Предписание №вк/71337/19 ПРЕДПИСАНИЕ от 16 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная служба по тарифам Кировской области

ул. Дерендяева, д. 23. г. Киров, 610020

 

Для сведения:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области

ул. Карла Либкнехта, д. 55, г. Киров, Кировская область, 610020

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы В.Г. Королев, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Кировской области, проведенной ФАС России, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее — РСТ, орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» на 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

Приказом ФАС России от 26.12.2017 № 1778/17 «О согласовании Федеральной антимонопольной службой предложения Региональной службы по тарифам Кировской области об установлении очередного долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» «Кировэнерго» (далее - «Кировэнерго») согласованы долгосрочные параметры регулирования на период 2018-2022 гг.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 29.12.2017 № 48/14-77-2018 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области» были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, долгосрочные параметры регулирования «Кировэнерго», применяющего метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018- 2022 гг., необходимая валовая выручка «Кировэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Необходимая валовая выручка (без учета расходов на оплату услуг сетевых организаций и расходов на покупку потерь) на 2018 год установлена Региональной службой по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) в размере 5 233 728,9 тыс. руб.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела, а также экспертные заключения об установлении цен (тарифов) за 2018 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

  1. оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
  3. анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
  4. анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
  5. анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
  6. сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой

прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

  1. анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертное заключение РСТ Кировской области на 2018 год не содержит анализа экономической обоснованности затрат, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке «Кировэнерго».

Кроме того, не отражен результат анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными РСТ Кировской области при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для «Кировэнерго».

Базовый уровень операционных расходов

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 228-э базовый уровень операционных расходов устанавливается на начало первого года долгосрочного периода регулирования регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.

Базовый уровень операционных расходов на 2018 год определен РСТ Кировской области в размере 2 371 453,1 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении анализ обоснованности расходов «Кировэнерго», понесенных в 2012-2017 гг., и результаты проведения контрольных мероприятий РСТ Кировской области не отражены.

Расходы на оплату труда

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат учету в составе необходимой валовой выручки с учетом положения пункта 26 Основ ценообразования, а также формы таблицы № П 1.16 приложения № 1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

В соответствии с экспертным заключением расходы на оплату труда учтены в размере 1 349 994,7 тыс. руб. с учетом фактического размера фонда оплаты труда в 2016 году с учетом индексов потребительских цен на 2017- 2018 гг. согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации.

Анализ нормативной численности органом регулирования не произведен.

Учитывая изложенное, расходы на оплату труда, включенные в базовый уровень подконтрольных расходов, подлежат дополнительному обоснованию.

Расходы на ремонт

Расходы на ремонт основных фондов учтены в размере 404 268,6 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ экономической обоснованности локальных сметных расчетов, первичных документов бухгалтерского учета и иных бухгалтерских документов и фактически понесенных расходов, в том числе в разрезе по видам деятельности.

В материалах дела отсутствует ремонтная программа, акты осмотра, дефектные ведомости объектов основных средств, а также заключенные по результатам конкурсных процедур договоры на выполнение ремонтов.

Кроме того, ФАС России отмечает, что пояснительная записка по ремонтной программе не подписана ответственным лицом - А.Г. Царегородцевым, отсутствует печать.

Многолетняя программа приведения и поддержания просек BJI в нормативном состоянии ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2017-2021 гг., перспективная программа приведения и поддержания просек BJI 35-110 кВ в нормативном состоянии на 2017-2021 гг. филиала «Кировэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», перспективная программа приведения и поддержания просек BJI 6-10 кВ в нормативном состоянии на 2017-2021 гг. филиала «Кировэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» никем не подписана, отсутствует печать.

Многолетний график капитального ремонта зданий и сооружений филиала «Кировэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» утвержден не на регулируемый период, а на 2014-2018 гг.

Учитывая изложенное, органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо пересмотреть ранее учтенные в необходимой валовой выручке на 2018 год расходы на ремонт.

Работы и услуги производственного характера

Расходы на работы и услуги производственного характера учтены в размере 30 751 тыс. руб., в том числе расходы на:

  • услуги подрядчиков по техническому обслуживанию имущества — 17 401,55 тыс.руб. за, в том числе:
  • техническое обслуживание объектов электрических сетей - 175,33 тыс.руб;
  • техническое обслуживание административных зданий и сооружений -
  1. тыс.руб.;
  • техническое обслуживание транспорта, машин и механизмов — 2 369,02 тыс.руб.;
  • техническое обслуживание систем и технических средств безопасности
  • 5 915,88 тыс.руб.;
  • испытание, проверки и калибровка приборов - 4 582,63 тыс.руб.;
  • обследование и экспертиза - 2 579,87 тыс.руб.;
  • услуги по тех. обслуживанию имущества, не вошедшего в другие статьи
  • 820,82 тыс. руб.:
  • услуги коммерческого учета электроэнергии - 6 019,11 тыс. руб.;
  • услуги по сертификации и контролю качества электроэнергии - 420,00 тыс. руб.;
  • услуги гидрометеорологических средств - 343,2 тыс. руб.;
  • согласование проектов, оформление разрешений и документации, аккредитация и т.п. - 372,25 тыс. руб.;
  • технический надзор - 5 710,47 тыс. руб.;
  • прочие услуги производственного характера — 484,41 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что расходы на обслуживание техническое обслуживание объектов электрических сетей учтены РСТ Кировской области на основании договора возмездного оказания услуг от 27.06.2016 № 7014/16-0275, заключенного с Кировским областным отделением ВДПО, на сумму 159,187 тыс. руб. с учетом ИПЦ в размере 175,33 тыс.руб. Срок действия договора согласно п. 4 - до 30 сентября 2016 года. Кроме того, согласно пункту 6.2 договора на действия, совершенные Исполнителем, предоставляется гарантийный срок 15 лет. Таким образом, работы по рассматриваемому договору носят разовый характер и не подлежит ежегодному учету в составе операционных расходов в течении всего долгосрочного периода регулирования.

Возможность автоматической пролонгации указанным договором не предусмотрена. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в материалах дела отсутствуют.

В этой связи расходы на техническое обслуживание объектов электрических сетей в размере 175,33 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2018 года.

Кроме того, органом регулирования приняты расходы на услуги коммерческого учета электроэнергии в размере 6 019,11 тыс. руб.

В обоснование расходов организацией представлены бухгалтерский оборот по счет по статье «Услуги коммерческого учета» за 2016 год, а также динамика расходов «Работы и услуги производственного характера» 2015- 2018 гг. Иные обосновывающие документы, заключенные договоры, а также расчет на 2018 год в материалах дела отсутствуют.

Учитывая отсутствие обосновывающих документов, а также пояснений о необходимости расходов на услуги коммерческого учета электроэнергии указанные расходы в размере 6 019,11 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2018 года.

Расходы на тех. обслуживание административных зданий и сооружений органом регулирования учтены исходы из:

  • договора возмездного оказания услуг от 20.11.2015 № 7014-15-0458 в размере 584 025,45 руб.

ФАС России обращает внимание, что согласно информации, размещенной на сайте ЕИС в сфере закупок срок действия договора - 31.08.2016 г. (http://zakupki.gov.ru/223/contract/public/contract/view/subject-contract.html? id=903836&viewMode=PARTIAL).

  • договора возмездного оказания услуг от 01.03.2016 г. № 7014/16-0069 в

размере 113 120,0 руб.

ФАС России обращает внимание, что срок окончания оказания услуг согласно п. 1.3 договора - 30 апреля 2016 года.

  • договора возмездного оказания услуг от 03.03.2016 г. № 7014/16-0075 в размере 51 694,92 руб.

ФАС России обращает внимание, что срок окончания оказания услуг согласно п. 1.3 договора - 31 мая 2016 года.

  • договора возмездного оказания услуг от 20.06.2016 г. № 7020/16-0289 в размере 143 760,0 руб.

ФАС России обращает внимание, что срок окончания оказания услуг согласно п. 4.2 договора - 31 октября 2016 года.

Из представленных договоров следует, что выполняемые работы носят разовый характер, в связи с чем не могут являться обоснованием учета в составе затрат НВВ регулируемой организации расходов на тех. обслуживание административных зданий и сооружений в составе операционных расходов в течении всего долгосрочного периода регулирования.

При этом, ФАС России отмечает, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» также заключены иные договоры по предоставлению услуг с ОАО «Автотранспортное хозяйство», учитываемые в составе других статей затрат.

Также ФАС России обращает внимание, что органом регулирования учтены расходы на технический надзор в размере 5 710,47 тыс. руб., что на 516,87 тыс. руб. выше заявленного регулируемой организацией.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией.

Как следует из пояснительной записки, технический надзор осуществляется на основании положения о техническом надзоре ОАО «Россети», филиал «Кировэнерго» перечисляет средства на оплату по договору на имя ПАО «Россети». Технический надзор - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к

ответственности, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности. Технический надзор осуществляется по трем основным направлениям:                                                               надзор за

производственной безопасностью (охрана труда, пожарная, промышленная и экологическая безопасность), надзор за техническим состоянием и эксплуатацией действующих энергообъектов, включая контроль за реализацией программ по энергоэффективности и энергосбережению, надзор за объектами нового строительства, реконструкции и технического перевооружения.

При этом расчет указанной суммы отсутствует, подтверждающие экономическую обоснованность указанных расходов документы организацией в материалы дела не представлены.

Учитывая изложенное, расходы на технический надзор в размере 5 710,47 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

В обоснование расходов по статье затрат «Прочие услуги производственного характера» организацией представлены реестр договоров и затрат за 2016 год, динамика расходов «Работы и услуги производственного характера» 2015-2018 гг.

В пояснительной записке отражено, что данные расходы включают в себя расходы на санитарную рубку деревьев в охранных зонах BJI 35-110 кВ, проходящих по парковым зонах г. Кирова, химическая обработка трасс BJI, утилизация порубочных остатков от подрезки деревьев на BJI 35-110 кВ в черте

г.  Кирова, разработка методических указаний по диагностике оборудования. Услуги по поддержанию технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами требованиям и др.

При этом расчет указанной суммы отсутствует, подтверждающие экономическую обоснованность указанных расходов документы организацией в материалы дела не представлены.

В этой связи данные расходы в размере 484,41 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2018 года.

Учитывая вышеизложенное, органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье затрат «Работы и услуги производственного характера», исключив при этом ранее учтенные экономически необоснованные расходы в размере

15 716,34 тыс. руб., в том числе:

  • расходы на техническое обслуживание объектов электрических сетей в размере 175,33 тыс. руб.;
  • расходы на техническое обслуживание административных зданий и сооружений в размере 958,0 тыс.руб.;
  • расходы на техническое обслуживание транспорта, машин и механизмов в размере 2 369,02 тыс. руб.;
  • расходы на технический надзор в размере 5 710,47 тыс. руб.;
  • расходы на прочие услуги производственного характера в размере 484,41 тыс. руб.;
  • расходы на услуги коммерческого учета электроэнергии в размере 6 019,11 тыс. руб.

Оплата работ и услуг сторонних организаций.

Как следует из экспертного заключения, расходы по данной статье затрат учтены в размере 454 405,6 тыс. руб., из них расходы на транспортные расходы составили 323 808,1 тыс. руб.

В соответствии с пояснениями органа регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 443 334,0 тыс. руб., в том числе:

  • расходы на услуги связи в размере 17 065,1 тыс. руб.;
  • расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства в размере 41 829,9 тыс. руб.;
  • расходы на юридические и информационные услуги в размере 13 867,4 тыс. руб.;
  • расходы на аудиторские и консультационные услуги в размере 256 тыс.

руб.;

  • расходы на транспортные услуги в размере 323 808,1 тыс. руб.;
  •  расходы на прочие услуги сторонних организаций в размере 46 507,3 тыс. руб.

В обоснование расходов на транспортные услуги организацией представлены:

-реестр договоров и затрат по статье «Услуги автотранспорта» за 2016

год;

  • договор на предоставление услуг по транспортному обеспечению с экипажем № 7028/16-0674 от 21.03.2017, заключенный с ОАО «Автотранспортное хозяйство»;
  • договор на предоставление услуг по транспортному обеспечению с

экипажем №               7028/16-0675        от       21.03.2017, заключенный с

ОАО «Автотранспортное хозяйство»;

  • договор на предоставление услуг по транспортному обеспечению без услуг по управлению № 7028/16-0676 от 21.03.2017, заключенный с ОАО «Автотранспортное хозяйство»;
  • договор на оказание услуг по договорным тарифам по перевозке грузов № 7032/16 от 19.01.2016, заключенный с ОАО «РЖД»;
  • договор на организацию расчетов № 378/38/09 от 18.05.2009.

ОАО «Автотранспортное хозяйство» учреждено ОАО энергетики и электрификации «Кировэнерго» и 100 % акционером ОАО «АТХ» является ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

По договору на предоставление услуг по транспортному обеспечению № 7028/16-0674 от 21.03.2017 объектом аренды являются в том числе Toyota Camry, Toyota LC-200, VW Passat и иные автомобили.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на аренду автотранспортных средств представительского класса не влияет на качество предоставляемых услуг и экономически не обоснован.

В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость услуг определяется по фактически оказанным услугам и формируется на основании тарифов, установленных приложением № 1 к договору, при этом пунктом 3.4 установлена ориентировочная стоимость услуг составляет 69 095 141 руб. 41 коп., в т.ч. НДС 10 539 936 83 коп. Срок оказания услуг по договору установлен с 01.01.2017 по 31.12.2017. Возможность автоматической пролонгации договором не предусмотрена. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 3.2 договора на предоставление услуг по транспортному обеспечению с экипажем № 7028/16-0675 от 21.03.2017 размер платы формируется на основании тарифов, установленных в приложении № 2 к договору, при этом ориентировочная стоимость по договору составляет 182 714 581 руб. 21 коп., в т.ч. НДС 27 871 715 руб. 78 коп. Срок оказания услуг по договору установлен с 01.01.2017 по 31.12.2017. Возможность автоматической пролонгации договором не предусмотрена. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в материалах дела отсутствуют.

В силу пункта 3.2 договора на предоставление услуг по транспортному обеспечению без услуг по управлению № 7028/16-0676 от 21.03.2017 размер платы формируется на основании тарифов, установленных в приложении № 2 к договору, при этом пунктом 3.7 ориентировочная стоимость составляет 188 142 908 руб. 97 коп. в год, в т.ч. НДС 28 699 765 руб. 78 коп. Срок оказания услуг по договору установлен с 01.01.2017 по 31.12.2017. Возможность автоматической пролонгации договором не предусмотрена. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в материалах дела отсутствуют.

В силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

В составе материалов тарифного дела документы, обосновывающие начисление собственником амортизации, уплату налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в отношении вышеуказанных транспортных средств (инвентарные карточки, амортизационные ведомости, оборотно-сальдовые ведомости, налоговые декларации и прочее) отсутствуют.

ФАС России отмечает, что учтенные органом регулирования затраты на транспортные услуги включают в себя в том числе расходы на аренду транспортных средств, которые в силу пунктов 2, 28, 34 Основ ценообразования № 1178 учитываются в неподконтрольных расходах.

Между тем, учитывая, что расходы на транспорт необходимы для поддержания надежности и качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии и включают в себя помимо обязательных платежей, связанных с владением имущества, расходы на техническое обслуживание и технический ремонт транспортных средств, используемых в производственной деятельности, и горюче-смазочные материалы (ГСМ) для их заправки, которые являются подконтрольными расходами, органу регулирования необходимо провести анализ необходимых расходов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, горюче-смазочные материалы (ГСМ) и учесть в соответствующих статьях затрат (с отражением анализа и расчетов на долгосрочный период регулирования на 2018-2022 гг., а также обосновывающих материалов, используемых при проведении анализа).

Как следует из договора на оказание услуг по договорным тарифам при перевозке грузов, заключенного с ОАО «РЖД» от 19.01.2016 № 7032/16, предметом договора является оказание услуг по перевозке грузов.

