Предписание №СП/51663/24 ПРЕДПИСАНИЕ ДЦиТР Самарской области об устранении выявленных... от 14 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
7 июня 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на 2022-2023 годы,
УСТАНОВИЛА:
Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013
№ 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 2009) до 31.08.2022 собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной и горячей воды, сточных вод, признаются транзитными организациями.
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), постановлением № 2009 установлены критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (далее — критерии отнесения к транзитным организациям).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.03.2022 № 201/22 Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 № 1154-э, дополнен пунктом 17.1, согласно которому по итогам заседания правления (коллегии) орган регулирования принимает решение об отказе в установлении цен (тарифов) в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов) в случае несоответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Правила № 406) тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, не устанавливаются.
Тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 1 сентября 2022 г.
Согласно пункту 11(2) Правил № 406 основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку холодной воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку горячей воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку сточных вод в отношении собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них является его соответствие критериям отнесения к транзитным организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов, в том числе прилагаются копии документов и иная информация, подтверждающие соответствие собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.
Отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил № 644, либо в совокупности критериям, установленным пунктом 45(1) Правил № 644, на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 45(1) Правил № 644 отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил № 644, либо в совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов):
а) владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев водопроводными и (или) канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке холодной воды и (или) сточных вод в целях холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение), при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения составляет:
для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в пределах которых она расположена, не менее 10 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей);
б) доля максимальной величины мощности (нагрузки) водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, предназначенных для водоснабжения и (или) водоотведения на собственные нужды юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками или иными законными владельцами водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, не превышает 20 процентов общей максимальной величины мощности (нагрузки) водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, принадлежащих на праве собственности и (или) на ином законном основании указанным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям;
в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования;
г) наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 45(2) Правил № 644 транзитными организациями признаются организации, соответствующие одному из следующих критериев:
а) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которого является водопроводные и (или) канализационные сети и (или) сооружения на них, в части водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, переданных во владение и пользование по концессионному соглашению. Если такая организация является собственником или иным законным владельцем иных водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, то в части иных водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них такая организация признается транзитной организацией при ее соответствии критериям, указанным в пункте 45(1) Правил № 644;
в) организация, осуществляющая транспортировку воды насосными станциями или иными сооружениями, предназначенными для подъема холодной воды, которые одновременно являются инженерными сооружениями, используемыми в целях теплоснабжения или горячего водоснабжения, а также организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании источником комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования, в границах которого располагается система холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
г) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющийся собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, с использованием которых обеспечивается транспортировка более 50 процентов объема холодной воды или сточных вод общего объема холодной воды или сточных вод централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Следует учитывать, что соответствие собственника или иного законного владельца сетей установленным критериям отнесения к транзитным организациям необходимо рассматривать в каждой конкретной системе водоснабжения и (или) водоотведения.
В рамках исполнения своих полномочий Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее также – Орган регулирования, Департамент) приказом от 01.12.2021 № 518, от 16.11.2022 № 442, от 13.07.2022 № 242 установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод для потребителей общества с ограниченной ответственность «Водоканал» (далее также – Регулируемая организация) на 2022-2023 годы.
ФАС России проанализированы материалы тарифного дела Регулируемой организации на 2022-2023 годы на предмет соответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям, в том числе Дополнение к экспертному заключению по оценке предложений об установлении тарифов ООО «Водоканал», г.о. Самара в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки воды и сточных вод (на 2022 год) от 12.05.2022 № б/н (далее – экспертное заключение на 2022 год), а также Возражения Департамента на Акт проверки, направленные письмом от 08.12.2023 № ДЦТР/3984 (рег. от 13.12.2023 № 198461/23).
По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов предусматривает следующую структуру экспертного заключения органа регулирования тарифов:
а) основные положения;
б) результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации;
в) предложение уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) по установлению тарифов.
В соответствии с пунктом 26 (1) Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит, в том числе следующие основные положения:
д) перечень источников информации, на основании которой проводилась экспертиза предложения регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов в соответствии с пунктом 17 Правил № 406, а также иных документов и материалов, представленных регулируемой организацией в орган регулирования тарифов по собственной инициативе и по запросу органа регулирования тарифов (далее - дополнительные документы и материалы), с оценкой уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) органа регулирования тарифов о достаточности представленных документов и материалов и соответствии предложения регулируемой организации об установлении тарифов законодательству Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению на 2022 год ООО «Водоканал» осуществляет транспортировку питьевой воды и сточных вод на территории г.о. Самара.
