Решение №СП/43156/23 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» мая 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению Акционерного общества Специализированный застройщик «КМАпроектжилстрой» (далее – АО СЗ «КМАПЖС», Заявитель) (исх. от 16.02.2023 № 17/07, вх. от 21.02.2023 рег. № 27177/23), возникший с Управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее – орган регулирования, Управление) по вопросу установленного тарифа на питьевую воду, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видеоконференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителей Заявителя в лице <...>, <...>, <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 16.02.2023 № 17/07, вх. от 21.02.2023 рег. № 27177/23) о разногласиях между АО СЗ «КМАПЖС» и Управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по приказу Управления от 15 ноября 2022 г. № 28/26 «О внесении изменений в приказы Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года № 33/72, № 33/73 (в ред. от 16 декабря 2019 года № 32/10, от 07 декабря 2020 года № 24/30, от 18 ноября 2021 года № 23/25, от 14 декабря 2021 года № 27/46)» в части утвержденного тарифа на услуги питьевого водоснабжения для АО СЗ «КМАПЖС» на 2023 год.

Тарифы для АО СЗ «КМАПЖС» на питьевую воду (Тереховский водозабор) на 2019-2023 гг. установлены органом регулирования с применением метода индексации.

Тариф для АО СЗ «КМАПЖС» установлен на 2023 год на уровне 12,63 руб./куб. м (без НДС).

Заявленный АО СЗ «КМАПЖС» на досудебный спор тариф на 2023 год составляет 24,41 руб./куб. м (без НДС) (увеличение на 93 %).

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для АО СЗ «КМАПЖС» на 2023 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составляет 19 181,83 тыс. руб.

Заявленная АО СЗ «КМАПЖС» на досудебный спор НВВ на 2023 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составляет 28 158,22 тыс. руб. (увеличение на 47 %).

В поданном заявлении АО СЗ «КМАПЖС» считает, что Управлением нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на питьевую воду (Тереховский водозабор) для АО СЗ «КМАПЖС» на 2023 год, мотивируя позицию следующим.

По мнению Заявителя, органом регулирования некорректно определены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала в размере 975,91 тыс. руб., регулируемой организацией расходы заявлены в размере 6 268,57 тыс. руб., отклонение составляет 5 292,66 тыс. руб.

При этом расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, по мнению АО СЗ «КМАПЖС», также некорректно определены органом регулирования на уровне 1 342,62 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены на уровне 2 661,63 тыс. руб., отклонение составляет 1 319,01 тыс. руб.

Также АО СЗ «КМАПЖС» указывает на то, что органом регулирования некорректно определены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административного персонала в размере 1 264,70 тыс. руб., регулируемой организацией расходы заявлены в размере 2 362,64 тыс. руб., отклонение составляет 1 097,94 тыс. руб.

Таким образом, объем разногласий по перечисленным статьям затрат составил 7 709,61 тыс. руб., при этом отклонение учтенной НВВ от заявленной АО СЗ «КМАПЖС» составляет 8 976,40 тыс. руб.

Кроме того, АО СЗ «КМАПЖС» в заявлении  о досудебном споре указывает на то, что органом регулирования некорректно определен отпуск реализации услуг на 2023 год на уровне 1 519,898 тыс. куб. м, регулируемой организацией заявлен на уровне 1 153,558 тыс. куб. м, в связи с чем разногласия по указанному показателю связаны со снижением объема реализации услуг на 366,340 тыс. куб. м.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Тариф на питьевую воду (Тереховский водозабор) для АО СЗ «КМАПЖС» с 2016 года устанавливается органом исполнительной власти Белгородской области с применением метода индексации.

Пунктом 96 Методических указаний № 1746-э установлено, что тарифы регулируемых организаций на питьевую воду в виде одноставочных тарифов рассчитываются как отношение НВВ регулируемой организации, относящейся на соответствующий регулируемый вид деятельности, и рассчитанной на i-ый год, к объему отпускаемого абонентам ресурса.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 59 Основ ценообразования № 406 величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Согласно пунктам 39, 41 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды общехозяйственного персонала, другие общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административного персонала, прочие административные расходы учитываются в составе базового уровня операционных расходов.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с Основами ценообразования № 406.

