Решение №СП/72125/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – РЭК Тверской области, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Центр» <...>, заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, начальника управления регулирования тарифов в сфере электроэнергетики Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 24.03.2022 № 53277/22).

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.12.2021 № 573-нп «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям, на 2022 год» в отношении Заявителя установлены единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК Тверской области, составляет 5 792 713,14 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 8 929 145,87 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Распределенные в целях сглаживания тарифов недополученные в предшествующем долгосрочном периоде регулирования доходы

995 909,93

0,00

995 909,93

2

Амортизация основных средств

968 826,48

582 033,46

386 793,02

3

Расходы на обслуживание заемных средств

930 726,09

0,00

930 726,09

4

Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению

422 606,27

0,00

422 606,27

5

Экономия потерь электроэнергии

188 526,66

0,00

188 526,66

6

Списание дебиторской задолженности

212 345,56

474,80

211 870,76

Итого по статьям

2 553 924,47

582 508,26

3 136 432,73

Общая сумма разногласий составила 3 136 432,73 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Распределенные в целях сглаживания тарифов недополученные в предшествующем долгосрочном периоде регулирования доходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов, связанных с распределением в целях сглаживания тарифов недополученных в предшествующем долгосрочном периоде регулирования доходов, в сумме 995 909,93 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации на 2022 год не учтены.

Сумма разногласий составила 995 909,93 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- модель расчета НВВ от услуг по передаче электрической энергии по сетям Заявителя;

- предложение НВВ и расчет тарифа на 2022 год в формате РЭК Тверской области;

- экспертные заключения РЭК Тверской области на 2018-2022 годы (первый год и последующие корректировки).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

По итогам второго долгосрочного периода регулирования (2012-2017 гг.) у регулируемой организации возникли недополученные доходы в сумме 1 025 909,93 тыс. руб., которые были распределены органом регулирования в течение 5-ти лет с 2018-2022 гг. в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

Заявитель не согласен с тем, что в НВВ 2022 года органом регулирования не включены расходы, подлежащие компенсации, при условии ежегодного их подтверждения со стороны организации, а также с учетом того, что 2022 год – последний год для учета недополученных доходов.

Как следует из экспертного заключения и отзыва органа регулирования на заявление, расходы в сумме 995 909,93 тыс. руб. (за исключением расходов, связанных с компенсацией экономически обоснованных расходов по решению ФАС России от 23.07.2021 № СП/61874/21, в размере 30 000 тыс. руб.) не представляется возможным включить в состав НВВ Заявителя на 2022 год в связи с ограничением предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно приказу ФАС России от 16.12.2021 № 1430/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год», рост максимального тарифа на второе полугодие 2022 года по отношению к первому полугодию 2022 года составляет:

а) для населения - 20,8 % при заявке РЭК Тверской области 18,6 %;

б) для прочих потребителей по всем уровням напряжения - 3,5 % при заявке РЭК Тверской области 3 %.

Приказом от 29.12.2021 № 573-нп РЭК Тверской области единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям, на 2022 год установлены на максимальном уровне, утвержденном приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1430/21 (одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям, на 2 полугодие 2022 года в размере: ВН – 2,23714 руб./кВтч,
СН1 – 2,66848 руб./кВтч, СН2 – 3,23010 руб./кВтч, НН – 4,18530 руб./кВтч; тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2 полугодие 2022 года в размере 2,06243 руб./кВтч).

ФАС России отмечает, что органом регулирования в нарушение пункта 7 Основ ценообразования № 1178 расходы за 2012-2017 гг. не возмещены регулируемой организации в 2022 году – последнем году для учета данных затрат.

2. Статья разногласий «Амортизация основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер амортизации основных средств в сумме 968 826,48 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 582 033,46 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 386 793,02 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет амортизационных отчислений на 2021-2022 годы;

- расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов по линиям электропередач и подстанциям (форма № П1.17.13) на 2022 год;

- формы № П1.17, № П1.17.1. «Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов на 2020-2022 годы».

