Решения по тарифам б/н Решение по рассмотрению досудебного спора по заявлению ООО «... от 21 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ»

ул. Тверская, д. 13, г. Москва, 125032, office_brn@rosvodokanal.ru


Управление Алтайского края

по государственному регулированию цен и тарифов

ул. Молодежная, д. 1 г. Барнаул, 656038, priem@altaitarif22.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «21» мая 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:<................>; рассмотрев досудебный спор по заявлению ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 27.02.2019 № БВК-4, вх. от 11.03.2019 рег. № 39536/19), возникший с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее — УРТ Алтайского края, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на водоотведение (очистка сточных вод) на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ»: <................>; представителей УРТ Алтайского края: <................>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018  № 827/18.

Основанием для досудебного рассмотрения спора между ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» и органом регулирования является решение УРТ Алтайского края от 27.11.2018 № 277 «О корректировке тарифов на водоотведение (очистка сточных вод), оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на 2019 год».  Для ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» тарифы на оказываемые услуги водоотведения (очистка сточных вод) установлены методом индексации на 2015-2019 годы (первый долгосрочный период регулирования).

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» указывает на то, что утвержденные УРТ Алтайского края тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» 2019 года по следующим статьям затрат:

1. «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» по водоотведению – 31, 57  тыс. руб.

2. «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов в части арендной платы за 2015-2017 гг.» по водоотведению – 8,66  тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемыми решениями на 2019 год для ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», составляет по водоотведению (очистка сточных вод) – 2 432,22 тыс. руб. (объём реализации услуг водоотведения (очистка сточных вод) составляет 291,023 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоотведения (очистка сточных вод) – 8,355 руб./куб. м.).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет по водоотведению (очистка сточных вод) – 2 472,45 тыс. руб. (разница составляет по (очистка сточных вод) – 40,23 тыс. руб. ).

Тариф, который Заявитель считает экономическим обоснованным, составляет по водоотведению – 8,495 руб./куб. м.  (разница составляет по водоотведению (очистка сточных вод) – 0,14 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям досудебного спора Комиссия отмечает следующее.

 

1. По статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи».

УРТ Алтайского края при расчете тарифов ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» учтены расходы на арендную плату на 2019 год по водоотведению (очистка сточных вод) в размере 81,79 тыс. руб. в соответствии с требованиями статьи 44 Основ ценообразования № 406 исходя из цен договоров, действующих до 31.12.2012 без учета дополнительных соглашений.

При этом ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» считает подход по расчету органом регулирования арендной платы неправомерным, в связи с чем считает необходим произвести расчёт расходов на арендную плату по договорам, заключенным и зарегистрированным после 31.12.2012 в размере не более размера амортизационных отчислений, налогов и иных обязательных платежей собственника арендуемого имущества, и просит признать ФАС России экономически обоснованными расходы по указанной статье затрат на уровне водоотведению (очистка сточных вод) в размере 36 849,19 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Данным пунктом также предусмотрено, что в отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31.12.2012, экономически обоснованный размер арендной или концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

В целях недопущения необоснованного роста размера арендной платы и создания более выгодных условий по сравнению с другими регулируемыми организациями, оказывающими аналогичные услуги на территории Алтайского края, а также исключения нарушения принципа баланса экономических интересов, орган регулирования при определении обоснованности расходов по рассматриваемой статье на 2019 год руководствовался расчетом, произведенным в соответствии с требованиями статьи 44 Основ ценообразования исходя из цен договоров, действующих до 31.12.2012 без учета дополнительных соглашений.

На основании представленных обосновывающих документов органом регулирования произведен расчет затрат на арендную плату для ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на 2019 год, по итогам которого экономически обоснованный размер расходов по статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» в составе необходимой валовой выручки на водоотведение (очистка сточных вод) составил 81,79  тыс. руб.

На доводы ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» об учете по данной статье дополнительно расходов на арендную плату по договорам, заключенным и зарегистрированным после 31.12.2012 в размере не более размера амортизационных отчислений, налогов и иных обязательных платежей собственника арендуемого имущества Комиссия сообщает следующее.

В качестве обоснования данных расходов Заявителем в орган регулирования представлены уточнённые расчеты на корректировку и соответствующие обосновывающие материалы. В том числе представлены копии ведомостей начисления амортизации за 2013-2017 годы и 8 месяцев 2018 года, уточненный расчет арендной платы за муниципальное имущество города Барнаула.

