Предписание №СП/52467/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-там проверки РЭК Кемеровской обл (ПАО "МР... от 23 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» (далее — ПАО «МРСК Сибири», регулируемая организация)  на 2014, 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – Комиссия, РЭК Кемеровской области, орган регулирования) от 31.12.2016 № 753, от 31.12.2017 № 778, от 31.12.2018 № 781 для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, НВВ регулируемой организации на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

При определении величины необходимой валовой выручки на 2017, 2018 и 2019 годы регулирующим органом использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2014 год является базовым годом второго долгосрочного периода регулирования 2014-2018 годов, а 2019 год является базовым годом третьего долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годов.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2013 № 712 (с учетом редакций от 28.02.2014, 28.03.2014) для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, НВВ регулируемой организации на 2014 год.

Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области, установленная Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, составила:

на 2017 г. – 4 057 716,24 тыс. руб.;

на 2018 г. – 4 948 509,56 тыс. руб.;

на 2019 г. – 5 306 689,01 тыс. руб.

 

Подконтрольные расходы

Подконтрольные расходы определены Комиссией на 2017-2018 годы исходя из индекса роста цен на 2017-2018 годы и индекса изменения объема условных единиц, на 2019 год методом экономически обоснованных затрат с применением метода аналогов:

на 2017 год – 2 428 820,66 тыс. руб.;

на 2018 год – 2 504 791,71 тыс. руб.;

на 2019 год – 2 613 642,09 тыс. руб.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования № 1178), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

- базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

- индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

-  уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;

- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

 

2014 год

Материальные затраты

Заявка организации составила 217 037, 10 тыс. руб.

Сумма материальных затрат, принятая регулирующим органом, составляет 334 833,5 тыс. руб., из них на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо – 158 268,11 тыс. руб., на работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) – 176 565,39 тыс. руб.

В соответствии с п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с п. 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с п. 29 настоящего документа.

В соответствии с пп. 1 п. 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 настоящего документа).

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно предложению регулируемой организации на 2014 год расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» составят 186 377,00 тыс. руб., расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» составят 30 660,10 тыс. руб.

Согласно экспертному заключению органом регулирования по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» учтены затраты на основании представленных договоров, заключенных по результатам проведения закупочных процедур, а именно:

- расходы на поставку автошин по договору от 29.07.2013 № 02.4200.2234.13 на сумму 2 894 тыс. руб. (без НДС);

- расходы на поставку масел технических и охлаждающих жидкостей по договору от 20.03.2013 № 02.4200.630.13 на сумму 960,2 тыс. руб.;

- расходы на поставку автомобильных аккумуляторных батарей по договору от 04.04.2013 № 02.4200.767.13 на сумму 164 тыс. руб.;

- расходы на поставку моющих средств по договору от 19.12.2013 № 02.4200.3962.13 на сумму 659,32 тыс. руб.;

- расходы на средства защиты по договору от 14.02.2014 № 02.4200.287.14 на сумму 938,11 тыс. руб.;

- расходы на средства для защиты и ухода за кожей по договору от 30.12.2013 № 20.4200.4101.13 на сумму 640,45 тыс. руб.;

- расходы на поставку выключателей до 1 кВ по договору от 16.12.2013 № 20.4200.3974.13 на сумму 2 097,72 тыс. руб.;

- расходы на поставку инструмента по договору от 25.12.2013 № 20.4200.4012.13 на сумму 2 468,67 тыс. руб.;

- расходы на поставку ламп, светильников по договору от 25.12.2013 № 20.4200.4014.13 на сумму 2 863,21 тыс. руб.;

- расходы на поставку знаков и плакатов безопасности по договору от 25.12.2013 № 20.4200.4010.13 на сумму 615,05 тыс. руб.;

- расходы на поставку электрозащитных средств по договору от 30.12.2013 с ООО ПП «Промтехресурсы» на сумму 4 126,4 тыс. руб.;

- расходы на поставку запасных частей для стационарной оргтехники по договору от 22.05.2012 № 1744989 на сумму 294,51 тыс. руб.;

- расходы на поставку средств вычислительной и оргтехники по договору от 14.08.2012 № 02.4200.300.12 на сумму 4 814,74 тыс. руб.;