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Заявитель ссылается на экспертное заключение органа регулирования, в котором отражено, что сумма экономически обоснованной амортизации, признанной РЭК Тверской области, составляет 968 826,48 тыс. руб., однако учитываются на 2022 год расходы по данной статье в сумме 582 033,46 тыс. руб. по причине ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

При этом в экспертном заключении органа регулирования не отражен период учета невключенной в состав НВВ Заявителя амортизации.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 неучет плановых экономически обоснованных расходов не предусмотрен.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Расходы на обслуживание заемных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на обслуживание заемных средств на 2022 год в сумме 930 726,09 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 930 726,09 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- справка о начисленных и уплаченных процентах по кредитным договорам на операционную и инвестиционную деятельность за 2020 год;

- реестр кредитных договоров ПАО «МРСК Центра»;

- протоколы заседаний конкурсной комиссии ПАО «МРСК Центра» по проведению закупок финансовых услуг;

- кредитные договоры, заключенные с целью финансирования деятельности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго»;

- уведомление банков об изменении процентных ставок по заключенным договорам;

- справка о начисленных и уплаченных процентах по кредитным договорам на операционную и инвестиционную деятельность на 2021-2022 год;

- справка о распределении централизованно привлекаемых кредитов (с приложением);

- пояснительная записка по расходам на обслуживание заемных средств (с приложениями);

- модель расчета НВВ от услуг по передаче электрической энергии по сетям Заявителя на 2022 год;

- пояснительная записка к тарифному предложению по формированию НВВ на услуги по передаче электрической энергии по сетям Заявителя на 2022 год.

На основании пункта 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно статье 256 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя, в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования
№ 1178.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Заявитель не согласен с неучетом РЭК Тверской области расходов на обслуживание инвестиционных и операционных кредитов.

3.1. Расходы по инвестиционным кредитам (306 384,41 тыс. руб.).

Заявитель ссылается на экспертное заключение органа регулирования, в котором отражено, что привлечение заемных средств на инвестиционные цели подтверждается утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами и отчетами об исполнении (стр. 64 экспертного заключения).

Органом регулирования данные расходы не учтены по причине ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

При этом в экспертном заключении органа регулирования не отражен период учета невключенных в состав НВВ Заявителя расходов по инвестиционным кредитам.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 неучет плановых экономически обоснованных расходов не предусмотрен.

Таким образом, требования Заявителя в части расходов на обслуживание инвестиционных кредитов подлежат удовлетворению.

3.2. Расходы по операционным кредитам (624 341,68 тыс. руб.).

Регулируемая организация заявляет требование об учете расходов по кредитам на операционную деятельность в сумме 298 433,87 тыс. руб. на 2022 год и 325 907,81 тыс. руб. за 2020 год.

В структуре дебиторской задолженности от оказания услуг по передаче электрической энергии значительный удельный вес занимает дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства (65 %):

- ОАО «Тверьэнергосбыт» - 4 005 308,2 тыс. руб. (ГП в первой зоне);

- ООО «Тверьоблэнергосбыт» - 219 337,5 тыс. руб. (ГП во второй зоне), списана в связи с завершением процедуры банкротства и ликвидацией юридического лица (2020 год).

Основная сумма задолженности возникла в 2009-2013 гг., в период деятельности структур, аффилированных к группе ООО «Энергострим». После их ухода с розничного рынка электроэнергии Тверской области с 2013 года по 2014 год Заявитель выполнял функции гарантирующего поставщика на территории региона, что также привело к росту дебиторской задолженности.

РЭК Тверской области в обоснование невключения данных расходов в состав НВВ Заявителя ссылается на то, что величина дебиторской задолженности гарантирующего поставщика ОАО «Тверьэнергосбыт» уже была оплачена потребителями в составе конечного тарифа в период 2010-2013 гг. Таким образом, учет в НВВ Заявителя процентов по операционным кредитам, отнесенным на филиал «Тверьэнерго» по указанной дебиторской задолженности, приведет к двойной оплате потребителями ранее оказанных услуг (данная позиция отражена в решении ФАС России от 28.12.2016 № СП/91315/16).

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Заявителем в материалы тарифного дела расчет кассовых разрывов был представлен (файл «Прил. 2-14_Справки о балансе денежных средств»), однако органом регулирования не проанализирован.

Кроме того, ФАС России считает необходимым отметить, что неучет экономически обоснованных расходов в составе НВВ 2022 года также может приводить к нарушению операционной деятельности регулируемой организации и возникновению кассовых разрывов.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ представленных Заявителем расчетов кассовых разрывов и отразить результаты анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на обслуживание заемных средств» подлежат частичному удовлетворению.

4. Статья разногласий «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению».

Заявитель считает экономически обоснованным размер выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению на 2022 год в сумме 422 606,27 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 422 606,27 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет выпадающих доходов на 2022 год по льготным категориям потребителей до 15 кВт «Льготники за 550 руб.», до 150 кВт;

- первичные бухгалтерские и иные документы (договоры технологического присоединения с прилагаемыми техническими условиями, акты о выполнении технологического присоединения по договору, акты выполненных строительных работ (форма КС-2), подтверждающие выполнение работ по технологическому присоединению заявителей к сетям Заявителя за 2020 год;

- письмо Заявителя в адрес РЭК Тверской области от 10.11.2021 № МР1-ТВ/4-1/9652;

- письмо РЭК Тверской области от 10.12.2021 № 2072-КР в адрес Заявителя.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования № 1178, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно примечаниям к Приложениям № 1, № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), плановые выпадающие доходы на следующий период регулирования рассчитываются на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 9.2) определяется на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за три предыдущих года, но не ниже документально подтвержденного количества заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования. Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой в регулирующий орган таблице информацию о всех фактических параметрах за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета планового количества договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на следующий период регулирования. В случае если фактические средние данные за три предыдущих года отсутствуют, плановое количество договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 9.2) определяется на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год.

Заявитель отмечает, что в 2019-2020 гг. было выполнено
6 921 технологических присоединений энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт, из которых в отношении 1 060 заявителей осуществлялись мероприятия «последней мили».

В РЭК Тверской области был предоставлен комплект документов, включающий в себя, в том числе, договоры с заявителем и акты приемки выполненных работ (форма КС-2).

В экспертном заключении органа регулирования отражено, что по 8 заявителям отсутствуют формы КС-2 (6 за 2019 год и 2 за 2020 год).

Аналогичным образом в 2019-2020 гг. было выполнено 172 технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью от 15 кВт до 150 кВт, при этом, согласно экспертному заключению органа регулирования, формы КС-2 отсутствуют по 13-ти договорам.

В этой связи, в условиях минимального количества присоединений, не подтвержденных актами выполненных работ, неучет остальных документов, по мнению Заявителя, является необоснованным.

ФАС России отмечает, что решением ФАС России от 23.07.202
№ СП/61874/21 о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях между филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и РЭК Тверской области, по статье разногласий «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению» требования Заявителя были частично удовлетворены. Величина расходов, признанная органом регулирования экономически обоснованной, согласно отчету об исполнении решения, составила 396 507,23 тыс. руб.

Поскольку в расчете плановых выпадающих по льготному технологическому присоединению на 2021 год участвуют, в том числе, фактические расходы за 2019 год, органу регулирования при определении расходов по данной статье на 2022 год необходимо учесть величину фактических расходов за 2019 год, принятую при регулировании на 2021 год.

В части фактических расходов за 2020 год органом регулирования отмечено следующее.

В расчет фактических выпадающих доходов за 2020 год включены расходы по 620 заявителям, при технологическом присоединении которых осуществлялись мероприятия «последней мили» хозяйственным способом (с максимальной мощностью до 15 кВт – 572 заявителя, с максимальной мощностью до 150 кВт – 48 заявителей), при этом:

- по 421 заявителю не представлены акты выполнения технических условий;

- по 205 заявителям не представлены акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14);

- по 215 заявителям не представлены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (ОС-1, ОС-3);

- по 2 заявителям не представлены акты о приемке выполненных работ (формы КС-2);

- по 120 заявителям не представлены акты о технологическом присоединении;

- по 67 заявителям акты о технологическом присоединении не соответствуют периоду (технологическое присоединение осуществлено не в 2020 году);

- по 42 заявителям акты о технологическом присоединении представлены без подписи заявителя и даты;

- по 6 заявителям акты о технологическом присоединении представлены в формате Word;

- по 2 заявителям представлены дополнительные соглашения о расторжении договора о технологическом присоединении, сумма, уплаченная заявителями
550 руб., зачтена как компенсация за выданные технические условия, технологическое присоединение не осуществлено, при этом Заявитель представил форму КС-2 и включил данные расходы по развитию собственных сетей в расчет выпадающих доходов.

В расчет фактических выпадающих доходов за 2020 год включены расходы по 43 заявителям, при технологическом присоединении которых осуществлялись мероприятия «последней мили» подрядным способом (с максимальной мощностью до 15 кВт – 24 заявителя, с максимальной мощностью до 150 кВт – 19 заявителей), при этом:

- по 30 заявителям не представлены акты выполнения технических условий;

- по 3 заявителям не представлены акты приемки выполненных работ;

- по 16 заявителям не представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3);

- по 19 заявителям не представлены акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (формы КС-14);

- по 19 заявителям не представлены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (ОС-1а, ОС-3);

- по 18 заявителям не представлены акты о технологическом присоединении;

- по 7 заявителям акты о технологическом присоединении не соответствуют периоду (технологическое присоединение осуществлено не в 2020 году);

- по 3 заявителям акты о технологическом присоединении не имеют даты;

- по 29 заявителям не представлены договоры с подрядными организациями, выполняющими строительно-монтажные работы.

ФАС России отмечает, что Методическими указаниями 215-э/1 предусмотрено, что документами, подтверждающими фактические расходы, являются выполненные договоры и акты приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

В этой связи органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ выпадающих доходов на основании закрепленных Методическими указаниями № 215-э/1 обосновывающих документов, относящихся к 2020 году и оформленных в соответствии с требованиями законодательства, с учетом следующего.

В расчет регулируемой организацией, кроме затрат на строительно-монтажные и проектно-изыскательные работы, включены накладные расходы и расходы на мобильные бригады.

При этом в формах КС-2 учтены накладные, транспортные расходы, топливо, трудозатраты рабочих, машинистов и строителей. Документов, подтверждающих обоснованность включения уже учтенных формами КС-2 расходов в расчет выпадающих доходов, а также их подтверждения не представлено.

Кроме того, в расчет фактических выпадающих доходов включены расходы на содержание службы заказчика-застройщика и строительный контроль.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, предусмотрено, что строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство;

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Частью 6 ст. 52 и частями 1, 2 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что выполнение строительного контроля является обязательным.

Таким образом, дополнительные расходы на строительный контроль являются экономически необоснованными, в связи с тем, что функции по строительному контролю выполняются службой заказчика, и, как следствие, учету не подлежат.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению» подлежат частичному удовлетворению.

5. Статья разногласий «Экономия потерь электроэнергии».

Заявитель считает экономически обоснованным размер экономии потерь электроэнергии в сумме 188 526,66 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 188 526,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет размера экономии на оплату потерь электрической энергии;

- сводный расчет размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии по факту 2020 года по энергосервисным контрактам;

- расчет размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии по факту 2020 года в части ООО «С-Плюс», ООО «Швабе-Москва»,
ООО «ЭнергоАльянс» с приложением подтверждающих первичных документов (договоров, счетов-фактур, актов оказания услуг, актов расчета экономии расходов заказчика);

- письмо Заявителя в адрес РЭК Тверской области от 29.10.2021
№ МР1-ТВ/14-3/10487 «О направлении на согласование программы сокращения расходов»;

- программа сокращения расходов Заявителя на долгосрочный период 2018-2022 годы.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пункты 34(2) и 34(3) Основ ценообразования № 1178 содержат формулы расчета экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.

Заявитель не согласен с тем, что органом регулирования не учтено снижение потерь электроэнергии на 1,26 % (утвержденный долгосрочный параметр составляет 15,81 %, фактический уровень потерь – 14,55 %).

Как следует из заявления, указанная экономия от снижения потерь электрической энергии достигнута в результате реализации мероприятий в рамках программы энергосбережения, а также в рамках заключенных энергосервисных договоров. Кроме того, величина экономии была достигнута за счет реализации «Плана мероприятий по достижению уровня потерь в распределительной сети
0,4-10 кВ, не превышающего 7 % от отпуска в сеть по итогам 2021 года».

Орган регулирования в отзыве на заявление указывает на то, что Заявителем не были представлены документы, подтверждающие выполнение мероприятий, включая перечень организационных и технологических работ, а также подтверждение достигнутого экономического эффекта, который привел к снижению потерь электроэнергии.

Более того, программа сокращения расходов филиала «Тверьэнерго» на 2019-2020 годы не согласовывалась РЭК Тверской области.

По информации органа регулирования, регулируемая организация, пытаясь формальным образом соблюсти требования законодательства, письмом от 29.10.2021 № МР1-ТВ/14-3/9539 направила на согласование в РЭК Тверской области программу сокращения расходов филиала «Тверьэнерго» на долгосрочный период 2018-2022 годы, при этом отчетные периоды 2018, 2019 и 2020 годы на дату направления программы уже завершились. Кроме того, после устранения замечаний органа регулирования о необходимости синхронизации указанной программы по годам долгосрочного периода регулирования Заявителем была представлена новая программа сокращения расходов, данные в которой отличались по сравнению с первым вариантом.

ФАС России отмечает, что подтверждением проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов является программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности и отчет об ее исполнении.

Письмом от 17.04.2019 № 920 РЭК Тверской области уведомил регулируемую организации о соответствии программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на 2018-2022 годы требованиям, предъявляемым к таким программам, установленным приказом РЭК Тверской области от 30.06.2016 № 36-нп.

В материалы тарифного дела Заявителем представлен отчет об исполнении программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» за 2020 год.

В соответствии с пунктом 34(2) Основ ценообразования № 1178 размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178, определяется в течение периода регулирования для года i исходя из данных за год
i-2, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, в который входит 2019 год, и рассчитывается по формуле:

где:

Nуст - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится 2019 год, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации;

Wосi-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

Пфi-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПi-2 - фактически сложившаяся за год i-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Экономия от снижения потерь составит 188 460 тыс. руб. ((15,81%*5354,86-779,2)*2796).

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Экономия потерь электроэнергии» подлежат частичному удовлетворению.

Дополнительному учету подлежат средства в размере 188 460 тыс. руб.

6. Статья разногласий «Списание дебиторской задолженности».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на списание безнадежных долгов в сумме 212 345,56 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 474,8 тыс. руб.

Величина спора составляет 211 870,76 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- ведомость учета безнадежных долгов, покрываемых за счет резерва по сомнительным долгам за 2020 год;

- сводная справка о дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, нереальной к взысканию, подлежащей списанию филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» за 2016-2020 гг. по виду деятельности «Передача электрической энергии»;

- протокол заседания Центральной инвентаризационной комиссии
ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 20.04.2020 № 1;

- приказ об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации финансовых активов и обязательств ПАО «МРСК Центра» от 21.04.2020 № 200-ЦА;

- справка о дебиторской задолженности, признанной сомнительной, по состоянию на 30.06.2020;

- протокол заседания Центральной инвентаризационной комиссии
ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 22.10.2020 № 3;

- приказы ПАО «МРСК Центра» от 23.10.2020 № 471-ЦА, от 16.02.2021
№ 65-ЦА «Об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации финансовых активов и обязательств»;

- справка о дебиторской задолженности, признанной сомнительной, по состоянию на 30.09.2020;

- подтверждающие документы по списанию дебиторской задолженности за 3-4 квартал 2020 года;

- протокол заседания Центральной инвентаризационной комиссии
ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 25.01.2021 № б/н;

- подтверждающие первичные бухгалтерские документы в разрезе контрагентов (договоры, счета/фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения);

- письмо ФАС России от 23.12.2020 № ВК/112992/20 «О списании дебиторской задолженности».

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Заявитель не согласен с неучетом списанной дебиторской задолженности
ООО «Тверьэнергосбыт», которое ликвидировано на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производстваот 06.11.2020
№ А66-1585/2013.

ФАС России отмечает, что учет дебиторской задолженности от организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, противоречит пункту 30 Основ ценообразования № 1178 (данная позиция также отражена в решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61874/21).

Таким образом, требования Заявителя по статье «Списание дебиторской задолженности» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 24.03.2022 № 53277/22), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункты 7, 17, 34(1), 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 24.03.2022
№ 53277/22).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» расходы по статье затрат «Экономия потерь электроэнергии» в сумме 188 460 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2022 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Расходы на обслуживание заемных средств» (в части операционных кредитов), «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению».

5. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учесть в составе НВВ признанные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в соответствии с экспертным заключением экономически обоснованными расходы по статьям затрат «Амортизация основных средств», «Расходы на обслуживание заемных средств» (в части инвестиционных кредитов).

6. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4, 5 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» на 2023 год.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать филиалу ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

Связанные организации

ГУ РЭК Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942
Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
ПАО "Россети Центр"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498