Предписание №СП/14159/23 ПРЕДПИСАНИЕ Республиканской службе по тарифам Республики Бур... от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 07.10.2022 № 711/22, Акт проверки ФАС России от 26.10.2022 № 45/22), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» на 2020-2022 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 07.10.2022 № 711/22 установлено в том числе, что внеплановая документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – Служба, Орган регулирования) тарифов в электроэнергетике на 2020-2022 годы в отношении филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» (далее – «Бурятэнерго», Регулируемая организация, Общество).

Приказом Службы от 26.12.2018 № 1/49 в отношении «Бурятэнерго» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019-2023 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 2 067,027 млн. руб.

Приказом Службы от 26.12.2018 № 1/50 установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2019 год в размере 4 418 505,30 тыс. руб.

Приказом Службы от 26.12.2019 № 1/34-1 установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 4 993 739,12 тыс. руб.

По результатам исполнения решения ФАС России от 27.12.2019
№ СП/115143/19 НВВ Общества на 2020 год пересмотрена и утверждена приказом Службы от 28.02.2020 № 1/5 в размере 5 016 080,61 тыс. руб.

Приказом Службы от 25.12.2020 № 1/22 установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 5 234 088,61 тыс. руб.

По результатам исполнения решения ФАС России от 07.12.2020
№ СП/106894/22 установленная НВВ Общества без учета оплаты потерь на 2021 год оставлена без изменений.

По результатам исполнения приказа ФАС России от 23.04.2021 № 390/21
«Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия» НВВ Общества на 2021 год пересмотрена и утверждена приказом от 27.05.2021
№ 1/15 в размере 5 234 109,40 тыс. руб.

Приказом Службы от 27.12.2021 № 1/46 установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2022 год в размере 5 591 876,74 тыс. руб.

НВВ «Бурятэнерго» без учета оплаты потерь установлена на 2019 год в размере 4 418 505,30 тыс. руб., на 2020 год в размере 5 016 080,61 тыс. руб., на
2021 год в размере 5 234 109,40 тыс. руб., на 2022 год в размере 5 591 876,74 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2019, 2020, 2021, 2022 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на очередной (третий) долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы, регулирование деятельности которой осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки для расчета единых (котловых) тарифов на территории Республики Бурятии по уровням напряжения (далее – Экспертное заключение на 2019 год); Экспертное заключение по корректировке определенной необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» (Бурятэнерго) на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы для расчета единых (котловых) тарифов на территории Республики Бурятия по уровням напряжения; Экспертное заключение, сформированное во исполнение решения
ФАС России от 27.12.2019 № СП/115143/19 (далее – Экспертные заключения на 2020 год); Экспертное заключение по корректировке определенной необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО «РОССЕТИ Сибирь» (филиал Бурятэнерго) на 2021 год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы для расчета единых (котловых) тарифов на территории Республики Бурятия по уровням напряжения; Экспертное заключение, сформированное во исполнение приказа
ФАС России от 23.04.2021 № 390/21 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия» в части внесения изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26.12.2018 № 1/50
«Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО «Россети Сибирь» (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия» (далее – Экспертные заключения на 2021 год); Экспертное заключение по корректировке определенной необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ПАО «РОССЕТИ Сибирь» (филиал Бурятэнерго) на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы для расчета единых (котловых) тарифов на территории Республики Бурятия по уровням напряжения (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также возражения Службы на акт проверки ФАС России от 26.10.2022 № 45/22, направленные письмом от 01.12.2022 № 81-09-12-42428/22 (рег. от 28.12.2022 № 215074/22) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Подконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний
№ 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в пункте 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

1.1. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2019 год Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 2 046 601,96 тыс. руб.

 

1.1.1. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда определены Органом регулирования на 2019 год в размере 1 413 303,09 тыс. руб. исходя из:

- численности промышленно-производственного персонала – 2 036 чел., принятой на основании статистической отчетности П-4 за 2017 год с учетом увеличения численности на 45 чел.;

- среднегодовой минимальной месячной тарифной ставки (далее – ММТС) на 2019 год – 8 336,5 руб. (ММТС на I полугодие 2019 года – 8 030,00 руб., на
II полугодие 2019 года – 8 643,00 руб.);

- тарифного коэффициента – 2,779, принятого на уровне фактического за
2017 год;

- выплат, связанных с режимом работы – 13,54%, принятых на уровне фактических за 2017 год;

- текущего премирования – 28,69%, принятого на уровне фактического за
2017 год;

- вознаграждения за выслугу лет – 13,27%, принятого на уровне фактического за 2017 год;

- районной надбавки и надбавки за стаж – 56,68%, принятых на уровне фактических за 2017 год;

- среднемесячной заработной платы на одного сотрудника – 57 845,45 руб.

Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 1 662 397,7 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда за 2017 год составили
1 165 919,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия номинальная среднемесячная заработная плата за 2017 год по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией» составила 37 530 руб.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, продленного на 2016-2018 годы (далее – ОТС), расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

Органом регулирования учтено плановое увеличение численности промышленно-производственного персонала на 45 человек по сравнению с фактической численностью за 2017 год.

В Возражениях Службой указано, что Регулируемой организацией в 2018 году приобретено электросетевое имущество муниципального образования городское поселение «Бабушкинское» (город Бабушкин), электросетевое имущество муниципального образования «Кабанский район» (село Выдрино), а также заключен договор аренды электросетевого имущества с ПАО «Бурятзолото» (ПС 110/6 кВ «Ирокинда», ВЛ 110 кВ, ВЛ и КЛ 6 кВ, ВЛ 110 кВ «Самарта-Сусер», ВЛ 35 кВ,
ПС 110/35/6 кВ «Самарта», а также КТП-1, КТП-2, КТП-3 и ВЛ 0,4 кВ).

Службой на основании расчета нормативной численности и анализа численности ТСО, ранее обслуживающих указанные объекты, экономически обоснованной признана численность в количестве 24 человек.

Кроме того, в целях оперативного реагирования на внештатные ситуации (авария, возгорание, ТН), минимизации времени ликвидации технологических нарушений, уменьшения времени перерыва электроснабжения потребителей и социально значимых объектов численность оперативного персонала (оперативно-диспетчерская группа, оперативно-выездная бригада, дежурные электромонтеры подстанций) с 01.01.2019 г. планируется увеличение численности на 21 человека в соответствии с критериями стандарта организации СО 5.038.0-08 «Оперативно-технологическое управление».

Данный стандарт принят взамен СО 5.038/0-07 и предполагает усиление контроля за оперативно-технологическим управлением.

ФАС России отмечает, что пункт 26 Основ ценообразования № 1178 не ограничивает возможность учета дополнительной численности персонала помимо фактической численности регулируемой организации, и считает допустимым учитывать нормативную численность работников на объем вновь вводимого электросетевого оборудования.

При этом увеличение численности с 01.01.2019 г. на 21 человека в соответствии с критериями стандарта организации СО 5.038.0-08 «Оперативно-технологическое управление» не предусмотрено пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования не представлен расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» (далее – Рекомендации).

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, аналогичном установлению районного коэффициента.

В Республике Бурятия территории, относимые к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, утверждены постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967
№ 1029» (далее – Постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12).

Таким образом, районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате могли быть применены Органом регулирования к заработной плате работников, занятых на указанных в Постановлении Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 территориях.

Органом регулирования расходы на выплаты по районному коэффициенту и северной надбавке рассчитаны в отношении численности всего персонала –
2 036 человек, что является экономически необоснованным.

В Экспертном заключении на 2019 год и Службой не представлены пояснения по вопросу примененных значений районного коэффициента и северной надбавки, не даны ссылки на нормативные правовые документы, подтверждающие обоснованность учета их в указанных размерах.

Таким образом, Органу регулирования необходимо пересчитать расходы по данной статье затрат с учетом исключения расходов на планируемое увеличение численности на 21 человека, расчета тарифного коэффициента в соответствии с Рекомендациями, расчета выплат по районному коэффициенту и северной надбавке в отношении персонала, занятого на указанных в Постановлении Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 территориях, исходя из обоснованных значений указанных показателей.

 

1.1.2. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2019 год в размере 270 690,02 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 459 316,8 тыс. руб.

Фактические прочие расходы за 2017 год составили 212 957,37 тыс. руб.

 

1.1.2.1. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций определены Органом регулирования на 2019 год в размере 130 719,86 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:

- расходы на услуги связи – 15 747,11 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 25 251,68 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 31 463,82 тыс. руб.;

- расходы на аудиторские и консультационные услуги – 55,51 тыс. руб.;

- транспортные услуги – 2 228,16 тыс. руб.;

- прочие услуги сторонних организаций – 55 973,58 тыс. руб.