Согласно пункту 84 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов, индекс эффективности операционных расходов, нормативный уровень прибыли, показатели энергосбережения и энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 90 Методических указаний № 1746-э в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

При корректировке необходимой валовой выручки применяется формула (32) Методических указаний № 1746-э.

Скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 Методических указаний № 1746-э), рассчитывается в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э.

Затраты по статье «Операционные расходы» в сфере водоснабжения на 2019 год сформированы Управлением, в том числе исходя из положений пункта 60 Основ ценообразования № 406, которым определено, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации базового уровня операционных расходов применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При этом операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов).

Учитывая данную специфику формирования операционных расходов, расшифровка в долгосрочном периоде регулирования второго и последующих лет данного долгосрочного периода действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, поскольку данные расходы определяются индексацией базового периода, определенного на первый год долгосрочного периода регулирования.

В материалах, приложенных к заявлению АО СЗ «КМАПЖС» в ФАС России, представлены документы, подтверждающие, по мнению Заявителя, экономическую обоснованность предложенных заявителем величин расходов по заявленным статьям спора.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

В обоснование расходов на оплату труда Заявителем представлено штатное расписание работников ОЭХ АО СЗ «КМАПЖС» на 2020 год, несоответствующее Приложениям 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

Вместе с тем, согласно штатному расписанию и пояснениям к расходам на оплату труда численность персонала АО СЗ «КМАПЖС» по регулируемым видам деятельности ежегодно перераспределяется пропорционально доле фактически отпущенного энергоресурса (энергоносителя) за отчетный год.

Необходимо отметить, что представленное АО СЗ «КМАПЖС» в рамках предложения об установлении тарифов на 2019-2023 гг. для обоснования фонда оплаты труда штатное расписание не поименовано в пункте 52 Основ ценообразования № 406 в качестве достаточного условия для принятия в расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а дополнительное экономическое обоснование распределения численности рабочих по регулируемым видам деятельности пропорционально фактическому отпуску энергоносителя не представлено, формирование фонда оплаты труда органом регулирования осуществлялось в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Методических указаний № 1746-э исходя из данных последнего расчетного периода регулирования и планового значения индекса потребительских цен.

Рассматриваемый в заявлении АО СЗ «КМАПЖС» 2023 год является пятым годом второго долгосрочного периода регулирования.

Базовый уровень операционных расходов для АО СЗ «КМАПЖС» был определен органом регулирования в первом году долгосрочного периода регулирования (2019 год) в соответствии с положениями Методических указаний № 1746-э.

Базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов являются долгосрочными параметрами регулирования тарифов АО СЗ «КМАПЖС», утвержденными Управлением на долгосрочный период 2019-2023 гг., и составили в сфере водоснабжения – 2 966,84 тыс. руб. и 1,00, соответственно.

Индекс изменения количества активов характеризует изменение расходов регулируемой организации, связанных с изменением количества объектов, эксплуатируемых ею, и значение его рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Управление отмечает, что для АО СЗ «КМАПЖС» индекс изменения количества активов на 2023 равен 0, ввиду отсутствия со стороны регулируемой организации информации о вводе новых объектов водоотведения в эксплуатацию в течение долгосрочного периода регулирования.

Индекс потребительских цен на 2023 год в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации в базовом варианте прогноза, составил 106,0 %.

Таким образом, исходя из вышеизложенного величина операционных расходов в сфере водоснабжения для АО СЗ «КМАПЖС» на 2023 год (последний год долгосрочного периода регулирования), утвержденная Управлением, не может быть пересмотрена в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в пятом году второго долгосрочного периода регулирования исходя из требований законодательства в области государственного регулирования тарифов, в связи с чем требования Заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению.

2. Объем воды, отпущенной абонентам.

АО СЗ «КМАПЖС» указывает в заявлении на то, что органом регулирования некорректно определен отпуск реализации услуг на 2023 год на уровне 1 519,898 тыс. куб. м, регулируемой организацией заявлен на уровне 1 153,558 тыс. куб. м, в связи с чем разногласия по указанному показателю связаны со снижением объема реализации на 366,340 тыс. куб. м.

Плановый объем воды, отпущенной в 2023 году абонентам, определен органом регулирования в соответствии с пунктами 4-6 Методических указаний № 1746-э. Расчет произведен исходя из фактического объема отпуска воды за последний год и динамики отпуска воды за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и прекращения подачи воды в отношении объектов потребителей.

Заявитель отмечает, что в период с 2019 по 2022 гг. объемы подачи абонентам воды из Тереховского водозабора учитывались исключительно по приборам учета. В 2020 году регулируемой организацией был заключен договор с МУП «Старооскольский водоканал» на неопределенный срок, согласно которому подача воды осуществлялась в район ИЖС в период с мая по сентябрь. Вместе с тем, фактические объемы подачи воды проводились по мере потребности абонентам МУП «Старооскольский водоканал». Иные потребители воды Тереховского водозабора по настоящее время отсутствуют. Более того, как отмечает регулируемая организация, в декабре 2022 года договор в одностороннем порядке был расторгнут по инициативе АО СЗ «КМАПЖС». Неритмичность потребления воды указанным абонентом наглядно показана в приложенной к заявлению динамике. При расчете заявленного объема воды в размере 1 153 558 куб. м регулируемой организацией не учитывался утвержденный в производственной программе МУП «Староосколький водоканал» объем покупки воды в размере 562 585 куб. м (приказ УГРЦТ № 33/4 от 23.11.2022), который отличен от объема, принятого органом регулирования при расчете тарифа в части объемных показателей АО СЗ «КМАПЖС».

Управление отмечает, что расчетные объемы отпуска воды за последний отчетный год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года определены органом регулирования с учетом представленной АО СЗ «КМАПЖС» информации в Стандартах раскрытия информации.

В целях определения расчетного объема отпуска воды на 2023 год органом регулирования был проведен анализ сопоставимости перечня абонентов, учтенных АО СЗ «КМАПЖС» в расчете объема водоснабжения, с данными реестра действующих договоров водоснабжения.

Также орган регулирования отмечает, что 19.06.2020 АО СЗ «КМАПЖС» заключен договор холодного водоснабжения с МУП «Старооскольский водоканал», согласно которому АО СЗ «КМАПЖС» через присоединенную водопроводную сеть подает МУП «Старооскольский водоканал» не менее 1 300 000 куб. м воды в год. В соответствии с протоколом разногласий к договору между АО СЗ «КМАПЖС» и МУП «Старооскольский водоканал» от 19.06.2020 договор заключен на срок 5 лет до 18.06.2025 и может быть пролонгирован на следующий срок.

Согласно актам сверки АО СЗ «КМАПЖС» в 2021 году поданный в централизованную систему МУП «Старооскольский водоканал» объем воды составил 921 120 куб. м.

Органом регулирования расчет планового объема отпускаемой потребителям воды произведен исходя из фактических данных за 2021 год.

Необходимо отметить, что в рамках предложения об установлении тарифов на питьевую воду (Тереховский водозабор) информация по абонентам, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить) АО СЗ «КМАПЖС» не представлялась. Кроме того, органом регулирования тариф для МУП «Старооскольский водоканал» установлен 23.11.2022, то есть позднее даты принятия тарифного решения по АО СЗ «КМАПЖС» (15.11.2022).

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между АО СЗ «КМАПЖС» и Управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (исх. от 16.02.2023 № 17/07, вх. от 21.02.2023 рег. № 27177/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований АО СЗ «КМАПЖС», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (исх. от 16.02.2023 № 17/07, вх. от 21.02.2023 рег. № 27177/23).

Связанные организации

АО "КМАпроектжилстрой"
ИНН 3128001437, ОГРН 1023102357266
Управление по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области
ИНН 3123134810, ОГРН 1063123133996