Органом регулирования сделан вывод о соответствии ООО «Водоканал» критериям отнесения к транзитным организациям в соответствии с пунктом 45 (1) Правил № 644.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (данные Самарского статистического ежегодника) численность постоянного населения г.о. Самара по состоянию на 1 января 2022 года составляет 1 136 721 человек.
Согласно экспертному заключению на 2022 год протяженность самого длинного непрерывного участка водопроводной или канализационной сети в пределах одной системы водоснабжения/водоотведения составит для транспортировки питьевой воды – 7,666 км, для транспортировки сточных вод – 7,254 км.
ООО «Водоканал» в материалы дела представлены следующие правоустанавливающие документы, отвечающие условию неразрывной протяженности водопроводной или канализационной сети в пределах одной системы водоснабжения/водоотведения (документ «Договоры аренды (более 7 км сетей)»):
-
Договор аренды имущества от 01.05.2022 № В-14 с ООО «Зенит» с актом приема-передачи имущества (протяженность сетей ВО – 7,254 км по адресу г. Самара, ул. Калинина, д. 1).
-
Договор аренды имущества от 01.05.2022 № В-13 с ООО «Парад» с актом приема передачи имущества (протяженность сетей ВС – 7,666 км по адресу г. Самара ул. Калинина, д. 1).
Вышеуказанные договоры заключены на неопределенный срок.
Также в материалах дела представлены договоры аренды имущества от 19.04.2022 № В-11 с ООО ИП Балобин А.А. (протяженность сетей ВС – 7,666 км по адресу г. Самара ул. Калинина, д. 1), от 28.04.2022 № В-12 с ИП Седых К.М. (протяженность сетей ВО – 7,254 км по адресу г. Самара, ул. Калинина, д. 1). Данные договоры заключены на срок 60 месяцев.
В Возражениях Орган регулирования отмечает, что договоры аренды от 01.05.2022 № В-14 с ООО «Зенит», от 01.05.2022 № В-13 с ООО «Парад» являются действующими на текущую дату.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2022 год отсутствует анализ документов, представленных ООО «Водоканал», в обоснование соответствия критериям транзитных организаций в соответствии пунктом 26 (1) Правил № 406.
Кроме того, обязательными условиями соответствия требованиям подпункта а) пункта 45(1) Правил № 644 является требование о неразрывной протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей в пределах одной централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Отдельные участи водопроводных и (или) канализационных сетей, не принадлежащие одному владельцу, не являются неразрывными.
В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в качестве подтверждения на предмет неразрывности водопроводных и канализационных сетей ООО «Водоканал» прилагает заключение эксперта №021-22, оформленное экспертной организацией ООО «Поволжские Коммунальные Системы» в лице эксперта-энергоаудитора Константинова В.Н. (далее – заключение эксперта ООО «ПКС»).
Согласно заключению эксперта ООО «ПКС» дата и время производства экспертизы: начало – 27.10.2022, окончание – 01.11.2022.
ФАС России отмечает, что заключение эксперта ООО «ПКС» составлено позднее даты составления экспертного заключения на 2022 год (12.05.2022), а также установленного Правилами № 406 срока отмены тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод – 01.09.2022.
Соответственно, заключение эксперта ООО «ПКС» не было приложено ООО «Водоканал» в материалы дела при подаче тарифной заявки на 2023 год и не могло быть использовано Органом регулирования при проведении анализа на предмет соответствии ООО «Водоканал» критериям отнесения к транзитным организациям в соответствии с пунктом 45 (1) Правил № 644.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2022 год не отражен анализ на предмет неразрывности водопроводных и канализационных сетей ООО «Водоканал».
Кроме того, в заключении эксперта ООО «ПКС» в качестве правоустанавливающих документов ООО «Водоканал» по объектам водопроводных и канализационных сетей по адресу г. Самара, ул. Калинина, д. 1 исследовались договоры аренды имущества от 19.04.2022 № В-11 с ООО ИП Балобин А.А., от 28.04.2022 № В-12 с ИП Седых К.М.
Вместе с тем, как отмечено в Возражениях, договоры аренды от 01.05.2022 № В-14 с ООО «Зенит», от 01.05.2022 № В-13 с ООО «Парад» являются действующими на текущую дату и заключены ранее составления заключения эксперта ООО «ПКС» (дата окончания экспертизы - 01.11.2022).
Также обязательным условием соответствия требованиям подпункта а) пункта 45(1) Правил № 644 является использование данных сетей для оказания услуг по транспортировке холодной воды и (или) сточных вод в целях холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение).
В соответствии с пунктом 46 Правил № 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
В соответствии с подпунктом м) пункта 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
Согласно письму Минстроя России от 24.11.2014 № 26623-ГБ/04 при обращении транзитной организации с заявлением об установлении тарифа на транспортировку на первый период регулирования обязательное приложение к заявлению копии договора (договоров) по транспортировке воды (сточных вод) не требуется. При обращениях с заявлением об установлении тарифа на второй и последующий периоды регулирования копии действующих на момент обращения договоров по транспортировке к заявлению прикладываются.
В материалах тарифного дела представлен договор на транспортировку холодной воды от 17.05.2018 № 235 с ООО «Самарские коммунальные системы», а также дополнительные соглашения к нему № 1-12, договор на транспортировку сточных вод от 17.05.2018 № 234 с ООО «Самарские коммунальные системы», а также дополнительные соглашения к нему № 1-12. Срок действия договоров – на срок действия тарифов. Вместе с тем дополнительные соглашения № 12 к данным договорам заключены на 2021 год. При этом в материалах дела не представлены договоры по транспортировке воды и сточных вод, распространяющие свое действие на регулируемый период.
В Возражения Орган регулирования отмечает, что по вопросу отсутствия заключённого договора на оказание услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод в целях холодного водоснабжения и водоотведения абонентов гарантирующей организации ООО «Водоканал» предоставляет письмо в адрес ООО «Самарские коммунальные системы» от 26.10.2022 года о добавлении в договор оказания услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод точки поставки по адресу: г. Самара, ул. Калинина, д. 1. До настоящего времени оформленного дополнительного соглашения от ООО «Самарские коммунальные системы» не поступало.
ФАС России отмечает, что на момент составления Органом регулирования экспертного заключения на 2022 год у Органа регулирования также отсутствовали данные о включении в договор оказания услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод точки поставки по адресу: г. Самара, ул. Калинина, д. 1.
Также ФАС России отмечает, что исходя из представленных ООО «Водоканал» материалов не представляется возможным сделать вывод о присоединении водопроводных и канализационных сетей, переданных по договорам аренды имущества от 01.05.2022 № В-14, от 01.05.2022 В-13, к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, объектам капитального строительства, а также о подключении абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В материалах, представленных в ФАС России в рамках Возражений (не представлялись в рамках тарифной заявки ООО «Водоканал» на 2023 год), представлен акт обследования состояния водопроводных и (или) канализационных сетей и сооружений на них от 08.09.2023 № 2262 (далее – акт обследования), составленный ООО «Самарские коммунальные системы» и адресованный Яловой Н.В., Седых К.М. (абоненты гарантирующей организации ООО «Самарские коммунальные системы», которым ООО «Водоканал» должно осуществлять услугу по транспортировке воды и сточных вод).
В акте обследования ООО «Самарские коммунальные системы» установлено следующее:
- Водоснабжение абонентов осуществляется через вводы № 1-3:
на вводе № 1, в помещении водомерного узла, смонтирован прибор учета Эко-Ном, СВДМ-50, Д-50 мм, зав. номер OL000201, показания 00000 м3, не допущен в эксплуатацию для коммерческих взаиморасчетов с ООО «Самарские коммунальные системы» и абонентом. Обводная отсутствует;
ввод № 2, Д-150 мм. закрыт в водопроводном колодце, не опломбирован. Ввод прибором учета не оборудован;
ввод № 3, Д-100 мм. закрыт в водопроводном колодце. Не опломбирован. Ввод прибором учета не оборудован;
- Централизованное ГВС отсутствует;
-Проектно-техническая документация на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжение и водоотведение не оформлена;
- На момент обследования деятельность не ведется;
- Канализационные стоки отводятся тремя выпусками d-150мм. в сети канализации бывшего завода ОАО «СПЗ»;
- Акты границ балансовой принадлежности по сетям в/к не оформлены.
На основании вышеизложенного, абонентам Яловой Н.В., Седых К.М. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2023.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2022 год Департаментом не проанализирован факт использования водопроводных и канализационных сетей по договорам аренды имущества от 01.05.2022 № В-14, от 01.05.2022 В-13. Кроме того, в акте обследования ООО «Самарские коммунальные системы» указано, что деятельность на момент обследования не ведется. ОАО «Самарский подшипниковый завод», которому ранее принадлежали водопроводные и канализационные сети по адресу ул. Калинина, д. 1, признано несостоятельным (банкротом).
