Уведомление №СП/8915/21 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания

ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20

 

ФАС России по результатам рассмотрения материалов, направленных Департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области (далее также — Департамент, Орган регулирования) от 24.09.2020 № 55-11/1450 (рег. от 25.09.2020 № 162858-М/20) установлено следующее.

В соответствии с предписанием ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 определено:

1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим пункты 5, 26, 27, 28, 29, 38, 40(1), 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

    1. Пересмотреть базовый уровень операционных расходов 2011 года при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

2.2. Произвести расчет необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011-2017 годы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее — Методические указания № 228-э), отразить данный расчет в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» расходы в общем размере 5 620,30 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 год в размере 174,10 тыс. руб.

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2018 год в размере 498,20 тыс. руб.

- «Дивиденды» на 2017 год в размере 4 948,00 тыс. руб.

    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Сырье и материалы» на 2018 год.

- «Работы и услуги производственного характера» на 2018 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2018 год.

- «Ремонт основных фондов» на 2018 год.

- «Прочие расходы» (с расшифровкой по подстатьям затрат) на 2018 год.

- «Индекс эффективности подконтрольных расходов» на 2018 год.

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2018 год.

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017-2019 годы.

- «Амортизация» на 2018-2019 годы.

- «Прочие налоги и сборы» на 2017-2019 годы.

- «Выпадающие доходы от технологического присоединения» на 2017-2019 годы.

- «Расходы на обслуживание заемных средств» на 2017-2019 годы.

- «Корректировки НВВ » на 2017-2019 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» 2018 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на 2018-2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в срок до 01.09.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

    1. - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

Указом губернатора Воронежской области от 06.03.2020 № 89-у Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области переименовано в Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области.

Решением ФАС России от 31.08.2020 № СП/75022/20 в предписании ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 в пунктах 2, 4 резолютивной части дата «01.09.2020» заменена датой «01.10.2020».

Проанализировав представленные Департаментом материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Базовый уровень операционных расходов на 2011 год.

В соответствии с предписанием ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органу регулирования произвести расчет базового уровня операционных расходов на 2011 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), запросив необходимые для данного расчета обосновывающие документы у филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», в том числе, сведения о фактических расходах Общества за 2009 год.

Также Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении по результатам исполнения настоящего предписания постатейный анализ экономической обоснованности принимаемых расходов.

1.1. Горюче-смазочные материалы.

В соответствии с заключением Департамента по экспертизе материалов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» о корректировке необходимой валовой выручки, установленной на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2018 - 2022 годы (пересмотр с 01.10.2020) (далее — Экспертное заключение) по статье «Горюче-смазочные материалы» расчет представлен в Приложении 1 к Экспертному заключению.

Приложение 1 содержит расчетную таблицу без формул, без указания наименований автотранспортных средств, без учета положений Методических рекомендаций норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, являющихся приложением к Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Анализ фактических затрат Общества в соответствии с данными раздельного учета за 2009 год Органом регулирования в Экспертном заключении не отражен.

Величина расходов по статье «Горюче-смазочные материалы» принята Департаментом в неизменном размере в сумме 51 046,72 тыс. руб. без достаточного обоснования.

1.2. Вспомогательные материалы.

По статье «Вспомогательные материалы» Обществом в адрес Органа регулирования представлены в том числе, выгрузки из ПК SAP, а также акты списания по прочим материалам за 2009 и 2010 гг.

Департаментом в Экспертном заключении не представлен анализ фактических затрат Общества в соответствии с данными раздельного учета за 2009 год.

Расшифровка принятых вспомогательных материалов представлена в Приложении 2 к Экспертному заключению.

Приложение 2 содержит расчет затрат на вспомогательные материалы без формул, без обоснования количества материалов и цены на единицу продукции.

Величина расходов по статье «Вспомогательные материалы» принята Департаментом в неизменном размере в сумме 62 429 тыс. руб. без достаточного обоснования.

1.3. Работы и услуги производственного характера.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования приняты расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» в неизменном размере 6 069 тыс. руб.

В обоснование принятой суммы расходов Органом регулирования в Экспертном заключении представлен перечень выполненных работ и услуг за 2010 год на общую сумму 12346,63 тыс. руб.

Департаментом в Экспертном заключении не представлен анализ фактических затрат Общества в соответствии с данными раздельного учета за 2009 год.