При этом расчет заявляемых расходов на регулируемый период, объем необходимых услуг, и иные пояснения, и документы, подтверждающие экономическую обоснованность указанных расходов, в материалах дела отсутствует.

Учитывая изложенное, расходы на транспортные услуги в размере 323 808,1 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов НВВ 2018 г.

В составе подстатьи «Прочие услуги сторонних организаций» РСТ Кировской области учтены расходы в размере 46 507,3 тыс. руб.

В своих возражениях на акт орган регулирования отметил, что данные расходы включает в себя расходы на выплаты социального характера, нотариальные услуги, рекламные услуги, землеустроительные работы, на внедрение и развитие системы менеджмента качества, на экологию ПДВ государственные пошлины и другие расходы. Однако ни в экспертном заключении, ни в возражениях расчет указанных расходов, а также материалы и документы, принятые органом регулирования к учету, отсутствуют.

В этой связи расходы по подстатье «Прочие услуги сторонних организаций» подлежат дополнительному обоснованию.

Неподконтрольные расходы

Расходы на аренду

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

Расходы на аренду на 2018 год учтены в размере 74 777,98 тыс. руб. на уровне расходов, учтенных в 2017 году с учетом индекса цен производителей в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Минэкономразвития.

В составе расходов на аренду органом регулирования учтены следующие расходы на:

  • аренду BJI, KJI, ПС, ТП - 124,80 тыс. руб.;
  • арендную плату за пользование землей - 1 660,93 тыс. руб.;
  • арендную плату за пользование нежилыми помещениями - 3 314,01 тыс.руб.;
  • аренду транспорта, машин и механизмов - 60 125,54 тыс.руб.;
  • аренду средств АСУ, АСТУ и связи - 9 552,30 тыс.руб.;
  • прочую арендную плату - 0,935 тыс.руб.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 определено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При этом в случае, если собственником арендуемого имущества является физическое лицо, публично-правовое образование и иные лица, для которых не предусмотрено начисление амортизации и (или) налога на имущество, расходы, связанные с арендой такого электросетевого имущества, определяются регулирующим органом исходя из иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования №       1178 признано недействующим в части, не

предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В мотивировочной части указанного решения Высший Арбитражный Суд

Российской Федерации относит к числу обязательных платежей, связанных к арендуемым имуществом, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств, находящимися в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01).

Пунктом 17 ПБУ 6/01 установлено, что не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Таким образом, земельный участок не подлежит амортизации.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ст.39.7 ЗК РФ).

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен.

Арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России. Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду рассчитывается в отношении земельных участков, предоставленных без организации торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду земельных участков следует определять исходя из:

  • величины налогов на землю, в случае, если ЗУ находится в частной собственности;
  • размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, рассчитываемой с учетом кадастровой стоимости ЗУ.

В обоснование затрат на арендную плату за пользование землей организацией представлены реестр договоров на аренду за пользование землей, таблица «Затраты, планируемые на уплату арендной платы за пользование земельными участками на 2017 год», таблицу «Затраты, планируемые на уплату арендной платы за пользование земельными участками на 2018 год».

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 28 Основ ценообразования № 1178. В составе документов, представленных регулируемой организацией с заявлением об установлении тарифов, не представлено документов, обосновывающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

Кроме того, учет планируемых расходов по планируемым к заключению договоров аренды не предусмотрен Основами ценообразования № 1178.

В отсутствие обосновывающих документов расходы на арендную плату за пользование землей в размере 1 660,93 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из необходимой валовой выручки на

  1. год.

По подстатье «Аренда BJI, КЛ, ПС, ТП» принят концессионный договор в отношении объектов электросетевого хозяйства МО Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области.

ФАС России отмечает, что в материалах дела имеется только проект концессионного соглашения, не подписанный сторонами.

В соответствии с проектом концессионного соглашения общий размер концессионных платежей за пользование объектами составляет 696 200 руб., в том числе НДС 106 200 руб.

