Решения по тарифам №СП/54050/19 РЕШЕНИЕ (АО «Тамбовские коммунальные системы») от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев разногласия по заявлению АО «Тамбовские коммунальные системы» (далее — АО «ТКС», регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0639, вх. от 25.02.2019 № 31321/19), возникшие с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее — УРТ, орган регулирования) по вопросу установления тарифов в сфере водоснабжения на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей АО «ТКС»: <...>, <...>; представителей УРТ в режиме видео-конференц связи: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,

УСТАНОВИЛА:

Заявление АО «ТКС» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между АО «ТКС» и органом регулирования является приказ УРТ от 14.12.2018 № 155-В (в редакции от 25.12.2018 № 208-В) «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение». Для АО «ТКС» тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы (второй долгосрочный период регулирования).

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении АО «ТКС» указывает на то, что утвержденные УРТ тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки АО «ТКС» 2019 года, а также признать обоснованными натуральные показатели по следующим статьям:

1. По водоснабжению в части подъема воды в размере 33 958 тыс. куб. м. (установлено 30 916,33 тыс. куб. м.), в части отпуска в сеть 31 889,92 тыс. куб. м. (установлено 28 848,25 тыс. куб. м.), в части объема воды на производственные нужды 1 262,7 тыс. куб. м. (установлено 0 куб. м.), в части объемов потерь 7 692,82 тыс. куб. м. - 24,12 % (установлено 5 913,89 тыс. куб. м. – 20,5 %), пересмотрев долгосрочный параметр регулирования — уровень потерь воды.

2. Расходы на приобретение электрической энергии по водоснабжению в размере 14 574,2 тыс. руб.

3. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоснабжению в размере 5 135,1 тыс. руб.

4. Сбытовые расходы гарантирующей организации по водоснабжению в размере 2 019,1 тыс. руб.

5. Аренда движимого имущества с правом выкупа по водоснабжению в размере 2 790 тыс. руб.

6. Экономически обоснованные расходы за 2016-2017 гг., не учтенные органом регулирования в тарифах по водоснабжению в размере 6 848,9 тыс. руб.

7. Расчетная предпринимательская прибыль по водоснабжению в размере 1 568,3 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым приказом на 2019 год для АО «ТКС», составляет по водоснабжению – 406 523,2 тыс. руб. (объём реализации услуг водоснабжения составляет 22 934 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоснабжения – 17,73 руб./куб. м.)

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет по водоснабжению – 439 475,2 тыс. руб. (разница составляет 32 935,6 тыс. руб.).

Тариф, который Заявитель считает экономически обоснованным составляет по водоснабжению – 20,77 руб./куб. м., установленный органом регулирования составляет по водоснабжению – 17,73 руб./куб. м., (разница составляет 3,045 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Управление регионального тарифного регулирования ФАС России (далее - Управление) отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

АО «ТКС» осуществляет деятельность на территории города Тамбова, Комсомольского сельсовета Тамбовского района на основании представленных организацией долгосрочные договоры аренды объектов инженерной инфраструктуры (с дополнительными соглашениями), а также долгосрочные договоры аренды недвижимого имущества, заключенные с ОАО «Российские коммунальные системы». В настоящее время ведется работа по оформлению, регистрации имущества для дальнейшей передачи в концессионные соглашения. 

Согласно производственной программе протяженность водопроводных сетей АО «ТКС» составляет 793,72 км.

 

1.     Объемы натуральных показателей.

Расход воды на производственные нужды и потери воды в сетях.

Заявленные АО «ТКС» потери воды на 2019 год составляют 11 023,7 тыс. куб. м., которые состоят из хозяйственных нужд (собственное потребление) в размере 2 068,1 тыс. куб. м. (учтены органом регулирования на уровне, заявленном регулируемой организацией, разногласия отсутствуют), производственных нужд в размере 1 262,7 тыс. куб. м. и потерь в сетях в размере 7 692,8 тыс. куб. м.

УРТ скорректирован объем потерь в сетях (в том числе объем производственных нужд (943,8 тыс. куб. м.), входящий согласно расчету органа регулирования в состав потерь в сетях), в связи с чем потери воды на 2019 год утверждены УРТ на уровне 7 982,2 тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр (далее – Порядок и правила № 162) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из:

а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II Порядка и Правил № 162;

б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами;

г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения;

д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов;

е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.

Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 № 640/пр (далее – Методические указания № 640) планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации.

Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды - расчетными способами.

 

1.1 Расходы воды на производственные нужды.

1.1.1 Технологические расходы при транспортировке питьевой воды.

УРТ, ссылаясь на Методические указания № 1746 и Методические указания № 640, утверждает, что заявленные АО «ТКС» производственные нужды на 2019 год в объеме 1 262 тыс. куб. м. являются технологическими расходами при транспортировке питьевой воды, которые уже учтены УРТ в составе потерь организации, так как Методическими указаниями № 1746 при формировании баланса питьевой воды предусмотрены потери воды и потребление воды на собственные нужды организации, в то время как технологические потери при транспортировке воды не предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами.

Однако, в соответствии с пунктом 3.1 Методических указаний № 640 расходы воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (разность между объемами воды, подаваемой в водопроводную сеть, и воды, фактически отпущенной абонентам) включают в себя технологические расходы, расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.

Согласно пункту 3.3. Методических указаний № 640 расходами воды на хозяйственно-бытовые нужды при транспортировке воды являются расходы воды на хозяйственно-бытовые нужды организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в случае отбора воды на такие нужды после приборов учета, учитывающих подачу воды в распределительную сеть.

Согласно пункту 3.5 Методических указаний № 640 потери при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (совокупность всех видов утечек воды и потерь от несанкционированного пользования) включают:

- потери воды при повреждениях;

- потери воды за счет естественной убыли;

- расходы воды на отогрев трубопроводов;

- скрытые потери воды на сетях, являющиеся разновидностью утечек воды, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети;

- потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению).

Таким образом, в составе потерь при транспортировке воды не участвуют технологические расходы, в следствие чего, подход органа регулирования по включению производственных нужд в состав потерь при транспортировке является некорректным.

 

1.1.2 Организационно-учетные расходы воды (погрешность средств измерений) на насосных станциях при транспортировке.

АО «ТКС» заявляет об учете расхода воды на производственные нужды на 2019 год в размере 1 262,7 тыс. куб. м. на основании расчета, выполненного в соответствии с Методическими указаниями № 640.

УРТ приняты расходы воды на производственные нужды в объеме 947,803 тыс. куб. м., ввиду исключения организационно-учетных расходов воды (погрешность средств измерений) на насосных станциях при транспортировке воды в объеме 318,9 тыс. куб. м., ссылаясь на отсутствие подтверждения со стороны регулируемой организации о наличии приборов учета на насосных станциях при транспортировке.

В соответствии с пунктом 3.4 Методических указаний № 640 организационно-учетные расходы включают в себя расходы, возникшие из-за погрешности средств измерений, которые определяются по паспортным данным погрешности средств измерений.

Справочно отмечаем, что в орган регулирования информация, подтверждающая наличие приборов учета на насосных станциях при транспортировке, не предоставлялась, однако, погрешность приборов учета указывается в паспортах технического оборудования, которые имеются в общем доступе.

При этом, расчет, представленный АО «ТКС» по потерям воды из-за погрешностей приборов учета на насосных станциях при транспортировке, произведен исходя из заявленного АО «ТКС» расчета всего объема воды, поданной в сеть: 31 889 917 куб. м.  х 1% = 318,899 тыс. куб. м.

Также, УРТ отмечает, что наличие приборов учета при подъеме воды подтверждено плановой проверкой УРТ АО «ТКС» и, соответственно, органом регулирования учтены организационно-учетные расходы воды (погрешность средств измерения) при подъеме воды в полном объеме в размере 338,21 тыс. куб. м., что соответствует погрешности от объема поднятой воды, с которыми выходило в УРТ АО «ТКС» (33 958 тыс. куб. м), а не от утвержденного органом регулирования объема подъема воды на 2019 год.

АО «ТКС» в возражении на отзыв от 14.05.2019 № 01-05-1546 указывает, что исключение УРТ организационно – учетных расходов воды (погрешность средств измерения) на насосных станциях при транспортировке не обосновано, так как на всех насосных станциях установлены приборы учета марки РС-2М с погрешностью 1% согласно паспортным данным производителя расходомеров ООО НПО «Турбулентность-Дон».

