Решение №СП/767/23 Решение об установлении сроков исполнения предписания ФАС Ро... от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания

ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21

 

ФАС России по результатам рассмотрения материалов, направленных письмом Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее также — Агентство, Орган регулирования) от 04.03.2022 № 313/517 (вх. от 05.03.2022 № 36787-М/22), установлено следующее.

В соответствии с предписанием ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21 (далее – Предписание ФАС России) Органу регулирования предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.03.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2019-2021 годы» в сумме 110 828,50 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2019 год;

- «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2019 год;

- «Материальные затраты» на 2019 год;

- «Прочие подконтрольные расходы» на 2019 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2019 год;

- «Оплата налогов» на 2019-2021 годы;

- «Расходы на обслуживание заемных средств» на 2019-2021 годы;

- «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам» на 2021 год;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2021 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» на 2019 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго», установленной на 2022-2024 годы.

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2019 год

В соответствии с дополнительным экспертным заключением Агентства по исполнению предписания ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21 (далее — дополнительное Экспертное заключение) органом регулирования проведен дополнительный анализ фактических подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» (далее — Организация, регулируемая организация) за 2017 год в соответствии с предписанием ФАС России. Эффективный уровень подконтрольных расходов определен на ранее принятом уровне в размере 2 117 930,3 тыс. руб.

При этом в дополнительном Экспертном заключении Органом регулирования не отражены причины и обоснование превышения на 28 727,34 тыс. руб. фактических ОПР 2017 года над плановой величиной ОПР 2017 года, принятых при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2019 год.

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо отразить в экспертном заключении анализ документов, представленных Организацией, с целью обоснования фактических подконтрольных расходов за 2017 год в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации. В случае изменения экономически обоснованной величины фактических подконтрольных расходов за 2017 год, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2019 год с учетом экономически обоснованной величины фактических подконтрольных расходов за 2017 год.

2. Сырье и материалы

2.1. «Спецодежда, спец. обувь, средства индивидуальной защиты, термостойкие комплекты», «Прочие материалы по охране труда», «Вычислительная и ОРГ техника стоимостью до 40 т.р.», «Расходные материалы для вычислительной и организационной техники», «Канцелярские расходы»

В соответствии с дополнительным экспертным заключением расходы по статьями затрат «Спецодежда, спец. обувь, средства индивидуальной защиты, термостойкие комплекты», «Прочие материалы по охране труда», «Вычислительная и ОРГ техника стоимостью до 40 т.р.», «Расходные материалы для вычислительной и организационной техники», «Канцелярские расходы» приняты Органом регулирования на уровне экономически обоснованных фактических затрат за 2017 год, увеличенном на индексы роста цен промышленной продукции.

ФАС России обращает внимание, что примененные Органом регулирования индексы роста цен промышленной продукции определены в том числе для отраслей: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений Российской Федерации в целом.

Органом регулирования не представлены обоснования по применению индексов роста цен промышленной продукции в разрезе расходов по данной статье затрат.

Таким образом, в случае отсутствия обоснования, Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо применять актуальный на момент установления тарифа индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации.

2.2. Материалы на ремонт

В соответствии с дополнительным Экспертным заключением Органом регулирования материалы на ремонт были приняты на уровне предложения организации по данной статье затрат в размере 198 174,7 тыс. руб.

Органом регулирования на основании имеющихся данных о составе и характеристиках электросетевого оборудования на основании «Нормативов расходов на проведение ремонтных работ в электрических сетях напряжением 0,35-500 кВ № СО 34.10.397-2005» (далее – Норматив) рассчитана нормативная потребность организации в проведении ремонтов на 2019 год.

С учетом структуры расходов, предусмотренной пунктом 17 Нормативов, нормативные затраты по материалам на проведение ремонтов составляют не менее 616 646,1 тыс. руб. в 2019 году.

Органом регулирования приняты расходы в размере 198 174,7 тыс. руб. на уровне предложения Организации.

ФАС России отмечает, что в дополнительном Экспертном заключении не отражен анализ расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Также в дополнительном Экспертном заключении отсутствует информация о проведенном анализе документов, представленных Организацией, в обоснование заявленных расходов по данной статье затрат в размере 198 174,7 тыс. руб.

При этом согласно формам раскрытия информации о структуре и объемах затрат на производство и реализацию товаров по филиалам, работающим по методу долгосрочной индексации филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» фактические расходы по данной статье затрат за 2015 год составили 130 645 тыс. руб., за 2016 год – 137 893,87 тыс. руб., за 2017 год – 164 590,04 тыс. руб. Также согласно дополнительному экспертному заключению фактические расходы по данной статье за 2017 год составили 159 260,83 тыс. руб.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье затрат «Материалы на ремонт» в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, отразив анализ документов, представленных Организацией, в обоснование расходов в размере 198 174,7 тыс. руб., в том числе с учетом фактических расходов по данной статье затрат за предыдущие периоды регулирования.

3. Работы и услуги производственного характера на 2019 год

Согласно дополнительному Экспертному заключению расходы по статье затрат «Прочие услуги производственного характера», включенной в состав «Работы и услуги производственного характера», определены Органом регулирования в размере 26 904,7 тыс. руб. на основании представленной Организацией плановой сметы затрат на подготовку к проведению ежегодного Международного Арктического форума в г. Архангельске в 2019 году (с учетом включения расходов поэтапно в течении двух лет). Фактические расходы по данной статье затрат за 2017 год определены Органом регулирования в размере 3,9 млн. руб. (расшифровка отсутствует).

Орган регулирования в дополнительном Экспертном заключении отмечает, что исходными данными при планировании объемов работ служат акты освидетельствования технического состояния, дефектные ведомости, листы осмотра, ведомости загнивания деревянных опор и элементов фундаментов, ведомости проверки и измерения сопротивления заземлителей.

ФАС России отмечает, что в дополнительном Экспертном заключении не отражен анализ расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

При этом в Экспертном заключении отсутствует анализ необходимости учета расходов на подготовку к проведению ежегодного Международного Арктического форума в г. Архангельске в 2019 году в составе НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат исключению в размере 26 904,7 тыс. руб. из НВВ регулируемой организации.

4. Услуги сторонних организаций на 2019 год

4.1. Услуги по охране труда

В соответствии с дополнительным Экспертным заключением расходы по данной статье затрат приняты в размере 1 418,27 тыс. руб. – на уровне фактических экономически обоснованных расходов за 2017 год, увеличенном на индексы потребительских цен 2018/2017 и 2018/2019.

При этом согласно дополнительному Экспертному заключению фактические экономически обоснованные расходы по данной статье затрат за 2017 год составили 232,09 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат должны составить 249,5 тыс. руб. (232,09х1,027х1,047).

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

4.2. Оформление земельно-правовых документов

В соответствии с дополнительным Экспертным заключением расходы по данной статье затрат приняты в размере 25 698,24 тыс. руб. – на уровне фактических экономически обоснованных расходов за 2017 год, увеличенном на индексы потребительских цен 2018/2017 и 2018/2019.

При этом согласно дополнительному Экспертному заключению фактические экономически обоснованные расходы по данной статье затрат за 2017 год составили 17 382,83 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат должны составить 18 691,2 тыс. руб. (17 382,83х1,027х1,047).

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

4.3. Метрология

Согласно дополнительному Экспертном заключению расходы по данной статье затрат учтены в размере 15,29 тыс. руб. на уровне фактических расходов 2017 год с учетом ИПЦ.

Как отмечает Орган регулирования, данные расходы связаны с получением официальной информации о прогнозе погоды.

Анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье затрат Органом регулирования в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 в дополнительном Экспертном заключении не представлен.

ФАС России отмечает, что учет данных расходов не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

4.4. IT-услуги

В соответствии с дополнительным Экспертным заключением расходы по данной статье затрат приняты в размере 36 400,05 тыс. руб. – на уровне фактических экономически обоснованных расходов за 2017 год, увеличенном на индексы потребительских цен 2018/2017 и 2018/2019.

При этом согласно дополнительному Экспертному заключению фактические экономически обоснованные расходы по данной статье затрат за 2017 год составили 22 550,67 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат должны составить 24 248 тыс. руб. (22 550,67х1,027х1,047).

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

4.5. Прочие услуги сторонних организаций

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования в размере 4 484,9 тыс. руб. на уровне фактических экономически обоснованных расходов за 2017 год, увеличенном на индексы потребительских цен 2018/2017 и 2018/2019.

В составе прочих услуг сторонних организаций учтены: услуги по мойке автомашин, затраты на переплетные и типографские расходы, разработка схемы развития сетей.

Анализ необходимости выполнения данных работ сторонними организациями и невозможность их выполнения собственными силами организации в дополнительном Экспертном заключении отсутствует.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

5. Командировочные расходы на 2019 год

Расходы по статье затрат «Командировочные расходы» учтены Органом регулирования на уровне экономически обоснованных фактических расходов за 2017 год, увеличенном на ИПЦ, в размере 40 094,1 тыс. руб.

Согласно дополнительному Экспертному заключению фактическое количество командированных сотрудников Общества, принятое при определении экономически обоснованных фактических расходов по данной статье затрат за 2017 год, составляет 5 542 чел.

При этом фактическая численность работников за 2017 год составляет 2202 чел.

Также в дополнительном Экспертном заключении не представлен план-график командировок и необходимость их проведения.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

6. Управленческие расходы на 2019 год

Согласно дополнительному Экспертному заключению расходы по статье затрат «Управленческие расходы» на 2019 год определены Органом регулирования в размере 64 150,37 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Представленное Органом регулирования дополнительное Экспертное заключение содержит общее описание проанализированных видов документов, без отражения необходимого анализа в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.

Также в дополнительном Экспертном заключении отсутствует сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и сотрудниками аппарата управления ПАО «Россети Северо-Запад», документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и регулируемой организации в целом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание АУП), документальное обоснование по распределению расходов по аппарату управления между филиалами ПАО «Россети Северо-Запад». Также в составе данной статье затрат учтены расходы по статье затрат «больничный лист за счет средств работодателя». ФАС России отмечает, что включение данных расходов в НВВ регулируемой Организации не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести анализ документов, представленных Организацией, по данной статье затрат с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

7. Другие прочие расходы на 2019 год

Согласно дополнительному Экспертному заключению расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» определены Органом регулирования в размере 5 829,2 тыс. руб.

Орган регулирования отмечает, что в качестве экономически обоснованной величины расходов по данной статье затрат принимается наименьшее из значений – фактические расходы или расходы, заявленные организацией.

В составе данной статьи затрат учтены расходы на больничные листы за счет средств работодателя в размере 4 145,26 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что включение данных расходов в НВВ регулируемой Организации не предусмотрено действующим законодательством.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

8. Подконтрольные расходы из прибыли

Согласно дополнительному Экспертному заключению расходы по статье затрат «Прочие расходы из прибыли», включенные в состав затрат «Подконтрольные расходы из прибыли», определены Органом регулирования в размере 6 221,51 тыс. руб.

Данные расходы определены Органом регулирования в объеме отчислений первичной профсоюзной организации в размере 0,3% от фонда оплаты труда.

ФАС России отмечает, что законодательством не предусматривается возможность учета в составе НВВ расходов на отчисления первичной профсоюзной организации. При этом в дополнительном Экспертном заключении отсутствует обоснование учета данных расходов в составе НВВ регулируемой организации, не представлены ссылки на нормы действующего законодательства, регламентирующие включение данных расходов в НВВ регулируемой организации, не отражен анализ целевого назначения данных расходов.

На основании вышеизложенного расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

9. Расходы на обслуживание заемных средств на 2019-2021 гг.

Расходы на обслуживание заемных средств учтены Агентством на 2019 год в сумме 269 307,3 тыс. руб. тыс. руб., на 2020 – 100 747,5 тыс. руб., на 2021 – 270 065,0 тыс. руб.

В дополнительном Экспертном заключении представлен дополнительный расчет фактических расходов по данной статье затрат на суммы: 2019 год – 256 850,0 тыс. руб., 2020 год – 154 607,0 тыс. руб., а также перерасчет плановых расходов на 2021 год – 134 947,0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в дополнительном Экспертном заключении не отражен анализ кассовых разрывов Общества на 2019-2021 годы, не обоснована потребность в привлечении заемных средств для финансирования текущих расходов.

Также ФАС России отмечает, что по итогам дополнительного анализа расходы по данной статье на 2021 год были определены Органом регулирования в сторону снижения на 135 118 тыс. руб., однако, при расчете общей суммы исключения по предписанию ФАС России, Органом регулирования данные расходы не были учтены.

Учитывая, что по итогам дополнительного анализа расходы по данной статье были определены в сторону снижения, расходы в размере 135 118 тыс. руб. (270 065 – 134 947) подлежат исключению из НВВ Организации (с учетом ранее произведенных исключений по данной статье затрат на 2023 год).

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области неисполнившим предписание ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики предписания ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21 - 01.04.2023.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано решением ФАС России от 13.12.2021 № СП/106085/21, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано предписанием от 13.12.2021 № СП/106085/21;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное предписанием от 13.12.2021 № СП/106085/21;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго», в котором отражен результат исполнения предписания от 13.12.2021 № СП/106085/21.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780