Предписание №СП/19584/24 Предписание по итогам проведенного наблюдения Министерства т... от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 28.12.2023 № 31-35279-С/23 (далее — Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 16.01.2024 № 46-01-16-исх-7, вх. от 16.01.2024 рег. № 6438-ЭП/24) (далее – Возражения), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Министерством
при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО)
для АО «Пермский региональный оператора ТКО» (далее – АО «ПРО ТКО», регулируемая организация) на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства Пермского края от 09.12.2016 № СЭД 35-01-12-503 утверждена территориальная схема обращения с отходами в Пермском крае (далее — Территориальная схема) (в редакции от 11.04.2020 № СЭД 24-04-01-04-118).

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» региональный оператор освобожден от уплаты налога
на добавленную стоимость.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29.10.2022 № 27-о утверждены тарифы в отношении регионального оператора АО «ПРО ТКО» на 2023 год в размере 5923,33 руб./тонна на услугу по обращению с ТКО на территории Пермского края.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Комиссией ФАС России проведен анализ материалов тарифного дела
на предмет экономической обоснованности учета и формирования необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регионального оператора АО «ПРО ТКО»
на 2023 год в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16. По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «ПРО ТКО» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО АО «ПРО ТКО» на 2023 год (далее – экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной
для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или,
при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Учтенная органом регулирования НВВ при утверждении предельного тарифа для АО «ПРО ТКО» на услуги регионального оператора по обращению с ТКО
на 2023 год составляет 3 765 222,78 тыс. руб., тариф на 2023 год составляет
5 923,33 руб./т.

1. Долгосрочные параметры регулирования, установленные
на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов в сфере
по обращению с ТКО.

Согласно пункту 16 Правил регулирования № 484 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии
с Основами ценообразования № 484 и с учетом предложения регулируемой организации. Регулирование единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования, осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами
89 - 92 Основ ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16.

В соответствии с нормами пунктов 5 и 7 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора на срок не более чем 10 лет.

Пунктом 83 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что единый тариф на услугу регионального оператора устанавливается в соответствии
с условиями Соглашения.

Комиссия ФАС России отмечает, что в ходе проведенного анализа выявлено, что формирование единого тарифа на услугу регионального оператора АО «ПРО ТКО» по обращению с ТКО на 2023 год произведено органом регулирования с применением метода индексации затрат и определением долгосрочного периода регулирования на 2023-2027 годы, о чем свидетельствуют данные, указанные в экспертном заключении органа регулирования. Таким образом, НВВ регионального оператора АО «ПРО ТКО» на 2023 год сформирована органом регулирования в нарушение подходов, предусмотренных пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, аналогичным образом утверждены долгосрочные параметры регулирования (далее – ДПР) в нарушение норм, указанных в Методических указаниях № 1638/16.

В направленных органом регулирования Возражениях в адрес ФАС России Министерство отмечает, что пунктом 19 Основ ценообразования № 484
при установлении тарифов утверждены следующие методы: экономически обоснованных расходов (затрат), индексации, доходности инвестированного капитала. При этом в соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 484 установлено, что долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Таким образом, по мнению органа регулирования, раздел XI Основ ценообразования № 484 и раздел VI Методических указаний № 1638/16 не содержит исключения из общих правил относительно метода расчета тарифа
для регионального оператора. В связи с чем, особенности определения НВВ
в указанных пунктах не препятствуют установлению ДПР для регулируемой организации.

По мнению органа регулирования, в пункте 91 Методических указаний № 1638/16 предусмотрена индексация собственных расходов регионального оператора, что применительно к формированию тарифа методом индексации,
и в этой связи Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями
№ 1638/16 не установлен запрет на формирование тарифов для регионального оператора с применением метода индексации и невозможность установления ДПР.

Также орган регулирования отмечает, что предельный уровень тарифов
для АО «ПРО ТКО» подвергался судебной оценке и подход органа регулирования
не был признан судом неверным.

Комиссия ФАС России отмечает, что ни в одном из приведённых Министерством судебных актов вопрос законности применения метода индексации не являлся предметом проверки, при этом отраженная в Отчете позиция
ФАС России подтверждается письмом ФАС России от 11.11.2023 № ВК/83211/23 (далее – письмо ФАС России).

Необходимо отметить, что Основами ценообразования № 484 определен долгосрочный период регулирования длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (в т.ч. не менее 3 годовых периодов при первом применении), если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, в соответствии с письмом ФАС России, поименованные
в пункте 19 Основ ценообразования № 484 методы регулирования,
при формировании единых тарифов для регионального оператора указанные долгосрочные параметры регулирования и методы регулирования не используются.

При этом, пунктом 83 Методических указаний № 1638/16 установлено, что единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 определен расчет НВВ регионального оператора.

 

где:

- НВВ регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению ТКО на объектах, используемых
для обращения с ТКО, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые
в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, осуществляемая в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16, руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что при установлении (корректировке) предельного единого тарифа регионального оператора на второй и все последующие годы до окончания действия Соглашения применяются положения пунктов 91, 92, 95 Методических указаний № 1638/16, в частности осуществляется:

- индексация собственных расходов регионального оператора предыдущего регулируемого периода (года) по формулам 49-51, приведенным в пункте 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не установлено в Соглашении;

- ежегодная корректировка НВВ регионального оператора с учетом фактических результатов его деятельности в отчетном году (i-2) в соответствии
с формулой 52, приведенной в пункте 92 Методических указаний № 1638/16;

Необходимо отметить, что указанная корректировка НВВ регионального оператора предусматривает комплексный анализ всех параметров деятельности регулируемой организации (количественных и финансовых) и осуществляется органом регулирования при надлежащем документальном подтверждении
по фактическим результатам деятельности регулируемой организации в отчетном году (i-2), включая анализ фактически понесенных собственных расходов регионального оператора.

При этом реализация положений пунктов 12 и 92 Методических указаний № 1638/16 не должна приводить к двойному учету фактических расходов регионального оператора по отчетному году (в том числе как подлежащих исключению величин, излишне учтенных при тарифном регулировании ранее,
так и недоучтенных ранее величин, подлежащих дополнительному включению)
и (или) недополученных доходов, при расчете показателей, предусмотренных
в формуле 52 Методических указаний № 1638/16.

В связи с чем НВВ регионального оператора АО «ПРО ТКО» на 2023 год сформирована органом регулирования в нарушение подходов, предусмотренных пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, аналогичным образом утверждены долгосрочные параметры регулирования в нарушение норм, указанных
в Методических указаниях № 1638/16.

С учетом вышеизложенного, единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утверждаются органом регулирования
в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе с учетом принципа долгосрочности тарифного регулирования, исходя
из периода действия и условий деятельности, предусмотренных Соглашением.

На основании вышеизложенного, в условиях отсутствия оснований
для применения ДПР с применением метода индексации установленных тарифов, предусмотренных пунктом 28 раздела IV Методических указаний № 1638/16, Комиссия ФАС России отмечает, что действия Министерства в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора АО «ПРО ТКО» по обращению
с ТКО, а также параметров ДПР на 2023 год не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с этим считает необходимым предписать органу регулирования отменить параметры ДПР (базовый уровень операционных расходов) на услугу регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами АО «ПРО ТКО» на 2023-2027 гг.

2. Корректировка НВВ на очередной период регулирования
по фактическим данным, недополученные доходы.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается
по формуле:

 

где:

- корректировка НВВ регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных
в соответствии с
главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка НВВ регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка НВВ регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

В Экспертном заключении органа регулирования на 2023 год учтена величина отрицательного результата корректировки по итогам 2021 года в размере «-» 105 942,6 тыс. руб. Иные пояснения со стороны органа регулирования по расчету корректировки в экспертном заключении отсутствуют.

В направленных органом регулирования Возражениях в адрес ФАС России орган регулирования отмечает, что корректировка НВВ определена в соответствии
с формулой 52 пункта 92 Методических указаний № 1638/16.

Таким образом, за 2021 год рассчитана и учтена Министерством
в размере 3 894 369,07 тыс. руб., как произведение количества отходов
в соответствии с территориальной схемой на утвержденный тариф: 303,79*6 173,55 + 303,79*6645,73 = 1 875 462,75 + 2 018 906,32 = 3 894 369,07 тыс. руб.

При этом, в Возражениях органа регулирования указано на то, что фактическая НВВ определена в соответствии с формулой 21 пункта 51 и формулой 22 пункта 52 Методических указаний № 1638/16, согласно которым определен расчет НВВ
для операторов по обращению с ТКО и включающие в расчет НВВ определение базового уровня операционных расходов, установленного на ДПР.

Решение Пермского краевого суда от 24.03.2023 № 3а-47/2023, приведённое Министерством в обоснование законности расчёта корректировки НВВ
на очередной период регулирования по фактическим данным, не содержит выводов, подтверждающих позицию органа регулирования. В абзаце 7 страницы 3 указанного решения Пермским краевым судом установлено, что заявлены доводы в отношении корректировки НВВ регионального оператора на 2021, 2022 годы, и исходя
из указанных доводов судом проведена оценка утверждённого тарифа.

Поскольку корректировки НВВ регионального оператора за 2021 и 2022 годы не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего предписания, выводы решения Пермского краевого суда от 24.03.2023 № 3а-47/2023 не могут быть признаны относимыми.

При этом Комиссия ФАС России признаёт неверным подход по определению одного из показателя, указанного в формуле 52 пункта 92 Методических указаний
№ 1638/16 - показателя фактической величины НВВ регионального оператора в (i-2)-м году, который определяется в соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16, а не в соответствии с формулами 21-22 пунктов 51-52 Методических указаний № 1638/16, применимых для расчета НВВ операторов по обращению с ТКО.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России отмечает, Министерству необходимо провести дополнительной анализ общей суммы корректировки НВВ по итогам 2021 года, в размере «-» 529 712,9 тыс. руб.,
в том числе учтенной в НВВ 2023 год в размере «-» 105 942,6 тыс. руб.
в соответствии с выводами, отраженными в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания, провести дополнительный анализ по расчету
за 2021 год, учтенной в корректировке НВВ 2023 года на основании анализа по формированию дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого от потребителей на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО в рамках тарифной кампании на 2023 год. В этой связи органу регулирования необходимо пересчитать показатель фактической товарной выручки 2021 года и учесть расходы на уровне не выше утвержденных Министерством.

Учитывая вышеизложенное Комиссия ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ регионального оператора на 2023 год
по результатам деятельности за 2021 год, по итогам которого, в случае отсутствия обоснований, органу регулирования необходимо произвести корректировку НВВ
на 2023 год по факту 2021 года исходя из требований положений Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания. В условиях отсутствия подтверждающих документов исключить экономически необоснованные расходы/доходы из состава НВВ регионального оператора ООО АО «ПРО ТКО», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

3. Субсидия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473 (далее – Постановление № 473) утверждены правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных
с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению
с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». Межбюджетные трансферты предоставлялись
в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2020 № 1449-р.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 23.09.2020 № 1534 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 473 и установлении особенностей государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год и последующие годы» (далее – Постановление № 1534) сумма предоставленных субъектом Российской Федерации региональному оператору по обращению с ТКО средств, финансовым обеспечением которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее – Субсидия), при установлении тарифов в области обращения
с ТКО на 2021 год и последующие периоды регулирования не исключается из необходимой валовой выручки и учитывается в целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, определяемых в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых
при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам
и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности
в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В экспертном заключении органа регулирования не отражена информация
о наличии Субсидии и результатах анализа направления выделенных средств
на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении также отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на взаимозачет расходной части и недополученных доходов НВВ АО «ПРО ТКО».

Комиссия ФАС России отмечает, что на основании вышеизложенных норм следует, что возмещение экономически обоснованных расходов, ранее не учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования, и (или) недополученных доходов, предусмотренного пунктом 11 Основ ценообразования № 484 и аналогичным ему пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, выявленное по фактическим результатам деятельности регионального оператора в отчетном году (i-2), при наличии надлежащего документального подтверждения учитывается органом регулирования тарифов за счет средств полученной региональным оператором Субсидии при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования (год i).

В соответствии с нормами Постановления № 1534 экономически обоснованные расходы и (или) недополученные доходы, источником финансирования которых определены средства Субсидии, не подлежат включению в необходимую валовую выручку регионального оператора при корректировке единых тарифов на очередной период регулирования в целях недопущения дублирования источника возмещения указанных расходов за счет тарифного источника.

С учетом вышеизложенного средства полученной Субсидии региональным оператором в 2020 году должны быть направлены (зачтены) в счет экономически обоснованных недоучтенных расходов и (или) недополученных доходов в порядке пункта 11 Основ ценообразования № 484 по итогам анализа фактических результатов деятельности регионального оператора в отчетном году i-2 (2020 год), исключив факты двойного учета средств, при наличии надлежащего документального их подтверждения при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования год i (2022 год)
и/или последующие годы i+1, i+2 (2023 год и/или далее, но не позднее 2024 года).

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов и (или) недополученных доходов, источником финансирования которых являются средства Субсидии, на предмет недопущения фактов двойного учета средств/доходов, а также подтверждения фактов формирования недополученных доходов по независимым от организации причинам, по итогам которого, в случае отсутствия обосновывающих документов, в том числе подтверждающих образование недополученных доходов АО «ПРО ТКО»
по независимым от регулируемой организации причинам и при наличии надлежащего документального подтверждения, органу регулирования необходимо снизить/исключить недополученные доходы/расходы (произвести корректировку НВВ) из состава НВВ регионального оператора АО «ПРО ТКО», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.

При этом, Комиссия ФАС России отмечает, что орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что органу регулирования необходимо пересчитать взаимозависимые статьи затрат, учитывая выводы, отраженные в мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункты 85, 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 отменить параметры ДПР (базовый уровень операционных расходов) на услугу регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами АО «ПРО ТКО» на 2023-2
027 гг. Исходя
из выводов, отраженных в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписан
ия.

3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора АО «ПРО ТКО» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ на 2023 год по фактическим данным за 2021 год исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания; в случае отсутствия подтверждающих документов, исключить экономически необоснованные расходы/доходы, в том числе учтённые в НВВ 2023 года из состава НВВ регионального оператора АО «ПРО ТКО», отразив подробный анализ, расчеты и документы в Экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- произвести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов и (или) недополученных доходов, источником финансирования которых являются средства Субсидии, исключив факты двойного учета средств, по итогам которого,
в случае отсутствия обосновывающих документов, в том числе подтверждающих образование недополученных доходов АО «ПРО ТКО» по независимым
от регулируемой организации причинам, органу регулирования необходимо снизить/исключить недополученные доходы/расходы (произвести корректировку НВВ) из состава НВВ регионального оператора АО «ПРО ТКО», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении в соответствии
с мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты расчета
в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных
в настоящем пункте статей затрат.

4. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «ПРО ТКО» на 2024 год во исполнение пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения
с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов
на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «ПРО ТКО»
на территории Пермского края.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574