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 211 711,79 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций за
2017 год составили 78 864,55 тыс. руб.

Расходы на услуги по техническому освидетельствованию зданий и сооружений в размере 1 831,61 тыс. руб. учтены Органом регулирования исходя из утвержденных расходов на 2018 год с учетом индекса потребительских цен (далее – ИПЦ). ФАС России отмечает, что указанный подход не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 и противоречит принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, утвержденным статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Расходы исполнительного аппарата управления ПАО «Россети Сибирь», учтенные по подстатье затрат «Прочие услуги сторонних организаций» и представляющие собой расходы на оплату труда, определены Службой исходя из следующих показателей:

- численность – 32 чел., распределенная на «Бурятэнерго» на основании фактической численности за 2017 год, определенной исходя из форм П-4 и составляющей 358 чел.;

- тарифная ставка рабочего 1 разряда – 6 300 руб., утвержденная приказом ПАО «МРСК Сибири» от 16.10.2017 № 90-ОТ;

- тарифный коэффициент – 8,56, принятый на уровне фактического за
2017 год, сложившегося по штатному расписанию;

- текущее премирование – 30%;

- вознаграждение за выслугу лет – 13,4%;

- процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам – 60%, принятый по месту размещения в г. Красноярске.

Таким образом, среднемесячная заработная плата сотрудников исполнительного аппарата управления ПАО «Россети Сибирь» учтена в размере 129 715 руб.

В Возражениях Органом регулирования приведены функции, осуществляемые исключительно сотрудниками исполнительного аппарата:

- организация работы оперативного центра по устранению технологических нарушений и аварийных ситуаций с привлечением ресурсов прочих филиалов;

- организация работы филиалов с учетом единой технологической и инвестиционной политики, что позволяет обеспечивать надежность электроснабжения на всей территории присутствия ПАО «Россети Сибирь»;

- централизованная закупочная деятельность, что позволяет с учетом увеличенных объемов закупок обеспечивать материально-техническое снабжение филиалов по сниженным ценам;

- привлечение заемных средств для операционной и инвестиционной деятельности филиалов по сниженным процентным ставкам;

- обслуживание единого центра обработки данных, осуществляющего сбор и обработку операционной информации всех филиалов Заказчика;

- координация работы по повышению экономической эффективности инвестиционной деятельности;

- принятие общих управленческих решений;

- подготовка налоговой, статистической, бухгалтерской и прочей отчетности в государственные органы;

- прием и обработка входящей корреспонденции и отправление исходящей корреспонденции, рассмотрение обращений граждан и организаций, требований надзорных органов с предоставлением ответа в установленный законом срок;

- прием и увольнение персонала, ведение табеля учета рабочего времени, обработка больничных листов, оформление отпусков, начисление и выплаты заработной платы, удержание алиментов и пр.;

- представление интересов ПАО «Россети Сибирь» в гражданско-правовых, налоговых спорах, по делам об административных правонарушениях в отношении ПАО «Россети Сибирь» и должностных лиц исполнительного аппарата;

- методическое руководство и контроль деятельности филиалов по всем направлениям деятельности ПАО «Россети Сибирь»;

- обработка заявок и осуществление мероприятий по технологическому

присоединению;

- прочие функции, напрямую связанные с регулируемым видом деятельности.

ФАС России отмечает, что ряд функций напрямую не связан с регулируемым видом деятельности, как следствие, необходимость учета расходов на оплату труда исполнительного аппарата управления ПАО «Россети Сибирь» в НВВ Регулируемой организации недостаточно обоснована.

В Экспертном заключении на 2019 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления «Бурятэнерго» и аппарата управления ПАО «Россети Сибирь», документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и Регулируемой организации в целом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами ПАО «Россети Сибирь».

Учитывая вышеизложенное, расходы исполнительного аппарата управления ПАО «Россети Сибирь» и расходы на услуги по техническому освидетельствованию зданий и сооружений подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.2.2. Расходы на командировки и представительские

Расходы на командировки и представительские определены Органом регулирования на 2019 год в размере 44 977,16 тыс. руб.

Расходы на командировки и представительские заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 56 539,5 тыс. руб.

Фактические расходы на командировки и представительские за 2017 год составили 38 240,75 тыс. руб. (согласно стр. 117 Экспертного заключения на 2019 год) / 41 868,74 тыс. руб. (согласно стр. 85 Экспертного заключения на 2019 год).

