Решение №31/75836/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «9» августа 2022 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению МУП «Балтвода» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 18.03.2022 № 453, вх. от 22.03.2022 рег. № 51441/22), возникший со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее — Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, представителей МУП «Балтвода» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 18.03.2022 № 453, вх. от 22.03.2022 рег. № 51441/22) о досудебном споре (разногласиях) между МУП «Балтвода» и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения на 2022 год.

Основанием для разногласий между МУП «Балтвода» и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области послужил приказ Службы от 14.12.2021 № 73-13окк/21 «Об установлении тарифов, утверждении производственной программы в сфере водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Балтвода» (ИНН 3901503340) на 2022 год».

Среднегодовой тариф на оказываемые услуги водоотведения установлен органом регулирования для МУП «Балтвода» на 2022 год в размере 29,34 руб./куб. м. (без НДС).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составила 32,67 руб./куб. м. (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной Службой в сфере водоотведения, составил 40 103,45 тыс. руб.

МУП «Балтвода» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 44 664,5 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 4 561,05 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифа на водоотведение на 2022 год следующие статьи затрат:

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А)

1

Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациямитыс. руб.

500,00

1 102,05

1 102,05

602,05

2

Цеховые расходы, тыс. руб.

117,56

218,20

218,20

100,64

3

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, тыс. руб.

8 063,74

8 514,19

8 514,19

450,45

4

Административные расходы, тыс. руб.

5 551,33

10 454,53

8 959,28

3 407,95

5

Итого по статьям, тыс. руб.

14 232,63

20 288,97

18 793,72

4 561,09

6

Итого НВВ, тыс. руб.

40 103,45

49 331,99

44 664,54

4 561,09

 

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

МУП «Балтвода» является правопреемником МУП «Балтстоки» с 06.04.2021 года. До реорганизации МУП «Балтвода» оказывало услуги по питьевому водоснабжению. В связи с реорганизацией МУП «Балтвода» с 06.04.2021 стало осуществлять услуги по водоотведению, в связи с чем тариф был установлен Службой с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) на 2022 год.

1. Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета вышеуказанных расходов в размере 1 102,05 тыс. руб. на аренду гидродинамической машины; аренду экскаватора, АСМ, автокрана.

Службой учтены расходы в размере 500,00 тыс. руб. Таким образом, величина разногласий составила 602,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

В соответствии с подпунктом (а) пункта 41 Основ ценообразования № 406 и пунктом 25 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что к административным расходам относятся расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Пунктом 17 Правил № 406 установлен перечень документов и обосновывающих материалов, представляемых регулируемыми организациями в адрес органа регулирования тарифов.

Так, в числе обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов должны прилагаться копии документов, подтверждающие проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок), а также копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования в составе материалов тарифного дела МУП «Балтвода» представлены: шаблон BALANCE.CALC.TARIFF.VOTV.2020.FACT; шаблон Калькуляция затрат водоотведения МУП «Балтвода»; оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2020 год МУП «Балтстоки»; акты выполненных работ по аренде спецтехники (экскаватор, гидродинамическая машина) МУП «Балтстоки» за 2020 год.

Несогласие с утвержденными расходами по данной статье МУП «Балтвода» выражает в следующем.

МУП «Балтвода» заявляет расходы в размере 1 102,05 тыс. руб. на аренду гидродинамической машины в размере 902,05 тыс. руб. и аренду экскаватора, АСМ, автокрана в размере 200,00 тыс. руб. по отраженным фактически произведенным затратам в 2020 году МУП «Балтстоки».

Заявитель отмечает, что расходы на услуги аренды экскаватора, АСМ, автокрана по сравнению с фактически произведенными затратами за 2020 год уменьшены с 307,88 тыс. руб. до 200,00 тыс. руб. ввиду отсутствия необходимости аренды автокрана и автомобиля АСМ у МУП «Балтвода» в связи с объединением предприятия.

Служба отмечает, что предложение регулируемой организации по данной статье затрат содержит расходы на аренду спецтехники (гидродинамическая машина, экскаватор, автокран) у сторонних организаций, в том числе у МУП «Балтвода». Ввиду присоединения МУП «Балтстоки» к МУП «Балтвода» техника, как объект основных средств, переходит в хозяйственное ведение МУП «Балтвода».

Также орган регулирования обращает внимание на то, что регулируемой организацией в нарушение требований положений Правил № 406, не представлены материалы и документы, подтверждающие заявленные расходы в размере 1 102,05 тыс. руб., в том числе: договоры на оказание услуг, с указанием их стоимости. Служба также отмечает, что МУП «Балтвода» не были представлены сведения о проведении конкурсных процедур, маркетинговое исследование рынка оказания данных услуг, технические задания, а также отсутствовала расшифровка в заявленных расходах.

Орган регулирования также обращает внимание на то, что согласно представленным МУП «Балтвода» в Службу актам выполненных работ за 2020 год сумма расходов составила 199,00 тыс. руб. за услуги экскаватора, услуги промывки сетей, откачки ЖБО.

Комиссия ФАС России отмечает, что пояснения по расходам на услуги аренды гидродинамический машины со стороны МУП «Балтвода» отсутствуют, при этом расходы по сравнению с фактически произведенными затратами за 2020 год увеличены с 870,00 тыс. руб., до 902,05 тыс. руб. Также регулируемой организацией не были представлены ни в адрес Службы, ни в адрес ФАС России обосновывающие материалы, подтверждающие экономическую обоснованность понесенных затрат.

При этом в представленных Заявителем в ФАС России документах отсутствуют договоры, счета-фактуры, платежные документы, документы первичного учета.

Также согласно представленным МУП «Балтвода» в адрес ФАС России актам выполненных работ за 2020 год (представлены только акты за услуги экскаватора, услуги промывки сетей, откачки ЖБО) общая сумма составляет 263,00 тыс. руб., что меньше суммы, учтенной Службой на 2022 год.

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием достаточного экономического обоснования требования МУП «Балтвода» по рассматриваемой статье затрат не подлежат удовлетворению.

2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала в части оказываемых услуг водоотведения в размере 8 514,19 тыс. руб.

Службой учтены данные расходы в размере 8 063,74 тыс. руб., в связи с чем объем разногласий по данной статье составил 450,45 тыс. руб.

МУП «Балтвода» оспаривает неучтенную Службой численность ремонтного персонала в размере 1 ед., а также принятый Службой размер среднемесячной оплаты труда на 2022 год.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 и пунктом 23 Методических указаний № 1746-э в составе ремонтных расходов учитываются расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала.

В качестве обоснования по данной статье регулируемой организацией в адрес Службы представлены следующие материалы: шаблон BALANCE.CALC.TARIFF.VOTV.2020.FACT, шаблон калькуляция затрат водоотведения МУП «Балтвода», штатное расписание от 27.01.2021, сведения о начислении заработной плате работников МУП «Балтстоки» за 2020 год.

Служба отмечает, что сокращение численности на 1 единицу обусловлено объединением предприятий и возможностью взаимозаменяемости ремонтных работников в сферах питьевого водоснабжения и водоотведения. Так, орган регулирования вместо 2 заявленных регулируемой организацией единиц должности «Водитель АСМ КХ» учел 1 ед., ссылаясь на то, что нормы численности работников управления автотранспортными средствами и специальной техникой определяются в соответствии с подпунктом 6 пункта 12 «Вспомогательные службы» приказа Минстрой России от 23.03.2020 № 154/пр, согласно которому (таблица 56) расчет необходимого количества работников производится на каждое автотранспортное средство в зависимости от режима работы транспортного средства. Норма численности работников на 1 авто при режиме работы техники 8 часов - 1 ед. При этом Заявителем не представлен расчет численности водителей и соответствующее экономическое обоснование.

Служба также отмечает, что органом регулирования учтен факт осуществления нерегулируемой деятельности по вывозу жидких бытовых отходов.

Вместе с тем МУП «Балтвода» обращает внимание на то, что при объединении предприятий была проведена оптимизация численности персонала, работающего на объектах питьевого водоснабжения и водоотведения.

Однако указанный довод некорректен, поскольку согласно сведениям, представленным регулируемой организацией, фактическая численность ремонтного персонала МУП «Балтстоки» (водоотведение) за 2020 год сложилась в размере 23 ед., а у МУП «Балтвода» (питьевое водоснабжение) в размере 21,5 ед. (итого – 44,5 ед. на оба вида деятельности), при этом в составе операционных расходов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения Службой учтена численность ремонтного персонала на 2022 год в размере 30 ед., в связи с чем Службой на 2022 год учтена для МУП «Балтвода» общая численность ремонтного персонала в размере 52 ед., при этом согласно заявленным МУП «Балтвода» в ФАС России требованиям численность должна составить 53 ед. (при фактической численности за 2020 год в размере 44,5 ед. и заявленной МУП «Балтвода» при установлении тарифов на 2022 год (согласно материалам тарифного дела) – 44 ед.), следовательно, указанная МУП «Балтвода» оптимизация численности не подтверждена обстоятельствами дела.

В отношении среднемесячной оплаты труда отмечается, что Службой принята среднемесячная оплата труда ремонтного персонала в размере 23 460 руб./мес. В свою очередь в просительной части заявления МУП «Балтвода» не отражен заявленный размер среднемесячной оплаты труда, которую регулируемая организация считает экономически обоснованной, следовательно, среднемесячная оплата труда принималась в анализе на основании математических вычислений исходя из заявленных МУП «Балтвода» требований в части общего размера ФОТ и численности ремонтного персонала.

Так, среднемесячная оплата труда на 2022 год заявлена регулируемой организацией в размере 23 693 руб./мес. – то есть отклонение менее 1 % от учтенной органом регулирования среднемесячной оплаты труда (23 460 руб./мес.).

Служба отмечает, что средняя заработная плата ремонтного персонала на 2022 год рассчитана исходя из заработной платы, сложившейся в результате корректировки, учтенной на базовый период 2020 года для МУП «Балтстоки» в размере 21 650,17 руб. с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 годы.

Служба также обращает внимание на то, что МУП «Балтвода» не был представлен подробный расчет фонда оплаты труда исходя из ставки рабочего первого разряда и ИПЦ на предстоящие периоды с подтверждением квалификационных уровней и соответствующих тарифных коэффициентов, согласно профстандартам Минтруда России.

МУП «Балтвода» также не представлен расчет расходов на оплату труда, в том числе согласно Приложению 2.2 к Методическим указаниям № 1746-э, актуальное штатное расписание на 2022 год, отсутствуют доводы в части экономической необоснованности действий Службы по учету среднемесячной оплаты труда ремонтного персонала в размере 23 460 руб./мес.

Стоит также отметить, что среднемесячная оплата труда по всем категориям персонала в части оказываемых услуг водоотведения была учтена Службой в размере 25 676 руб./мес. при заявленных МУП «Балтвода» в орган регулирования при установлении тарифа на водоотведение на 2022 год в размере 25 502 руб./мес.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимых обосновывающих документов со стороны МУП «Балтвода» по рассматриваемой статье затрат заявленные требования не подлежат удовлетворению.

3. Цеховые расходы.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета цеховых расходов в размере 218,20 тыс. руб. на охрану труда в части компенсации расходов на молоко.

Службой учтены данные расходы в размере 117,56 тыс. руб., в связи с чем объем разногласий по данной статье составил 100,64 тыс. руб.

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

В качестве обоснования МУП «Балтвода» направлены в адрес органа регулирования следующие обосновывающие материалы: шаблон BALANCE.CALC.TARIFF.VOTV.2020.FACT; шаблон Калькуляция затрат водоотведения МУП «Балтвода»; оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2020 год МУП «Балтстоки».

МУП «Балтвода» отмечает, что расходы заявлены в орган регулирования на 2022 год в соответствии с фактическими затратами за 2020 год и с учетом ИПЦ в размере 1,039 %.

При этом МУП «Балтвода» заявлена в Службу общая сумма на компенсацию молока по двум видам деятельности в размере 244,92 тыс. руб. (26,72 тыс. руб. – питьевое водоснабжение и 218,20 тыс. руб. - водоотведение).

Разногласия со Службой возникли в результате того, что орган регулирования произвел разделение цеховых затрат (расходов на компенсацию молока) между регулируемыми видами деятельности согласно учетной политике (50 % на питьевое водоснабжение и 48 % на водоотведение), в связи с чем по виду деятельности «Водоотведение» было учтено только 117,56 тыс. руб. из 244,92 тыс. руб.

Стоит отметить, что органом регулирования необоснованно сокращены данные расходы, ссылаясь на перераспределение согласно учетной политике. Согласно учетной политике МУП «Балтвода» распределение приходится на общехозяйственные затраты, учитываемые на счете 26, что не относится к счету 20, на котором отражаются расходы на компенсацию молока. Таким образом, действия органа регулирования неправомерны в указанной части.

При этом МУП «Балтвода» не учитывает, что фактические затраты на приобретение молока в 2020 году (в размере 202,71 тыс. руб.) приходились на обеспечение ремонтного и основного производственного персонала (ОПП), численность которых, согласно представленным МУП «Балтвода» обосновывающим материалам, сложилась на уровне 57 ед., в то время как Службой учтена численность для МУП «Балтвода» на 2022 год в размере 54 ед., в связи с чем заявленная МУП «Балтвода» к учету сумма некорректна.

На основании вышеизложенного, ввиду того, что выдача молока является обязательным условием, которое необходимо соблюдать согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 № 45н, а также учитывая некорректность действий органа регулирования в части распределения фактических расходов на приобретение молока между видами деятельности, Комиссия ФАС России предписывает Службе провести дополнительный анализ, в том числе с учетом рыночных цен на молоко на 2022 год и корректной численности ОПП и ремонтного персонала, учтенной на 2022 год, по результатам которого учесть затраты на приобретение молока на экономически обоснованном уровне, но не выше заявленных МУП «Балтвода» в ФАС России требований.

4. Административные расходы.

МУП «Балтвода» в части оказываемых услуг водоотведения заявлены в ФАС России административные расходы в размере 8 959,28 тыс. руб.

Службой учтены расходы в размере 5 551,33 тыс. руб.

Исходя из отраженных МУП «Балтвода» требований следует, что заявленные МУП «Балтвода» административные расходы не распределены регулируемой организацией согласно ее учетной политике.

В свою очередь МУП «Балтвода» в составе административных расходов оспаривает расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (АУП), расходы на оплату работ (услуг) сторонних организаций, в части информационных услуг и услуг связи, прочие административные расходы.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи; б) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Расчет заявленных требований МУП «Балтвода» представлен в таблице:

 

Статья

Водоотведение

Заявлено МУП «Балтвода», тыс. руб.

Учтено Службой, тыс. руб.

Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями

275,35

353,45

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды АУП, в том числе налоги и сборы

7 942,09

5 092,16

Служебные командировки

-

2,99

Обучение персонала

-

6,73

Прочие расходы

741,85

96,00

ИТОГО

8 959,28

5 551,33

 

В качестве обоснования по данной статье затрат в сфере водоотведения регулируемой организацией в адрес Службы представлены следующие материалы: шаблон BALANCE.CALC.TARIFF.VOTV.2020.FACT, шаблон калькуляция затрат водоотведению МУП «Балтвода», штатное расписание МУП «Балтвода» от 27.01.2021 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2020 год МУП «Балтстоки», бухгалтерский баланс на 31.12.2020 МУП «Балтстоки».

4.1 Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета данных расходов в размере 275,35 тыс. руб.

Службой учтены данные расходы в размере 353,45 тыс. руб.

Служба поясняет, что данные затраты сформированы с учетом предложения предприятия в сумме 736,34 тыс. руб. на основании договоров на оказание услуг: обслуживание «1-С предприятие» договор от 11.10.2019 № 05, ООО «Инок» договор от 29.12.2018 № И19-09 (Консультант), ПАО «Ростелеком» от 28.01.2019 № 41878, ООО «Принт-Сервис Групп» от 10.01.2019 № 11/2019.

Комиссия ФАС России отмечает, что указанные договоры не были представлены в адрес ФАС России.

В свою очередь Службой по указанной статье затрат учтены общие расходы по двум видам деятельности в размере 736,35 тыс. руб. и распределены между видами деятельности согласно учетной политике МУП «Балтвода»: в размере 50 % на питьевое водоснабжение, 48 % на водоотведение и 2 % на прочие виды деятельности.

В связи с вышеизложенным, на сферу водоотведения от общей суммы 736,35 тыс. руб. приходится 353,45 тыс. руб., что больше заявленного МУП «Балтвода» в размере 275,35 тыс. руб.

4.2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (АУП), в том числе налоги и сборы.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета данных расходов в сфере водоотведения в размере 7 942,09 тыс. руб.

Службой учтены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (АУП), в том числе налоги и сборы в размере 5 092,16 тыс. руб.

В части расходов на оплату труда АУП МУП «Балтвода» оспаривает учтенную Службой численность персонала, а также размер среднемесячной заработной платы.

Согласно заявлениям, направленным МУП «Балтвода» в адрес ФАС России, Заявитель просит учесть общую численность АУП по двум видам деятельности питьевого водоснабжения и водоотведения в размере 26,50 ед. (в части указанных услуг по водоотведению в размере 13,25 ед. и питьевому водоснабжению в размере 13,25 ед.).

МУП «Балтвода» выражает несогласие с утвержденной Службой общей численностью административно-управленческого персонала в размере 18 ед.

При анализе экономической обоснованности заявленных МУП «Балтвода» требований по рассматриваемой статье затрат орган регулирования оценивал сведения об уровне расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, а также типовые нормы численности работников водопроводно-канализационного хозяйства. В связи с чем органом регулирования сделан вывод о том, что учтенная численность АУП для МУП «Балтвода» на 2022 год в размере 18 ед. является достаточной.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно данным, представленным МУП «Балтвода», фактическая численность АУП МУП «Балтстоки» за 2020 год составила 13,00 ед.

Вместе с тем, учитывая типовые отраслевые нормы численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Минстроя России от 23.03.2020 № 154/пр, а также заявленные МУП «Балтвода» требования и учтенную Службой численность в разрезе должностных категорий, Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что органом регулирования занижена общая численность АУП МУП «Балтвода» на 2022 год на 1,5 ед. (не учтена в соответствии с нормативами достаточная численность по функции: «Организация технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения»).

Комиссия ФАС России отмечает, что Службой учтена оплата труда в размере 37 722 руб./мес., при этом в просительной части заявления МУП «Балтвода» не отражен заявленный размер среднемесячной оплаты труда, которую регулируемая организация считает экономически обоснованной, следовательно, среднемесячная оплата труда принималась в анализе в размере 38 364 руб./мес. на основании математических вычислений исходя из заявленной суммы фонда оплаты труда АУП и численности персонала.

Служба отмечает, что средняя заработная плата сотрудников аппарата управления на 2022 год рассчитана Службой путем индексации средней заработной платы АУП, учтенной на базовый период 2020 год для МУП «Балтвода» в размере 34 812,49 руб./мес.

Служба также отмечает, что МУП «Балтвода» не был представлен подробный расчет фонда оплаты труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением с учетом ИПЦ на предстоящий период (2022 год) с подтверждением квалификационных уровней и тарифных коэффициентов специалистов АУП, согласно профстандартам Минтруда России.

При этом МУП «Балтвода» также не представлен в адрес ФАС России расчет расходов на оплату труда, в том числе согласно Приложению 2.2 к Методическим указаниям № 1746-э, актуальное штатное расписание на 2022 год, отсутствуют обоснования несогласия с действиями Службы, пояснения в части увеличения заявленных требований на 2022 год по сравнению с фактически сложившейся среднемесячной оплатой труда АУП в 2020 году. Так, согласно данным, представленным МУП «Балтвода», фактическая среднемесячная оплата труда АУП за 2020 год сложилась у МУП «Балтвода» в размере 30 866 руб./мес., что с учетом ИПЦ на 2021-2022 гг. составляет 34 125 руб./мес., что меньше учтенной Службой суммы в размере 37 722 руб./мес.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия оснований для увеличения среднемесячной оплаты труда МУП «Балтвода» на 2022 год, а также принимая во внимание необходимость учета дополнительных 1,5 ед. АУП, органу регулирования необходимо провести дополнительный учет средств расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

4.3. Прочие расходы.

МУП «Балтвода» заявляет о необходимости учета данных расходов в размере 741,85 тыс. руб.

Службой учтены данные расходы в размере 96,00 тыс. руб.

В заявлении о несогласии с утвержденным тарифом на водоотведение МУП «Балтвода» обращает внимание на то, что орган регулирования не учел фактические произведенные расходы за 2020 год.

Комиссия ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не представлены в адрес ФАС России: расшифровка заявленных требований, экономическое обоснование и материалы, аргументы, позволяющие сделать вывод о некорректном принятом Службой решении по указанным расходам.

Служба отмечает, что поскольку МУП «Балтвода» не были представлены обосновывающие материалы по данной статье затрат, орган регулирования исходил из обосновывающих материалов в виде данных бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по 26 счету за 2020 год) по предприятиям МУП «Балтвода» и МУП «Балтстоки» и учел по данной статье сумму, соответствующую фактическим расходам на приобретение канцелярских товаров, бумагу, хозяйственные нужды, материалы и их доставку для текущего мелкого ремонта, в связи с чем с учетом ИПЦ сумма составила на 2022 год – 200,00 тыс. руб., которая была распределена органом регулирования в соответствии с учетной политикой МУП «Балтвода» на сферы деятельности питьевого водоснабжения, водоотведения и прочие виды деятельности.

Таким образом, основания для дополнительного учета средств по рассматриваемой статье затрат не представлены Заявителем. В этой связи, требования МУП «Балтвода» в указанной части не подлежат удовлетворению.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между МУП «Балтвода» и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (исх. от 18.03.2022 № 453, вх. от 22.03.2022 рег. № 51441/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области нарушившей пункт 24 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на водоотведение приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 14.12.2021 № 73-13окк/21 «Об установлении тарифов, утверждении производственной программы в сфере водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства МУП «Балтвода» (ИНН 3901503340) на 2022 год».

2. Частично удовлетворить требования МУП «Балтвода», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (исх. от 18.03.2022 № 453, вх. от 22.03.2022 рег. № 51441/22).

3. Предписать органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.11.2022 пересмотреть тариф на водоотведение МУП «Балтвода» на 2022 год исходя из следующего:

- произвести дополнительный анализ расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала в части оказываемых услуг водоотведения, цеховых расходов в части оказываемых услуг водоотведения и учесть указанные расходы на экономически обоснованном уровне с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.11.2022 принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифа на водоотведение для МУП «Балтвода» в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, с учетом мотивировочной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ в тарифе на водоотведение МУП «Балтвода» на 2022 год, ввиду ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении указанного тарифа для МУП «Балтвода» на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги водоотведения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований МУП «Балтвода».

 

 

Связанные организации

МУП "Балтвода"
ИНН 3901503340, ОГРН 1143926033459
УФАС Калининградской области
ИНН 3905011090, ОГРН 1023901001552
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192