Решения по тарифам №АК/58592/18 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП «Теплоснабжающая компания» о рассмотрении разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. № 7172/18 от 18.01.2018)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обратилось с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения МУП «Теплоснабжающая компания» (далее – МУП «ТСК», Заявитель, Организация).

Спор возник с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - Орган регулирования, РЭК, Управление), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19.12.2017 № 394-нп «О внесении изменений в Приказ ГУ РЭК Тверской области от 30.11.2015 № 335-нп» были скорректированы тарифы на тепловую энергию на 2018 год для МУП «ТСК», установленные ранее методом индексации установленных тарифов, 2018 год – третий год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в результате рассмотрения заявления о разногласиях МУП «ТСК» (рег. № 7172/18 от 18.01.2018), связанных с установлением тарифов в сфере теплоснабжения, с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением на 2018 год, составляет 216 351,58 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую заявитель считает экономически обоснованной на 2018 год, составляет 260 493,84 тыс. руб.

Общая сумма спора составляет 44 142,26 тыс. руб., статьи спора и величина расходов по статьям представлены в таблице 1.

Таблица 1. Статьи разногласий между МУП «ТСК» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области

По статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на обучение персонала», «Арендная плата (прочие объекты)» (включаемая в операционные расходы), «Прочие расходы» (включаемые в операционные расходы).

Организацией заявлены следующие разногласия:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов»: 10 759,44 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 11 465,84 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 706,4 тыс. руб.;

- «Оплата труда»: 10 373,59 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 61 013,12 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 50 639,53 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»: 1 389,85 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 4 469,60 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 3 079,75 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»: 925,27 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 2 207,32 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 1 282,05 тыс. руб.;

- «Арендная плата (прочие объекты)» (включаемая в операционные расходы): 900 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 900 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 0 тыс. руб.;

- «Прочие расходы» (включаемые в операционные расходы): 6 987,77 тыс. руб. – разница между заявленной в ФАС России величиной 6 987,77 тыс. руб. и величиной, учтенной по данной статье Органом регулирования, 0 тыс. руб.

МУП «ТСК» в своем заявлении предлагает учесть вышеуказанные расходы с учетом фактически сложившихся затрат на основании счетов-фактур, договоров, справок бухгалтерии, а также расчетов, произведенных организацией.

В соответствии с пунктами 58, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), все вышеуказанные расходы относятся к операционным.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области данные расходы рассчитаны на 2018 год на основании пункта 36 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания) по следующей формуле:

где:

ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный
в процентах;

ИПЦ - индекс потребительских цен;

Кэл - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемый равным 0,75;

ИКА - индекс изменения количества активов.

Органом регулирования индекс операционных расходов учтен в размере 1 % на основании утвержденных долгосрочных параметров регулирования, коэффициент эластичности операционных расходов принят на уровне 0,75, индекс изменения количества активов принят на уровне 0, индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) принят на уровне 3,7 % (в среднем за год) на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год.

Включение дополнительных расходов по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на обучение персонала», «Арендная плата», «Прочие расходы» не предусмотрено действующим законодательством.

Статья разногласий «Отчисления не социальные нужды».

МУП «ТСК» в своем заявлении заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на отчисления на социальные нужды на 2018 год в размере 18 425,96 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье расходы учтены в размере 15 293,14 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 3 132,82 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении затрат для Организации на 2018 год по данной статье процентная ставка учтена в размере 30,2 %, разногласия по величине ставки отчислений на социальные нужды у МУП «ТСК» отсутствуют.

Отклонение расчета Заявителя от расчета Органа регулирования обусловлено отклонением по статье «Оплата труда».

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Оплата труда», в связи с отказом в удовлетворении требований по статье «Оплата труда» ФАС России считает экономически необоснованным включение дополнительных расходов по статье «Отчисления на социальные нужды».

По статье «Расходы на топливо».

МУП «ТСК» в своем заявлении заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на топливо на 2018 год в размере 3 926,07 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье расходы учтены в размере 3 835,87 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 90,2 тыс. руб.

Разногласия между МУП «ТСК» и Органом регулирования возникли по цене угля, которая была учтена РЭК на 2018 год в размере 4 033,89 руб./тонну.

В своем заявлении МУП «ТСК» отмечает, что цена за тонну угля в тарифной заявке на 2018 год была заявлена в размере 4 100 руб., в ФАС России Организацией заявлена цена угля на 2018 год в размере 4 182,75 руб./тонну.

В обоснование своих требований Организация ссылается на договор № 0536600002717000017-0864351-01 от 15.08.2017 на поставку угля, заключенный с ООО «Валерия» (далее – Договор от 15.08.2017), цена которого составляет 4 182,75 руб./тонну с учетом НДС или 3 429,85 руб./тонну без учета НДС.

ФАС России отмечает, что срок действия указанного Договора определен до 31.12.2017.

Договоров, предусматривающих поставку каменного угля в регулируемом периоде – 2018 году, Заявителем не представлено ни в Орган регулирования, ни ФАС России.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с экспертным заключением и письменным отзывом Органа регулирования при расчете цены на каменный уголь на 2018 год были проанализированы представленные Организацией данные по фактически израсходованному топливу в 2016 году, в соответствии с которыми фактическая цена составила 3 896,60 руб./тонну.

При расчете плановой цены на уголь на 2018 год Органом регулирования были применены индексы роста цен на энергетический уголь согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Прогноз) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы 102,6 %, согласно Прогнозу на 2018 год 101,8 %.