- расходы на поставку комплектующих для серверного и сетевого оборудования по договору от 28.09.2012 № П28/09/12 на сумму 2 135,59 тыс. руб.;

- расходы на поставку комплектующих и запасных частей для вычислительной и оргтехники по договору от 01.10.2012 № 02.4200.696.12 на сумму 1 836,10 тыс. руб.;

- расходы на поставку расходных материалов для средств оргтехники по договору от 28.02.2013 № 02.4200.469.13 на сумму 3 400 тыс. руб.;

- расходы на приобретение прочих хозяйственных материалов по договору от 01.03.2012 № 02.4200.32.12 на сумму 1 423,01 тыс. руб.

Кроме того, филиалом запланирована закупка средств пожаротушения  на сумму 542,77 тыс. руб., закупка электро, пневмоинструмента на сумму 1 482,475 тыс. руб., закупка прочих средств индивидуальной защиты, материалов по технике безопасности и охране труда на сумму 5 806,05 тыс. руб., приобретение дополнительной спецодежды в связи с включением оперативного персонала для обслуживания подстанций на сумму 8 863,44 тыс. руб., приобретение счётчиков и других приборов учёта на сумму 8 662,3 тыс. руб. 

Таким образом регулирующим органом проанализированы расходы на приобретение сырья, материалов и пр. на сумму 57 688,12 тыс. руб., что отличается от учтенной суммы затрат.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении отсутствует анализ представленных договоров на предмет необходимости эксплуатации и содержания автотранспортных средств и учета в составе НВВ ПАО «МРСК Сибири» соответствующих расходов в части регулируемой деятельности, а также расчет количества необходимых автотранспортных средств в соответствии с обслуживаемой организацией площадью территории.

ФАС России также отмечает, что по тексту экспертного заключения РЭК Кемеровской области расходы по договорам от 14.08.2012 № 02.4200.300.12 на сумму 4 814,74 тыс. руб., от 28.09.2012 № П28/09/12 на сумму 2 135,59 тыс. руб., от 01.10.2012 № 02.4200.696.12 на сумму 1 836,10 тыс. руб., от 28.02.2013 № 02.4200.469.13 на сумму 3 400 тыс. руб. предлагается исключить, однако такие были учтены в составе НВВ регулируемой организации.

Ввиду отсутствия необходимости учета расходов по вышеуказанным договорам, а также указания РЭК Кемеровской области на их экономическую необоснованность и исключение, расходы в размере 12 186,43 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

По статье «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) регулирующим органом учтены в НВВ филиала на 2014 год затраты на основании представленных договоров в общей сумме 30 484,93 тыс. руб.:

- проверка, калибровка оборудования и приборов по договорам от 13.03.2013 № 18.4200.690.13 на сумму 1 999,00 тыс. руб., от 26.09.2013 № 18.4200.3170.13 на сумму 130,00 тыс. руб., от 15.01.2013 № 18.4200.52.13 на сумму 1 233,58 тыс. руб.;

- диагностика электрических сетей по договорам от 20.06.2012 № 18.4200.421.12 на сумму 3 730,00 тыс. руб., от 24.08.2012 № 18.4200.605.12 на сумму 3 950,00 тыс. руб., от 05.09.2012 № 18.4200.638.12 на сумму 3 650,00 тыс. руб., от 11.05.2012 № 18.4200.317.12 на сумму 1 255,28 тыс. руб.;

- услуги энергетического обследование по договору от 01.09.2011 № 18.4200.509.11 на сумму 13 058,60 тыс. руб.;

- другие услуги производственного характера по договорам от 30.03.2012 № 18.4200.206.12 на сумму 1 078,47 тыс. руб., от 02.05.2012 № 18.4200.325.12 на сумму 400,00 тыс. руб.

Кроме того, регулирующим органом в НВВ филиала на 2014 год учтены затраты в размере 135 800,18 тыс. руб. по предписанию контролирующих и надзорных органов. При этом в экспертном заключении на 2014 год отсутствуют анализ необходимости несения расходов на основании выданного предписания, информация о расчете затрат на работы по устранению нарушений, распределение затрат в рамках долгосрочного периода регулирования 2014-2018 годов.

Также ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2014 год не отражен полный анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат.

Кроме того, ФАС России отмечает¸ что органом регулировании расходы по статье затрат «Материальные затраты» учтены выше заявленных регулируемой организацией на 117 796,4 тыс. руб. (стр.238 Экспертного заключения на 2014 год).

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации РЭК Кемеровской области не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

По результатам анализа представленных материалов ФАС России дополнительно отмечает, что передача электрической энергии является основным видом деятельности регулируемой организации, и соблюдение требований законодательства о государственном регулировании цен(тарифов) в части расчета цен (тарифов) — обязанность ПАО «МРСК Сибири». Следовательно, указанные расходы не могут быть возложены на потребителей.

Таким образом, в случае учета в составе НВВ регулируемой организации расходов для проведения анализа хозяйственной деятельности ПАО «МРСК Сибири» для подготовки экспертного заключения для представления предложений об установлении цен (тарифов) на передачу электрической энергии, такие подлежат исключению из состава НВВ ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Материальные затраты» в размере 129 982,7 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Затраты на оплату труда

Сумма затрат на оплату труда, принятая органом регулирования на 2014 год составляет 900 019,24 тыс. руб.

Заявка организации - 1 542 033,40 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ПАО «МРСК Сибири» является членом отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации.

Регулирующим органом затраты на оплату труда учтены исходя из среднемесячной заработной платы сетевых компаний Кузбасса с НВВ более 500 млн. руб. в размере 27 293,16 руб. и численности 2 748 чел. При этом при расчете расходов на оплату труда из численности исключен ремонтный персонал, персонал, относящийся к департаменту технологического присоединения, а также включен оперативный персонал для обслуживания подстанций филиала в осенне-зимний период в количестве 195 чел.

Расчет увеличения численности персонала на период регулирования 2014 года произведён, исходя из среднесписочной численности филиала, утвержденной на 2013 год 2739 чел. за минусом: 164 чел. (ремонтный персонал); 22(персонал тех. присоединения) и с учетом оперативного персонала в количестве 195 чел. Итого расчетная численность 2748 чел.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2014 год отсутствует анализ фактической численности работников, не представлен анализ фактических затрат на оплату труда в 2012 году, не представлен анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с п. 26 Основ ценообразования и п. 23 Правил № 1178, в том числе отсутствует информация о принятой на предприятии минимальной тарифной ставке по ОТС, средней ступени оплаты труда, тарифном коэффициенте, выплатах в соответствии с фактом за 2012 год.

РЭК Кемеровской области в экспертном заключении на 2014 год не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).

В связи с отсутствием в экспертном заключении на 2014 год анализа учтенных затрат в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178, расходы по статье затрат «Затраты на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

2017-2018 годы

На основании вышеприведенного анализа тарифного решения 2014 года ФАС России установлено, что регулирующим органом в экспертном заключении на 2014 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в соответствии с п. 23 Правил № 1178 государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Для обоснования принятых подконтрольных расходов необходимо отразить в экспертном заключении на 2014 год анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов с учетом требований Основ образования.

В связи с вышеуказанными замечаниями, выявленными при анализе тарифного решения на 2014 год в отношении базового уровня подконтрольных расходов, не представляется возможным установить экономическую обоснованность операционных расходов в 2017-2018 годах.

Также ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017, 2018 годы регулирующим органом по статьям подконтрольных расходов определены выпадающие доходы (расходы) в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178 исходя из фактических данных отчетных периодов, что противоречит действующему законодательству в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Подконтрольные расходы на очередной год долгосрочного периода определяются индексацией базового уровня подконтрольных расходов по формуле (2) Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания 98-э):

 

 

где:

i - год долгосрочного периода регулирования (i>1);

- подконтрольные расходы, учтенные соответственно в базовом и в i-1 году долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.);

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий;

 - индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;

 - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;

 - количество условных единиц соответственно в i-том и (i-1)-ом году долгосрочного периода регулирования;

 - индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;

 - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя:

- расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);

- оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования № 1178) (тыс. руб.);

- амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования) (тыс. руб.);

- расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования;

- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования (тыс. руб.);

- расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (тыс. руб.);

- прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.);

 - результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования № 1178 (тыс. руб.);

 - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс.руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.

 - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. № 254-э/1.

На основании вышеизложенного регулирующему органу необходимо привести экспертные заключения на 2017, 2018 годы в соответствие действующему законодательству в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, произвести перерасчет по статье «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования» и исключить из НВВ филиала на 2017, 2018 год учтенные суммы выпадающих доходов (расходов) по статьям, входящим в состав подконтрольных расходов.

При этом в соответствии с п. 34 Основ ценообразования 1178  базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Таким образом, подконтрольные расходы в размере 2 428 820,66 тыс. руб., 2 504 791,71 тыс. руб. на 2017 и 2018 годы соответственно приняты регулирующим органом для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» с нарушением п. 34 Основ ценообразования и без надлежащего экономического обоснования и требуют дополнительного анализа.

 

2019 год

Базовый уровень подконтрольных расходов и долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации на третий долгосрочный период 2019-2023 годы установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2018 № 780 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области».

 

Затраты на оплату труда

Сумма затрат на оплату труда, принятая регулирующим органом на 2019 год, составляет 1 515 938,48 тыс. руб. Регулирующим органом затраты на оплату труда учтены исходя из среднемесячной заработной платы в размере 49 476,28 руб. и численности 2 553,31 чел.

Заявка организации - сумме 2 374 499,38 тыс. руб., при средней заработной плате 76 370,11 руб. на человека в месяц и ССЧ 2 591 человек.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год отсутствует анализ фактических затрат на оплату труда в 2017 году, не представлен анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, отсутствует расчет принятой средней ступени оплаты труда, расчет принятого тарифного коэффициента, анализ процентов выплат в соответствии с фактом за 2017 год.

РЭК Кемеровской области в экспертном заключении на 2014 год не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице № П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями № 20-э/2.

В представленных органом регулирования возражениях на Акт проверки № 123 указано: «Фактические расходы на оплату труда персонала филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС», по виду деятельности «Передача электроэнергии» за 2017 год составили 1 196 637,52 тыс. чел.

Среднесписочная численность 2553,31 чел.»

Вместе с тем ФАС России отмечает, что из тарифной заявки ПАО «МРСК Сибири» следует, что среднесписочная численность персонала за 2017 год составила 2532 человека (табл. П1.16, стр. 7 Том 55 «ФОТ 1 часть»).

Среднесписочная численность персонала в количестве 2531,7 подтверждается расчетами ФАС России исходя из статистической отчётности регулируемой организации по форме П-4.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда должны были составить: 2 531,7 * 49 476,28 руб. * 12 = 1 503 109,18 тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье затрат «Затраты на оплату труда» в размере 12 829, 303 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ ПАО «МРСК Сибири», в остальной части учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

 

Прочие расходы

Оплата работ и услуг сторонних организаций,

Органом регулирования учтены расходы в размере 262 344,61 тыс.руб., заявка организации – 451 361,61 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ представленных договоров, анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил № 1178, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В части учета расходов на содержание транспорта по подстатье затрат «Прочие услуги сторонних организаций» в размере 3 161,19 тыс.руб. (заявка – 6 897,86 тыс.руб.) ФАС России отмечает отсутствие анализа учтенных расходов на предмет необходимости необходимости эксплуатации и участия таких автотранспортных средств в регулируемой деятельности.

РЭК Кемеровской области также учтены расходы на аттестацию рабочих мест в размере 3 142,00 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что тарифная заявка, отсылка на материалы, принятых в качестве обосновывающих, а также анализ учтенных затрат в экспертном заключении на 2019 год отсутствуют.

В части учета расходов на расчистку трасс ВЛ электропередач в размере 4 160,00 тыс.руб. на основании договора с ООО «Международная образовательная академия» от 21.07.2017 № 10.4000.283.17 ФАС России отмечает, что органом регулирования указано на необоснованность рассматриваемых расходов, а также на необходимость их не учета в составе НВВ ПАО «МРСК Сибири».

По результатам анализа представленных материалов ФАС России дополнительно отмечает, что передача электрической энергии является основным видом деятельности регулируемой организации, и соблюдение требований законодательства о государственном регулировании цен(тарифов) в части расчета цен (тарифов) — обязанность ПАО «МРСК Сибири». Следовательно, указанные расходы не могут быть возложены на потребителей.

Таким образом, в случае учета в составе НВВ регулируемой организации расходов для проведения анализа хозяйственной деятельности ПАО «МРСК Сибири» для подготовки экспертного заключения для представления предложений об установлении цен (тарифов) на передачу электрической энергии, такие подлежат исключению из состава НВВ ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 4 160,00 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Расходы на командировки и представительские

Сумма затрат по статье, принятая регулирующим органом на 2019 год, составляет 22 764,46 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ учтенных затрат, анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

В связи с отсутствием в экспертном заключении на 2019 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных расходов.

 

Расходы на страхование

Согласно экспертному заключению на 2019 год по подстатье «Расходы на страхование» регулирующим органом учтены затраты в размере 8 721,01 тыс. руб.

Заявка организации – 12 300,45 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что в составе расходов на страхование учтены, в том числе, затраты на ДМС по договору от 31.05.2017 № 3717LM0119/28.4000.189.17 на сумму 1 329,0 тыс.руб.

Добровольное медицинское страхование - форма страхования, возникающая на основе добровольно заключаемых договоров страхования между страхователем и страховщиком. Такое страхование не является для организации обязательным, в связи с чем не может увеличить нагрузку на утверждаемый органом регулирования тариф.

Учитывая, что нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике обязанность учета в необходимой валовой выручке расходов по добровольному страхованию не предусмотрена, действия органа регулирования по включению расходов по вышеуказанному договору в состав цен (тарифов) противоречат нормам действующего законодательства.

Кроме того, работники имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации в рамках обязательного медицинского страхования, а предоставление услуг ДМС является инициативой работодателя.

РЭК Кемеровской области также были учтены расходы на страхование ОСАГО по договору с ПАО «Росгосстрах» от 09.03.2017 № 013/897/030317/28.4000.98.17 в размере  3 136,79 тыс.руб, при этом заявка организации составила – 177,76 тыс.руб. Размер тарифной заявки подтверждается материалами тарифного дела (стр. 144, т.58).

В обоснование учета иной суммы на страхование ОСАГО в экспертном заключении указано отсутствие ПТС транспортных средств, а также учитывается страхование только ТС, расположенных в г.Красноярске. Ввиду необходимости страхования ОСАГО всех ТС, предлагается учесть на уровне фактически ложившихся затрат в базовом периоде регулирования предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации РЭК Кемеровской области не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Кроме того, в экспертном заключении отсутствует анализ представленных материалов на предмет необходимости эксплуатации и содержания автотранспортных средств и учета в составе НВВ ПАО «МРСК Сибири» соответствующих расходов в части регулируемой деятельности, а также расчет количества необходимых автотранспортных средств в соответствии с обслуживаемой организацией площадью территории.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 4 288,03 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Неподконтрольные расходы 2017-2019 годов

Оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС»

Затраты по данной статье приняты регулирующим органом на 2017 год в размере 2 171 786,89 тыс. руб., на 2018 год – 1 662 786,15 тыс. руб., на 2019 год – 1 780 849,01 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178 и п. 29 Основ ценообразования. Кроме того, органом регулирования не отражен в экспертных заключениях на 2017-2019 годы анализ динамики балансовых показателей (установленная мощность, полезный отпуск и потери электрической энергии).

Таким образом расходы по статье «Оплата услуг ПАО «ФСК ЕЭС» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом положений п. 14 Основ ценообразования № 1178 (исходя из объемов мощности и потерь, учтенных в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности потребителям Кемеровской области на 2017, 2018, 2019 годы).

 

Электроэнергия, теплоэнергия

Затраты по статье «Электроэнергия» приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 44 888,37тыс. руб., 46 292,43 тыс.руб., 44 937,74 тыс.руб. соответственно.

Затраты по статье «Теплоэнергия» приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в сумме 10 583,54 тыс.руб., 10 914,59 тыс.руб., 13 263,32 тыс.руб. соответственно.