Так, организационно-учетные расходы воды с учетом рассчитанных ФАС России объемов натуральных показателей, в том числе потери воды в сетях, при подъеме воды в размере 1 % от 32 895,7 тыс. куб. м. составляют 328,957 тыс. куб. м. и при транспортировке воды в размере 1 % от 31 165,83 тыс. куб. м. составляют 311,65 тыс. куб. м.

Вышеизложенное указывает на то, что, расчет УРТ в части исключения организационно-учетных расходов воды (погрешности средств измерения) при транспортировке, а также в части расчета погрешности в размере 1 % от объемов, заявленных регулируемой организации, а не от утвержденных органом регулирования является некорректным.

 

1.2, 1.3 Потери воды в сетях и объем подъема воды.

Заявленный АО «ТКС» уровень потерь воды на 2019 год в размере 7 692,8 тыс. куб. м. рассчитан исходя из динамики фактического объема подъема воды, полезного отпуска, объемов собственных и производственных нужд за предыдущие периоды осуществления регулируемого вида деятельности и составил 24,12 %.

УРТ при расчете тарифа по водоснабжению АО «ТКС» на 2019 год принят уровень потерь воды в размере 4 970,1 тыс. куб. м., что составляет 20,5 % (долгосрочный параметр регулирования).

При этом, УРТ при расчете потерь воды скорректированы следующие показатели в расчете АО «ТКС»:

- пересчитаны утечки через уплотнения сетевой арматуры с 1266,73 тыс. куб.м. до 1 013 тыс. куб.м. за счет исправления арифметических ошибок при расчете по формуле п. 2.1.2 сводной таблицы расчета объемов расхода и потерь воды при транспортировке приложения № 5 к Методическим указаниям № 640.

- пересчитаны утечки воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений с учетом информации, полученной от МКУ «Единая центральная городская диспетчерская служба» г. Тамбова с данными о произошедших авариях и повреждениях, плановых ремонтах, замене запорной арматуры, отключениях электроэнергии на сетях АО «ТКС» за 2017-2018 гг. (прилагаются). По результатам обработки статистической информации было выявлено, что среднее время обнаружения повреждения составляет 2 ч. 5 мин. или 2,066 часа. При составлении расчета АО «ТКС» использовано время от 4 до 8 часов без представленного обоснования. УРТ пересчитан объем утечки воды при авариях с учетом среднего времени 2,066 часа, который составил 1 326,0 тыс. куб. м вместо приведенного АО «ТКС» в расчете 4 162,936 тыс. куб. м.

- скрытые утечки, неучтенные потери и потери воды по невыясненным причинам приняты УРТ на уровне фактического показателя 2017 г. – 1 741 тыс. куб. м. (при заявленном АО «ТКС» в размере 1 373,424 тыс. куб. м.), отраженного в пояснениях АО «ТКС» к фактическому балансу водоснабжения на 2017 год в части разделения потерь.

Комиссия ФАС России считает корректным подход УРТ в части расчета утечек через уплотнения сетевой арматуры, так как в расчете АО «ТКС» приводится пояснение об использовании доли арматуры, имеющей показатель утечки (σ), приравненный к 0,02, при этом в расчете используется показатель 0,024999, который при округлении до десятых принимает значение равное 0,2.

В соответствии с пунктом 5.1 Методических указаний № 640 планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации.

В части расчета утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, АО «ТКС» считает некорректным подход УРТ по использованию информации, полученной от МКУ «Единая центральная городская диспетчерская служба» г. Тамбова (далее – ЕЦГДС), в связи с отсутствием данных о незначительных повреждениях оборудования и трубопроводов, запорной арматуры. При этом, ФАС России отмечает, что по информации, представленной в расчете от ЕЦГДС, присутствуют, в том числе, данные по маленьким диаметрам (от 32 мм).

В тоже время, в ЕЦГДС в 83,4 % случаях аварий время утечки принимается равным 0, следовательно, данные по 16,6 % случаям не могут приниматься при расчете утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, что свидетельствует о некорректном подходе органа регулирования.