Кроме того, ФАС России отмечает, что МУП «ТСК» не представлено протоколов определения поставщиков, документации о закупках, извещений об осуществлении закупок, планов-графиков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этой связи, требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По статье «Электрическая энергия».

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов на приобретение электрической энергии на 2018 год в размере 23 871,14 тыс. руб.

Органом регулирования в необходимой валовой выручке на 2018 год данные расходы учтены в размере 14 490,96 тыс. руб.

Сумма спора составляет 9 380,18 тыс. руб.

МУП «ТСК» в своем заявлении оспаривает цену электроэнергии и удельный расход электроэнергии.

Для организации затраты на электроэнергию складываются из электроэнергии по уровню напряжения СН-2 (объекты электросетевого хозяйства (20 - 1 кВт) и электроэнергии уровнем напряжения НН (объекты электросетевого хозяйства (ниже 1 кВт).

В обоснование своей позиции по данной статье представлен расчет потребления электроэнергии на 2018 год, счета и акты первичного учета электроэнергии за 11 месяцев 2017 года.

Организацией расчет электроэнергии произведен исходя из величины выработки, отличной от величины, примененной Органом регулирования, при этом разногласия по статье «Выработка тепловой энергии» в ФАС России не заявлены.

По цене электроэнергии.

По предложению Организации цена электрической энергии по уровню напряжения НН составляет 6,9 руб./кВтч, Органом регулирования цена учтена на уровне 6,58 руб./кВтч.

По предложению Организации цена электрической энергии по уровню напряжения СН-2 составляет 5,34 руб./кВтч, Органом регулирования цена учтена на уровне 5,32 руб./кВтч.

При расчете расходов на электрическую энергию на 2018 год Органом регулирования были проанализированы фактически сложившиеся цены на приобретаемую МУП «ТСК» электрическую энергию за 2016 год. Плановая цена на 2018 год была рассчитана исходя из Прогноза на 2017 год и Прогноза на 2018 год, с учетом роста цен на электроэнергию в размере 106,5 % и
104,0 % соответственно и принята по уровню напряжения НН в размере
6,58 руб./кВтч, по уровню напряжения СН-2 - 5,32 руб./кВтч.

По удельному расходу электроэнергии.

По предложению Организации удельный расход электроэнергии по уровню напряжения НН составляет 1,67 кВт.ч/Гкал, Органом регулирования удельный расход электроэнергии принят на уровне 1,04 кВт.ч/Гкал.

По предложению Организации удельный расход электроэнергии по уровню напряжения СН-2 составляет 30,39 кВт.ч/Гкал, Органом регулирования удельный расход электроэнергии принят на уровне 18,96 кВт.ч/Гкал.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пункту 50 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания), при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя:

- объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом;

- стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.

В соответствии с пунктом 118 Методических указаний в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Таким образом, при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения органом регулирования принимается величина удельного расхода электрической энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования, которая подлежит корректировке только в случае отклонения изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов (пп. «г» пункта 52 Основ ценообразования).

В соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на предложение МУП «ТСК» об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии потребителям городского округа города Вышний Волочек на 2018 год РЭК Тверской области удельный расход электроэнергии на 2018 год рассчитан в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанными ГУП АКХ им. К.Д. Панфилова.

ФАС России отмечает, что расчетный объем электрической энергии для расчета экономически обоснованного уровня расходов регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию для производственных нужд определяется в соответствии с Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323, исходя из состава и энергетических характеристик энергопотребляемого оборудования, структуры и качества сжигаемого топлива.

В соответствии с экспертным заключением по установлению тарифов на тепловую энергию на 2016 год удельный расход электроэнергии Органом регулирования по уровню напряжения НН был принят в размере
27 кВт.ч/Гкал, в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2017 год - 20 кВт.ч/Гкал, на 2018 год – 1,04 кВт.ч/Гкал.

Расходы на электрическую энергию по уровню напряжения СН-2 до 2018 года Организацией не заявлялись.

ФАС России отмечает, что обоснований, свидетельствующих об изменении удельного расхода электроэнергии в 2017 году, в ФАС России не представлено. В материалах отсутствуют данные о вводе и выводе котельных в эксплуатацию, а также замене оборудования в эксплуатируемых котельных. Кроме того, при определении удельного расхода электрической энергии РЭК Тверской области не были проанализированы фактические данные работы котельных за предыдущие периоды регулирования.

Кроме того, при расчете расходов на электроэнергию Органом регулирования не был проведен анализ величины выработки электрической энергии по уровням напряжения.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на электрическую энергию» подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения необходимо пересмотреть расходы по статье «Расходы на электрическую энергию», рассчитав удельный расход электрической энергии на 2018 год с учетом фактического расхода электрической энергии МУП «ТСК» за 2016, 2017 годы и в соответствии с Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323.

На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных МУП «ТСК» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области материалов, ФАС России принято решение:

1. Признать Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской  области нарушившим пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 50 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП «ТСК» на 2018 год.

2. Частично удовлетворить требования МУП «ТСК», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. № 7172/18 от 18.01.2018).

3. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть расходы по статье «Расходы на электрическую энергию», рассчитав удельный расход электрической энергии на 2018 год с учетом фактического расхода электрической энергии МУП «ТСК» за 2016, 2017 годы и в соответствии с Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323.

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию на 2018 год для МУП «ТСК» с учетом пункта 3 настоящего решения, обеспечив введение в действие тарифов с 1 сентября 2018 года.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «ТСК» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для МУП «ТСК» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований МУП «ТСК».

 

А.Б.Кашеваров

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны