Предписание №СП/19006/22 ПРЕДПИСАНИЕ ПАО "Россети Северного Кавказа" - "Севкавказэнер... от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее – РСТ РСО-Алания, Орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.02.2021 № 134/21, Акт проверки ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на 2020-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Сбытовые надбавки устанавливаются для ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов».

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2020 № 236 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» в связи с принятием Ассоциацией «НП Совет рынка» решения о лишении акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее – АО «Севкавказэнерго») статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности, исключении его из реестра субъектов оптового рынка, прекращении в отношении АО «Севкавказэнерго» поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по группе точек поставки PSEVKAVE (ОАО «Севкавказэнерго»)» статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности АО «Севкавказэнерго» с 01.04.2020 присвоен ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа».

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.03.2021 № 226 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» статус гарантирующего поставщика с 01.04.2021 присвоен ПАО «Россети Северного Кавказа».

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) АО «Севкавказэнерго» на 2020 г. установлена Органом регулирования в размере 443 124,31 тыс. руб.

НВВ ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на 2021 г. установлена Органом регулирования в размере 411 963,14 тыс. руб.

Сбытовые надбавки для АО «Севкавказэнерго» и ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» были установлены:

на 2020 г.:

- постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2019 № 26 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2020 год»;

на 2021 г.:

- постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2020 № 67 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиал ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», действующего на территории тарифам Республики Северная Осетия-Алания, на 2021 год»;

- постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 23.04.2021 № 9 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2021 год».

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, действующего на территории Республики Северная Осетия – Алания, утвержден не был, в связи с чем расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика должен был осуществляться исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

В ходе плановой выездной проверки РСТ РСО-Алания ФАС России были проанализированы материалы об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на 2020-2021 гг.

Рассмотрев Экспертное заключение по расчету экономически обоснованных размеров сбытовых надбавок гарантирующего поставщика АО «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия – Алания, на 2020 г. и Экспертное заключение по расчету экономически обоснованных размеров сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия – Алания, на 2021 г. (далее – Экспертное заключение на 2020 г. и Экспертное заключение на 2021 г. соответственно), материалы, представленные АО «Севкавказэнерго» и ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» в составе тарифных заявок, а также возражения Органа регулирования, изложенные в письме от 30.09.2021 № 1008 (вх. от 05.10.2021 № 166589-ЭП/21), ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм Экспертное заключение на 2020 г. и Экспертное заключение на 2021 г. РСТ РСО-Алания не содержат анализа экономической обоснованности затрат по ряду статей, в них не указаны документы (материалы), на основании которых определены размеры учитываемых расходов в необходимой валовой выручке АО «Севкавказэнерго» и ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго».

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности затрат в полном объеме, с указанием документов (материалов), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго».

 

1. Раздельный учет доходов и расходов

Согласно пункту 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования № 1178 субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в электроэнергетике.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1554/17 регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии.

Экспертное заключение на 2021 г. не содержит анализа учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на 2021 г., а также информации о ведении раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика.

 

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Амортизация

В силу пунктов 27, 45, 53 Методических указаний № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности гарантирующего поставщика, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

Органом регулирования расходы на амортизацию учтены на 2021 г. в следующем размере:

 

тыс. руб.

Показатель, год

Население

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

2021

438,11

734,48

11,71

1 320,30

 

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно пункту 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В силу пункта 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при учете суммы амортизации основных средств в НВВ гарантирующих поставщиков Органу регулирования необходимо руководствоваться в том числе нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны гарантирующих поставщиков в Орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Согласно Приказу Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Экспертное заключение 2021 г. не содержит расчетов амортизационных отчислений по объектам основных средств, находящихся на балансе ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», с указанием первоначальной стоимости имущества и максимальных сроков его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств и нематериальных активов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по указанной статье затрат, учтенные в составе НВВ ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» на 2021 г., подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением из состава необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» расходов на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб.

 

2.2. Налоги

Органом регулирования расходы на уплату налогов учтены на 2021 г. в размере 7 874,96 тыс. руб.

Согласно пункту 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 1554/17 расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

01.04.2020 ПАО «Россети Северного Кавказа» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Таким образом, на момент установления сбытовых надбавок у ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» отсутствовали данные о фактически понесенных расходах, отнесенных на регулируемый вид деятельности.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 расходы с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации – среднегодового индекса потребительских цен на 2022 г., равного 104,3%, в размере 8 213,58 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго».

 

3. Сглаживание (перераспределение необходимой валовой выручки по группам потребителей)

Органом регулирования в целях недопущения скачков сбытовых надбавок по группам потребителей произведено «сглаживание» необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков, а именно -61 455,17 тыс. руб. с категории потребителей «население и приравненные к ним потребители» отнесено на категории потребителей «прочие» +52 760,19 тыс. руб. и «сети» +8 694,99 тыс. руб.

Согласно абзацу 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

Согласно пункту 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, гарантирующие поставщики ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике гарантирующего поставщика.

Учитывая вышеизложенное, перераспределение расходов между категориями потребителей является недопустимым.

 

4. Замечания к Экспертному заключению на 2020 год

В связи с тем, что с 01.04.2020 АО «Севкавказэнерго» было лишено статуса гарантирующего поставщика, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» продолжило осуществлять деятельность гарантирующего поставщика на территории Республики Северная Осетия – Алания по сбытовым надбавкам, установленным на 2020 г. для АО «Севкавказэнерго».

Учитывая вышеизложенное, ФАС России было проанализировано Экспертное заключение на 2020 г. и установлено следующее.

В нарушение пункта 5 Основ ценообразования № 1178 и пункта 4 Методических указаний № 1554/17 Экспертное заключение на 2020 г. не содержит анализа учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета АО «Севкавказэнерго» на 2020 г., а также информации о ведении раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика.

Органом регулирования расходы на амортизацию на 2020 г. учтены в следующих размерах:

 

тыс. руб.

Показатель, год

Население

Прочие потребители

Сетевые организации

Итого

2020

787,89

1 209,77

15,16

2 012,81

 

Согласно Экспертному заключению на 2020 г. в расходы на амортизацию основных средств включены расходы на объекты стоимостью более 100 тыс. руб., что является нарушением пункта 27 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования расходы на уплату налогов учтены на 2020 г. в размере 7 716,16 тыс. руб.

В нарушение пункта 20 Основ ценообразования № 1178 и пункта 27 Методических указаний № 1554/17 расходы на уплату налога на прибыль определены не исходя из фактически понесенных расходов в предыдущий период регулирования, а на основе расчетной предпринимательской прибыли.

Деятельность гарантирующего поставщика в предыдущем периоде регулирования была убыточной, налог на прибыль не уплачивался, что подтверждают данные бухгалтерской отчетности.

Органом регулирования в целях недопущения скачков сбытовых надбавок по группам потребителей произведено «сглаживание» необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика на 2020 г., а именно -60 326,20 тыс. руб. с категории потребителей «население и приравненные к ним потребители» и -34 623,06 тыс. руб. с категории «прочие потребителей до 670 кВт» отнесено на категории потребителей «прочие» +33 555,32 тыс. руб. и «сети» +61 393,93 тыс. руб., что является нарушением пункта 5 Основ ценообразования № 1178 и пункта 4 Методических указаний № 1554/17.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо привести Экспертное заключение на 2020 г. в соответствие требованиям законодательства и учесть результаты деятельности ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» за 2020 г. при установлении сбытовых надбавок на 2022 г. при определении выпадающих, недополученных (излишне полученных) доходов от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленных разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика, в течение периода с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания при установлении сбытовых надбавок для ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» нарушившей пункты 20, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» расходы в сумме 8 213,58 тыс. руб. по статье затрат «Налоги» на 2021 г., а также расходы на объекты основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб. по статье затрат «Амортизация» 2021 г.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго» по статье затрат «Амортизация» на 2021 г.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2022 принять и ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго».

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного каования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «Россети Северного Кавказа»-«Севкавказэнерго», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

УФАС по Республике Северная Осетия-Алания
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166