В составе материалов тарифного дела документы, обосновывающие начисление собственником амортизации, уплату налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в отношении объектов электросетевого хозяйства МО Мирнинское городское поселение (инвентарные карточки, амортизационные ведомости, оборотно-сальдовые ведомости, налоговые декларации и прочее) отсутствуют.

В этой связи расходы по подстатье «Аренда BJI, KJI, ПС, ТП» подлежат исключению из необходимой валовой выручки на 2018 год.

По подстатье «Аренда автотранспорта машин и механизмов» органом регулирования приняты расходы в размере 60 125,54 тыс. руб., что на 385,2 тыс. руб. больше заявленных организацией (59 740,2 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией.

В пояснительной записке регулируемая организация сообщает, что необходимость в аренде транспорта обусловлена отсутствием собственного автотранспорта у филиала. Стоимость на 2018 год определена исходя из аналогичного объема аренды транспортных средств и ИПЦ на 2018 год 4 %.

В обоснование данной статьи затрат организацией представлены реестр счетов фактур и затрат по статье «Аренда автотранспортных средств» и договор от 21.03.2017 № 7028/16-0673, заключенный с ОАО «Автотранспортное хозяйство».

В возражениях на акт орган регулирования сообщает, что РСТ Кировской области проведен анализ соответствия расходов на аренду транспортных средств рыночным ценам и принята величина в размере 60 125,54 тыс. руб. исходя из расходов, установленных на базовый период с учетом индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что указанный подход противоречит подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

В составе материалов тарифного дела документы, обосновывающие начисление собственником амортизации, уплату налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в отношении вышеуказанных транспортных средств (инвентарные карточки, амортизационные ведомости, оборотно-сальдовые ведомости, налоговые декларации и прочее) отсутствуют.

Кроме того, в силу пункта 3.2 договора от 21.03.2017 № 7028/16-0673 размер платы формируется на основании тарифов, установленных в приложении № 2 к договору, при этом пунктом 3.7 ориентировочная стоимость составляет 67 782 161 руб. 15 коп. в год, в т.ч. НДС 10 339 651 руб. 70 коп. Срок оказания услуг по договору установлен с 01.01.2017 по 31.12.2017. Возможность автоматической пролонгации договором не предусмотрена. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора в материалах дела отсутствуют.

В этой связи расходы по подстатье «Аренда автотранспортных средств» в размере 60 125,54 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2018 года.

Кроме того, ФАС России сообщает, что в материалах дела отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по подстатьям «Арендная плата за пользование нежилыми помещениями», «Аренда средств АСУ, АСТУ и связи», «Прочая арендная плата» в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования.

Учитывая вышеизложенное, органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо пересмотреть ранее учтенные расходы на аренду на 2018 год в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, исключив при этом расходы на аренду BJI, KJI, ПС, ТП в размере 124,80 тыс. руб., расходы на аренду автотранспорта машин и механизмов в размере 60 125,54 тыс. руб., расходы на арендную плату за пользование землей в размере 1 660,93 тыс. руб.

Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

В силу пункта 37 Основ ценообразования №                     1178 в течение

долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен пунктом 42 Методических указаний № 228-э.

На 2016 год в отношении «Кировэнерго» действовала инвестиционная программа, утвержденная приказом Минэнерго России от 14.12.2015 № 953.

В отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» в инвестиционной программе выявлены запланированные мероприятия по покупке электросетевого оборудования:

«Приобретение закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ № 31-220 и BJI 0,4 кВ в пгт. Свеча Свечинского района Кировской области» -

  1. тыс. руб. фактических затрат;

«Приобретение закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 804 с трансформаторами ТМ 250 кВА и ТМГ 250 кВА, расположенная на ул. Садовая,

д.З, ж/д. ст. Просница Кирово-Чепецкого района Кировской области» - 418,00 тыс. руб. фактических затрат;

«Приобретение BJI 10 кВ, BJI 0,4 кВ и КТП 213-160 кВА в д. Селино Кильмезского района Кировской области» - 90,00 тыс. руб. фактических затрат;

«Приобретение ВЛ-10кв Ф5 ПС Кикнур отпайка от опоры № 239, КТП- 10/0,4кв № 508 с трансформатором ТМ 100 ква» - 299,00 тыс. руб. фактических затрат.

