Кроме того, в экспертном заключении отсутствует расчет и обоснование расхода натурального топлива, не указана калорийность топлива.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

2.2. Плановая (расчетная) цена на топливо

Источник тепловой энергии

Цена на топливо, руб./тыс. м3 (руб./тнт)

ФАКТ Регулируемой организации 2022 год

Предложение

Регулируемой организации на 2024 год

Учтено агентством на 2024 год

Мини ТЭЦ Центральная (природный газ)

6 690,03

8 219,07

7 541,24

Мини ТЭЦ Океанариум (природный газ)

7 294,03

8 753,81

8 114,05

РБМК (дизельное топливо)

35 066,97

70 288,61

35 457,00

 

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с Экспертным заключением на 2024 год цена на природный газ определена на основании приказов ФАС России от 16 ноября 2022 года № 818/22 с учетом прогнозного роста оптовой цены на газ 111,2%, приказов от 16 ноября 2022 года № 828/22, 31 октября 2022 года № 775/22, а также с учетом постановления агентства по тарифам Приморского края от 22 декабря 2021 года № 59/1 «Об установлении размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке природного газа для потребителей по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток», предназначенной для финансирования региональной программы «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Приморского края на 2022-2024 годы».

Цена на дизельное топливо принята на основании фактических данных Регулируемой организации за 1 полугодие 2023 года.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год анализ экономической обоснованности расходов на топливо на 2024 год в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075 не отражен.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ закупочных процедур Регулируемой организации для покупки дизельного топлива и анализ рыночных цен, сложивших на территории субъекта.

Таким образом, расходы на топливо, в том числе плановая (расчетная) цена на топливо, на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по тарифам Приморского края нарушившим положения пунктов 28, 35, 35, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Приморское УФАС России
ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170
Агентство по тарифам Приморского края
ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790