Предписание №СП/13055/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Забайкальского кр... от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 февраля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в том числе Акт плановой выездной проверки ФАС России от 28.08.2023 № 30/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 27.06.2023 № 413/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении ПАО «ТГК-14» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов на услуги теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования
№ 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов № 1075). Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В 2022 году в соответствии с приказом ФАС России от 10.10.2022 № 720/22 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» ФАС России проведена внеплановая документарная проверка деятельности Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «ТГК-14» на 2020-2022 гг.

По результатам проведения вышеуказанной проверки ФАС России в отношении РСТ Забайкальского края выдано предписание ФАС России от 21.02.2023 № СП/12898/23 об устранении нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «ТГК-14» на 2020-2022 гг.

В соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2023 № 413/23 «О проведении плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» проверка проводилась в том числе в отношении тарифов в сфере теплоснабжения, установленных в отношении ПАО «ТГК-14», на 2023 год.

В рамках исполнения своих полномочий Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – Орган регулирования, РСТ Забайкальского края, Служба) в отношении ПАО «ТГК-14» на 2023 год были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО «ТГК-14» конечным потребителям на территории Забайкальского края на 2023 год (далее - тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ));

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО «ТГК-14» от котельных на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» на 2023 год (далее - тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»));

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ПАО «ТГК-14» на территории муниципального образования ГО «Город Чита» Забайкальского края на 2023 год (далее - тариф на тепловую энергию с коллекторов Читинской ТЭЦ-1).

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ПАО «ТГК-14» 2023 года в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение по корректировке долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ПАО «ТГК-14» потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), отчет Органа регулирования об исполнении (далее – Отчет об исполнении) предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12898/23 (далее – Предписание), направленный письмом от 29.06.2023 № 01/3035 (рег. от 30.06.2023 № 98830-М/23), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 24.10.2023 № 01/4787 (рег. от 25.10.2023 № 165677-М/23) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Замечания к исполнению предписания ФАС России от 21.02.2023
№ СП/12898/23

По результатам рассмотрения Отчета об исполнении у ФАС России остались замечания к проведенному дополнительному анализу и пересмотру расходов по нижеуказанным статьям затрат и показателям.

1.1. Порядок установления тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «ТГК-14»

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1075 тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

ФАС России отмечает, что согласно решению Органа регулирования от 20.12.2018 № 710-НПА (в ред. от 15.12.2021, от 17.11.2022) тарифы на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2022-2023 гг. установлены для групп потребителей «Население» ниже экономически обоснованного уровня за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для групп потребителей «Прочие потребители», что не соответствует требованиям пункта 25 Основ ценообразования № 1075.

В дополнительном Экспертном заключении по результатам исполнения предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12898/23 (далее – дополнительное Экспертное заключение) не представлены пояснения в части установления тарифов в сфере теплоснабжения ниже экономически обоснованного уровня за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для групп потребителей «Прочие потребители» на 2022-2023 гг.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что решением Забайкальского краевого суда от 04.05.2023 № 3а-47/2023 по делу № 3а-47/2023 приложение № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20.12.2018 № 710-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию для прочих потребителей на 2022 и 2023 гг. признано не действующим. Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции решение оставлено без изменений.

Также в Возражениях Орган регулирования отмечает, что РСТ Забайкальского края подготовлена и направлена кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что решением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение оставлено без изменений, жалоба Органа регулирования – без удовлетворения.

1.2. Арендная и концессионная плата на 2020-2022 гг.

Органом регулирования при исполнении Предписания в части расходов по данной статье затрат исключены расходы на аренду прочего имущества на 2020-2021 гг. как экономически необоснованные. При этом расходы по данной статье затрат на 2022 год не исключены Органом регулирования по причине того, что данные расходы будут исключены при проведении корректировки в 2024 году по фактическим данным за 2022 год.

ФАС России отмечает, что Предписанием ФАС России предписано Органу регулирования исключить экономически необоснованные расходы из НВВ на 2023 год. Иного порядка исполнения Предписания не предусмотрено.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что исключить экономически необоснованные расходы из НВВ на 2023 год не представляется возможным ввиду окончания 2023 года. В силу пункта 52 Методических указаний № 760-э РСТ Забайкальского края в рамках формирования тарифов для ПАО «ТГК-14» на 2024 год будет выполнена корректировка необходимой валовой выручки по фактическим данным за 2022 год. В составе указанной корректировки в неподконтрольных расходах при проведении анализа экономической обоснованности факта необоснованная сумма аренды будет исключена.

ФАС России отмечает, что в соответствии с резолютивной частью Предписания Органу регулирования было предписано произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), в том числе по данной статье затрат, до 01.06.2023. В Отчете об исполнении соответствующий анализ и расчеты не отражены.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3. Прочие неподконтрольные расходы (общехозяйственные расходы) на 2020-2022 гг.

Органом регулирования в составе расходов по данной статье затрат учтены расходы на отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала в соответствии с формулой индексации операционных расходов (пункт 36 МУ 760-э). Отмечаем, что расходы по данной статье затрат должны учитываться в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходя из фактических значений.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.4. Корректировки НВВ на 2021-2022 гг.

Органом регулирования была проведена корректировка, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, на 2021 год в размере (+ 134 295,76) тыс. руб., на 2022 год (+ 68 960) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что обоснование учета положительных корректировок данных расходов на 2021-2022 гг. в дополнительном Экспертном заключении не отражено.

Кроме того, что в части иных корректировок НВВ регулируемой организации на 2021-2022 гг. в дополнительном Экспертном заключении, Возражениях не представлен анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение (учитывались показатели корректировок).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.5. Экономия

Согласно дополнительному Экспертному заключению Органом регулирования учтен размер экономии операционных расходов, так как фактические операционные расходы ПАО «ТГК-14» за 2016-2017 гг. составили меньшую величину, чем было утверждено РСТ Забайкальского края на соответствующие периоды.

Отмечаем, что в дополнительном Экспертном заключении, Возражениях отсутствует анализ экономической обоснованности расходов, учитываемых по статье затрат «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования», предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе не отражен анализ на предмет того, что принятые расходы по данной статье затрат являются экономией, а не недорасходованием.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.6. Порядок исполнения Предписания ФАС России

Орган регулирования отмечает, что доля затрат, подлежащих к исключению по результатам исполнения Предписания из НВВ на 2020-2021 гг., является незначительной. Таким образом, экономически необоснованные расходы будут исключены из НВВ регулируемой организации на 2024 год. Кроме того, суммы, подлежащие исключению из НВВ на 2022 год, будут скорректированы при проведении корректировки в 2024 году.

ФАС России отмечает, что резолютивной частью Предписания предписано исключить экономически необоснованные расходы из НВВ регулируемой организации на 2023 год. Иного порядка исполнения Предписания не предусмотрено.

2. Операционные расходы на 2019 год (базовый период) (тарифы на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»), на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию с коллекторов Читинской ТЭЦ-1)

(тыс. руб.)

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

 

323 118,63

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим -

Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

 

1 254 699,89

Тариф на тепловую энергию с коллекторов Читинской ТЭЦ-1

294 631,48

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2019 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

ФАС России отмечает, что на основании приказа ФАС России от 25.11.2019 № 1542/19 в отношении РСТ Забайкальского края была проведена внеплановая документарная проверка с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных РСТ Забайкальского края тарифов в сфере теплоснабжения на 2017-2019 гг. и на первый год долгосрочного периода регулирования в отношении ПАО «ТГК № 14» (далее – внеплановая документарная проверка).

По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении РСТ Забайкальского края было выдано предписание ФАС России от 16.06.2020 № СП/50677/20 об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенных органом исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016-2018, на 2019-2023 гг. (далее – предписание ФАС России от 16.06.2020 № СП/50677/20).

По результатам состоявшегося 22.12.2020 заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 2 члены Комиссии ФАС России приняли решение признать РСТ Забайкальского края исполнившей предписание ФАС России от 16.06.2020 № СП/50677/20 в полном объеме (протокол от 03.02.2021 № СП-2443-С/21).

3. Неподконтрольные расходы на 2023 год (тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»), на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию с коллекторов Читинской ТЭЦ-1)

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

3.1. Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

17 465

12 829

13 266

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

2 446,5

2 557,8

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на водоснабжение, вывоз мусора, услуги ТСЖ, услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

Также в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует информация о предложении регулируемой организации по данной статье затрат.

Кроме того, Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат учтены расходы на услуги ТСЖ. ФАС России отмечает, что плата за услуги ТСЖ не подлежит государственному регулированию.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.2. Арендная и концессионная плата на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

5 057

4 251

4 251

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

316,6

365

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год в целях обоснования расходов по данной статье затрат регулируемой организацией представлены договоры, заключенные с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрацией городского округа «Город Чита», Администрацией городского поселения «Шерловогорское», Администрацией муниципального района «Приаргунский район» и др.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Из представленного Экспертного заключения на 2023 год неясно, каким образом рассчитаны амортизация, сроки полезного использования, первоначальная стоимость объектов, переданных по договорам аренды.

При этом при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Кроме того, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

Начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно пункту 96 Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей, нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования в части начисления амортизации, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежат учету в составе НВВ регулируемых организаций.

Кроме того, по правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны». В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует анализ экономической обоснованности размера арендной платы с выделением в ее структуре амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренный пунктом 45 Основ ценообразования № 1075, а также отсутствует информация о предложении Организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.3. Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

67 178

63 703

68 463

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

10 838,4

15 420,5

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на страхование, плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, налог на имущество, транспортный налог, водный налог, прочие налоги.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат, не отражена их расшифровка, а также предложение Организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год. Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ налоговых деклараций, в соответствии с которыми расходы учтены, либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует расчет плановой среднегодовой стоимости основных средств пообъектно, принятой при определении расходов на уплату налога на имущество. Также в Экспертном заключении на 2023 год не представлено обоснование принятой налоговой ставки при расчете плановых размеров налога на имущество на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.4. Расходы по сомнительным долгам

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

44 305

20 157

13 245

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

845,6

845,6

В соответствии с подпунктом а) пункта 47 Основ ценообразования № 1075 расходы по сомнительным долгам, определяются в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В Экспертных заключениях на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует информация о том, каким образом определены расходы по данной статье затрат.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует, предложение Организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год не представлено.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ фактической дебиторской задолженности населения за услуги, оказываемые ПАО «ТГК-14», также отсутствует анализ использования резерва по сомнительным долгам.

Кроме того, ФАС России отмечает, что в соответствии с требованиями пункта 47 Основ ценообразования № 1075 при расчете расходов по данной статье затрат Органу регулирования надлежит учитывать фактическую дебиторскую задолженность, а не списанную.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.5. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

6 756

6 230

9 419

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях в части тарифа на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) отсутствует информация о том, каким образом определены расходы по данной статье затрат.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13 Основ ценообразования № 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования № 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования № 1075).

ФАС России отмечает, что в качестве экономической обоснованности привлечения заемных средств регулируемые организации должны предоставлять:

  • расчет кассовых разрывов;

  • инвестиционную программу, утвержденную в соответствии с действующим законодательством;

  • отчеты о выполнении инвестиционной программы;

  • кредитные договоры, заключенные в результате проведения торгов.

Кроме того, при условии того, что регулируемой организацией привлекаются кредитные средства на покрытие кассовых разрывов из-за образования недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации, необходимо представлять расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.

Также в обоснование регулируемым организациям необходимо представлять договоры об открытии кредитной линии, материалы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, инвестиционные программы, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отчеты о выполнении инвестиционных программ.

ФАС России отмечает, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам должны формироваться исходя из документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств при условии их целевого использования в регулируемом виде деятельности.

Проценты по кредитам, которые направлены на цели, не связанные с производственной деятельностью не могут быть учтены в составе НВВ регулируемой организации.

Орган регулирования в Возражениях отмечает, что в части тарифа на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) учтены расходы, связанные с выплатой процентов по кредитной линии, открытой с целью финансирования инвестиционной деятельности.

Включение органом регулирования расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в отсутствие вышеуказанных подтверждающих документов и соответствующей экспертизы экономической обоснованности является нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

ФАС России отмечает, что Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях, материалах тарифного дела отсутствуют подтверждающие документы и соответствующая экспертиза экономической обоснованности расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.7. Услуги банков

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

4 837

4 837

4 460

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

389,9

348

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует информация о том, каким образом определены расходы по данной статье затрат.

ФАС России также отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует.

Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о предложении регулируемой организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.8. Прочие неподконтрольные расходы на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

30 094

15 673

19 837

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

3 043

3 543,7

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует информация о том, каким образом определены расходы по данной статье затрат.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует.

Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о предложении регулируемой организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4. Расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на 2023 год

4.1. Расходы на топливо на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

1 450 490

1 492 958

1 131 398

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

127 440,95

95 375

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует, также Органом регулирования не отражена информация о предложении Организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

ФАС России также отмечает, что в составе обосновывающих материалов отсутствуют утвержденные акты приема-передачи топлива (товарно-транспортные накладные), счета-фактуры за отчетный год, данные бухгалтерского учета за отчетный год, план закупок на 2023 год.

Кроме того, не представляется возможным определить, какие объемы топлива (уголь, мазут, газ, диз. топливо) учтены Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат, также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ цен, указанных в договорах на поставку топлива (уголь, мазут, газ, диз. топливо).

Также Экспертное заключение на 2023 год не содержит сведения о проведенных конкурсных процедурах при заключении договоров на поставку топлива (уголь, мазут, газ, диз. топливо), в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком.

Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует расчет стоимости тарифа ж/д перевозки, тарифов ГРО, ПССУ, учтенных Органом регулирования при расчете расходов на топливо (уголь, мазут, газ, диз. топливо).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4.2. Расходы на электрическую энергию на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

234 751

229 769

169 219

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

49 678,6

41 411,5

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») учтены Органом регулирования на основании фактических данных за 2021 год с учетом индексов дефляторов на 2022-2023 гг.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 1075 расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год, в Возражениях в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует.

Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о предложении регулируемой организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4.3. Расходы на холодную воду на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

33 452

23 580

14 322

2.

Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

3 326,4

1 825

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») отсутствует, также не отражен анализ принятых объемов потребления холодной воды при расчете расходов по данной статье затрат, отсутствуют указания на решения Органа регулирования об установлении тарифов в сфере водоснабжения.

Также в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях отсутствует информация о предложении регулируемой организации по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») на 2023 год.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

5. Расчетная предпринимательская прибыль на 2023 год

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено Службой

Принято Службой

1.

Тарифы на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

116 139

115 980

111 496

2.

Тарифы на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

-

-

25 270,8

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») расчетная предпринимательская прибыль определена в размере 5 % объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

6. Корректировки НВВ на 2023 год

6.1. Тариф на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ)

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Органом регулирования в части тарифа на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) были проведены следующие корректировки НВВ ПАО «ТГК-14» за 2021 год:

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере (- 522 144) тыс. Руб.;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» в размере (+ 26 413) тыс. руб.

6.2. Тариф на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»)

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Органом регулирования в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») были проведены следующие корректировки НВВ ПАО «ТГК-14» за 2021 год:

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере (+ 465 486) тыс. руб.

Пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Согласно пункту 12 Методических указаний № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

ФАС России отмечает, что корректировка НВВ по результатам предшествующих периодов регулирования должна производиться по формулам Методических указаний № 760-э с отражением в экспертном заключении материалов (документов), на основании которых принимались показатели для расчета указанных корректировок.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях в части тарифов на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ), на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита») в нарушение положений Методических указаний № 760-э и пункта 29 Правил регулирования № 1075 отражены только результаты расчета корректировок НВВ, при этом не представлены расчеты в соответствии с формулами, анализ обосновывающих документов, на основании которых принималось решение (учитывались показатели корректировок).

Также в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный; комбинированный режим - Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ) не отражены причины и обоснование учета положительной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2021 год, в размере (+ 26 413) тыс. руб., а также причины непроведения корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2021 год, в части тарифа на тепловую энергию (конечный; муниципальные котельные городского округа «Город Чита»).

В части принимаемых показателей фактических расходов за 2021 год не представляется возможным определить, на основании каких материалов принимались фактические расходы, включаемые в расчет корректировок, ввиду полного или частичного отсутствия в материалах тарифного дела документов, подтверждающих фактические расходы и показатели.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении расходов по данной статье затрат будет проведен дополнительный анализ расходов, результаты будут учтены при установлении тарифов в отношении регулируемой организации на 2024 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктами 29, 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не исполнившей предписание ФАС России от 21.02.2023
№ СП/12898/23.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписания ФАС России от 21.02.2023
№ СП/12898/23 — 01.05.2024.

3. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения пунктов 25, 28, 34, 35, 36, 37, 39, 45, 47, 52, 61, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, а также произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТГК-14» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» на 2023 год;

- «Арендная и концессионная плата» на 2023 год;

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2023 год;

- «Расходы по сомнительным долгам» на 2023 год;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2023 год;

- «Услуги банков» на 2023 год;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Расходы на топливо» на 2023 год;

- «Расходы на электрическую энергию» на 2023 год;

- «Расходы на холодную воду» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» на 2023 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

6. По результатам исполнения пунктов 2, 4, 5 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-14» на 2024 год и не позднее 01.05.2024 принять и ввести в действие решения об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2024 год с учетом положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «ТГК-14», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541