Решение №СП/24912/24 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» марта 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между муниципальным предприятием г. Пскова «Псковские тепловые сети» (далее также – Заявитель, МП «ПТС», регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области
(далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления платы
за подключение к системе теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя директора по экономике
и финансам МП «ПТС»
<...>, начальника отдела теплоэнергетики Комитета по тарифам и энергетике Псковской области <...>, заместителя начальника отдела теплоэнергетики Комитета по тарифам и энергетике Псковской области <...>, начальника отдела финансового, кадрового и правового обеспечения Комитета по тарифам и энергетике Псковской области <...>, заместителя руководителя — начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России <...>, главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий <...>, заместителя директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении между МП «ПТС» и Комитетом (исх. от 14.02.2024 № 1835/06, вх. от 14.02.2024 № 24428-ЭП/24, далее – Заявление).

Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 15.11.2023 № 85-т «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения
МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» в индивидуальном порядке» установлена плата за подключение средней общеобразовательной школы на 1000 учащихся по адресу: г. Псков, пересечение ул. Юности и ул. Инженерной, мкр. 15 к системе теплоснабжения Заявителя с подключаемой максимальной нагрузкой
3,52492 Гкал/час в индивидуальном порядке в размере 41 222,31 тыс. руб.

Величина платы, которую Заявитель считает экономически обоснованной,
с учетом заявленных требований, составляет 51 515,829 тыс. руб.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете
в составе платы расходов по статье разногласий «Налог на прибыль, отнесенный
к плате за подключение» (учтено 0,0 руб., заявлено в ФАС России
10 293,519 тыс. руб.).

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России установлено следующее.

По мнению Заявителя, налог на прибыль в составе платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, рассчитывается в плановом порядке. Рассчитанный к уплате в соответствии с налоговым законодательством плановый налог на прибыль по формуле (120.1) Методических указаний № 760-э
от реализации в будущем мероприятий по подключению объекта k-го заявителя подлежит включению в состав индивидуальной платы за подключение.

В обоснование величины расходов МП «ПТС» были представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет налога на прибыль в разногласиях, отнесенный к плате за подключение;

- расчет разногласий по плате за подключение Школы на 1000 мест по адресу: г. Псков, пересечение ул. Юности и ул. Инженерной, мкр.15.

В соответствии с представленным расчетом налога на прибыль, налогооблагаемая база по налогу на прибыль составляет 51 467,595 тыс. руб. (51 515,829 тыс. руб. – плата за подключение в индивидуальном порядке – (минус) 48,234 тыс. руб. – расходы на проведение мероприятий по подключению объектов Заявителя); ставка налога на прибыль – 20 %.

Таким образом, по мнению Заявителя, плановые расходы на уплату налога на прибыль, отнесенные на деятельность по подключению, составят 51 467,595*20% = 10 293,519 тыс. руб.

Согласно отзыву Комитета на Заявление, направленному письмом
от 20.02.2024 № ТР-01-02-2024/-1530 (вх. от 21.02.2024 № 28676-ЭП/24,
(далее – Отзыв на Заявление), документы, подтверждающие плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей на 2024 год, а также подтверждающих ведение раздельного учета по виду деятельности «Подключение к системе теплоснабжения» МП «ПТС» в Комитет не представлены.

В соответствии с протоколом заседания Коллегии Комитета от 15.11.2023 № 34 (пункт 3.7) (далее – Протокол) МП «ПТС» не представило документов, подтверждающих ведение раздельного учета по виду деятельности «Подключение к системе теплоснабжения», а также документы, подтверждающие плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов. Регулируемой организацией налог на прибыль рассчитан по ставке 20%
от планируемых в соответствии со сметной документацией расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей данного объекта.

ФАС России отмечает следующее.

Согласно части 8 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ плата
за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных Основами ценообразования № 1075 и Правилами регулирования тарифов № 1075.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ плата
за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения
в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

В соответствии с пунктом 108 Основ ценообразования № 1075 плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно пункту 171 Методических указаний № 760-э плата за подключение объекта k-го заявителя, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке по формуле (121), включающей величину Н налога на прибыль, отнесенного к плате за подключение, рассчитанного по формуле (120.1):

 

(тыс. руб./Гкал/ч), (120.1)

 

где:

Расх.Н - плановые на очередной период регулирования расходы на уплату налога на прибыль, относимые на деятельность по подключению к системе теплоснабжения для подключаемых объектов, определяемые в соответствии
с налоговым законодательством, тыс. руб.;

- плановая на очередной расчетный период регулирования суммарная подключаемая тепловая нагрузка объектов заявителей, Гкал/ч.

Согласно подпункту «г» пункта 110 Основ ценообразования № 1075 в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации в том числе налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Правила и порядок исчисления налога на прибыль организаций определены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 247, пунктом 1 статьи 252 НК РФ для российских организаций объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы
не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Исходя из представленных документов расходами, уменьшающими доходы при определении налоговой базы налога на прибыль, являются затраты
на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в размере 48 234,28 руб. (расчет разногласий по плате, представленный Заявителем; таблица 1 стр. 11 Протокола; стр. 20 Экспертного заключения экономической обоснованности размера платы за подключение к системе теплоснабжения МП «ПТС»).

Расчет налога на прибыль определяется в соответствии с налоговой ставкой
20%, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что налоговая база для целей расчета налога на прибыль, отнесенного к деятельности «подключение к системам теплоснабжения» (размер платы за подключение 41 222 310,16 руб. – (минус) 48 234,28 руб.), Заявителем
и органом регулирования не оспаривается, плановые расходы на уплату налога
на прибыль на 2024 год составят 10 293 518,97 руб. (41 174 075,88 руб.*0,2/0,8).

Плановые на очередной период регулирования расходы на уплату налога
на прибыль определяются в соответствии с плановым подключением объектов заявителей к системе теплоснабжения.

В соответствии с Отзывом на Заявление, документы, подтверждающие плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей на 2024 год, МП «ПТС» не представлены.

Согласно Экспертному заключению органа регулирования (стр. 18) используемая в расчете тепловая нагрузка данного объекта в качестве единственного подключаемого объекта в расчетном периоде регулирования
не является правильной и не может быть принята экспертами.

ФАС России отмечает, что в соответствии с формулой (121) Методических указаний № 760-э плата за подключение объекта k-го заявителя, при отсутствии технической возможности подключения, определяется в индивидуальном порядке исходя из показателя Н х Pkподключ (тыс. руб.), где (налог на прибыль), - подключаемая тепловая нагрузка объекта k-го заявителя.

В соответствии с Протоколом заявленная МП «ПТС» подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя (ООО «ПроШкола № 52») составляет 3,52492 Гкал/ч (стр. 2, стр. 12). Данная величина представлена Заявителем в «Расчете налога
на прибыль в разногласиях, отнесенного к плате за подключение», а также отражена в оспариваемом приказе Комитета от 15.11.2023 № 85-т.

Касаемо распределения величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми видами деятельности Заявителя отмечаем следующее.

Методическими указаниями № 760-э предусмотрено включение в плату
за подключение плановой величины налога на прибыль на очередной период регулирования, определяемой в соответствии с НК РФ, который возникает
у организации в связи с установлением платы за подключение к системе теплоснабжения.

Ввиду того, что в налоговом учете налог на прибыль исчисляется по всем видам деятельности в совокупности, органам регулирования по итогам истекшего периода регулирования надлежит проводить анализ фактического начисления
и уплаты налога на прибыль по данным налоговых деклараций. Размер налога, относимого на деятельность «подключение к системам теплоснабжения», необходимо исчислять исходя из полученного дохода от применения платы
за подключение и ставки налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между муниципальным предприятием г. Пскова «Псковские тепловые сети» и Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и энергетике Псковской области нарушившим пункты 108, 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 170, 171 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России
от 13.06.2013 № 760-э.

2. Удовлетворить требования муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении с Комитетом
по тарифам и энергетике Псковской области (вх. от 14.02.2024 № 24428-ЭП/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету
при установлении платы за подключение к системе теплоснабжения МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» в индивидуальном порядке расходов по статье «Налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение» в размере 10 293,519 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.05.2024 пересмотреть плату за подключение к системе теплоснабжения
МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» в индивидуальном порядке с учетом мотивировочной части настоящего решения, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) платы
за подключение к системе теплоснабжения МП г. Пскова «Псковские тепловые сети» в индивидуальном порядке.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

__________________

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Члены Комиссии:

 

__________________

(подпись)

 

<...>

 

 

__________________

(подпись)

 

<...>

 

 

__________________

(подпись)

 

<...>

 

 

__________________

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

МП г. Пскова "Псковские тепловые сети"
ИНН 6027044260, ОГРН 1026000975087
Комитет по тарифам и энергетике Псковской области
ИНН 6027087592, ОГРН 1056000309276
Псковское УФАС России
ИНН 6027026536, ОГРН 1036000308508