Предписание №СП/72391/20 Предписание по рез-м проверки РЭК Кузбасса (ООО "Теплоснаб") от 24 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении ООО «Теплоснаб» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.201 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – орган регулирования, РЭК Кемеровской области) постановлениями от 06.12.2016 № 395, 396, 397, от 20.12.2017 № 725, 726, 727, от 07.12.2018 № 446, 447, 448 были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) в отношении ООО «Теплоснаб» (далее - регулируемая организация) на 2017, 2018, 2019 годы соответственно.

При установлении тарифов на 2017 год использовался метод экономически обоснованных расходов (затрат), на 2018-2020 годы использовался метод индексации необходимой валовой выручки, при этом 2018 год является первым годом первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования 2018-2020 годов.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации (далее - НВВ), определенная РЭК Кемеровской области методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2017 год, составила с 01.01.2017 - 236 789,90 тыс. руб. (в расчете на год), с 01.07.2017 - 243 425,83 тыс. руб. (в расчете на год).

НВВ регулируемой организации, определенная методом индексации на 2018 год, составила 253 653,01 тыс. руб., на 2019 год - 254 674,84 тыс. руб.

ФАС России был произведен анализ материалов (экспертных заключений органа регулирования и представленных ООО «Теплоснаб» обосновывающих материалов) по установлению тарифов на 2017-2019 годы на предмет их экономической обоснованности, по результатам которого установлено следующее.

 

Расходы на обслуживание заемных средств

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2017 год в размере 18 375,00 тыс. руб., на 2018 год — 0 тыс. руб., на 2019 год — 16 875,00 тыс. руб. (на уровне предложения регулируемой организации на каждый год).

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов включает в себя, в том числе, расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в состав НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта (пункт 63 Основ ценообразования № 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования № 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075 (пункт 74 Основ ценообразования № 1075).

В экспертных заключениях органа регулирования на 2017-2019 годы отражено, что учтенные расходы являются процентами за пользование кредитом, который организация вынуждена взять для пополнения оборотных активов. Регулируемой организацией представлены справки о состоянии дебиторской задолженности в 2015-2017 годах, пояснительные записки, договоры займа, заключенные с ООО «Меркурий» от 01.01.2018, с ООО «Прокопьевские сети» от 01.01.2019.

В возражениях на Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123 отражено, что органом регулирования проводился анализ бухгалтерского баланса организации за 2015-2017 годы, на основе которого сделан вывод о ежегодном увеличении дебиторской задолженности (в том числе задолженности по субсидиям, от бюджетных учреждений и прочих организаций), нехватке оборотных средств по причине отрицательного сальдо за годовой период (разница между поступлениями от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг и себестоимости этих товаров, работ и услуг без НДС, а также необходимостью организации нести расходы по расчетам с кредиторами и выплате НДС).

В подтверждение затрат регулируемой организацией были представлены: информация о задолженности с приложенными актами сверок по каждому задолжнику (субсидии) с сопроводительным письмом, обосновывающие материалы в виде копий учетной политики регулируемой организации, справка-расчет по сомнительным долгам, информация по количеству поданных исковых заявлений, ОСВ по счету 63.

В пояснительной записке организации отражено, что «...основными должниками являются организации, финансируемые из средств местного бюджета, и сформировавшаяся задолженность по субсидиям (компенсация разницы между экономически обоснованными тарифами и установленной платой для населения). Несмотря на активную работу по взысканию задолженности, денежные средства поступают несвоевременно, в связи с чем выполнение ремонтных мероприятий требуют пополнения оборотных средств. Для этих целей используются займы. Заемные средства привлекаются частями по мере необходимости, погашение займов производится при поступлении средств из бюджета. В 2017 году с МКУ «УЖКХ» подписан график погашения задолженности по компенсации выпадающих доходов, утвержденный главой Мысковского городского округа, по 8 млн. рублей ежемесячно. График платежей соблюдается, при этом текущие платежи не производятся и задолженность снижается незначительно».

ФАС России отмечает, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам должны формироваться исходя из документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств при условии их целевого использования в регулируемом виде деятельности.

Согласно кредитным договорам с ООО «Меркурий» и ООО «Прокопьевские сети» целью привлечения займа является пополнение оборотных средств для выполнения инвестиционной программы и ремонтов основного оборудования.

Утвержденные в установленном законодательством порядке инвестиционные программы в отношении регулируемой организации в адрес ФАС России не представлены.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой расходов (платежей) в разрезе статей затрат с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании регулируемой организации на эти цели.

Экспертные заключения органа регулирования на 2017-2019 годы не содержат ссылок на представленные организацией в обоснование расходов расчеты кассовых разрывов.

Таким образом, расходы на обслуживание заемных средств на 2017 год, 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию, при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Арендная плата

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье затрат в размере 29 127,43 тыс. руб. на 2017 год, на 2018 год — 27232,4 тыс. руб., на 2019 год — 27 232,4 тыс. руб.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

По договорам с ООО «Буревестник» органом регулирования учтена арендная плата, предусмотренная договорами, в приложениях к которым представлена расшифровка суммы аренды, включающая в себя амортизацию, транспортный налог и налог при УСН 6%.

 

 

2017 год, руб.

2018 год, руб.

2019 год, руб.

от 16.01.2015

3/15

Амортизация

205628,16

-

-

Налог при УСН 6%

12425,88

-

-

Транспортный налог

1470

-

-

 

от 01.01.2015

11/15

Амортизация

243243,24

-

-

Налог при УСН 6%

14713,08

-

-

Транспортный налог

1974

-

-

 

от 01.01.2015

12/15

Амортизация

288738

-

-

Налог при УСН 6%

19277,64

-

-

Транспортный налог

32556

-

-

 

от 01.01.2015

13/15

Амортизация

343668,24

-

-

Налог при УСН 6%

20935,68

-

-

Транспортный налог

5400

-

-

 

от 01.01.2015

14/15

Амортизация

2933870

2820910

2820910

Налог при УСН 6 %

176030

169250

169250

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате некоторых видов налогов, в том числе налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), а также в некоторых случаях от уплаты налога на добавленную стоимость, то есть обязательных платежей, не связанных с владением имуществом.

Поскольку налог на доход при упрощенной системе налогообложения не относится к обязательным платежам, связанным с владением имуществом, то учтенные в составе арендной платы расходы на налог при УСН в сумме 581,88 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

В части амортизации ФАС России отмечает, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации.

Данная информация документально подтверждена может быть первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Таким образом, расходы по статье затрат «Арендная плата» подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом вышеизложенного.

 

Отчисления на социальные нужды

Органом регулирования учтена в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в сумме 23 145,33 тыс. руб. с 01.01.2017, 24 071,14 тыс. руб. с 01.07.2017, на 2018 год - 21 148,36 тыс. руб., на 2019 год — 21 899,97 тыс. руб.

В соответствии с экспертными заключениями органа регулирования на 2017-2019 годы сумма страховых взносов составляет 31,26 % от уровня фонда оплаты труда на 2017-2019 годы.

ФАС России отмечает, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий период регулирования.

В экспертных заключениях органа регулирования не отражен анализ фактического процента отчислений на социальные нужды за 2015-2017 годы в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу и отражению результатов анализа в экспертном заключении органа регулирования.

 

Расходы на топливо (доставка топлива)

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы на доставку топлива на 2018 год в сумме 33 394,11 тыс. руб., на 2019 год — 35 666,78 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 34 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

2018 год. Доставка топлива осуществляется автомобильным транспортом ООО Компания «Ориент-Ресурс» до угольного склада предприятия (договор от 17.10.2016 № 3Т-209/16, том1, стр. дела 78-81, номер закупки № 31604174189). Стоимость транспортировки 1 тонны топлива составила 897,15 руб./т. Дальность транспортировки составляет около 200 км в одном направлении.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен № Теплоснаб-024-09-16-ЗЦ от 12.10.2016 № 024 запрос цен признан несостоявшимся (подана одна заявка).

2019 год. Доставка топлива осуществляется автомобильным транспортом ООО «СИБТРАНС» до угольного склада предприятия (договор от 10.11.2017 № 3К-202/17, действующий на 2018 год). Информация о проведении конкурсных процедур отсутствует. Стоимость транспортировки составляет 1 020,83 руб./т.

В отсутствие действующего договора, заключенного по результатам конкурсных процедур, органу регулирования необходимо использовать источники информации о ценах в приоритетном порядке, установленном пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

ФАС России отмечает, что использование в качестве источника информации о ценах договоров, заключенных без проведения конкурсных процедур (в том числе в случаях признания торгов несостоявшимися), противоречит подпункту «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и не может учитываться при формировании экономически обоснованных расходов на топливо.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В экспертных заключениях органа регулирования отсутствуют данные о фактических расходах на доставку топлива за предыдущие периоды регулирования, не представлен их анализ, в том числе с учетом пункта 29 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы на доставку топлива на 2018-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу и отражению результатов анализа в экспертном заключении органа регулирования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Теплоснаб» нарушившей положения пунктов 28, 29, 43, 45, 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Теплоснаб» расходы по статье затрат «Арендная плата» в сумме 581,88 тыс. руб. на 2017-2019 годы.

         2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Теплоснаб», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Теплоснаб», по статьям затрат:

  • «Арендная плата» на 2017-2019 годы;

  • «Расходы на обслуживание заемных средств» на 2017, 2019 годы;

  • «Отчисления на социальные нужды» на 2017-2019 годы;

  • «Расходы на топливо (доставка топлива)» на 2017-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», а также величину необходимой валовой выручки ООО «Теплоснаб» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

4. Результаты исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть при определении необходимой валовой выручки ООО «Теплоснаб» на 2020-2021 годы, обеспечив введение тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Теплоснаб» в действие с 01.10.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Теплоснаб», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799