Предписание №СП/105280/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам рассмотрения обращения в отношени... от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» города Череповца на 2020 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в ФАС России поступило обращение потребителей услуг МУП «Водоканал» города Череповца (вх. от 14.10.2020 рег. № 174756/20) по вопросу экономической обоснованности тарифа на оказываемые услуги водоотведения (поверхностные сточные воды), утвержденного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент, орган регулирования) для МУП «Водоканал» города Череповца (далее – регулируемая организация) приказом от 05.12.2019 № 590-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2018 года № 808-р» на 2020 год в размере 28,47 руб./куб. м.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов тарифного дела МУП «Водоканал» 2020 года на услуги водоотведения (поверхностные сточные воды) ФАС России выявлено следующее.

Тарифы на водоотведение (поверхностные сточные воды) утверждены органом регулирования для МУП «Водоканал» города Череповца на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. методом индексации.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 установлено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406, при этом согласно пункту 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

1. Корректировка операционных расходов на 2020 год.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

В свою очередь, подпунктами «а» и «б» пункта 79 Основ ценообразования № 406 установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся, в том числе: базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 60 Основ ценообразования установлено, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Базовый уровень операционных расходов утвержден Департаментом для МУП «Водоканал» на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) в размере 22 791,8 тыс. руб. Индекс эффективности операционных расходов утвержден в качестве долгосрочного параметра регулирования на 2019-2023 гг. в размере 1,0 %.

При этом при утверждении органом регулирования тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2019 год Департаментом были определены плановые значения операционных расходов на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования (2020-2023 гг.) в соответствии с формулой (8) пункта 45 Методических указаний № 1746-э (в ред. от 29.08.2018). Индекс изменения количества активов принят органом регулирования на уровне 0,0 %.

Так, плановый размер операционных расходов на 2020 год на момент принятия тарифного решения на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) составил 23 601,8 тыс. руб. исходя из базового уровня операционных расходов в размере 22 791,8 тыс. руб., индекса эффективности операционных расходов в размере 1 % и индекса потребительских цен, определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год в размере 4,6 %.

Вместе с тем при утверждении (корректировке) тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2020 год операционные расходы на 2020 год не пересматривались Департаментом и были приняты на утвержденном ранее уровне — в размере 23 601,8 тыс. руб., в связи с чем органом регулирования не проводилась корректировка операционных расходов на 2020 год в части применения корректного индекса потребительских цен, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год в размере 3,0 %.

ФАС России обращает внимание на то, что пунктом 45 Методических указаний № 1746-э (в ред. от 29.08.2018) установлено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле (8).

Таким образом, применять механизм формулы (8) Методических указаний № 1746-э при определении операционных расходов на очередной период регулирования корректно в плановом режиме (при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования и планировании тарифов на последующие годы), при этом при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования недопустимо, так как данный механизм не учитывает актуальные индексы потребительских цен, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной корректируемый год, что противоречит пунктам 60, 80 Основ ценообразования № 406.

Кроме того, приказом ФАС России от 29.10.2019 № 1438/19 были внесены изменения в редакцию Методических указаний № 1746-э от 29.08.2018, согласно которым в пункте 90 Методических указаний № 1746-э (ред. от 29.10.2019) установлено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний № 1746-э, согласно которой скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяется исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 настоящих Методических указаний № 1746-э) в соответствии с формулой (39) настоящих Методических указаний № 1746-э.

Таким образом, у Департамента отсутствовали основания для учета операционных расходов при корректировке тарифа на 2020 год на уровне, определенном ранее (на плановый 2020 год при установлении тарифа на 2019 год), в связи с чем в результате применения некорректного индекса потребительский цен в размере 4,6 % вместо 3,0 % операционные расходы на 2020 год были установлены органом регулирования для МУП «Водоканал» на экономически необоснованном уровне.

В этой связи ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования пересчитать операционные расходы 2020 года с учетом корректного индекса потребительских цен на 2020 год в размере 3,0 %, исключив экономически необоснованные расходы 2020 года из состава необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» города Череповца при установлении тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) на 2021 год, подробно отразив анализ в экспертном заключении, согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

2. Расходы на электрическую энергию на 2020 год.

В соответствии с пунктами 76 и 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

При утверждении органом регулирования тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2019 год Департаментом были определены плановые значения расходов на электрическую энергию на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования (2020-2023 гг.).

Так, расходы на электрическую энергию были планово определены органом регулирования на 2020 год (при утверждении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования — 2019 год) в размере 1 454,3 тыс. руб. Стоимость приобретения электрической энергии на плановый 2020 год была принята в размере 6,434 руб./ кВт. ч и определялась органом регулирования исходя из прогнозной стоимости электрической энергии, определенной Департаментом на 2019 год, и прогнозного индекса-дефлятора на 2020 год.

Вместе с тем при утверждении (корректировке) тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2020 год расходы на электрическую энергию на 2020 год не были пересмотрены Департаментом и были приняты на утвержденном ранее уровне — в размере 1 454,3 тыс. руб.

При этом согласно калькуляции, направленной Департаментом в адрес ФАС России, для МУП «Водоканал» на 2020 год предусмотрено приобретение всей электрической энергии по уровню напряжения СН2, однако фактическая стоимость приобретения электрической энергии МУП «Водоканал» в 2018 году по напряжению СН2 сложилась в размере 4,712 руб./кВт. ч, а общий средневзвешенный тариф на электрическую энергию за 2018 год составил 5,067 руб./кВт. ч, что, с учетом применения актуальных индексов темпа роста цен на электрическую энергию, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2020 гг., в размерах 5,4 % и 4,8 % соответственно, составляет 5,205 руб./кВт. ч и 5,597 руб./кВт. ч соответственно.

Кроме того, согласно данным, направленным органом регулирования в адрес ФАС России, цена на приобретение электрической энергии в размере 6,434 руб./кВт. ч была принята Департаментом на основании плановых тарифов на 2020 год по 3 ценовой категории поставщика МУП «Электросеть», при том, что фактическая стоимость электрической энергии за 2018 год у поставщика МУП «Электросеть», с которым регулируемой организацией был заключен договор по передаче электрической энергии на 2020 год, по 3 ценовой категории по напряжению СН2 сложилась в размере 5,699 руб./кВт. ч, что, с учетом актуальных индексов темпа роста цен на электрическую энергию на 2019-2020 гг. составляет 6,296 руб./кВт. ч.

Вместе с тем, регулируемой организацией не было заявлено требований в части цены приобретаемого энергетического ресурса при корректировке тарифа на 2020 год, однако исходя из заявленных регулируемой организацией требований в части общих расходов на электрическую энергию в размере 1 932,74 тыс. руб. и объемов приобретаемого ресурса в размере 324,23 тыс. кВт. ч, средняя цена на приобретение электрической энергии была заявлена МУП «Водоканал» в размере 5,933 руб./кВт. ч., что меньше принятой Департаментом на 2020 год.

В этой связи ввиду отсутствия полного и всестороннего анализа со стороны Департамента в части учтенной стоимости приобретаемой электрической энергии при корректировке тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) на 2020 год, ФАС России указывает на наличие признаков учета расходов на электрическую энергию для МУП «Водоканал» на 2020 год на завышенном уровне, в связи с чем считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ данной статьи затрат, по результатам которого, в случае выявления излишне учтенных средств, исключить экономически необоснованные расходы 2020 года из состава необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» города Череповца при установлении тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) на 2021 год, подробно отразив анализ в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим пункты 24, 60, 80 Основ ценообразования № 406.

2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения при установлении тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) на 2021 год для МУП «Водоканал» города Череповца устранить нарушения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при корректировке тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2020 год, а именно:

      • произвести перерасчет операционных расходов с учетом положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э и мотивировочной части настоящего предписания, исключив из состава необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» города Череповца экономически необоснованные средства, отразив подробные расчеты в экспертном заключении, согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406;

  • провести дополнительный анализ расходов на приобретение электрической энергии на 2020 год, исключив в случае выявления по результатам предписанного в настоящем предписании анализа экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» города Череповца, с учетом положений Основ ценообразования № 406 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении, согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

      1. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения при установлении (корректировке) тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» города Череповца на 2021 год учесть требования, предусмотренные пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятого во исполнение настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принималось решение во исполнение настоящего предписания;

  • экспертного заключения по делу об установлении (корректировке) тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» города Череповца с приложением сметы (калькуляции) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех статей затрат, входящих в состав необходимой валовой выручки, и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680