Предписание №СП/57408/24 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по тарифам Приморского края об устране... от 2 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
25 июня 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края, проведенной в соответствии с поручением ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23 на основании приказа Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1, в том числе акт проверки Приморского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее — Акт проверки), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством по тарифам Приморского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).
В соответствии с приказом Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1 «О проведении внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» (далее – Регулируемая организация) на 2024 год.
Постановлением Агентства по тарифам Приморского края (далее – Агентство, Орган регулирования) от 01 ноября 2023 года № 52/6 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ГенерацияСети» на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы.
ФАС России проанализированы материалы тарифного дела Регулируемой организации на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания-ГенерацияСети», на долгосрочный период 2024-2028 годы (далее – Экспертное заключение на 2024 год).
По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.
1. Требования к экспертному заключению
В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на тепловую энергию.
Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.
2. Расходы на топливо
|
Факт Регулируемой организации за 2022 год |
Предложение Регулируемой организации на 2024 год |
Учтено Агентством на 2024 год |
Расходы на топливо, тыс. руб. |
129 385,30 |
177 431,32 |
156 179,81 |
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 34 (1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:
(тыс. руб.), (2)
где:
bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.
2.1. Удельный расход топлива
Удельные расходы топлива, кг ут/Гкал |
|||
|
Факт Регулируемой организации за 2022 год |
Предложение Регулируемой организации на 2024 год |
Учтено Агентством на 2024 год |
Мини ТЭЦ Центральная |
146,617 |
174,352 |
172,7 |
Мини ТЭЦ Океанариум |
148,83 |
170,409 |
147,1 |
РБМК |
147,612 |
155,28 |
145,048 |
В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.
В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Г кал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.
В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:
а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
Согласно экспертному заключению удельные расходы топлива по источникам приняты на основании анализа фактических показателей, сложившихся в предыдущих периодах регулирования.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год не отражена информация о наличии или отсутствии утвержденных нормативов удельного расхода топлива, а также отсутствуют пояснения, расчеты, подтверждающие обоснование размера удельных расходов топлива, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию.
Кроме того, в экспертном заключении отсутствует расчет и обоснование расхода натурального топлива, не указана калорийность топлива.
Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.
2.2. Плановая (расчетная) цена на топливо
Источник тепловой энергии |
Цена на топливо, руб./тыс. м3 (руб./тнт) |
||
ФАКТ Регулируемой организации 2022 год |
Предложение Регулируемой организации на 2024 год |
Учтено агентством на 2024 год |
|
Мини ТЭЦ Центральная (природный газ) |
6 690,03 |
8 219,07 |
7 541,24 |
Мини ТЭЦ Океанариум (природный газ) |
7 294,03 |
8 753,81 |
8 114,05 |
РБМК (дизельное топливо) |
35 066,97 |
70 288,61 |
35 457,00 |
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.
В соответствии с Экспертным заключением на 2024 год цена на природный газ определена на основании приказов ФАС России от 16 ноября 2022 года № 818/22 с учетом прогнозного роста оптовой цены на газ 111,2%, приказов от 16 ноября 2022 года № 828/22, 31 октября 2022 года № 775/22, а также с учетом постановления агентства по тарифам Приморского края от 22 декабря 2021 года № 59/1 «Об установлении размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке природного газа для потребителей по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток», предназначенной для финансирования региональной программы «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Приморского края на 2022-2024 годы».
Цена на дизельное топливо принята на основании фактических данных Регулируемой организации за 1 полугодие 2023 года.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год анализ экономической обоснованности расходов на топливо на 2024 год в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075 не отражен.
Кроме того, в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ закупочных процедур Регулируемой организации для покупки дизельного топлива и анализ рыночных цен, сложивших на территории субъекта.
Таким образом, расходы на топливо, в том числе плановая (расчетная) цена на топливо, на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Агентство по тарифам Приморского края нарушившим положения пунктов 28, 35, 35, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.
2. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.
5. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для акционерного общества «Дальневосточная энергетическая управляющая компания – ГенерацияСети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|