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на уровне фактических расходов за 2017 год с учетом индексов-дефляторов.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год Регулируемой организацией в обоснование расходов по данной статье затрат (включает в себя командировочные расходы на обучение персонала и командировочные расходы по производству) представлен план обучения сотрудников во внешних учебных заведениях на 2017 и 2018 годы. При этом Службой не представлены пояснения по вопросу необходимости прохождения работниками обучения за пределами региона, а также очного обучения, не отражены результаты анализа рынков образовательных и гостиничных услуг.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.1.2.3. Прочие расходы, относимые на прибыль после налогообложения

Прочие расходы, относимые на прибыль после налогообложения, определены Органом регулирования на 2019 год в размере 13 480,17 тыс. руб.

Прочие расходы, относимые на прибыль после налогообложения, заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 77 916,2 тыс. руб.

Фактические прочие расходы, относимые на прибыль после налогообложения, за 2017 год составили 12 548,54 тыс. руб.

 

1.1.2.3.1. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2019 год в размере 1 609,87 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 46 659,8 тыс. руб.

Фактические прочие расходы за 2017 год составили 1 498,6 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на банковские услуги и оплату труда работников производственной сферы из прибыли (материальная помощь к отпуску).

Службой материальная помощь к отпуску рассчитана исходя из ММТС в сумме 8 306 руб. и численности 2 216 чел. ФАС России отмечает, что примененный Органом регулирования подход по определению численности промышленно-производственного персонала некорректен в связи с тем, что ее фактическая величина согласно формам П-4 за 2017 год составила 2 036 чел., с учетом увеличения численности на 45 чел.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.1.2.3.2. Расходы социального характера из прибыли (в соответствии с ОТС)

Расходы социального характера из прибыли и прочие определены Органом регулирования на 2019 год в размере 11 870,3 тыс. руб.

Расходы социального характера из прибыли и прочие заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 31 256,4 тыс. руб.

Фактические расходы социального характера из прибыли и прочие за 2017 год составили 11 049,9 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат рассчитаны исходя из фактических данных за 2017 год с учетом ИПЦ следующим образом.

 

(тыс. руб.)

Показатель

Фактические данные за 2017 год

Учтено на 2019 год

Отчисления профсоюзу по ОТС 0,3%

4 074,3

4 376,80

Проведение спортивно-культурно-массовых мероприятий

2 085,5

2 240,35

Региональные соревнования по профессиональному мастерству

105,0

112,80

Поощрения и вознаграждения работников (по результатам соревнований, к юбилейным датам)

394,1

423,39

Оплата дополнительных дней отпуска (1 сентября, вступление в брак и т. п.)

109,4

117,48

Материальная помощь пенсионерам

417,9

448,98

Уход на заслуженный отдых

279,3

299,99

Материальная помощь на погребение

185,8

199,55

Премии к праздничным датам (23 февраля, 8 марта, день энергетика, юбилей филиала)

489,00

525,32

Выплаты при рождении ребенка

423,1

454,51

Выплаты при регистрации брака

85,3

91,63

Компенсация женщинам по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет

1 757,1

1 887,55

Новогодние подарки детям

644,1

691,95

 

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, членство работников Регулируемой организации в профсоюзе является добровольным, в связи с чем отчисления профсоюзу по ОТС 0,3% не могут быть учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов 2019 года.

Расходы на проведение спортивно-культурно-массовых мероприятий, региональные соревнования по профессиональному мастерству, поощрения и вознаграждения работников (в части премий за спортивные достижения и за лучшие исследовательские работы) обоснованы Органом регулирования в Возражениях положениями ОТС, коллективного договора и внутренними нормативными документами Регулируемой организации (такими, как стандарты организации) без указания конкретных пунктов.

ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными, не относятся к регулируемому виду деятельности, могут быть профинансированы за счет нетарифных источников и, как следствие, подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2019 года.

В части оплаты дополнительных дней отпуска (1 сентября, вступление в брак и т. п.) ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Кроме того, в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год. Предоставляя работникам неоплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам, работодатель экономит средства на оплату труда.

Таким образом, включение расходов на дополнительные дни отпуска в состав базового уровня подконтрольных расходов 2019 года не обосновано.

Учитывая вышеизложенное, отчисления профсоюзу по ОТС, расходы на проведение спортивно-культурно-массовых мероприятий, региональные соревнования по профессиональному мастерству, поощрения и вознаграждения работников в общей сумме 7 153,34 тыс. руб. (4 376,80 тыс. руб. + 2 240,35 тыс. руб. + 112,80 тыс. руб. + 423,39 тыс. руб.) подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2019 года.

 

1.1.2.4. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены Органом регулирования на 2019 год в размере 14 842,28 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:

- землеустроительные работы, межевание – 2 476,00 тыс. руб.;

- затраты на получение и приобретение лицензий – 193,15 тыс. руб.;

- канцелярские и почтово-телеграфные расходы – 1 053,37 тыс. руб.;

- расходы по договорам возмездного оказания услуг – 5 256,79 тыс. руб.;

- расходы на ГО и ЧС – 88,36 тыс. руб.;

- услуги PR672,97 тыс. руб.;

- гидрометеорологические услуги – 28,51 тыс. руб.;

- затраты по содержанию зданий – 1 538,51 тыс. руб.;

- затраты на содержание и ремонт компьютеров, офисной техники и прочего имущества и инвентаря – 3 090,00 тыс. руб.;

- нотариальные услуги – 128,91 тыс. руб.;

- затраты на экологию (кроме налогов и сборов) – 315,72 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2019 год в размере 40 620,4 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2017 год составили 11 036,09 тыс. руб.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Службой в составе расходов по подстатье затрат «Затраты на получение и приобретение лицензий» учтена оплата возмещения вреда, причиненного федеральным трассам транспортными средствами свыше 12 тонн.

Получение разрешения на перевозку негабаритных тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования предусмотрено положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению в том числе доходы за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на получение разрешения на перевозку негабаритных тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования являются неподконтрольными расходами.

Расходы на услуги PR, принятые Органом регулирования исходя из утвержденных на 2018 год с учетом ИПЦ в размере 672,97 тыс. руб., не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и не подлежат учету в НВВ Регулируемой организации.

Расходы на гидрометеорологические услуги, определенные исходя из фактически понесенных расходов за 2017 год с учетом ИПЦ, учтены Службой в размере 28,51 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что информация о состоянии окружающей среды может быть получена «Бурятэнерго» без привлечения сторонних организаций и включение расходов на гидрометеорологические услуги в базовый уровень подконтрольных расходов 2019 года не обосновано.

В части затрат по содержанию зданий ФАС России отмечает следующее.

Органом регулирования в составе данной подстатьи затрат учтены расходы на коммунальные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение, теплоноситель в размере 454,63 тыс. руб. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, подлежат учету в составе неподконтрольных расходов.

Кроме того, в составе расходов по содержанию зданий Органом регулирования учтены расходы на содержание зданий в размере 977,55 тыс. руб. При этом из Экспертного заключения на 2019 год и Возражений не представляется возможным определить, расходы на какие услуги включены в данную подстатью затрат.

Также Органом регулирования в обоснование расходов на содержание зданий не произведен анализ представленных Регулируемой организацией договоров на предмет сроков действия и проведения при их заключении торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

В Экспертном заключении на 2019 год и Возражениях Службой в обоснование расходов на содержание и ремонт компьютеров и офисной техники не проведен анализ представленных Регулируемой организацией договоров в части предмета, сроков действия и проведения при их заключении торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в общей сумме 701,48 тыс. руб. (672,97 тыс. руб. + 28,51 тыс. руб.) подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2019 года. Расходы на коммунальные услуги в размере 454,63 тыс. руб. и затраты на получение и приобретение лицензий в размере 193,15 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2019 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. Расходы по содержанию зданий и на содержание и ремонт компьютеров и офисной техники подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2020-2022 гг.

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 2 493 445,49 тыс. руб., на 2021 год в размере 2 972 406,98 тыс. руб., на
2022 год в размере 2 968 450,32 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 3 408 806,68 тыс. руб., на 2021 год в размере 3 466 082,16 тыс. руб., на 2022 год в размере 3 643 475,00 тыс. руб.

2.1. Страховые взносы

Расходы на страховые взносы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 501 488,32 тыс. руб., на 2021 год в размере 533 110,39 тыс. руб., на 2022 год в размере 549 447,35 тыс. руб.

В связи с тем, что ФАС России выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Органом регулирования при определении расходов на оплату труда, данная статья затрат также подлежит пересмотру.

 

2.2. Прочие неподконтрольные расходы

Прочие неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 13 187,80 тыс. руб., на 2021 год в размере 28 121,32 тыс. руб., на 2022 год в размере 30 660,92 тыс. руб.

Прочие неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 169 414,32 тыс. руб., на 2021 год в размере 59 306,84 тыс. руб., на 2022 год в размере 86 339,70 тыс. руб.

В расходах по данной статье затрат учтены расходы на страховые взносы от фонда оплаты труда исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибири» на 2020-2022 годы, ГСМ для дизельных электростанций п. Орлик на 2021-2022 годы, мероприятия по исполнению Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ (расходы на обеспечение коммерческого учета электроэнергии) на 2021-2022 годы, резерв по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования № 1178 на 2021-2022 годы.

В связи с тем, что расходы на оплату труда исполнительного аппарата
ПАО «Россети Сибири», учтенные по подстатье затрат «Прочие услуги сторонних организаций» статьи «Оплата работ и услуг сторонних организаций», приняты без достаточного экономического обоснования, включение страховых взносов от фонда оплаты труда исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибири» на 2020-2022 годы (учтены на 2020 год в размере 13 187,8 тыс. руб., на 2021 год в размере
18 665,37 тыс. руб., на 2022 год в размере 19 231,04 тыс. руб.) в НВВ «Бурятэнерго» также не обосновано.

Учитывая вышеизложенное, расходы на страховые взносы от фонда оплаты труда исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибири» подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

2.3. Амортизация

Расходы на амортизацию определены Органом регулирования на 2020 год в размере 424 234,71 тыс. руб., на 2021 год в размере 495 411,76 тыс. руб., на 2022 год в размере 503 044,77 тыс. руб.

Расходы на амортизацию заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 457 938,16 тыс. руб., на 2021 год в размере 524 821,91 тыс. руб., на 2022 год в размере 544 682,58 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы указано, что Органом регулирования амортизационные отчисления рассчитаны в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 по максимальным срокам полезного использования и по виду деятельности «Передача электрической энергии».

Согласно произведенным на 2020-2022 годы Службой расчетам по данной статье затрат учтены амортизационные отчисления по объектам, не являющимися обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии (например, мобильная рабочая станция Samsung SM-T395 Galaxy Tab Active2 в количестве 280 штук на 2022 год, робот-тренажер Гоша 06 для отработки навыков оказания первой помощи – 13 штук на 2022 год и др.). Кроме того, по ряду объектов Органом регулирования применены меньшие сроки полезного использования по сравнению с заявленными «Бурятэнерго», что является нарушением принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленного в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу и пересчету в соответствии с вышеуказанными положениями нормативных правовых актов.

 

3. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы)

2020 год

Выпадающие доходы (расходы) определены Органом регулирования в размере (-128 747,60) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- корректировка НВВ долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы –
(-106 524,60) тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – 23 211,895 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – 86 874,063 тыс. руб.;

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – (-35 647,57) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества –
55 337,235 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 70 760,338 тыс. руб.;

- экономически обоснованные расходы – 115 098,456 тыс. руб.;

- экономически необоснованные расходы – (-11 030,074) тыс. руб.;

- исполнение решения ФАС России от 27.12.2019 № СП/115143/19 (доп. учет) – 233 169,85 тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания доходов (расходов), не учтенных при установлении регулируемых тарифов за предыдущие периоды –
(-518 877,64) тыс. руб.;

- величина (дельта), возникшая при расчете НВВ по итогам анализа исполнения решения ФАС России от 27.12.2019 № СП/115143/19 – (-234 342,104) тыс. руб.;

- величина к распределению на последующие годы – 193 222,554 тыс. руб.

2021 год

Выпадающие доходы (расходы) определены Органом регулирования в размере (-495 284,38) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- выпадающие доходы за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования – 328 983,72 тыс. руб.;

- корректировка НВВ долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-251 223,64) тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – 23 097,16 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – 226 167,52 тыс. руб.;

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 200 042,53 тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – 0,00 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (-24 041,86) тыс. руб.;

- экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за i-2 в соответствии с п. 34 Основ ценообразования № 1178 – 184 134,74 тыс. руб.;

- экономически необоснованные доходы – (-5 060,65) тыс. руб.;

- экономически обоснованные расходы – (-98 476,72) тыс. руб.;

- экономически необоснованные расходы – (-2 083,95) тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания доходов (расходов), не учтенных при установлении регулируемых тарифов за предыдущие периоды – 567 270,19 тыс. руб.;

- исполнение решения ФАС России от 07.12.2020 № СП/106894/20 (доп. учет) – 308 766,79 тыс. руб.;

- индексация в соответствии с МУ 98-э – 51 263,20 тыс. руб.;

- величина НВВ на оплату потерь электрической энергии на 2021 год к перераспределению до конца долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы – 263 830,28 тыс. руб.;

- величина к распределению на последующие годы – (-2 182 274,87) тыс. руб.

2022 год

Выпадающие доходы (расходы) определены Органом регулирования в размере (-246 567,99) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- выпадающие доходы за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования – 7 964,087 тыс. руб.;

- корректировка НВВ долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-234 822,337) тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-265 825,623) тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – 124 082,659 тыс. руб.;

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – (-328 060,955) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества –
(-10 032,161) тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (-6 403,32) тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, признанных экономически обоснованными в году i-2, на выполнение предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» – 1 800,554 тыс. руб.;

- расчет экономии расходов на оплату потерь электроэнергии за i-2 в соответствии с п. 34 Основ ценообразования – 248 187,565 тыс. руб.;

- экономически необоснованные доходы – (-3 017,429) тыс. руб.;

- экономически обоснованные расходы – 97 598,706 тыс. руб.;

- экономически необоснованные расходы – (-574 270,678) тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания доходов (расходов), не учтенных при установлении регулируемых тарифов за предыдущие периоды – 1 073 838,381 тыс. руб.;

- индексация в соответствии с Методическими указаниями № 98-э –
(-74 880,40) тыс. руб.;

- величина к распределению на последующие годы – (-302 727,039) тыс. руб.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

В части экономии расходов на оплату потерь ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с приказом ФАС России от 01.09.2020 № 804/20 при корректировке НВВ сетевых организаций определяется экономия средств, запланированных для оплаты электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов и, определяемая в соответствии с пунктом 34(2)-34(3) Основ ценообразования № 1178.

Частью 7 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Частью 8 статьи 25 Закона № 261-ФЗ указано, что при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов.

Учитывая, что уровень потерь электрической энергии на 2019-2023 годы определен Органом регулирования не в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (пункт 4 настоящего предписания), экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, а также иные корректировки НВВ, в которых учитываются балансовые показатели и уровень потерь электрической энергии подлежат дополнительному экономическому анализу и пересчету в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178.

Службой по данной статье затрат на 2020-2022 годы учтены выпадающие расходы по резерву по сомнительным долгам в размерах 115 098,46 тыс. руб., 144 848,98 тыс. руб. и 7 694,09 тыс. руб. соответственно. При этом суммы безнадежной к взысканию задолженности определены с учетом пени и госпошлины по делам, рассматриваемым судами.

Согласно пункту 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы не представлен анализ выпадающих расходов по резерву по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования № 1178 исходя из непревышения 1,5% валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальной сетевой организацией.

Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2021-2022 годы рассчитана исходя из уровня потерь электрической энергии на 2019-2023 годы, определенного Органом регулирования не в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (пункт 4 настоящего предписания) и, как следствие, подлежит пересчету в соответствии с пунктом 11, формулой 8 Методических указаний № 98-э.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2019-2022 годы рассчитана на основании уровня потерь электрической энергии на 2019-2023 годы, утвержденного Органом регулирования не в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (пункт 4 настоящего предписания), и подлежит пересчету согласно пункту 11, формуле 7.1 Методических указаний № 98-э.

Кроме того, Службе необходимо пересчитать корректировку неподконтрольных расходов и корректировку подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в связи с выявленными
ФАС России нарушениями (пункты 2 и 3 настоящего предписания).

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ, произвести и представить расчет указанных корректировок с приложением соответствующих обосновывающих материалов Регулируемой организации.

 

4. Уровень потерь электрической энергии

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на долгосрочный период 2019-2023 годов определен Органом регулирования в размере 12,625%.

В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле:

 

,

 

где:

i — уровень напряжения;

WОСi — величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям, и объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций на соответствующем уровне напряжения (тыс. кВт·ч);

WОСсумм — величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (тыс. кВт·ч);

ni — минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.

Минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется по формуле:

 

,

 

где:

величина фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения (тыс. кВт·ч);

норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год.

Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.

Для территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется исходя из отпуска электрической энергии в сеть и величины фактических потерь электрической энергии в отношении сторонних потребителей (субабонентов) за последний истекший год.

ФАС России установлено, что Службой при расчете уровня потерь электрической энергии на долгосрочный период 2019-2023 годы допущены нарушения порядка расчета уровня потерь электрической энергии, определенного пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, а именно:

1) при определении фактических потерь филиала «Бурятэнерго» за 2017 год к данной величине (299,57 млн. кВт·ч) в нарушение указанного пункта прибавлен объем разногласий по потерям с гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» (127,82 млн. кВт·ч);

2) в отсутствие расчета и обосновывающих документов прибавлен объем фактических потерь в консолидированных сетях в общем размере (27,06 млн. кВт·ч);

3) при определении фактической величины поступления электрической энергии в сеть за 2017 год Службой принята некорректная величина объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (далее – объем «последней мили»).

По первому пункту необходимо отметить, что учет объема разногласий по потерям с гарантирующим поставщиком не предусмотрен положениями пункта 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

В части объема фактических потерь консолидированных сетей установлено, что Экспертное заключение Органа регулирования не содержит анализ балансовых показателей, данных по протяженности и типу ЛЭП, данных статистической отчетности за 2017 год, необходимых для расчета уровня потерь на 2019 год.

По третьему пункту Органом регулирования учтена величина объема «последней мили» - 1536 млн. кВт·ч, при этом согласно возражениям Службы по акту проверки объем «последней мили» составляет за 2017 год - 1043 млн. кВт·ч., что соответствует плановым и фактическим значениям объемов «последней мили» с 2018 по 2021 год согласно материалам Органа регулирования и шаблонам «Дифференциация фактических и плановых суммарных балансовых показателей субъекта РФ по полугодиям и уровням напряжения (Факт)», имеющимся в распоряжении ФАС России.

Также необходимо отметить несопоставимость величин по объему «последней мили» при расчете тарифов - 1003 млн. кВт·ч - и при расчете уровня потерь -
1536 млн. кВт·ч.

С учетом того, что по фактическим значениям объемов «последней мили» за 2017 год имеются несоответствия, данную величину необходимо подтвердить в том числе первичными документами (актами оказанных услуг, учета перетоков электрической энергии и др.) с ПАО «ФСК ЕЭС». В случае отсутствия (недостаточности) первичных документов, а также их надлежащего анализа, подтверждающих величину объема «последней мили», Органу регулирования при расчете уровня потерь необходимо учитывать объем «последней мили» в соответствии с ранее направленной отчетностью в размере 1043 млн. кВт·ч.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет уровня потерь электрической энергии на 2019 год в соответствии с положениями пункта 40(1) Основ ценообразования № 1178, исключив неправомерный учет объемов потерь по разногласиям с АО «Читаэнергосбыт» (127,82 млн. кВт·ч), с учетом объемов и протяженности консолидированных сетей за 2017 год, подтвержденных документально, а также используя корректную величину объема «последней мили» за 2017 год (в соответствии с вышеуказанной позицией ФАС России).

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей положения пунктов 2, 26, 27, 29, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» 2019 года расходы по статьям затрат:

- «Расходы социального характера из прибыли (в соответствии с ОТС)» в общей сумме 7 153,34 тыс. руб.;

- «Другие прочие расходы» в общей сумме 1 349,26 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2019 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2019 год;

- «Прочие расходы» на 2019 год;

- «Другие прочие расходы» на 2019 год;

- «Страховые взносы» на 2020-2022 годы;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2020-2022 годы;

- «Амортизация» на 2020-2022 годы;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного убытка (выпадающие доходы)» на 2019-2023 годы;

- «Уровень потерь электрической энергии» на 2019 год.

3. Произвести учет расходов по статье затрат «Другие прочие расходы» (в части расходов на коммунальные услуги и затрат на получение и приобретение лицензий) в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов и уровень потерь электрической энергии филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» на 2019-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. По результатам исполнения пунктов 2, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.05.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», установленной на 2023 год (по п. 3 включить в экономически обоснованном размере), а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями Основ ценообразования
№ 1178, Методических указаний № 98-э.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208
Бурятское УФАС России
ИНН 0323057082, ОГРН 1020300966256