ФАС России отмечает, что согласно п.2 Основ ценообразования № 1178 «подконтрольные расходы" - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Указанный абзац п. 2 Основ ценообразования № 1178  введен постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 № 953.

Таким образом, расходы на электро – и теплоэнергию подлежат учету составе неподконтрольных расходов НВВ регулируемой организации.

Вместе с тем, рассматриваемые расходы были учтены органом регулирования Кемеровской области на 2017 и 2018 год в составе подконтрольных расходов, что является нарушением п.2 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расшифровку принятых расходов по статье затрат, расчет учтенных затрат, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования №1178 и п. 23 Правил № 1178.

Таким образом расходы по статьям затрат «Электроэнергия», «Теплоэнергия» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Плата за аренду

Расходы на аренду приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 158 196,18 тыс. руб., 140 346,25 тыс. руб. и 131 601,45 тыс. руб. соответственно.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 определено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При этом в случае, если собственником арендуемого имущества является физическое лицо, публично-правовое образование и иные лица, для которых не предусмотрено начисление амортизации и (или) налога на имущество, расходы, связанные с арендой такого электросетевого имущества, определяются регулирующим органом исходя из иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В мотивировочной части указанного решения Высший Арбитражный Суд Российской Федерации относит к числу обязательных платежей, связанных к арендуемым имуществом, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Расчет арендных платежей по объектам основных средств в расчетном периоде регулирования регулируемой организацией с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не представлен. Величина арендной платы (подлежащая учету в регулируемых тарифах с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178) в части электросетевого оборудования не подтверждена со стороны арендодателей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2017 год не представлена расшифровка принятых расходов в разрезе подстатей (аренда земли, аренда помещений, проч.), в экспертных заключениях на 2018 и 2019 годы проанализированы договоры аренды на сумму затрат 129 580,86 тыс. руб. и 10 531,46 тыс. руб. соответственно, что отличается от сумм затрат, принятых в составе НВВ на соответствующие годы, отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил  № 1178.

Таким образом расходы по статье «Плата за аренду» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Налоги

Расходы на налоги приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 124 018,72 тыс. руб., 188 655,68 тыс. руб. и 157 878,00 тыс. руб. соответственно.

В расходы по статье регулирующим органом включены следующие налоги и платежи:

- плата за землю: 2017 год – 30 548,02 тыс. руб., 2018 год – 29 970,61 тыс. руб., 2019 год – 30 339,71;

- налог на имущество: 2017 год – 90 981,38 тыс. руб., 2018 год – 156 190,00 тыс. руб., 2019 год – 124 445,31 тыс. руб.;

- прочие налоги и сборы: 2017 год – 2 489,33 тыс. руб., 2018 год – 2 495,07 тыс. руб., 2019 год – 3 092,98 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют расшифровки затрат по объектам налогообложения, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие принятые суммы затрат, отсутствует и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Также необходимо отметить, что транспортный налог не проанализирован на предмет экономической обоснованности участия данного транспорта в регулируемой деятельности.

Таким образом расходы по статье «Налоги» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Отчисления на социальные нужды

Сумма затрат по статье «Отчисления на социальные нужды», принятая регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы, составляет 316 337,07 тыс. руб., 326 017,42 тыс. руб. и 460 845,30 тыс. руб. соответственно.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

В экспертных заключениях регулирующего органа анализ фактического процента отчислений на социальные нужды за 2015-2017 годы отсутствует.

С учетом необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Затраты на оплату труда» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию.

 

Налог на прибыль, 2019 год

Сумма затрат по статье, принятая регулирующим органом на 2019 год, составляет 105 281,13 тыс. руб.

Согласно п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Соответственно значение фактической величины налога на прибыль, распределенной на филиалы не может превышать фактическую величину налога на прибыль по всей организации.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114 (далее также - ПБУ 18/02).

Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие фактическую величину налога на прибыль за 2017 год.

На 2017 год расходы по статье затрат «Налог на прибыль» были учтены в размере 46 236,0 тыс. руб. (в соответствии с Экспертным заключением за 2017 года, стр.60, указанная сумма учтена на основании налоговой декларации за 2015 год). По результатам 2017 года, согласно налоговой декларации за 2017 год, налог на прибыль составил 105 281,13 тыс. руб.