В материалах дела представлен отчет по динамике передачи воды ООО «Водоканал», отчет по динамике водоотведения ООО «Водоканал». При этом в данных отчетах отсутствует адрес объекта «Калинина, д. 1».
Также в материалах дела представлен документ «Адреса сетей на 2023 год (ю. 65-67)», в соответствии с которым собственником водопроводных сетей по адресу ул. Калинина д. 1 является ИП Болобин А.А., основанием эксплуатации является договор аренды от 19.04.2022 № В-11, по канализационным сетям сетей по адресу ул. Калинина д. 1 информация о собственнике и основании эксплуатации не указана.
ФАС России отмечает, что данная информация противоречит информации, указанной в документе «Договоры аренды (более 7 км сетей)». Имущество, переданное по договорам аренды от 01.05.2022 № В-14, от 01.05.2022 В-13, соответствует имуществу, переданному по договорам аренды от 19.04.2022 № В-11, от 28.04.2022 № В-12. В связи с этим не представляется возможным сделать вывод о достоверности документов, представленных ООО «Водоканал» в рамках тарифной заявки на 2023 год.
Также в рамках Возражений Органом регулирования представлена пояснительная записка ООО «Водоканал» по статье «Полезный отпуск» на 2023 год.
В соответствии с данной пояснительной запиской ООО «Водоканал» планируется увеличение объема транспортировки воды и сточных вод. В обоснование увеличения перечисляются адреса объектов, подключенных к сетям водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем информации о подключении объектов водопроводных и канализационных сетей по адресу ул. Калинина, д. 1 пояснительная записка не содержит.
Таким образом, ФАС России не представляется возможным установить факт использования данных сетей для оказания услуг по транспортировке холодной воды и (или) сточных вод в целях холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение).
В материалах дела представлен приказ директора ООО «Водоканал» от 14.01.2022 № 07 о создании аварийно-диспетчерской службы. Вместе с тем утвержденное штатное расписание ООО «Водоканал» в адрес ФАС Росси не представлено.
В Возражениях Органом регулирования представлено утвержденное штатное расписание ООО «Водоканал» от 01.06.2022, от 30.12.2022.
ФАС России отмечает, что на момент составления Органом регулирования экспертного заключения на 2022 год (12.05.2022) у Органа регулирования отсутствовало утвержденное штатное расписание ООО «Водоканал», подтверждающее создание аварийно-диспетчерской службы в соответствии с пунктом в) пункта 45 (1) Правил № 644.
В соответствии с Возражениями запрос Органа регулирования о соответствии критериям на 01.09.2022 г был получен ООО «Водоканал» в феврале 2022 года. На данную дату в собственности ООО «Водоканал» отсутствовали сети протяженностью более 7 км.
Согласно пункту 11(2) Правил № 406 основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку холодной воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку горячей воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку сточных вод в отношении собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них является его соответствие критериям отнесения к транзитным организациям.
Тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 1 сентября 2022 г.
Учитывая вышеизложенное, у Органа регулирования отсутствовали основания для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку холодной воды и цены (тарифа) на транспортировку сточных вод с 01.09.2022, а также на 2023 год в отношении ООО «Водоканал».
Таким образом, Органу регулирования необходимо представить дополнительное экономическое обоснование соответствия ООО «Водоканал» критериям отнесения к транзитным организациям при установлении цены (тарифа) на транспортировку холодной воды и цены (тарифа) на транспортировку сточных вод на 2024 год в соответствии с пунктом 45 (1) Правил № 644 и (или) 45 (2) Правил № 644 с приложением обосновывающих материалов.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области цен (тарифов) нарушившим положения пункта 45(1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, пунктов 8, 11(2), 26, 26 (1) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункта 17.1 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 № 1154-э, при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и тарифов на транспортировку сточных вод в отношении ООО «Водоканал» на 2022-2023 годы.
2. Органу исполнительной власти Самарской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:
2.1. Провести дополнительный экономический анализ на предмет соответствия ООО «Водоканал» критериям отнесения к транзитным организациям при установлении тарифа на транспортировку холодной воды и тарифа на транспортировку сточных вод на 2024 год в соответствии с пунктами 45 (1) и (или) 45 (2) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае несоответствия ООО «Водоканал» положениям пунктов 45 (1) и (или) 45 (2) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, в срок до 01.09.2024 отменить установленный в отношении ООО «Водоканал» тариф на транспортировку холодной воды и тариф на транспортировку сточных вод на 2024 год в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
- экспертного заключения по делу об установлении (отмене) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|