Данные ведомости содержат перечень более 700 объектов инженерной инфраструктуры, переданных на обслуживание ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ». При этом представленные обосновывающие материалы не содержат расчет амортизационных отчислений, налогов и иных обязательных платежей собственника арендуемого имущества на 2019 год в отношении объектов, переданных по договорам, заключенным и зарегистрированным после 31.12.2012 (отсутствуют данные, подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок полезного использования, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты в эксплуатацию, амортизационную группу, в том числе с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе).

Согласно положениям Основ ценообразования № 406 оценка экономической обоснованности расходов, в том числе расходов на амортизацию основных средств, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета органами местного самоуправления осуществляется на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по применению Единого плана счетов (далее - Инструкция), утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).

С учётом вышеизложенного, а также в условиях отсутствия в материалах тарифного дела правового акта по бюджетному учету казны, согласно которому собственником в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, начисляется амортизация в установленном порядке, величина заявленной ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на досудебное урегулирование спора в ФАС России амортизации не может быть признана обоснованной при расчёте арендной платы согласно требованиям, предусмотренным пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» отказано в удовлетворении требований по статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи».

2. По статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов в части арендной платы за 2015-2017 гг.».

По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной ФАС России, вынесено предписание от 14.12.2017 № СП/87858/17 (далее – Предписание) (приложение 4), согласно которому управлению по тарифам следовало пересчитать расходы по статье «Арендная плата», учтенные в тарифах, начиная с 2015 г. исходя из цен договоров, действующих до 31.12.2012 г. без учета дополнительных соглашений к данным договорам и принять решение об исключении в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» при установлении цен (тарифов) на 2018-2019 гг. излишне учтенных экономически необоснованных расходов (доходов) по данной статье.

Арбитражный суд города Москвы (решение от 26.04.2018 по делу №40-24782/18) и Девятый арбитражный суд г. Москвы (постановление от 08.08.2018 по делу № 40-24782/18) с выводами ФАС России об определении расходов по статье «Арендная плата» согласились.

Органом регулирования во исполнение пункта 3 Предписания произведен пересчет расходов по статье «Арендная плата», по итогам которого из состава необходимой валовой выручки на водоотведение (очистка сточных вод) ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на 2019 год исключены излишне учтенные в тарифах, начиная с 2015 года, экономически необоснованные расходы (доходы) по дополнительным соглашениям к договорам аренды, заключенным до 31.12.2012 года, в размере 8,21  тыс. руб.

ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», выражая несогласие с исключенной органом регулирования величиной экономически необоснованных расходов по статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» указывает на необходимость учета в составе НВВ указанных расходов в сумме по водоотведению в размере 8,66   тыс. руб.

В качестве обоснования представляет копии ведомостей начисления амортизации за 2013-2017 годы и 8 месяцев 2018 года, уточненный расчет арендной платы за муниципальное имущество города Барнаула.

При этом представленные обосновывающие материалы не содержат расчет амортизационных отчислений, налогов и иных обязательных платежей собственника арендуемого имущества на 2015-2017 гг. в отношении объектов, переданных по договорам, заключенным и зарегистрированным после 31.12.2012 (отсутствуют данные, подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок полезного использования, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты в эксплуатацию, амортизационную группу, в том числе с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе).

Согласно подпункту (в) пункта 20 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, рассмотрение спора прекращается в следующих случае наличия решения федерального антимонопольного органа об установлении факта нарушения (отсутствия нарушения) законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в отношении рассматриваемых споров.

Учитывая вышеизложенное, в условиях отсутствия в материалах тарифного дела правового акта по бюджетному учету казны, согласно которому собственником в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, начисляется амортизация в установленном порядке, а также ввиду того, что указанные вопросы были рассмотрены ФАС России по результатам проведения внеплановой документарной проверки и отражены в предписании от 14.12.2017 № СП/87858/17, выводы которого поддержаны Арбитражным судом города Москвы (решение от 26.04.2018 по делу №40-24782/18) и Девятым арбитражный судом г. Москвы (постановление от 08.08.2018 по делу № 40-24782/18), ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов в части арендной платы за 2015-2017 гг.».

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (исх. от 27.02.2019 № БВК-4, вх. от 11.03.2019 рег. № 39536/19), Комиссия ФАС России от 21.05.2019 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», изложенных в заявлении о рассмотрении досудебного спора с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов  (исх. от 27.02.2019 № БВК-4, вх. от 11.03.2019 рег. № 39536/19) в отношении установленных тарифов в сфере водоотведения (очистка сточных вод) на 2019 год.

Председательствующий: <..............>

Члены Комиссии: <..............>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны