Предписание №СП/95798/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 1 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «Единая система обращения с отходами», а также тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «Единая система обращения с отходами»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для ГП КО «Единая система обращения с отходами» (далее — ГП КО «ЕСОО») на 2019 год установлен приказом Службы от 07.12.2018 № 96-04окк/18 «Об установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области ГП КО «ЕСОО» на 2019 год», и с учетом внесения изменений от 29.03.2019 в редакции № 2 составляет для населения с 01.01.2019 по 31.03.2019 — 510,75 руб./куб. м. с НДС; с 01.04.2019 по 30.06.2019 — 488,57 руб./куб. м. с НДС; с 01.07.2019 по 31.12.2019 — 488,57 руб./куб. м. с НДС.

Тариф для оператора по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» на 2019 год утвержден приказом Службы от 28 февраля 2019 г. № 19-02окк/19 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «ЕСОО» на 2019 год», а также приказом Службы от 29.03.2019 № 28-08окк/19 «О внесении изменения в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28 февраля 2019 года № 19-02окк/19» скорректирован в части изменения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Тариф для оператора по захоронению ТКО с предварительной обработкой для АО «Утилизация мусора» утвержден приказом Службы от 11.12.2017 № 105-01окк/17 «Об установлении тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для АО «Утилизация мусора» муниципального образования «Гусевский городской округ» на 2018-2022 годы», приказом Службы от 07.12.2018 № 96-02окк/18 «О внесении изменений в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» скорректирован на 2019 год, а также приказом Службы от 29.03.2019 № 28-04окк/19 «О внесении изменения в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» скорректирован в части изменения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

         Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год органом регулирования учтена при утверждении предельного единого тарифа для ГП КО «ЕСОО» в размере 1 385 165,91 тыс. руб. (скорректирована до 1 340 047,99 тыс. руб.), НВВ оператора по захоронению ТКО ГП КО «ЕСОО» на 2019 год утверждена в размере 118 071,19 тыс. руб., НВВ оператора по захоронению ТКО с предварительной обработкой АО «Утилизация мусора» на 2019 год утверждена органом регулирования в размере 100 657,93 тыс. руб.

Основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки регионального оператора приходится на транспортирование ТКО, которые составляют более 68 % от НВВ, расходы по обработке и захоронению составляют 21,1 % от НВВ, собственные расходы регионального оператора ГП КО «ЕСОО» составляют 10,1 % от НВВ.

 

1. Единый тариф на услугу регионального оператора в сфере обращения с ТКО ГП КО «ЕСОО».

Органом регулирования в составе единого тарифа на услуги регионального оператора ГП КО «ЕСОО» учтены расходы на транспортирование ТКО в размере 920 271,5 тыс. руб. в соответствии с конкурсной документацией по отбору регионального оператора на территории Калининградской области согласно заявленному расходу регионального оператора.

При этом ФАС России отмечает, что согласно представленным со стороны органа регулирования данным общая стоимость расходов на транспортирование ТКО на территории Калининградской области на 2019 год по результатам торгов составила 930 402,1 тыс. руб.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услугу по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила проведения торгов № 1133) настоящие Правила проведения торгов № 1133 устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Таким образом, данные Правила проведения торгов № 1133 регламентируют порядок проведения торгов, цена по которым при заключении договоров между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО в последствии подлежат анализу со стороны органа регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат.

Вместе с тем, при определении плановых расходов на транспортирование ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

  а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

  б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Учитывая вышеизложенное, Службе необходимо провести анализ расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ регионального оператора ГП КО «ЕСОО» на 2019 год, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (в случае необходимости запросить дополнительные материалы со стороны регулируемой организации) и, в случае выявления экономически необоснованных расходов, исключить их из состава НВВ регионального оператора ГП КО «ЕСОО», отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении.

 

2. Тариф на захоронение ГП КО «ЕСОО».

    1. Установление тарифов.

Приказом Службы от 19.12.2016 года № 139-16окк/16 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ГП КО «ЕСОО» на период 2017-2021 годов» с применением метода индексации были установлены тарифы на захоронение ТКО и долгосрочные параметры на 2017-2021 годы. На момент установления вышеуказанных тарифов на долгосрочный период 2017-2021 гг. организация ГП КО «ЕСОО» применяла упрощенную систему налогообложения.

ГП КО «ЕСОО» представило в орган регулирования копию сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и в соответствии с положениями статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса сообщило о переходе с 01.10.2017 года на общий режим налогообложения.

На основании поступившего в адрес Службы заявления от ГП КО «ЕСОО», приказом Службы от 21.11.2017 г. № 90-04окк/17 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19 декабря 2016 года № 139-16окк/16» были пересмотрены долгосрочные параметры регулирования 2017-2021 гг. и установлены тарифы в соответствии с вновь пересмотренными долгосрочными параметрами регулирования.

Приказом Службы от 29.08.2018 № 51-01окк/18 «О внесении изменения в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19 декабря 2016 года № 139-15окк/16 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» внесены изменения в производственную программу ГП КО «ЕСОО».

Приказом Службы от 29.08.2018 № 51-02окк/18 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19 декабря 2016 года № 139-16окк/16 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» внесены изменения в приказ Службы от 19.12. 2016 года № 139-16окк/16 о тарифах.

Согласно протоколу о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области № КО-18032-РО от 13.06.2018 года, победителем признан заявитель ГП КО «ЕСОО».

В соответствии с подпунктом (в) пункта 21 Основ ценообразования № 484 долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям: присвоение организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484, с учетом Территориальной схемы.

Служба приказом от 21.01.2019 № 05-01окк/19 «О признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» признала утратившими силу приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19 декабря 2016 года № 139-15окк/16 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ГП КО «ЕСОО» на 2017-2021 годы»; приказ Службы от 19 декабря 2016 года № 139-16окк/16 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ГП КО «ЕСОО» на период 2017-2021 годов»; и пункт 1 приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 августа 2018 года № 51-01окк/18 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19 декабря 2016 года № 139-15окк/16 и признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области».

Таким образом долгосрочный тариф на захоронение для ГП КО «ЕСОО» на 2017-2021 гг. был отменен Службой в январе 2019 года, в том числе уже после утверждения тарифа для регионального оператора (07.12.2018).

При этом, орган регулирования утвердил новый тариф на услугу по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» приказом Службы от 28.02.2019 № 19 - 02окк/19 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «ЕСОО» на 2019 год» на период со дня вступления в силу настоящего приказа по 31.12.2019.

Далее тариф на услугу по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» был скорректирован органом регулирования на 2019 год приказом Службы от 29.03.2019 № 28-04окк/19 «О внесении изменения в Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 11 декабря 2017 года № 105-01окк/17» в части изменения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в части периода применения тарифов.

Так на 2019 год выделено 3 периода действия тарифов: с 01.01.2019 по 31.03.2019, с 01.04.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019. Следовательно, утверждение тарифа 29 марта 2019 года происходит после введения в действие тарифа, утверждённого на период с 01.01.2019 по 31.03.2019.

Вместе с тем, пунктом 21 Основ ценообразования № 484 предусмотрена возможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования исключительно в течение действующего долгосрочного периода регулирования.

Следовательно, в данном случае изменению подлежали долгосрочные параметры регулирования в рамках ранее утвержденного долгосрочного тарифа на услуги по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» на период с 2017 по 2021.

На основании вышеизложенного, отмена органом регулирования долгосрочного тарифа на услуги по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» на 2017-2021 гг., утвержденного приказом Службы от 19.12.2016 года № 139-16окк/16, и установление нового тарифа на услуги по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» на 2019 год приказом Службы от 28.02.2019 № 19-02окк/19 противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО.

 

2.2. Анализ расходов, учтенных в составе НВВ и соответственно тарифа на захоронение ТКО.

ФАС России, проанализировав утвержденные тарифы на захоронение ГП КО «ЕСОО» на 2019 год, считает необходимым отразить следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации в области тарифного регулирования в сфере обращения с ТКО.

2.2.1 Амортизация.

Органом регулирования утверждены расходы на амортизацию в 2017 году в размере 4 711,51, в 2018 году - 5 169,81 тыс. руб. и в 2019 году - 6 167,9 тыс. руб. исходя из бухгалтерской отчетности по фактическим данным за 2017 год за исключением расходов по приобретаемым основным средствам.

В соответствии с пунктом 53 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств, находящимися в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности, не подлежит амортизации.

Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области договором от 27 декабря 2000 года № 118 и актом приема-передачи от 27.12.2000 года закреплено государственное имущество на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО»:

- полигон ТБО «Круглово»;

- хозяйственная зона;

- домик оператора;

- подъездная дорога.

Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области выдано свидетельство от 25.01.2000 года № 390060 о внесении в реестр государственного имущества Калининградской области.

Агентством по имуществу Калининградской области, согласно договора от 21 сентября 2012 года № 759-пр включено в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО» недвижимое имущество:

- нежилое здание (административно-бытовой корпус), общей площадью 198,0 кв.м.;

- нежилое здание (насосная установка), общей площадью 35,8 кв.м.;

- нежилое здание (проходная), общей площадью 13,4 кв.м.

Агентством по имуществу Калининградской области, согласно договору от 28 октября 2013 года № 1073-пр включено в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО» движимое имущество:

- экскаватор-погрузчик М544 PLUS 2013 года выпуска М544SN2102047;

- трактор с бульдозерным и рыхнительным оборудованием ТМ10.11 ГСТ 2013 года выпуска заводской номер машины (рамы) 1101 (13.07-96).

Агентством по имуществу Калининградской области, в соответствии с договором от 23 декабря 2014 года № 1285-пр включено в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО», имущество расположенное в Калининградской области, неманский район, п. Барсуковка:

- нежилое здание (административно-бытовой корпус), общей площадью 191,0 кв.м.;

- нежилое здание (здание насосной станции), общей площадью 35,8 кв.м.;

- нежилое здание (проходная), общей площадью 13,4 кв.м.;

- сооружение (площадка складирования отходов), площадью 75 000.00 кв.м.;

- сооружение (внутриплощадочные сети дренажа), длиной 1 293,0 м;

- сооружение (внутриплощадочные сети ливневой канализации), длиной 501,0 м;

- сооружение (внутриплощадочные сети водопровода), длиной 471,0 м;

- сооружение (внутриплощадочные сети бытовой канализации), длиной 453,0 м;

- сооружение (внутриплощадочные сети электроснабжения), 1640,0 м.

В соответствии с договором от 08 октября 2013 года № 815-пр Агентством по имуществу Калининградской области включены в реестр госимущества и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО» объекты имущества:

- пожарный водоем;

- площадка складирования зона 1 очереди (3,6га);

- площадка складирования зона 2 очереди (3,9га);

- эксплуатационная дорога;

- трубопереезд;

- автомобиль КАМАЗ;

- сети водопровода В1;

- сети канализации бытовой К1;

- сети канализации ливневой К2;

- малые формы;

- ограждения АХЗ;

- дорога от ПК-2 до ПК-1;

- очистные сооружения;

- пункт радиационного контроля;

- весы;

- расходный склад дизтоплива;

- автомойка;

- дезинфицирующая ванна.

В соответствии с договором от 18 апреля 2016 года № 351-пр Агентством по имуществу Калининградской области включены в реестр госимущества и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО» объекты недвижимого имущества: нежилое помещение литера XI из литеры А 118,2 кв.м., г. Калининград ул. Коперника, дом № 2-4.

В соответствии с договором от 17 апреля 2015 года № 424-пр Агентством по имуществу Калининградской области включены в реестр госимущества и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГП КО «ЕСОО» объекты имущества: нежилое здание (п. Круглово) 240,0 кв.м.

При этом у ГП КО «ЕСОО» отсутствует инвестиционная программа, утвержденная в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, источником финансирования которой могла бы являться амортизация.

Исходя из вышеизложенного, наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в состав НВВ ГП КО «ЕСОО», и документальное подтверждение начисленной амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не является обязательным условием учета амортизации основных средств в в составе НВВ и соответственно тарифах в сфере обращения с ТКО без соответствующего экономического обоснования.

Из вышеизложенного следует что, начисление амортизации осуществляется на объекты, созданные как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных средств. В этой связи органу регулирования необходимо определить объекты (или долю в объектах), построенных за счет бюджетных средств, по итогам которого учтенные ранее в периоде 2017-2019 гг. амортизационные отчисления по указанным объемам основных средств исключить из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2.2 Фонд оплаты труда.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

 Службой при установлении тарифа на оказываемые услуги по захоронению ТКО для ГП КО «ЕСОО» на 2019 год средняя заработная плата персонала ГП КО «ЕСОО» учтена на уровне 42 772 тыс. руб. в месяц.

