Решение №СП/32591/19 РЕШЕНИЕ от 19 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (далее — Заявитель, АО «ДВЭУК») и Департаментом по тарифам Приморского края (рег. от 30.01.2018 № 13753/18) по вопросу установления тарифов на передачу электрической энергии на 2018 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ФАС России в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, рассмотрев заявление о разногласиях АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (рег. № 13753/18 от 30.01.2018) с Департаментом по тарифам Приморского края (далее – Департамент, Орган регулирования), а также представленные сторонами материалы, установила следующее.

Заявление АО «ДВЭУК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Предметом разногласий является величина цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных постановлением Департамента от 20.12.2017 № 73/3 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания», с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории Приморского края, не объединенной в ценовую зону оптового рынка на период с 01.01.2018 по 31.12.2018».

АО «ДВЭУК» считает, что Департаментом по тарифам Приморского края при формировании необходимой валовой выручки при установлении тарифа на производство электрической энергии (мощности) на 2018 год не была учтена норма, указанная в пункте 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), и заявляет требования к Департаменту о признании экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах 2018 года расходов по статье затрат «Услуги производственного характера» в размере 59 830,16 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением – 306 488,18 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Общество считает экономически обоснованной – 366 318,34 тыс. руб.

Сумма разногласий по заявленной статье затрат составляет 59 830,16 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по статье «Услуги производственного характера» Заявителем были предоставлены следующие документы:

- копия приказа от 28.12.2017 № 887А «Об утверждении Учетной политики АО «ДВЭУК» на 2018 год;

- копия Учетной политики АО «ДВЭУК» для целей бухгалтерского учета на 2018 год;

- выписка из Положения о закупках АО «ДВЭУК»;

- выписка из Руководства по эксплуатации комплекта газотурбинного генератора КАВАСАКИ GPB70D;

- копия справки об эквивалентных часах наработки ГТУ на 25.01.2018 г.;

- копии паспортов газотурбинных генераторов KAWASAKI GPB70D № 1, № 2, № 3;

- предложение Sojitz Corporation по обслуживанию ГТУ на мини-Тэц о.Русский;

- план технического обслуживания и ремонтов объектов АО «ДВЭУК» на 2018 по видам деятельности, осуществляемым на территории Приморского края;

- расчет затрат по договорам на оказание услуг на 2018 год с указанием ссылок на размещение закупок на электронной площадке www.zakupki.gov.ru;

- договор поставки от 14.07.2017 года № 0001 с ООО «Кавасаки Газ Турбин Сервис РУС» с приложениями.

По результатам рассмотрения заявления, представленных материалов и объяснений ФАС России было установлено, что суть разногласий состоит в неучете Департаментом по тарифам Приморского края при установлении тарифа на электрическую энергию на 2018 год затрат по договору поставки от 14.07.2017 г. № 0001 на поставку материально-технических ресурсов (материалы, запасные части для газотурбинных генераторов GPB70D № 1, № 2, № 3) в размере 59 830,16 тыс. руб.

В эксплуатации АО «ДВЭУК» находятся 7 комплектов газотурбинного генератора КАВАСАКИ GPB70D, посредством которых осуществляется комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на мини-ТЭЦ «Центральная» и мини-ТЭЦ «Океанариум», расположенных на острове Русский Приморского края.

В соответствии с Руководством по эксплуатации комплекта газотурбинного генератора КАВАСАКИ GPB70D при наработке по эквивалентным часам 7000 часов необходимо производство обслуживания уровня B – инспекция горячей части с заменой изношенных деталей горячей секции, включая 1 ступень турбины.

На газотурбинных установках № 1, № 2, № 3 мини-ТЭЦ «Центральная» количество эквивалентных часов по итогам 2017 года превысило 7000 часов.

Согласно Пояснительной записке к Заявлению о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Департаментом по тарифам Приморского края (исх. № ДВЭУК-01-50-337 от 30.01.2018 года) в расчете тарифа на электрическую энергию (мощность), направленного заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию от 28.04.2017 г. № ДВЭУК-05-50-1536, расходы в размере 59 830,16 тыс. руб. по статье «Услуги производственного характера» были учтены в соответствии с Планом технического обслуживания и ремонтов объектов АО «ДВЭУК» на 2018 год, а также на основании коммерческого предложения по обслуживанию Sojitz Corporation.