Комиссия ФАС России считает обоснованными доводы АО «ТКС» относительно времени утечки, рассчитанного на основании статистических данных, согласно которым среднее время утечки для ремонтов составляет 4 часа, для ликвидации повреждения составляет 8 часов.

В части расчета скрытых утечек, неучтенные потери и потери воды по невыясненным причинам приняты УРТ на уровне фактического показателя 2017 года – 1 741 тыс. куб. м. При этом, в фактических данных 2017 года отсутствуют объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, которые участвую в заявлении АО «ТКС», поданном на момент установления тарифов на 2019 год.

Регулируемая организация в соответствии с подпунктом (е) пункта 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, Комиссия ФАС России в части скрытых утечек, неучтенных потерь и потерь воды по невыясненным причинам считает экономически обоснованным принять их на уровне, заявленном АО «ТКС».

При этом, объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов (Wпог. пр. аб.), принимаются органом регулирования на заявленном регулируемой организацией на 2019 год уровне в размере 362,078 тыс. куб. м.

Расходы воды, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, определяются по формуле, указанной в пункте 2.4 приложения № 5 Методических указаний № 640.

Произведя расчёт по вышеуказанной формуле, объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, получены ФАС России на уровне 210,58 тыс. куб. м. где, объем воды, отпускаемой абонентам составил 22 934,36 тыс. куб. м., а отношение объема отпущенной воды по показанию приборов (узлов) учета абонентов к общему объему отпущенной воды (коэффициент приборного учета)- 0,51.

Таким образом, Комиссия ФАС России считает обоснованным принять объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, на уровне 210,58 тыс. куб. м.

Кроме того ФАС России также отмечает, что в приложении № 1 к акту проверки УРТ от 06.07.2018  № 3 указано на результаты проверки, в результате которой потери воды в 2017 году составили 8 104,9 тыс. куб. м. или 9 130,6 тыс. куб. м. с учетом планового показателя расхода воды на собственные нужды в размере 1 025,7 тыс. куб. м. Таким образом, орган регулирования признает потери на уровне 8 104,9 тыс. куб. м., что выше утвержденных на 2017 год (6 203 тыс. куб. м.) и выше утвержденных на 2019 год (5 913,9 тыс. куб. м.), однако, указывает, что увеличение процента потерь наблюдается на фоне невыполнения запланированных ремонтных работ в 2017 году.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России частично удовлетворяет требования Заявителя, в связи с чем органу регулирования необходимо принять расходы воды на хозяйственные нужды в размере 2 058,83 тыс. куб. м., производственные нужды в размере 1 255,461 тыс. куб. м., потери воды в сетях на уровне 23,2 % в размере 7 287,62 тыс. куб. м., и, соответственно, подъем воды в размере 33 536,32 тыс. куб. м.

 

2. Расходы на приобретение электрической энергии.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов на электрическую энергию в сфере водоснабжения исходя заявленного объема подъема воды на уровне 33 958 тыс. куб. м. и удельного расхода электрической энергии, утвержденного органом регулирования, в размере 162 708,1 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 148 134 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

Таким образом, исходя из рассчитанного ФАС России объема подъема воды согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего решения в размере 33 536,32 тыс. куб. м., расходы на электрическую энергию по водоснабжению составляют 160 687,43 тыс. руб., в связи с чем требования Заявителя в указанной части признаны частично обоснованными.

 

3. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоснабжению в размере 127 726,2 тыс. руб. исходя из применения среднемесячной заработной платы по водоснабжению в размере 26 768,17 руб., рассчитанные на основании фактических показателей деятельности предприятия за 10 месяцев 2018 год.

УРТ приняты расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоснабжению в размере 122 591,1 тыс. руб. исходя из применения среднемесячной заработной платы по водоснабжению в размере 25 691,21 руб. на основании расчета регулируемой организации с учетом снижения текущего премирования основного производственного персонала (далее – ОПП) с 25 % до 23 % по водоснабжению, административно-управленческого персонала (далее – АУП) с 25 % до 4 % по водоснабжению в связи с ежегодным невыполнением ремонтных работ, утвержденных в производственной программе АО «ТКС».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746 с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Утвержденный органом регулирования фонд оплаты труда (далее – ФОТ) на 2019 год превышает фактически сложившийся за 2017 год с учетом приведения к его 2019 году путём увеличения на индексы потребительских цен, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Так, в сфере водоснабжения фонд оплаты труда по основному производственному персоналу увеличен по сравнению с фактическим 2017 года на 118 %, по ремонтному персоналу принят на уровне, предложенном организацией, при этом увеличен по сравнению с фактическим 2017 года на 118 %, по административно-управленческому персоналу снижен на 23 % по сравнению с 2017 годом. При этом снижена штатная численность АУП на 9 % за счет выведения функции по бухгалтерскому учету из штата организации.

Одновременно АО «ТКС» приводит в подтверждение заявленных доводов размер среднемесячной заработной платы по городу Тамбову за январь-сентябрь 2018 года согласно информации Федеральной службы государственной статистики в размере 30 512,4 руб., в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения в размере 26 268 руб.

Однако, согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области среднемесячная заработная плата за полный 2018 год в сфере водоснабжения составляет 22 373,3 тыс. руб., с учетом приведения её к 2019 году путём увеличения на индекс потребительских цен в размере 104,6 % (2019/2018), предусмотренный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, составляет 23 402,47 руб., что ниже утвержденной органом регулирования на 2 288,74 руб. по водоснабжению.

Стоит также отметить, что в расчете АО «ТКС» средней заработной платы АУП указана тарифная ставка рабочего 1-го разряда как конечная сумма размера средней заработной платы без последовательного расчета согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отказывает в удовлетворении требований АО «ТКС» по статьям «Фонд оплаты труда» и «Отчисления на социальные нужды».

 

4. Сбытовые расходы гарантирующей организации.

АО «ТКС» заявлены сбытовые расходы гарантирующей организации по водоснабжению в размере 2 % от необходимой валовой выручки 2017 года, относимой на население в размере 5 997,1 тыс. руб.

УРТ приняты сбытовые расходы гарантирующей организации по водоснабжению на уровне утвержденных на 2018 год в размере 3 978 тыс. руб., в связи с тем, что в статистической отчетности № 22-ЖКХ за 2017 год в разделе 2 отражена дебиторская задолженность по водоотведению в размере 63 214 тыс. руб., при этом дебиторская задолженность по населению и исполнителям коммунальных услуг, в т.ч. безнадежная к взысканию, по строкам 22-25 не отражена.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746, и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Комиссия ФАС России считает подход органа регулирования по расчету сбытовых расходов по сомнительным долгам противоречащим тарифному законодательствую Российской Федерации в сфере водоснабжения, так как отражение дебиторской задолженности в статистической форме № 22-ЖКХ не является обязательным требованием к подтверждению сбытовых расходов по сомнительным долгам в рамках тарифного регулирования.

Вместе с тем, регулируемой организацией в качестве обоснования предоставлены, в том числе за 2016-2017 гг.:

- реестры лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания;

- решения суда о невозможности взыскания задолженности;

- акты инвентаризации дебиторской задолженности;

- приказы о списании безнадёжной задолженности, невозможной к взысканию;

- расчёт расходов на резерв по сомнительным долгам;

- приказ о создании резерва по сомнительным долгам.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ТКС» в 2016 году списано дебиторской задолженности по водоснабжению 3 006 тыс. руб., в 2017 году списано дебиторской задолженности по водоснабжению 2 581 тыс. руб.

При этом органом регулирования на 2016 год не учитывались сбытовые расходы по сомнительным долгам, а на 2017 год учтено только 482,1 тыс. руб. по водоснабжению.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Сбытовые расходы по сомнительным долгам» признаны обоснованными на заявленном АО «ТСК» уровне, а именно в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население за 2017 год.

 

5. Аренда движимого имущества с правом выкупа.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов по аренде движимого имущества по водоснабжению в размере 2 790 тыс. руб. на основании суммы договоров аренды от 02.05.2017 № 116-2017/05-002 и от 17.09.2018 № 116-2018/09-049, распределенной между регулируемыми видами деятельности равными пропорциями.

УРТ расходы на аренду движимого имущества по водоснабжению не учтены в связи с тем, что вышеуказанные договоры заключены с аффилированным лицом ООО «РКС-Инжиниринг», не предоставлены протоколы проведения конкурсных процедур, а акты приема-передачи представлены без указания даты.

При этом УРТ при установлении тарифов АО «ТСК» на 2018 год учитывались расходы на аренду движимого имущества по водоснабжению в размере 1 462 тыс. руб.

ООО «РКС-Холдинг», АО «РКС-Менеджмент», ООО «РКС-Инжиниринг» являются по отношению к АО «ТКС» аффилированными лицами (входят в состав группы лиц, к которой принадлежит АО «Тамбовские коммунальные системы» (п. 1 ст. 9 ФЗ № 135 Федерального закона «О защите конкуренции»).

АО «ТКС» и АО «РКС-Менеджмент» входят в одну группу лиц по основанию осуществления АО «РКС-Менеджмент» функций единоличного исполнительного органа АО «ТКС».

АО «ТКС» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе с опубликованием закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 2.1.2. договора аренды от 02.05.2017 № 116-2017/05-002 акт приема-передачи транспортного средства является неотъемлемой частью Договора. Таким образом, его необходимо рассматривать в совокупности с договором и руководствоваться датой заключения договора.

В соответствии с подпунктом (в) пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

На основании вышеизложенного, в условии необходимости привлечения транспортных средств, в том числе с целью выполнения непосредственных производственных функций для эффективного функционирования (в том числе выполнения ремонтных работ), требования АО «ТКС» по статье «Аренда движимого имущества» признаны обоснованными.

 

6. Экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования за 2016-2017 гг.

АО «ТКС» заявляет о необходимости учета экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в 2016-2017 годах в размере 6 848,9 тыс. руб. по водоснабжению (аренда движимого имущества за 2017 год в размере 1 462 тыс. руб., техническое обследование сетей за 2016 год в размере 4 164,6 тыс. руб., информационные услуги за 2016-2017 годы. в размере 1 222,3 тыс. руб.).

УРТ не учтены вышеуказанные расходы за 2016-2017 гг. в связи с тем, что договоры заключены с аффилированными лицами ООО «РКС-Инжиниринг» или ОАО «РКС-Менеджмент», не предоставлены протоколы проведения конкурсных процедур, платежные поручения, подтверждающие факт оплаты по представленным договорам и акты приема-передачи представлены без указания даты.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Из положений Основ ценообразования № 406 следует, что недополученные доходы, экономически обоснованные расходы могут быть заявлены регулируемой организацией для учета в составе НВВ на год, следующий за годом, когда данные расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, регулируемая организация имеет в полном мере возможность заявить расходы 2016 года при установлении тарифов на 2018 год, поскольку расходы 2016 года подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью в 2017 году и заявлены в орган регулирования при установлении тарифов на 2018 год (в конце 2017 года). При этом органом регулирования в течение трех лет указанные расходы учитываются и распределяются в составе НВВ самостоятельно, что прямо указано в пункте 15 Основ ценообразования № 406 и пункте 12 Методических указаний № 1746.

Поскольку АО «ТКС» в 2018 году имело возможность заявить указанные расходы, однако не обратилось в ФАС России на разногласия по возмещению фактически понесенных расходов за 2016 год (а также не оспаривало решение в судебном порядке), Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в части возмещения расходов, понесенных в 2016 году.

Также в части расходов на аренду движимого имущества орган регулирования указывает на то, что в тарифе 2016 года учтены расходы по аренде по водоснабжению в размере 1 553,2 тыс. руб., при этом фактические расходы за 2016 год составили по водоснабжению 692,1 тыс. руб., за 2017 год по водоснабжению составили 1 462 тыс. руб.

Таким образом, учитывая распределение расходов на аренду движимых средств между регулируемыми видами деятельности на основании одних договоров, сумма учтенных расходов по аренде движимого имущества за 2016-2017 годы по обоим видам деятельности составляет 4 161,5 тыс. руб. При этом, сумма фактически понесенных расходов за 2016-2017 по аренде движимых средств в общем по регулируемым видам деятельности составила 3 744,4 тыс. руб.