Величина расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» принята в сумме 6 069 тыс. руб. без достаточного обоснования.

1.4. Расходы на оплату труда.

Расчет расходов на оплату труда произведен Департаментом исходя из численности персонала 3407 чел., при фактической численности за 2009 год — 3122 чел.

Численность 3407 чел. определена Департаментом равной фактической численности персонала за 2010 год.

ФАС России отмечает, что на момент установления базового уровня операционных расходов на 2011 год Орган регулирования не располагал информацией о фактических показателях за 2010 год.

Таким образом принятая численность 3407 чел. принята без обоснований.

Также Органом регулирования не представлен расчет принятого среднего тарифного коэффициента 2,65.

Кроме того, Органом регулирования без обоснования учтены денежные выплаты на человека в размере 638,0 руб.

Таким образом, расходы на оплату труда на 2011 год в сумме 870 706 тыс. руб. (872 879,78 тыс. руб. с учетом денежных выплат) приняты без достаточного обоснования.

1.5. Ремонт основных фондов.

Расходы на ремонт основных фондов приняты Департаментом в сумме 280 028 тыс. руб. как сумма расходов на ремонтные мероприятия (214 865,4 тыс. руб.) и расходы на покупку материалов для проведения работ по ремонту оборудования (65 162,6 тыс. руб. ).

Департаментом в Экспертном заключении не представлен анализ фактических затрат Общества в соответствии с данными раздельного учета за 2009 год.

В соответствии с Экспертным заключением плановые работы по ремонту основных фондов филиала «Воронежэнерго» в физических единицах представлены в Приложении 3 к Экспертному заключению.

Приложение 3 содержит обобщенный расчет мероприятий по среднему и капитальному ремонту на 2010 год. Количество ремонтных мероприятий указано без обоснования.

Величина расходов по статье «Ремонт основных фондов» принята Департаментом в сумме 280 028 тыс. руб. без достаточного обоснования.

1.6. Прочие расходы.

      1. Оплата работ и услуг сторонних организаций.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования приняты расходы по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в неизменном размере 10 409 тыс. руб., в том числе, услуги связи — 7 299 тыс. руб., услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 2 958 тыс. руб., юридические и информационные услуги – 152 тыс. руб.

В обоснование принятых затрат на 2011 год Органом регулирования представлены перечни соответствующих оказанных услуг, при этом в данных перечнях отражены отчетные документы с 2009 по 2011 год.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2009 год в соответствии с требованиями раздельного учета.

Величина расходов по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» принята Департаментом в сумме 10 409 тыс. руб. без достаточного обоснования.

      1. Расходы на командировки и представительские.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования приняты расходы по статье «Расходы на командировки и представительские» в неизменном размере 6 831 тыс. руб.

В обоснование принятых расходов Департаментом в Экспертном заключении представлен перечень отчетов по командировкам за 2010 год.

ФАС России отмечает, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества, Орган регулирования не располагал сведениями о фактических затратах Общества за 2010 год.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2009 год в соответствии с требованиями раздельного учета.

Величина расходов по статье «Расходы на командировки и представительские» принята Департаментом в сумме 6 831 тыс. руб. без достаточного обоснования.

      1. Расходы на подготовку кадров.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования приняты расходы по статье «Расходы на подготовку кадров» в неизменном размере 4 691 тыс. руб.

В обоснование принятых расходов Органом регулирования представлен перечень документов на подготовку кадров, при этом отчетные документы относятся к 2011 году.

ФАС России отмечает, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества, Орган регулирования не располагал сведениями о фактических затратах Общества за 2011 год.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2009 год в соответствии с требованиями раздельного учета.

Величина расходов по статье «Расходы на подготовку кадров» принята Департаментом в сумме 4 691 тыс. руб. без достаточного обоснования.

      1. Расходы на страхование.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования приняты расходы по статье «Расходы на страхование» в неизменном размере 13 439 тыс. руб.

Для обоснования принятой суммы расходов на страхование Органом регулирования проанализированы фактические расходы Общества за 2010 год.

ФАС России отмечает, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества, Орган регулирования не располагал сведениями о фактических затратах Общества за 2010 год.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2009 год в соответствии с требованиями раздельного учета.

Также ФАС России отмечает, что расходы на необязательные (добровольные) виды страхования не подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Исходя из информации представленной в Экспертном заключении, ФАС России не представляется возможным определить состав учтенных расходов по данной статье.

Величина расходов по статье «Расходы на страхование» принята Департаментом в сумме 13 439 тыс. руб. без достаточного обоснования.

1.6.5. Другие прочие расходы.

По статье «Другие прочие расходы» Департаментом учтены расходы в сумме 297 755,80 тыс. руб., в том числе по статье «Электроэнергия на хоз. нужды» - 61 289,42 тыс. руб., затраты ИА МРСК - 36 399,00 тыс. руб., расходы на корпоративную сервисную систему - 200 067,38 тыс. руб.

По итогам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органом регулирования исключены расходы на сертификацию.

В части подстатьи «Электроэнергия на хоз. нужды» Департаментом не отражен расчет принятой суммы расходов (61 289,42 тыс. руб.), не представлен анализ фактических расходов Общества за 2009 год.

Затраты ИА МРСК приняты в неизменном виде - 36 399,00 тыс. руб., при этом Органом регулирования не представлен расчет принятой суммы, не представлен анализ фактических затрат Общества за 2009 год.

Расходы на корпоративную сервисную систему приняты Органом регулирования в сумме 200 067,38 тыс. руб. в неизменном виде относительно первоначального тарифного решения без расчета.

В обоснование принятых затрат Органом регулирования представлен перечень действующих договоров на оказание услуг и фактические затраты Общества за 2010 год.

ФАС России отмечает, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год Орган регулирования не мог располагать данными сведениями.

За 2009 год анализ фактических затрат Общества по данной статье не представлен, кроме того не представлено обоснование цен на соответствующие услуги в соответствии с положениями Основ ценообразования.

Величина расходов по статье «Другие прочие расходы» принята Департаментом в сумме 297 755,80 тыс. руб. без достаточного обоснования.

ФАС России отмечает, что п. 2.2. предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 Органу регулирования предписано произвести расчет необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011-2017 годы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее — Методические указания № 228-э), отразить данный расчет в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Расчет НВВ подразумевает в том числе расчет ежегодных корректировок в соответствии с положениями Методических указаний № 228-э.

Органом регулирования не произведен расчет данных корректировок на 2011-2017 годы.

2. Операционные расходы на 2018 год (метод экономически обоснованных расходов).

2.1. Сырье и материалы.

В соответствии с Экспертным заключением по статье «Сырье и материалы» Департаментом принята величина расходов 177 544,61 тыс. руб., в том числе расходы на топливо - 87 574,46 тыс. руб., материальные расходы - 89 970,15 тыс. руб.

Расходы на топливо определены Органом регулирования как произведение фактических затрат Общества за 2016 год и индексов потребительских цен на 2017 и 2018 годы.

ФАС России отмечает, что Департаментом не представлен анализ фактических затрат Общества за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 в части расходов на топливо.

По подстатье «Материальные расходы» Органом регулирования в Экспертном заключении для обоснования фактических затрат Общества за 2016 год представлен перечень договоров с указанием стоимости по договору, при этом в данном перечне присутствуют договоры 2017 года.

Данные договоры не могут служить обоснованием фактических затрат Общества за 2016 год.

ФАС России отмечает, что Департаментом не представлен анализ фактических затрат Общества за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 в части расходов на материальные затраты.

Расходы Общества на материальные затраты на 2018 год в сумме 89 970,15 тыс. руб. приняты Органом регулирования без расчета.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Сырье и материалы»в сумме 177 544,61 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.2. Работы и услуги производственного характера.

В соответствии с Экспертным заключением по статье «Работы и услуги производственного характера» Департаментом принята величина расходов 18 312,06 тыс. руб.

Органом регулирования расчет данной величины не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» в сумме 18 312,06 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.3. Фонд оплаты труда.

Органом регулирования не произведен расчет принятого тарифного коэффициента (2,86) в соответствии с рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Без обоснований учтены денежные выплаты в сумме 108 072,90 тыс. руб.

2.4. Ремонт основных фондов.

В соответствии с Экспертным заключением по статье «Ремонт основных фондов» Департаментом принята величина расходов 199 787,01 тыс. руб.

Органом регулирования расчет данной величины не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Ремонт основных фондов» в сумме 199 787,01 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5. Прочие подконтрольные расходы.

2.5.1. Прибыль на социальное развитие (включая социальные выплаты).

Органом регулирования по данной статье учтена сумма 104 106 тыс. руб.

Органом регулирования представлена расшифровка фактических расходов на социальное развитие за 2016 год, при этом не проведен анализ экономической обоснованности фактических затрат на предмет целесообразности учета расходов.

Так в составе фактических расходов Органом регулирования указаны затраты на компенсация расходов на эл. энергию работникам в сумме 3 195,02 тыс. руб., ежемесячные компенсации по найму жилья - 1 762,00 тыс. руб., компенсация за задержку заработной платы работнику - 1,04 тыс. руб., расходы на командировки (оплата по среднему) на спортивные мероприятия, слет молодежи и т.п. - 1 302,15 тыс. руб., расходы на приобретение путевок - 5 529,40 тыс. руб.

ФАС России считает, что учет данных расходов нарушает баланс экономических интересов между потребителями электрической энергии и ресурсоснабжающими компаниями.

Кроме того, по статьям «Выплаты по трудовому соглашению», «СБ/КР/СтО: Затраты на оплату труда», «МП: Затраты на оплату труда» расходы не должны учитываться, поскольку расходы на оплату труда определены по статье «Фонд оплаты труда», определенной в соответствии с положениями п. 26 Основ ценообразования № 1178.

      1. Услуги связи.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 25 598,76 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Услуги связи» в сумме 25 598,76 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.3. Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 45 234,13 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» в сумме 45 234,13 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.4. Расходы на юридические и информационные услуги.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 37 363,81 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на юридические и информационные услуги» в сумме 37 363,81 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.5. Расходы на командировки и представительские.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 9 199,59 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 23 Правил № 1178 не представлен.

Также ФАС России отмечает, что расходы на командировки с целью участия в профессиональных конкурсах и мероприятиях, которые проводятся ПАО «МРСК Центра» и ПАО «Россети» с целью повышения профессионального мастерства, укрепления здоровья сотрудников и повышения корпоративной культуры не должны учитываться при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в целях недопущения нарушения баланса интересов между потребителями и ресурсоснабжающими организациями.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на командировки и представительские» в сумме 9 199,59 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.6. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 16 986,06 тыс. руб. Расчет данной суммы не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» в сумме 16 986,06 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.7. Расходы на страхование.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 18 098,86 тыс. руб., в том числе страхование имущества - 10515,48 тыс. руб., обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) - 1 194,34 тыс. руб., обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) - 6 389,04 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что страхование имущества не является обязательным видом страхования и не подлежит учету в НВВ Общества.

Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) определены в размере 1 194,34 тыс. руб., при фактическом значении расходов - 27,2 тыс. руб. При этом обоснования увеличения данных расходов на плановый период регулирования Органом регулирования не представлено. В случае отсутствия обоснования необоснованно учтенные расходы подлежат исключению из НВВ Общества.

Расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) приняты Департаментом в сумме 6 389,04 тыс. руб., при фактической величине расходов — 4 389,04 тыс. руб. Органом регулирования также не представлено значительного обоснования роста расходов на плановый период регулирования. В случае отсутствия обоснования необоснованно учтенные расходы подлежат исключению из НВВ Общества.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на страхование» в сумме 18 098,86 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.8. Электроэнергия на хозяйственные нужды.

По данной статье Органом регулирования учтены затраты в сумме 53 856,84 тыс. руб., расчет данной величины не представлен.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Электроэнергия на хозяйственные нужды» в сумме 53 856,84 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.9. Электроэнергия на хозяйственные нужды.

2.5.9.1. Расходы на подготовку кадров.

Расходы на подготовку кадров определены Органом регулирования в сумме 10 400,92 тыс. руб. без расчета.

Органом регулирования представлен перечень договоров на обучение и подготовку кадров, при этом данный перечень состоит из договоров 2017 года.

Анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества по данной статье за 2016 год в соответствии с положениями п. 5, 29 и п. 23 Правил № 1178 не представлен.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на подготовку кадров» в сумме 10 400,92 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.9.2. Расходы на госпошлины, кадастровые и нотариальные услуги.

Расходы на госпошлины, кадастровые и нотариальные услуги определены Органом регулирования в сумме 23 606,48 тыс. руб. без расчета.

В составе данных расходов Департаментом учтены в том числе расходы на постановку на кадастровый учет земельных участков.

Органам регулирования необходимо проводить анализ представляемых Обществом документов на предмет необходимости учета затрат на постановку на кадастровый учет земельных участков в НВВ на услуги по передаче электрической энергии.

Департаментом не представлено пояснений по тому, являются ли необходимыми данные земельные участки для оказания услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Расходы на госпошлины, кадастровые и нотариальные услуги» в сумме 23 606,48 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

2.5.9.3. Расходы на подписку и техническую литературу.

Расходы на подписку и техническую литературу приняты Органом регулирования в сумме 1480,87 тыс. руб. Расчет данной величины не представлен в экспертном заключении.

Фактические расходы по данной статье за 2016 год включают в себя расходы на размещение информационных материалов на сайте, подписку и доставку корреспонденции, изготовление продукции с логотипом «МРСК».

ФАС России отмечает, что размещение информации по стандартам раскрытия информации должна производиться штатными работниками Общества.

Подписка и доставка корреспонденции, а также изготовление продукции с логотипом «МРСК» не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного учтенные Департаментом расходы в сумме 1480,87 тыс. руб. не являются экономически обоснованными.

2.5.9.4. Затраты на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Центра».

Расходы на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Центра» приняты Департаментом в сумме 49 745,9 тыс. руб. без расчета.

В экспертном заключении Департаментом не представлено постатейного определения расходов в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Затраты на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Центра» в сумме 49 745,9 тыс. руб. приняты Департаментом без достаточного обоснования.

3. Эффективный уровень подконтрольных расходов.

Департаментом в Экспертном заключении не представлен расчет и обоснование принятой величины эффективного уровня подконтрольных расходов на 2018 год в сумме 2 673 490,69 тыс. руб.

В соответствии с п. 6 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и от 30.03.2012 № 228-э, утвержденных приказом ФСТ России от от 18.03.2015 № 421-э (далее — Методические указания № 421-э), период сбора данных для определения базового уровня ОПР и индекса эффективности ОПР должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования ТСО, в случае, если ТСО функционирует менее 3-х лет.

В Экспертном заключении Департамента не содержится расчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2018 год в соответствии с положениями п. 6 Методических указаний № 421-э.

Принятое значение фактических подконтрольных расходов за 2016 год составляет 2 515 373 тыс. руб. определено без отражения постатейного анализа фактических расходов Общества за 2016 год и не соответствует величине фактических операционных расходов, раскрываемой в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 - 2 263 438 тыс. руб. Пояснений по данному несоответствию Органом регулирования также не представлено.

Также ФАС России отмечает, что по результатам дополнительно проведенного анализа Департаментом принят базовый уровень подконтрольных расходов в сумме -

2 462 584,74 тыс. руб. Данная величина не изменилась относительно первоначально принятого базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год.

4. Неподконтрольные расходы на 2017-2019 годы.

4.1. Амортизация на 2018-2019 годы.

По результатам исполнения предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 затраты по данной статье учтены регулирующим органом в следующих размерах:

на 2018 год - 1 132 300 тыс. руб. со снижением относительно ранее утвержденной величины на 2018 год на 93 421,9 тыс. руб.;

на 2019 год - 1 303 416 тыс. руб. со снижением относительно ранее утвержденной величины на 2019 год на 59 739,04 тыс. руб.

Департаментом представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений по фактическим показателям за 2016 и 2017 годы с изменением первоначальной стоимости с учетом модернизации и реконструкции оборудования.

Необходимо отметить, что представленный расчет не содержит формул.

Выборочный проверочный расчет показал различные результаты. Величина, определенная Департментом является завышенной.

ФАС России отмечает, что амортизационные отчисления рассчитаны не в соответствии с максимальными сроками, определенными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Сроки полезного использования определены различными для оборудования, относящегося к одной амортизационной группе (например, для силовых трансформаторов).

Также Департаментом не представлено соотнесение между величиной амортизационных отчислений.

В случае, если происходит модернизация или реконструкция оборудования, Департаменту необходимо отражать анализ документов, в соответствии с которыми была проведена модернизация (реконструкция). При этом увеличение амортизационных отчислений по такому основному средству учитывается только после проведения данных мероприятий (не с начала года).

На основании вышеизложенного, принятые суммы амортизационных отчислений на 2017 и 2018 годы приняты без достаточного экономического обоснования.

4.2. Расходы на обслуживание заемных средств.

Расходы на обслуживание заемных средств по результатам исполнения Предписания ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20 приняты Департаментом в сумме 228 623,9 тыс. руб., 271 864,34 тыс. руб., 205 986,0 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

Расходы на обслуживание заемных средств приняты Департаментом в неизменном размере относительно первоначально принятых расходов по данной статье.

В направленном Экспертном заключении Департаментом представлен расчет принятых сумм расходов, однако не представлена потребность Общества в заемных средствах, не представлен расчет кассовых разрывов.

На основании вышеизложенного, принятые суммы расходов на обслуживание заемных средств приняты без достаточного экономического обоснования.

4.3. Корректировки НВВ.

По результатам исполнения предписания корректировки приняты Департаментом в неизменном размере на 2017-2019 годы.

4.3.1. Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

В соответствии с Экспертным заключением корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности принята в сумме (-250 359,36) тыс. руб. 92 158,54 тыс. руб., 41 348,00 тыс. руб. на 2017, 2018, 2019 годы соответственно.

Методические указания № 228-э определяют порядок определения фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей.

Департаментом согласно пояснениям, величина фактической выручки по передаче электрической энергии определена по форме 2 «Отчет о финансовых результатах» за соответствующий год. Данный подход не соответствует порядку, определенному Методическими указаниями № 228-э.

Кроме того, ФАС России отмечает различие фактической выручки принятой Органом регулирования, и фактической выручкой согласно данным Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

На основании вышеизложенного, данные корректировки приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

      1. Корректировка неподконтрольных расходов.

В соответствии с Экспертным заключением корректировка неподконтрольных расходов принята Департаментом в сумме (-9 365,17) тыс. руб. (-23 881,09) тыс. руб., 252 574,81 тыс. руб. на 2017, 2018, 2019 годы соответственно.

Анализ фактических расходов за соответствующий год Департаментом в Экспертном заключении не представлен.

На основании вышеизложенного, данные корректировки приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

4.3.3. Корректировка операционных (подконтрольных) расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов.

В соответствии с Экспертным заключением корректировка неподконтрольных расходов принята Департаментом в сумме 181 827,02 тыс. руб. 7 889,42 тыс. руб., (-94 110,05) тыс. руб. на 2017, 2018, 2019 годы соответственно.

ФАС России отмечает, что Департаментом в Экспертном заключении не представлен расчет соответствующих принятых плановых расходов (i-3).

Кроме того, в с учетом ранее указанных замечаний в части определения базового уровня операционных расходов, принятая корректировка не является экономически обоснованной.

      1. Корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

В соответствии с Экспертным заключением корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы принята Департаментом в сумме 60 483,68 тыс. руб. (-115 525,70) тыс. руб., 49 277,79 тыс. руб. на 2017, 2018, 2019 годы соответственно.

В соответствии с позицией ФАС России, отраженной в письме от 20.04.2018 № ИА/28440/18, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Следовательно, корректировка НВВ ТСО, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы не может принимать положительные значения.

На основании вышеизложенного данные корректировки на 2017 и 2019 годы не являются экономически обоснованными.

4.4. Расходы на оплату потерь электрической энергии.

Расходы на оплату электроэнергии, в целях компенсации потерь учтены в размере 1 886 700,9 тыс. руб., 2 129 545,69 тыс. руб., 2 326 314,66 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно. Расходы приняты в неизменном виде относительно первоначально принятых расходов.

В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования Экспертное заключение на 2017-2019 годы не содержит информации и обоснования величины нормативных потерь, учтенных Департаментом. Кроме того, Экспертное заключение не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с требованиями п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с п. 81 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы на оплату потерь электрической энергии на 2017-2019 годы приняты без достаточного экономического обоснования.

По итогам рассмотрения материалов, направленных Департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области от 24.09.2020 № 55-11/1450 (рег. от 25.09.2020 № 162858-М/20) ФАС России принято решение:

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области неисполнившим предписание ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписания ФАС России 12.05.2020 № СП/39108/20 – 01.05.2021.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписаны предписанием ФАС России от 12.05.2020 № СП/39108/20, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано предписанием от 12.05.2020 № СП/39108/20;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное предписанием от 12.05.2020 № СП/39108/20;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», в котором отражен результат исполнения предписания от 12.05.2020 № СП/39108/20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области
ИНН 3650004304, ОГРН 1023601588823