Вместе с тем, в экспертном заключении органа регулирования отсутствует анализ данных бухгалтерского учета регулируемой организации за 2017 год с разделением по видам деятельности, подтверждающий экономическую обоснованность учтенной суммы налога на прибыль.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Амортизация

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в сумме 859 127,22 тыс. руб., 923 558,34 тыс. руб. и 1 104 682,99 тыс. руб. соответственно.

Заявка организации на 2017 год – 875 450,98 тыс.руб., 2018- 986 423, 56 тыс.руб., 2019 – 999 871,74 тыс.руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено пп. 7 п. 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Кроме   того, согласно   статье   256   Налогового   кодекса   Российской Федерации   амортизируемым   имуществом   признается   имущество   со   сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2017 и 2018 год не содержат анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований п. 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1.

Согласно пообъектому расчету, представленному в экспертном заключении на 2019 год, в расчет амортизации включены объекты, не относящиеся к основным средствам в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Учетной политикой ПАО «МРСК Сибири», а также объекты, не участвующие в регулируемом виде деятельности.

Так, ПАО «МРСК Сибири» в составе обосновывающих материалов представлен расчет амортизации только в отношении исполнительного аппарата на сумму 8 151,0 тыс.руб. В качестве обосновывающих документов представлен регистр аналитического учета из программы SAP «Моделирования Амортизация по объектам основных средств на 2019 год» (далее - Регистр на 2019 г.). Согласно Регистра на 2019 г. в составе амортизируемого имущества учтены объекты, стоимостью менее 100 тыс.руб., а именно, ИБП SMART 1000 стоимостью 25 2500 тыс.руб., контрольно-измерительные прибор стоимостью 49 460,0 тыс.руб., 88 800,0 тыс.руб., 79 330,00 тыс.руб., телефоны стоимостью 44 487,04 тыс.руб. и т.д.

Кроме того, в составе амортизируемого имущества указаны:

 машиноместо № VIII-83 по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина 2, корпус 3А0 (стоимость 458 261,60 тыс.руб., стоимость амортизации – 15 490,53 тыс.руб.);

 служебная квартира по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 7, кв. 208 (стоимость 5 934 959,35 тыс.руб., стоимость амортизации – 301 777,59 тыс.руб.);

автомобиль Lexus ES 350 (стоимость 1 824 576,27, стоимость амортизации – 334 505,67 тыс.руб.);

автомобиль Toyota Camry VIN XW7BKYFKXOS109041 (стоимость 1 781 629, 40 тыс.руб., стоимость амортизации 356 325,88 тыс.руб.);

автомобиль Toyota Camry VIN XW7BKYF5OS109156 (стоимость 1 781 629,42 тыс.руб., стоимость амортизации 356 325,88 тыс.руб.);

автомобиль Toyota Camry VIN XW7BKYFXOS110156 (стоимость 1 833 666, 74 тыс.руб., стоимость амортизации 366 733,35 тыс.руб.);

 автомобиль Toyota Land Cruiser 200 (стоимость 4 518 108, 44 тыс.руб., стоимость амортизации 645 444,06 тыс.руб.);

автомобиль Toyota Land Cruiser 200 VIN JTMNX02J804148636 (стоимость 4 219 254,0 тыс.руб., стоимость амортизации 843 850,80 тыс.руб.);

ФАС России в части учета вышеуказанных расходов отмечает, что обоснование учета в составе расходов на амортизацию расходов на объекты недвижимости, находящиеся на территории г. Москвы, на которой ПАО «МРСК Сибири» не оказываются регулируемые виды деятельность, не представлено.

Также отсутствуют документы, обосновывающие производственную необходимость и объемы оказания транспортных услуг, расходы на амортизацию по котором учтены в составе НВВ, для осуществления деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию недвижимого имущества в г. Москве и на вышеуказанные автотранспортные средства не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Амортизация» в размере 3 325, 265 тыс.руб., а также расходы на амортизацию объектов с первоначальной стоимостью менее 100 тыс.руб., подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п.87 Основ ценообразования № 1178

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в сумме 124 101,78 тыс. руб., 791 465,76 тыс. руб. и 300 000,00 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с п.7 Основ ценообразования № 1178  если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Как отмечалось ранее, в экспертных заключениях на 2017, 2018 годы регулирующим органом по статьям подконтрольных расходов определены выпадающие доходы (расходы) в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178  исходя из фактических данных отчетных периодов, что противоречит действующему законодательству в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Подконтрольные расходы на очередной год долгосрочного периода определяются индексацией базового уровня подконтрольных расходов по формуле (2) Методических указаний 98-э и не корректируются по фактическим значениям.

Кроме того, органом регулирования по статье затрат «Налог на прибыль» указано, что по статье «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п.87 Основ ценообразования № 1178» учтены расходы в размере 59 045,13 тыс.руб.

Вместе с тем, в экспертном заключении органа регулирования отсутствует анализ данных бухгалтерского учета регулируемой организации за 2017 год с разделением по видам деятельности, подтверждающий экономическую обоснованность учтенной суммы налога на прибыль в качестве выпадающих доходов на 2019 год.

Учитывая вышеизложенное, учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

В силу п. 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен п. 11 Методических указаний № 98-э.

Письмом от 12.07.2019 № ИА/59932/19 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России информировала, что приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении РЭК Кемеровской области не отражены расчеты корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 98-э, не определены объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие года, величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов), исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно.

ФАС России проанализирована информация, представленная РЭК Кемеровской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон — NET.INV), по выполнению мероприятий утвержденной инвестиционной программы за 2018 г., и выявлено значительное количество мероприятий, фактические затраты по которым, существенно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой, а также мероприятия, не предусмотренные утвержденной инвестиционной программой.

В 2018 году ПАО «МРСК Сибири» филиал «Кузбассэнерго» реализовано 105 мероприятий, не предусмотренных утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, а также 439 мероприятия реализованных с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

При этом п. 27 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

С учетом вышеизложенного, органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо провести анализ результатов исполнения филиалом ПАО «МРСК Сибири» «Кузбассэнерго» инвестиционной программы, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с п.11 Методических указаний № 98-э, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» нарушившей положения пунктов 2, 7, 14, 20, 24, 26, 27, 28, 29, 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.08.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» на 2014 год расходы по статье затрат «Материальные затраты» в размере 129 982,7 тыс. руб.;

2.2. Исключить из базового уровня операционных расходов филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго — РЭС» на 2019 год расходы в размере
21 277,33 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Затраты на оплату труда» в размере 12 829,303 тыс. руб.;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в размере 4 160,0 тыс.руб.

- «Расходы на страхование»  в размере 4 288,03 тыс.руб.;

  • 2.3. Исключить из необходимой валовой выручки расходы по статье затрат «Амортизация» в размере 3 325, 265 тыс.руб., а также расходы на амортизацию объектов с первоначальной стоимостью менее 100 тыс.руб.;

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС», по следующим статьям затрат:

  • «Материальные затраты» (2014 г.), «Затраты на оплату труда» (2014, 2019 гг.), «Подконтрольные расходы» (2017,2018 гг.), «Оплата работ и услуг сторонних организаций» (2019 г.), «Расходы на командировки и представительские» (2019 г.), «Оплата работ и услуг сторонних организаций» (2019 г.), «Расходы на страхование» (2019 г.), «Оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС» (2017-2019 гг.), «Электроэнергия» (2017-2019 гг.), «Теплоэнергия» (2017-2019 гг.), «Плата на аренду» (2017-2019 гг.), «Налоги» (2017-2019 гг.), «Отчисления на социальные нужды» (2017-2019 гг.), «Налог на прибыль» (2019 г.), «Амортизация» (2017-2019 гг.), «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178» (2017-2019 гг.), «Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» (2017-2019 гг.).

    2.5. По результатам исполнения пунктов 2.1-2.4 настоящего предписания пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» на 2014, 2019 гг., а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» на 2014-2018, 2019-2023 гг.

3. Органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2020 год и не позднее 01.08.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС» на территории Кемеровской области на 2020 год.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решения органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго - РЭС», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

РЭК Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799