ФАС России обращает внимание, что письмом от 26.09.2016 №ВК/66285/16 в адрес Минэнерго России направлялись замечания к проекту инвестиционной программы ПАО «МСРК Центра и Приволжья» в отношении инвестиционного проекта (приобретение BJI-Ю кВ, BJI 0,4 кВ и КТП 213-160 кВА в д. Селино Кильмезского района), в котором отмечалось, что капитальные вложения на расширение зоны территориального покрытия с извлечением прибыли должно финансироваться из иных источников, и включение в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии данных расходов с последующей компенсацией расходов конечными потребителями невозможно.

При этом в первоначальной редакции инвестиционной программы проекты «Приобретение закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ № 31-220 и ВЛ 0,4 кВ в пгт. Свеча Свечинского района Кировской области, «Приобретение закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 804 с трансформаторами ТМ 250 кВА и ТМГ 250 кВА, расположенная на ул. Садовая,

д.З, ж/д. ст. Просница Кирово-Чепецкого района Кировской области» отсутствовали.

Дополнительно ФАС России отмечает, что письмами от 11.07.2019 № ВК/59327-ПР/19 в адрес Минэнерго России и от 12.07.2019 № ИА/59932/19 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России информировала, что приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2018 год РСТ Кировской области не отражены расчет корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э, не определены объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие года, величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов), исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно.

С учетом вышеизложенного, органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ результатов исполнения ПАО «МРСК Сибири» инвестиционной программы в 2016 году, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2016 год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, и настоящим предписанием, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников.

Корректировка необходимой валовой выручки, связанная с отклонением уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня

Анализ представленного регулируемой организацией расчета и обосновывающих документов орган регулирования не проводил.

В этой связи ФАС России полагает, что величина корректировки необходимой валовой выручки с учетом достижения показателей надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) на 2018 год подлежит дополнительному обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Признать Региональную службу по тарифам Кировской области нарушившей положения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
  1. № 1178, при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» на 2018 год.
  1. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
    1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» 2018 года:
  • расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» в размере 15 716,34 тыс. руб., в том числе:
  • расходы на техническое обслуживание объектов электрических сетей в размере 175,33 тыс. руб.;
  • расходы на техническое обслуживание административных зданий и сооружений в размере 958,0 тыс.руб.;
  • расходы на техническое обслуживание транспорта, машин и механизмов в размере 2 369,02 тыс. руб.;

-расходы на технический надзор в размере 5 710,47 тыс. руб.;

  • расходы на прочие услуги производственного характера в размере 484,41 тыс. руб.;
  • расходы на услуги коммерческого учета электроэнергии в размере 6 019,11 тыс. руб.;

-расходы на транспортные услуги в размере 323 808,1 тыс. руб.

    1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» на 2018 год расходы на аренду в размере 60 250,34 тыс. руб., в том числе:
  • расходы на аренду BJI, КЛ, ПС, ТП в размере 124,80 тыс. руб.;
  • расходы на аренду автотранспорта машин и механизмов в размере 60 125,54 тыс. руб.
    1. Провести и отразить в экспертном заключении дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) расходов по статьям затрат: «Долгосрочные параметры регулирования», «Базовый уровень операционных расходов», «Фонд оплаты труда», «Расходы на ремонт», «Расходы на ГСМ», «Работы и услуги производственного характера», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на аренду», «Неподконтрольные расходы», «Аренда», «Корректировка неподконтрольных расходов», «Корректировка необходимой валовой выручки, связанная с отклонением величины товарной выручки».
    2. Провести анализ результатов исполнения ПАО «МРСК Сибири» инвестиционной программы в 2016 году, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2016 год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, и настоящим предписанием, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников.
  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»
  • «Кировэнерго» на 2018 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
  1. № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» на 2018-2022 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и настоящим предписанием.
  1. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго» на 2019 год и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области на 2019 год в срок до 01.09.2019.
  2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решений органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
  • экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Кировэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

Временно исполняющий

обязанности руководителя                                                                                       В.Г. Королев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны