Предписание №СП/41633/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту топливно-энергетического комплекса ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предписание

 

8 мая 2024 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, в том числе акт проверки Вологодского УФАС России от 09.02.2024 № 11/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной Вологодским УФАС России на основании приказа Вологодского УФАС России от 22.12.2023 № 128, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Западная котельная» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской приказом от 06.12.2023 № 365-р для области ООО «Западная котельная» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям городского округа города Вологды, на 2024 год.

В рамках проведенной внеплановой документарной проверки Вологодским УФАС России проанализированы материалы тарифных дел ООО «Западная котельная» в разрезе расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы ООО «Западная котельная» для потребителей города Вологды, по результатам анализа которых установлено следующее.

1. Расходы на топливо

Используемый вид топлива - природный газ.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

По данной статье расходы на 2024 год органом регулирования учтены в размере 434 473,5 тыс. руб., при заявленных в размере 425 887,8 тыс. руб.

В материалы тарифного дела ООО «Западная котельная» представлены действующий договор поставки газа, заключенные с ООО «Газпром межрегионагаз Вологда», счета-фактуры, а также акты поданного-принятого газа за 2022 год.

Цена природного газа на 2024 год принята органом регулирования в следующих размерах: по первому полугодию 2024 года - 5 780,50 руб./тыс. м3, по второму полугодию - 6 424,45 руб./тыс. м3, предложение Общества - 6 442,43 руб. тыс. м3.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из суммы конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3), платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям.

Для определения стоимости покупаемого газа в 2024 году органом регулирования применена оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, указанная в приказе ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 для Вологодской области (17 пояс), которая составляет 5180,00 руб./тыс.м3.

Согласно Возражениям органом регулирования оптовые цены на газ проиндексированы, но приняты в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 в размере с 01.01.2024 – 5180 руб./1000 куб.м. (без НДС), с 01.07.2024 – 5760 руб./1000 куб.м. (без НДС) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/куб.м.

Приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 утвержден размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» на территории Вологодской области.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27.12.2023 № 665-р утверждена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области на 2024 год.

Таким образом, стоимость природного газа для ООО «Западная котельная» на 2024 год при суммарном объеме природного газа в размере 71 196,24 тыс.м3 составит:

руб./тыс.м3

Показатель

1-е полугодие 2024 г.

Учтено

Органом регулирования

По актуальным приказам ФАС России и Департамента

2-е полугодие 2024 г.

2-е полугодие 2024 г.

Конечная цена на газ

5 780,50

6 424,44

6 402,30

Оптовая стоимость договорного газа с учетом переводного коэффициента 1,0306 (8142/7900)

5 338,68

5 936,61

5 936,45

Транспортировка газа

284,63

313,66

304,55

Специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа

62,00

68,32

66,11

Плата за снабженческо-сбытовые услуги

95,19

105,85

95,19

 

Исходя из объемов потребления природного газа в 2024 году в размере 71 195 тыс.м3 (1-е полугодие), 71 197,48 тыс.м3 (2-е полугодие), экономически обоснованный размер расходов на природный газ на 2024 год составит 433 685,16 тыс. руб. (учтено Департаментом 434 473,55 тыс. руб.).

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому анализу и пересчету в соответствии с вышеизложенным. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Западная котельная» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Западная котельная» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Западная котельная» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Западная котельная» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Западная котельная» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Западная котельная» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «Западная котельная», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680