При этом, согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация, деятельности по ликвидации загрязнений» за 2018 год составляет 27 318 тыс. руб. в месяц.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, индекс потребительских цен на 2019 год составил 104,6 %, следовательно, средняя заработная плата по Калининградской области по данному виду деятельности, сложившаяся за 2018 год и приведенная к 2019 году составляет 28 575 тыс. руб. в месяц., что ниже утвержденной органом регулирования средней заработной платы персонала на 14 197 тыс. руб. в месяц.

При этом в материалах тарифного дела, а также в Экспертном заключении органа регулирования отсутствует подробный расчет фонда оплаты труда, в том числе численности и средней заработной платы персонала, согласно требованиям пункта 42 Основ ценообразования № 484, а именно согласно Отраслевому тарифному соглашению, коллективному договору, а также согласно данным о плановом и фактическом уровне фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату труда, по результатам которого учесть на экономически обоснованном уровне расходы на оплату труда по всем категориям персонала ГП КО «ЕСОО» в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 с учетом непревышения среднемесячной оплаты труда на 2019 год над среднемесячной оплатой труда по Калининградской области по данному виду деятельности, сложившейся за 2018 год и приведенной с учетом индекса потребительских цен к 2019 году, исключив необоснованно учтенные органом регулирования средства из состава НВВ ГП КО «ЕСОО», отразив расчеты и подробный анализ в экспертном заключении.

 

2.3 Налог на прибыль.

Органом регулирования на 2019 год в составе нормативной прибыли учтены расходы исключительно в виде прибыли на социальные выплаты по коллективным договорам в размере 3 396,09 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 484 нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 39 Основ ценообразования № 484 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей.

ФАС России обращает внимание на то, что Службой налог на прибыль учтен на 2019 год на уровне 679,22 тыс. руб. от расходов в виде прибыли на социальные выплаты по коллективным договорам в составе НВВ ГП КО «ЕСОО».

Учитывая вышеизложенное, поскольку налог на прибыль не рассчитывается от расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, учтенные органом регулирования средства подлежат исключению из состава НВВ ГП КО «ЕСОО».

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. Признать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области нарушившей положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 12, 14, 21, 38, 39, 42 и 53 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункты 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, при утверждении тарифов предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «Единая система обращения с отходами», а также тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «Единая система обращения с отходами».

2. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год для ГП КО «Единая система обращения с отходами», а именно провести анализ расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ регионального оператора ГП КО «ЕСОО» на 2019 год, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (в случае необходимости запросить дополнительные материалы со стороны регулируемой организации) с учетом пункта 1 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 31.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области при установлении тарифа захоронение твердых коммунальных отходов на 2019 год для ГП КО «Единая система обращения с отходами», а именно:

- отменить приказ Службы от 21.01.2019 № 05-01окк/19 «О признании утратившими силу отдельных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области»;

- отменить приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28.02.2019 № 19-02окк/19 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «ЕСОО» на 2019 год».

4. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) пересмотреть тариф на захоронение ТКО и долгосрочные параметры регулирования для ГП КО «ЕСОО» на 2020-2021 гг., установленные приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 19.12.2016 года № 139-16окк/16 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов и долгосрочных параметров регулирования для ГП КО «ЕСОО» на период 2017-2021 годов» с учетом пункта 2.2 мотивировочной части настоящего предписания.

5. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами с 01.01.2019 ввести в действие тариф на захоронение ТКО и долгосрочные параметры регулирования ГП КО «ЕСОО» на 2020 год во исполнение пункта 4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Выявленные по результатам исполнения пунктов 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания экономически необоснованные расходы (в том числе незаконно собранные регулируемыми организациями в связи с действием, выразившимся в отмене тарифного решения, а также расходы, размер которых напрямую зависит от исключенных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания расходов), исключить из состава НВВ регионального оператора и оператора по захоронению ГП КО «ЕСОО» 2020 года согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 6 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 6 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «Единая система обращения с отходами» 2020 года, а также тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов ГП КО «Единая система обращения с отходами» 2020-2021 гг. 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192
Калининградское УФАС России
ИНН 3905011090, ОГРН 1023901001552
Прокуратура Калининградской области
ИНН 3906028635, ОГРН 1023901020582