Предписание №СП/106085/21 Предписание Агентству по тарифам и ценам Архангельской облас... от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 31.03.2021277/21, Акт проверки ФАС России от 06.07.202168/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» на 2019-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от от 31.03.2021 № 277/21 проверка проводилась в отношении установленных тарифов, в том числе, в сфере электроэнергетики на 2019-2021 годы и первого (базового) года долгосрочного периода регулирования регулируемой организации.

В рамках исполнения своих полномочий Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (также далее – Агентство, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» (также далее — Общество) на 2019, 2020 и 2021 годы.

Постановлением Агентства от 26.12.2018 № 80-э/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в отношении Общества установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов на 2019 год - 2 261,8 млн. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества устанавливаются Агентством с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная Органом регулирования, на 2019 год составляет 4 535 060,4 тыс. руб., на 2020 – 4 852 917,0 год тыс. руб., на 2021 год – 5 025 653,2 тыс. руб. (5 025 671,4 тыс. руб. по результатам пересмотра величины единых (котловых) тарифов в соответствии с приказом ФАС России от 23.04.2021 № 388/21).

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, Экспертное заключение по расчету долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «МРСК Северо-Запада», на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы (Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение по расчету корректировки НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «МРСК Северо-Запада», на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по расчету корректировки НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «МРСК Северо-Запада», на 2021 год (далее — Экспертное заключение на 2021 год), доводы Общества, отраженные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) от 18.06.2021 № МР2/34-01-03-4621 (рег. от 30.06.2021 № СП/54148/21), отзыв Агентства на заявление о рассмотрении спора (разногласий) от 05.07.2021 № 313/1700 (рег. от 19.07.2021 № 120163-М/21), возражения Агентства на акт проверки ФАС России от 06.07.2021 № 68/21, направленные письмом от 24.08.2021 № 313/2088 (рег. от 25.08.2021 № 143119-М/21), возражения Общества на отзыв Органа регулирования, направленные письмом от 06.09.2021 № МР2/34-01-03/6957 (рег. от 08.09.2021 № 150944/21), а также мнение Агентства на возражения Общества, направленные письмом от 24.09.2021 № 313/2373 (рег. от 27.09.2021 № 161431-М/21)

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2019 год.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) – (далее также - ОПР) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных положениями Основ ценообразования № 1178, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в п. 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

1.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2019 год.

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2019 год установлен Органом регулирования в размере 2 261 762,47 тыс. руб. (0,7 * 2 323 404,86 + 2 117 930,25 * 0,3), где 2 323 404,86 тыс. руб. - подконтрольные расходы, определенные Агентством методом экономически обоснованных расходов, 2 117 930,25 млн. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов, определенный с применением метода сравнения аналогов, исходя из следующих показателей:

0,00827- коэффициент изменения рейтинга эффективности.

0,18768 – рейтинг эффективности подконтрольных расходов за 2017 год;

0,17115 – рейтинг эффективности подконтрольных расходов за 2016 год;

102,73 %- индекс потребительских цен на 2018 год;

104,65 %- индекс потребительских цен на 2019 год;

2 107 617,84 тыс. руб. - фактические операционные расходы предприятия за 2017 год;

104 846,50 - количество условных единиц в 2017 году;

104 598,70 - количество условных единиц в 2018 году;

105 077,45 - количество условных единиц в 2019 году.

Необходимо отметить, что вне зависимости от выбранной формулы расчета эффективного уровня ОПР (№ 11 или № 13 Методических указаний № 421-э) при расчете данной величины используется значение фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов территориальной сетевой организации (далее - ТСО) n в году m - 1, сформированное в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных п. 16 Методических указаний № 421-э.

Агентством при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов Общества на 2019 год применено значение фактических подконтрольных расходов за 2017 год в размере 2 107 617,84 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализа экономической обоснованности фактических операционных расходов Общества за 2017 год в нарушение положений п. 7 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

ФАС России отмечает, что все без исключения методы установления тарифов на долгосрочный период регулирования (далее – ДПР) не предусматривают для электросетевых организаций возможности превышения фактических ОПР над величиной ОПР, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с законодательством. При этом законодательством, действующим в области ценообразования, регламентированы действия органов регулирования, направленные на сохранение экономии указанных расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организаций, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов.

Правомерность данной позиции подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 по делу № АКПИ20-650, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 по делу № АПЛ21-27 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Учет Агентством величины отличной от фактической экономически обоснованной величины подконтрольных расходов Общества за 2017 год при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2019 год является нарушением п. 10 Методических указаний № 421-э.

В соответствии с возражениями Агентства на акт проверки ФАС России от 06.07.2021 № 68/21, направленными письмом от 24.08.2021 № 313/2088 (рег. от 25.08.2021 № 143119-М/21) (далее — Возражения) положениями Методических указаний № 421-э прямо предусмотрена возможность превышения фактической экономически обоснованной величины подконтрольных расходов над значением, утвержденным регулирующим органом в плановом порядке. Анализ экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов за 2016 и 2017 годы отражена в Экспертном заключении на 2019 год.

ФАС России считает необходимым отметить, что Экспертное заключение на 2019 год содержит результаты анализа фактических подконтрольных расходов Общества за 2017 год без отражения анализа представленных Обществом документов в соответствии с п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо отразить в Экспертном заключении анализ документов, представленных Обществом, с целью обоснования фактических подконтрольных расходов за 2017 год в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации. В случае изменения экономически обоснованной величины фактических подконтрольных расходов за 2017 год, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2017 год.

1.2. Подконтрольные расходы, определенные с помощью метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год базовый уровень подконтрольных, рассчитанный методом экономически обоснованных расходов, определен Агентством в размере 2 323 404,86 тыс. руб., в том числе по статьям расходов:

1.2.1. Материальные затраты.

1.2.1.1. Сырье и материалы.

Расходы на 2019 год по статье «Сырье и материалы» определены Органом регулирования в размере 354 273,10 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 373 152,81 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.1.2. Работы и услуги производственного характера.

Расходы на 2019 год по статье «Работы и услуги производственного характера» определены Органом регулирования в размере 135 376,57 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 210 706,77 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.2. Прочие подконтрольные расходы.

1.2.2.1. Услуги сторонних организаций.

Расходы на 2019 год по статье «Услуги сторонних организаций» определены Органом регулирования в размере 160 460,43 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 280 286,15 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Отсутствует расшифровка затрат по подстатье «Прочие услуги сторонних организаций» на общую сумму 4 484,91 тыс. руб.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.2.2. Расходы на лицензирование, получение сертификатов, регистрационных свидетельств.

Расходы на 2019 год по статье «Расходы на лицензирование, получение сертификатов, регистрационных свидетельств» определены Органом регулирования в размере 700,14 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 800,00 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Не представлено правовое обоснование необходимости учета затрат по данной статье при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.2.3. Командировочные расходы.

Расходы на 2019 год по статье «Командировочные расходы» определены Органом регулирования в размере 40 094,09 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 41 002,59 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Таким образом, расходы по данной статье приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.2.4. Управленческие расходы.

Расходы на 2019 год по статье «Управленческие расходы» определены Органом регулирования в размере 64 150,37 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 156 045,88 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Таким образом, расходы по данной статье приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.2.5. Другие прочие затраты.

Расходы на 2019 год по статье «Другие прочие затраты» определены Органом регулирования в размере 5 829,24 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 6 136,28 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Таким образом, расходы по данной статье приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

1.2.3. Подконтрольные расходы из прибыли.

Расходы на 2019 год по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» определены Органом регулирования в размере 47 611,32 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 70 498,58 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Расходы по данной статье приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

2. Неподконтрольные расходы на 2019-2021 годы.

2.1. Оплата налогов.

Расходы по данной статье приняты Органом регулирования в сумме размере 559 862,1 тыс. руб. на 2019 год, 552 192,7 тыс. руб. на 2020 год, 567 206,4 тыс. руб. на 2021 год.

В составе расходов на оплату налогов Общества Агентством учтены расходы на страховые взносы от фонда оплаты труда, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, госпошлина, водный налог, транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа.

Органу регулирования необходимо отразить анализ документов Общества, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов, а также представить расчет принятых величин расходов по следующим статьям: «Страховые взносы от фонда оплаты труда», «Налог на имущество», «Налог на землю», «Госпошлина», «Водный налог», «Транспортный налог», «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Налог на прибыль на 2019-2021 годы.

Налог на прибыль учтен Агентством на 2019 год в сумме 51 809,0 тыс. руб., на 2020 – 32 993,0 тыс. руб., на 2021 – 76 580,5 тыс. руб.

В экспертных заключениях на 2019-2021 годы Органом регулирования указано что величина налога на прибыль Общества определена как фактическое значение за соответственно 2017-2019 годы в соответствии с положениями п. 20 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с Показателями раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3) (далее — Показатели раздельного учета), величина налога на прибыль Общества по видам деятельности «Передача электрической энергии» и «Технологическое присоединение» составляет (-49 736) тыс. руб. за 2017 год, 44 169 тыс. руб. за 2018 год, 32 635 тыс. руб. за 2019 год.

Вместе с тем, согласно Показателям раздельного учета величина прибыли до налогообложения по филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» за 2017 год составляет (-2 832 576) тыс. руб., в том числе по передаче электрической энергии — (-3 137 502) тыс. руб., по технологическому присоединению — 92 210 тыс. руб.;

за 2018 год - (-334 801) тыс. руб., в том числе по передаче электрической энергии — (-458 597) тыс. руб., по технологическому присоединению — 47 440 тыс. руб.;

за 2019 год - (-672 873) тыс. руб., в том числе по передаче электрической энергии — (-659085) тыс. руб., по технологическому присоединению — 113 122 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций на плановый период величина налога на прибыль должна учитываться в нулевом размере.

Кроме того, при определении величины налога на прибыль на 2019-2021 годы выявлены несоответствия между величинами учтенными и фактическими затратами за соответствующий истекший период (2017-2019 годы) по налогу на прибыль.

В направленных Возражениях Орган регулирования отмечает, что в соответствии с пунктом 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (в редакции, действовавшей до 2020 года), текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль. В имеющихся в материалах тарифных дел таблицах 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям», согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2017-2019 годы в строке «Налог на прибыль, в т.ч. изменение отложенных налоговых активов и обязательств и прочее» (код показателя - 120) отражены суммы условного налога на прибыль. В свою очередь, суммы текущего налога (фактически подлежащего уплате в бюджет) отражены в примечаниях к таблицам.

ФАС России отмечает, что показатели налога на прибыль, принятые Органом регулирования, определены согласно справочной таблице, отраженной в дополнение к форме 1.3. Данная таблица не предусмотрена Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585.

Кроме того, Орган регулирования в Возражениях ссылается на нормы ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, несмотря на наличие прямой регламентирующей нормы в Основах ценообразования № 1178, которая предписывает руководствоваться данными о величине налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированной по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Также необходимо отметить, что финансовый результат в целом по Обществу за 2017-2019 годы совпадает с финансовым результатом, отраженным в таблице 1.3 за соответствующий период.

 

Таким образом, Агентством при определении плановой величины налога на прибыль на 2019-2021 годы допущено нарушение положений п. 20 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, экономически обоснованная величина налога на прибыль на 2019 год составляет 18 442 тыс. руб., на 2020 год — 9 488 тыс. руб., на 2021 год — 22 624 тыс. руб.

Соответственно, исключению из НВВ Общества подлежит 110 828,50 тыс. руб. (51 809,0 + 32 993,0 + 76 580,5 - 18 442 - 9 488 - 22 624).

Кроме того, ФАС России отмечает, что при расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений необходимо также руководствоваться величинами, отраженными в форме 1.3.

2.2. Расходы на обслуживание заемных средств.

Расходы на обслуживание заемных средств учтены Агентством на 2019 год в сумме 269 307,3 тыс. руб. тыс. руб., на 2020 – 100 747,5 тыс. руб., на 2021 – 270 065,0 тыс. руб.

На 2019 год Органом регулирования расходы по данной статье рассчитаны как произведение величины планового недостатка средств, необходимых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, определенного на уровне резерва по сомнительным долгам, сформированного на 31 декабря 2017 года (3 049 912,4 тыс. руб.), и средневзвешенной ставки кредитования размере 8,83 % годовых, не превышающем размер действующей ключевой ставки ЦБ РФ, увеличенной на 2 процентных пункта.

На 2020 год Органом регулирования расходы по данной статье рассчитаны как произведение средневзвешенной ставки кредитования в размере 7,09 % годовых и среднего значения объема просроченной и включенной в резерв по сомнительным долгам Общества дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии за 2018 год:

(3 049 912,4 тыс. руб. +3 002 144,6 тыс. руб.)/2 * 7,09 % = 214 545,4 тыс. руб.

С учетом уменьшения на величину штрафов, пеней и неустоек, взысканных с потребителей в связи с просрочкой платежей за 2018 год, итоговый размер, принятый Агентством, составляет: 214 545,4 тыс. руб. - 113 798,0 тыс. руб. = 100 747,5 тыс. руб.

На 2021 год Органом регулирования расходы по данной статье определены в объеме 270 065,0 тыс. руб., рассчитанном как произведение величины планового недостатка средств, необходимых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, определенного на уровне сальдо резерва по сомнительным долгам на 31 декабря 2019 года (3 674 353,3 тыс. руб.) и средневзвешенной ставки кредитования в размере 7,35 % годовых.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2019-2021 годы не отражен анализ кассовых разрывов Общества на 2019-2021 годы, не обоснована потребность в привлечении заемных средств для финансирования текущих расходов. Отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности, отсутствует анализ бухгалтерской отчётности о финансовых результатах, в том числе денежно - кредитных обязательств с учетом доходов (расходов) за предыдущие периоды регулирования, что свидетельствует о не проведении Агентством должного экономического анализа учтенных расходов.

Отсутствует информация о заемных средствах как источника финансирования мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

Таким образом, принятые Органом регулирования расходы на оплату процентов по заемным средствам на 2019-2021 годы приняты без достаточного экономического обоснования.

Также ФАС России отмечает, что при определении фактических экономически обоснованных расходов за 2017-2019 год при расчете корректировки по неподконтрольным расходам Органом регулирования также не отражен анализ кассовых разрывов Общества, не обоснована потребность в привлечении заемных средств для финансирования текущих расходов.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо отразить анализ экономической обоснованности с учетом устранения вышеуказанных замечаний ФАС России. В случае отсутствия экономического обоснования, данные расходы подлежат исключению из НВВ Общества.

2.3. Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам.

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам средств учтены Агентством на 2019 год в сумме 37 242,3 тыс. руб., на 2020 – 0 тыс. руб., на 2021 – 38 922,0 тыс. руб.

На 2019 год Обществом не заявлена к учету величина резервов по сомнительным долгам.

ФАС России отмечает, что учет расходов на уровне выше заявленного Обществом противоречит базовым принципам, отраженным в Федеральном законе № 35-ФЗ, а именно соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

При этом, согласно направленным Возражениям, Органом регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2021 год сумма резерва скорректирована до величины фактически списанной за счет ранее включенного резерва по сомнительным долгам.

На 2021 год Органом регулирования сумма расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определена в размере 38 922,0 тыс. руб., как 1,5 % от фактического объема оказанных услуг за 2019 год - 2 594 797,0 тыс. руб.

В соответствии с п. 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Таким образом, принятая величина расходов на формирование резервов по сомнительным долгам на 2021 год в сумме 38 922,0 тыс. руб. принята без достаточного экономического обоснования.

Органу регулирования необходимо представить расшифровку принятой величины выручки для расчета величины резерва по сомнительным долгам на 2021 год (2 594 797,0 тыс. руб.) с отражением реквизитов договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с потребителями электрической энергии. В случае отсутствия данных подтверждающих документов, Агентству необходимо произвести перерасчет плановой величины резерва по сомнительным долгам на 2021 год.

3. Корректировки НВВ.

ФАС России отмечает, что на 2019, 2020 и 2021 годы в отношении Общества установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методические указания № 98-э.

3.1. Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений.

Величина корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений определена Органом регулирования на 2019 год в размере 309 973,2 тыс. руб., на 2020 год — 264 775,8 тыс. руб., на 2021 год — 116 933,8 тыс. руб. (с учетом индексации).

В акте проверки ФАС России 06.07.2021 № 68/21 отмечено, что Агентством при расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений не представлен расчет и анализ фактических экономически обоснованных значений расходов (доходов).

В направленных Возражениях Органом регулирования указаны ссылки на страницы Экспертных заключений на 2019-2021 годов, на которых отражен анализ экономической обоснованности фактических неподконтрольных расходов Общества.

ФАС России отмечает, что фактические экономически обоснованные значения по статьям «Расходы на обслуживание заемных средств», «Оплата налогов» необходимо определять в соответствии с позицией ФАС России, отраженной в настоящем предписании.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений на 2019, 2020, 2021 годы с учетом вышеуказанных позиций ФАС России.

3.2. Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг).

Данная корректировка определена Органом регулирования на 2019 год в размере 64 751,5 тыс. руб., на 2020 год - 73 028,9 тыс. руб., на 2021 год — 0 тыс. руб.

В акте проверки ФАС России 06.07.2021 № 68/21 отмечено, что Агентством при определении данной корректировки не представлен расчет обобщенного показателя надежности и качества оказываемых услуг.

Представленные Органом регулирования Возражения также не содержат необходимого расчета.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении расчет обобщенного показателя надежности и качества оказываемых услуг при расчете корректировки НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг).

3.3. Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2021 год.

Величина корректировки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2021 год определена Органом регулирования в размере (-225 663,3) тыс. руб. (с учетом индексации).

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России обратилось публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Агентством от 18.06.2021 № МР2/34-01-03/4621 (рег. от 28.06.2021 № 106020/21).

Общество заявляет о несогласии с величиной принятых расходов по данной статье затрат и считает экономически обоснованным значением величину корректировки в размере 0 тыс. руб.

Аргументируя заявленные требования по данной статье, Общество отмечает, что в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, размер собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в необходимой валовой выручке, определяется с учётом:

- величины фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности;

- выпадающих доходов сетевой организации от присоединения энергопринимаюших устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), не включаемых в плату за технологическое присоединение, связанных с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемых регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178;

- расходов по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за последний отчетный год, за который имеются фактические данные;

- фактических расходов из прибыли (направленных в том числе на погашение кредитов, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой), признанных регулирующим органом экономически обоснованными.

В Экспертном заключении Агентства причины неучёта указанных выше параметров не указаны.

ПАО «МРСК Северо-Запада» в приложении 5.73 к письму от 29.04.2020 г. № МР2/1/06/1-12/2643 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, оказываемые ПАО «МРСК Северо-Запада» приводило расчетную величину собственных средств для финансирования инвестиционной программы, учтенной при установлении тарифов на 2019 год, которая составила
(-136 242) тыс. руб.:

Расчетная величина собственных средств, учтённая при установлении тарифов в 2019 году - амортизационные отчисления - 435 115,4 тыс. руб.

Фактический размер собственных средств:

435 115,4 - 485 789,4 - 80 827,0 - 4 740,9 = -136 242 тыс. руб., где:

485 789,4 тыс. руб. - фактическая стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности;

80 827 тыс. руб. - выпадающие доходы от присоединения «льготных» заявителей до 15 и до 150 кВт, не включаемые в плату за ТП, связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемые регулирующим органом;

4 740,9 тыс. руб. - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в 2019 году.

Таким образом, Общество полагает, что собственные средства для финансирования (реализации) инвестиционной программы в 2019 году отсутствовали, соответственно, корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, должна была быть равна нулю.

Кроме того, как отмечает Общество, Агентство произвело оценку фактического финансирования инвестиционной программы на 2019 год пообъектно, что не предусмотрено нормами действующего законодательства в области тарифного регулирования.

В совокупном объёме план финансирования инвестиционной программы на 2019 год, утверждённой (скорректированной) в установленном порядке до начала 2019 года (приказ Минэнерго России от 21 декабря 2018 г. № 26@) составлял 464 545 тыс. руб., фактический объём финансирования инвестиционной программы в 2019 году составил 534 920 тыс. руб.

Следовательно, отмечает Общество, корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, не должно быть.

Таким образом, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области при корректировке НВВ на 2021 год нарушены положения п. 32 Основ ценообразования в части применения отрицательной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, без оценки размера собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы на 2019 год.

В отзыве на заявление Общества от 05.07.2021 № 313/1700 (рег. от 19.07.2021 № 120163-М/21) Агентство отмечает, что корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2021 год определена в соответствии с формулой 9 Методических указаний № 98-э.

Единственным тарифным источником для реализации инвестиционной программы на 2019 год являются амортизационные отчисления в размере 464 545,0 тыс. руб., определенные Агентством в соответствии с приказом Минэнерго России от 21.12.2018 № 26@.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы за 2019 год Агентством не учитывались фактические расходы по тем инвестиционным проектам, финансирование которых не было предусмотрено утвержденной инвестиционной программой ПАО «МРСК Северо-Запада».

Объем фактического финансирования утвержденной инвестиционной программы за 2019 год составил 343 030,4 тыс. руб. (с учетом финансирования в 2019 году четырех инвестиционных проектов, финансирование по которым было предусмотрено утвержденной инвестиционной программой на 2018 год, в размере 12 520,0 тыс. руб.).

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба в своем разъяснительном письме от 20 апреля 2018 года № ИА/28440/18 указала на то, что действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

По результатам произведенного Агентством анализа превышение фактического объема финансирования мероприятий над плановыми объемами, предусмотренными утвержденной инвестиционной программой ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2019 год, составило 89 589,9 тыс. руб. На данную величину уменьшен объем фактического финансирования, который в таком случае составил: 343 030,4 тыс. руб. - 89 589,9 тыс. руб. = 253 440,5 тыс. руб.

Также Орган регулирования отмечает, что использование в 2019 году заемных средств, а также прибыли в качестве источников финансирования (за счет выручки от реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам)) не предусмотрено инвестиционной программой ПАО «МРСК Северо-Запада» на период 2016-2025 годы, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 906 (в редакции приказов от 30 ноября 2015 года № 1333, от 21 декабря 2018 года № 26@);

агентством по тарифам и ценам Архангельской области не согласовывались какие-либо сроки окупаемости проектов в соответствии с абзацем третьим пункта 32 Основ ценообразования № 1178;

выпадающие доходы ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2019 год от присоединения энергопринимающих устройств льготных категорий заявителей в экономически обоснованном объеме (106 654,4 тыс. руб.) учтены агентством при проведении корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра;

расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в части, связанной с инвестиционной деятельностью организации, за 2019 год отсутствуют (в то же время агентством в рамках корректировки неподконтрольных расходов учтено фактическое списание безнадежной задолженности потребителей за услуги по передаче электрической энергии в объеме 4 740,9 тыс. руб.).

Кроме того, Агентство обращает внимание на существующую судебную практику, подтверждающую позицию Агентства в части обязательности контроля за целевым расходованием инвестиционных ресурсов, необходимости проведения пообъектного анализа фактического финансирования инвестиционных проектов, а также недопустимости превышения фактических объемов над плановыми, определенными утвержденной инвестиционной программой.

Так, в апелляционном определении от 05.12.2019 года № 7-АПА19-9 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации посчитала необходимым отметить, что действующее законодательство в сфере электроэнергетики не содержит положений, предусматривающих возможность компенсации за счет тарифных источников фактических затрат, превышающих утвержденный на год объем финансирования, даже в том случае, если они не выходят за пределы полной стоимости инвестиционного проекта (включенного в инвестиционную программу на долгосрочный период).

В дополнение Общество направило письмо с доводами на отзыв Органа регулирования от 06.09.2021 № МР2/34-01-03/6957 (рег. от 08.09.2021 № 150944/21), Агентство направило в адрес ФАС России письмо от 24.09.2021 № 313/2373 (рег. от 27.09.2021 № 161431-М/21) с дополнительными пояснениями.

ФАС России были проанализированы представленные документы и пояснения сторон и по результатам установлено следующее.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Расчет корректировка НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы производится в соответствии с формулой 9 Методических указаний № 98-э.

Разногласия по данной статье затрат обусловлены принятием Органом регулирования и Обществом различных следующих показателей:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы.

В направленном заявлении о разногласиях величина собственных средств определена Обществом с учетом положений п. 32 Основ ценообразования № 1178 в размере (-136 242) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э данная величина не может принимать отрицательные значения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Органом регулирования корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2021 год произведена исходя из величины собственных средств в сумме 464 545,0 тыс. руб., при учтенной величине при установлении тарифов на 2019 год - 435 115,4 тыс. руб.

Кроме того, как отмечает, Орган регулирования, заемные средства и прибыль не являлись источником финансирования утвержденных мероприятий инвестиционной программы Общества на 2019 год, таким образом данные составляющие не могут быть учтены при определении расчетной величины собственных средств регулируемой организации.

В части учета выпадающих доходов сетевой организации в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 и расходов по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию при определении расчетной величины собственных средств ФАС России отмечает, что Органом регулирования в при установлении тарифов на 2019 год учитывались данные расходы в НВВ регулируемой организации в размере превышающем указанные в заявлении о разногласиях, что свидетельствует о том, что фактическое несение данных расходов в течение 2019 года не могло быть причиной уменьшения величины собственных средств необходимых для реализации мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

В части определения объема фактического финансирования инвестиционной программы за 2019 год ФАС России отмечает правомерность методологического подхода Органа регулирования, соответствующего положениям п. 27 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с п. 27 Основ ценообразования № 1178 в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

В части доводов Общества о необходимости производить корректировку НВВ, осуществляемую в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы относительно скорректированной в 2019 году ФАС России отмечает, что это прямо противоречит положениям п. 11 Методических указаний № 98-э.

Также Общество считает правомерным проведение пообъектного анализа исполнения инвестиционной программы за 2019 год в сравнении с плановыми показателями, предусмотренными в Инвестиционной программе, утвержденной приказом Минэнерго России от 20.12.2019 № 27@, с учетом непревышения совокупного объема финансирования мероприятий над совокупным объемом финансирования мероприятий, предусмотренных Инвестиционной программой от 21.12.2018 № 26@.

Орган регулирования в письме от 24.09.2021 № 313/2373 отметил, что указание организации на необходимость применения инвестиционной программы, утвержденной в 2019 году, при корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год не соответствует действующим нормативным правовым актам, в частности Методическим указаниям № 98-э, согласно которым в расчете используется объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

ФАС России отмечает правомерность позиции Агентства по данному вопросу.

Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Общества за 2019 год с отражением анализа фактического исполнения инвестиционной программы Общества с учетом следующего:

- превышение финансирования по мероприятиям должно учитываться с учетом непревышения укрупненных нормативов цен, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с п. 32 Основ ценообразования № 1178.

- по проектам льготного ТП и по реконструкции ТП (в связи с обязанностью организации осуществлять ТП) необходимо произвести анализ в части отсутствия задвоения по полученной организацией плате за ТП и по учету в составе неподконтрольных расходов выпадающих доходов от ТП.

перенесенные с 2017-2018 гг. мероприятия на 2019 год, исключенные Органом регулирования при установлении тарифов на 2019 и 2020 гг. в связи с невыполнением в срок, необходимо включить в корректировку по факту за 2019 год, так как данные мероприятия были закончены в 2019 году, были в утвержденной инвестиционной программе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим положения пунктов 5, 20, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, а также Методических указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э.

2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.03.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2019-2021 годы» в сумме 110 828,50 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2019 год;

- «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2019 год;

- «Материальные затраты» на 2019 год;

- «Прочие подконтрольные расходы» на 2019 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2019 год;

- «Оплата налогов» на 2019-2021 годы;

- «Расходы на обслуживание заемных средств» на 2019-2021 годы;

- «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам» на 2021 год;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2021 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» на 2019 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго», установленной на 2022-2024 годы.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780