14.07.2017 года на основании конкурсных процедур АО «ДВЭУК» был заключен договор № 0001 на услуги по поставке запасных частей, необходимых для проведения инспекции горячей части газотурбинных установок № 1, № 2, № 3 мини-ТЭЦ «Центральная» с ООО «Кавасаки Газ Турбин Сервис РУС».

В обоснование заключения договора с ООО «Кавасаки Газ Турбин Сервис РУС» как закупки у единственного поставщика со стороны Заявителя представлено Руководство по эксплуатации комплекта газотурбинного генератора, в котором указано, что специальные знания, технологии, процедуры и инструменты являются неотъемлемой частью планового технического обслуживания, поэтому обслуживание должно выполняться уполномоченной компанией Kawasaki и ее персоналом.

Согласно письменному мнению экспертной группы Департамента, изложенного на стр. 7 Экспертного заключения, прямые затраты на услуги подрядчиков по ремонту и ТО основных средств в размере 55 807,36 тыс. руб. по статье «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» не приняты в связи с отсутствием подтвержденных фактически понесенных затрат и производственных работ за счет статьи «Амортизация».

ФАС России отмечает, что в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к Договору поставки от 14.07.2017 № 0001) ООО «Кавасаки Газ Турбин Сервис РУС» обязуется поставить в том числе детали для ИГЧ, модификации лопаток 1-й ступени. Расходы, связанные с модификацией, реконструкцией, модернизацией, согласно пункту 32 Основ ценообразования № 1178 должны учитываться на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.

Кроме того, в соответствии с информацией, представленной АО «ДВЭУК», а также Органом регулирования при установлении тарифов на электрическую энергию на 2015-2018 гг. по статье «Амортизация» в НВВ регулируемой организации были учтены средства в размере 579 430,34 тыс. руб., при этом инвестиционная программа для АО «ДВЭУК» утверждена в установленном порядке на 2018-2023 годы (приказ Департамента энергетики Приморского края от 24.05.2018 № 45пр-32 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» на 2018-2023 годы на территории Приморского края»).

Согласно данной инвестиционной программы амортизация как источник финансирования по виду деятельности «Производство электрической энергии» утверждена только на 2019 год в размере 70 000,00 тыс. руб.

ФАС России письмами от 22.01.2019 № СП/3547/19, от 21.03.2019 № СП/22511/19 был направлен дополнительный запрос в адрес АО «ДВЭУК» и Департамента Приморского края соответственно о целевом использовании регулируемой организацией средств, учтенных в тарифах на электрическую энергию по статье «Амортизация» в размере 579 430,34 тыс. руб. за период 2015-2018 гг. В ответ на данный запрос орган регулирования сообщил об отсутствии отчетов от АО «ДВЭУК» об использовании указанных средств. Заявителем также данная информация предоставлена не была.

При этом, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования АО «ДВЭУК» по статье «Услуги производственного характера» удовлетворению не подлежат.

Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ целевого использования средств, учтенных по статье «Амортизация» при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2015-2018 гг., запросив все необходимые обосновывающие документы у регулируемой организации. Выявленные на основании статистической и бухгалтерской отчетности расходы, понесенные в предыдущих периодах регулирования (2015-2018 гг.), не связанные с осуществлением регулируемой деятельности АО «ДВЭУК» и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности, в том числе по статье «Амортизация» в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 подлежат исключению из необходимой валовой выручки АО «ДВЭУК» 2019 года.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «ДВЭУК» и Департаментом по тарифам Приморского края Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований АО «ДВЭУК», изложенных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. № 13753/18 от 30.01.2018).

2. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики впровести анализ целевого использования средств, учтенных по статье «Амортизация» при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2015-2018 гг., запросив все необходимые обосновывающие документы у регулируемой организации. Выявленные на основании статистической и бухгалтерской отчетности расходы, понесенные в предыдущих периодах регулирования (2015-2018 гг.), не связанные с осуществлением регулируемой деятельности АО «ДВЭУК» и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности, в том числе по статье «Амортизация» в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 подлежат исключению из необходимой валовой выручки АО «ДВЭУК» 2019 года.

3. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2019 года пересмотреть цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания», с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории Приморского края, не объединенной в ценовую зону оптового рынка, на основании пункта 2 настоящего решения.

4. Об исполнении решения ФАС России органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для АО «ДВЭУК» цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания», с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории Приморского края, не объединенной в ценовую зону оптового рынка, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

АО "ДВЭУК"
ИНН 2540080100, ОГРН 1022502260330
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660