Поскольку сумма учтенных органом регулирования средств по аренде движимых средств за 2016-2017 года превышает сумму фактически понесенных АО «ТКС», Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта расходов, понесенных за 2016-2017 гг. в части аренды движимых средств.

В части экономически обоснованных расходов, понесенных за 2017 год на информационные услуги, ФАС России отмечает, что органом регулирования в плановом режиме в 2107 году учтены расходы на информационное обслуживание по водоснабжению 150,9 тыс. руб., при фактически понесенных за 2017 год в размере 781,6 тыс. руб.

ООО «РКС-Холдинг», АО «РКС-Менеджмент», ООО «РКС-Инжиниринг» являются по отношению к АО «ТКС» аффилированными лицами (принадлежат к группе лиц, в которую входят в том числе АО «Тамбовские коммунальные системы» (п. 1 ст. 9 ФЗ № 135 Федерального закона «О защите конкуренции»).

АО «ТКС» и АО «РКС-Менеджмент» входят в одну группу лиц, где АО «РКС-Менеджмент» переданы функции единоличного исполнительного органа АО «ТКС».

АО «ТКС» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе с опубликованием закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с подпунктом (а) пункта 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

На основании вышеизложенного, требования АО «ТКС» в части учёта экономически обоснованных расходов на информационные услуги за 2017 год признаны частично обоснованными на уровне 386,04 тыс. руб.

 

7. Расчетная предпринимательская прибыль.

АО «ТКС» заявляет о перерасчете расчетной предпринимательской прибыли исходя из результатов рассмотрения ФАС России вышеперечисленных статей затрат, входящих в состав НВВ.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из вышеизложенных доводов в мотивировочной части настоящего решения требования Заявителя частично признаны обоснованными, в связи с чем органу регулирования необходимо пересчитать расчетную предпринимательскую прибыль с учетом перерасчета вышеизложенных статей затрат, входящих в состав НВВ АО «ТКС».

 

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Тамбовские коммунальные системы» и
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области
(исх. от 19.02.2019 № 01-05-0639, вх. от 25.02.2019 № 31321/19), Комиссия ФАС России от 21.06.2019 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области нарушившим пункты 15, 22, 24, 27, 39, 41, 42 и 64 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на водоснабжение для АО «ТКС» на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования АО «ТКС» (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0639, вх. от 25.02.2019 № 31321/19) и предписать органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Тамбовской области пересмотреть тариф АО «ТКС» на оказываемые услуги водоснабжения на 2019 год, при этом:

- принять расходы воды на хозяйственные нужды в размере 2 058,83 тыс. куб. м.;

- принять расходы воды на производственные нужды в размере 1 255,461 тыс. куб. м.;

- принять потери воды в сетях на уровне 23,2 % в размере 7 287,62 тыс. куб. м.;

- принять подъем воды в размере 33 536,32 тыс. куб. м.;

- учесть расходы на электрическую энергию в тарифе по водоснабжению в размере 160 687,43 тыс. руб. (дополнительный учет в сумме 12 553,53 тыс. руб.).

- учесть сбытовые расходы гарантирующей организации в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население за 2017 год, а именно на уровне 5 997,1 тыс. руб. (дополнительный учет по водоснабжению 2 019,1 тыс. руб.);

- учесть расходы на аренду движимого имущества по водоснабжению в размере 2 790 тыс. руб. (дополнительный учет по водоснабжению 2 790, тыс. руб.);

-  учесть экономически обоснованные, не учтенные органом регулирования в 2017 году, расходы на информационные услуги по водоснабжению в размере 386,04 тыс. руб.

3. Пересмотреть базовый уровень операционных расходов и уровень потерь воды АО «ТКС» по водоснабжению на 2019-2023 гг., а также расчетную предпринимательскую прибыль в соответствии с пунктом 2 резолютивной части настоящего решения.

4. Принять и ввести в действие в срок до 01.08.2019 (включительно) решения, указанные в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего решения с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «ТКС» (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0639, вх. от 25.02.2019 № 31321/19).

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Тамбовской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 3-4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на водоснабжение АО «ТКС» на 2019 год.

 

Связанные организации

Управление по регулированию тарифов Тамбовской области
ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274
АО "Тамбовские коммунальные системы"
ИНН 6832041909, ОГРН 1036888185916