Решение №СП/43039/23 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 1 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2023 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев разногласия между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – Заявитель)
и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (далее – Управление, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Управления
по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа <...>, начальника планово-экономического управления ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...>, и.о. начальника отдела ценообразования и экспертизы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...>, главного энергетика ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...> начальника корпоративно-правового отдела Департамента правового обеспечения «Северо-Запад «ООО «ЛУКОЙЛ-МЦПБ» <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 22.02.2023 № 27940/23) о споре (разногласиях) между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.
Спор возник по приказу Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 18.11.2022 № 58 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на электрическую энергию (мощность) для потребителей Энергоцентра-125 Мвт «Южное Хыльчую»
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа на 2023-2027 годы», которым в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию на 2023 - 2027 годы.
Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная Органом регулирования, составляет 3 177 660,72 тыс. руб. Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 671 753,59 тыс. руб.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - нефтедобывающее предприятие, приоритетным направлением деятельности которого является разведка месторождений полезных ископаемых, добыча, реализация нефти и нефтепродуктов. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляет свою деятельность на территории двух субъектов Российской Федерации - Республика Коми и Ненецкий автономный округ.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Среди потребителей электрической энергии, вырабатываемой на мощностях, принадлежащих ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», отсутствуют категории покупателей, к которым относится население и приравненные к нему категории потребителей. В организационную структуру ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» входит ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», одним из видов деятельности которого является выработка электрической энергии на Энергоцентре «Южное-Хыльчую» и передача электрической энергии.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заявляет требование о дополнительном учете
в составе НВВ на 2023 год расходов по следующей статье затрат:
№ п/п |
Наименование статьи затрат |
Утверждено органом регулирования, тыс. руб. |
Заявлено в орган регулирования, тыс. руб. |
Заявлено в ФАС России, тыс. руб. |
Величина разногласий по статье, тыс. руб. |
1 |
|
А |
В |
С |
С-А |
|
Топливо на технологические нужды |
333 634,21 |
806 091,26 |
842 609,82 |
508 975,61 |
|
Итого |
|
|
|
508 975,61 |
Сумма разногласий составляет 508 975,61 тыс. руб.
Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178).
По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:
- заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от 25.04.2022 № 06-02-04-1015
об установлении тарифа в сфере электрической энергии на 2023-2027 годы;
- информация по производственной себестоимости газа природного
и попутного собственной добычи ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за период 2021-2027 годы;
- копия договора от 21.06.2021 № 21Y0699//ВТ-0077/21 на поставку нефтяного газа для нужд котельной «WARTSILA», заключенного с ООО «Варандейский терминал»;
- копия договора от 20.11.2018 № 18Y3319 на поставку нефтяного газа
для нужд котельной «WARTSILA», заключенного с ООО «Варандейский терминал»;
- уведомление Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 24.05.2022 № 439 об открытии дела
об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа,
на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годов;
- расчет необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на 2023-2027 годы;
- расчет расхода условного топлива и затрат на топливо на производство электроэнергии;
- перерасчет необходимой валовой выручки на 2023-2027 годы в редакции ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»;
- перерасчет расхода условного топлива и затрат на топливо на производство электроэнергии в редакции ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 1178 расходы
на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:
1) нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт·ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) цен на топливо в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178;
3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного)
с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние
3 года;
5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках,
в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Заявитель отмечает, что на Энергоцентре-125 МВт «Южное Хыльчую» используется собственный попутный нефтяной газ, который учитывается в расходах на топливо по себестоимости, формируемой в соответствии с Методикой калькулирования себестоимости добычи нефти и газа ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
В подтверждение данного факта ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в составе документов
к тарифным заявлениям в Орган регулирования были направлены плановые
и фактические калькуляции себестоимости добычи попутного нефтяного газа
и другие обосновывающие документы.
В период с 2018-2022 гг. цена на газ учитывалась Управлением в соответствии с протоколом заседания правления ФАС России от 19.04.2018 № 3-11/18 по договору поставки газа, заключенному с ООО «Варандейский терминал», как рыночная цена.
В заявлении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» указано, что с 2021 года поставка газа в адрес ООО «Варандейский терминал» не осуществляется, т.е. сопоставимый рынок на территории НАО отсутствует.
Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях указано, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заявлена себестоимость добычи газа на 2023 год:
- природного газа – 6 084,58 руб./тыс. м. куб;
- попутного нефтяного газа – 7 097,84 руб./тыс. м. куб.
Как следует из экспертного заключения и отзыва Органа регулирования
на заявление, при определении расходов на газ Управлением проведен анализ предоставленных документов. Расчеты ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не содержат информации по местам возникновения затрат (месторождениям). Расшифровка
по статьям затрат, предоставленных расчетов-калькуляций, а также подтверждающие документы Заявителем не предоставлены.
Кроме того, в представленных расчетах наибольшие доли затрат
в себестоимости газа на 2023 год приходятся на следующие статьи расходов:
Наименование |
Амортизация основных фондов, % |
Общепроизводственные расходы, % |
Налог на дополнительный доход, % |
Попутный газ |
27,62 |
16,94 |
33,38 |
Природный газ |
17,97 |
64,04 |
- |
По информации Органа регулирования, закупки попутного нефтяного газа
на территории Ненецкого автономного округа на электронной торговой площадке zakupki.gov.ru и на торговой площадке rostender отсутствуют.
Управление дополнительно сообщает, что на нефтяном месторождении
на территории Ненецкого автономного округа осуществляет производство
и поставку тепловой энергии ООО «РН-Северная нефть», основным видом деятельности которой является добыча нефти. Компания осуществляет деятельность в сопоставимых с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» условиях. Цена попутного нефтяного газа по данным ООО «РН-Северная нефть», заявленная и принятая для целей регулирования на 2023 год составляет 574,53 руб./тыс. м. куб.
Кроме того, орган регулирования в отзыве на заявление отмечает, что предложенные ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» цены на топливо существенно превышают уровень оптовых цен, используемых в качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ, установленных для ПАО «Газпром» и его аффилированных лиц, утвержденный приказом ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, в соседних
с Ненецким автономным округом субъектах:
- Ямало-Ненецкий автономный округ – 3 213 руб./тыс. м. куб.;
- Республика Коми – 4 605 руб./тыс. м. куб.;
- Архангельская область – 4 867 руб./тыс. м. куб.
Управлением в рамках исполнения приказа ФАС России от 24.04.2018
№ 545/18 был выполнен перерасчет установленных на 2018 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
В соответствии с отзывом Управления, в результате проведенного анализа
с учетом приказа ФАС России от 24.04.2018 № 545/18 для целей регулирования на 2023 год цена на природный газ принята в размере 2 785,56 руб., попутный нефтяной газ – в размере 1 805,24 руб. Указанные уровни цен сформированы в результате индексации на 108,5 % от величины цен на топливо за 2 полугодие
2022 года, учтенных при установлении тарифов на 2022 год, в соответствии с рекомендованным Министерством экономического развития Российской Федерации прогнозом показателей инфляции на 2023 год.
Таким образом, ввиду отсутствия в материалах тарифного дела обосновывающих документов, подтверждающих плановые и фактические расходы на попутный нефтяной газ, требования Заявителя являются необоснованными
и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, Комиссия
РЕШИЛА:
отказать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в удовлетворении требований, указанных
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (рег. от 22.02.2023 № 27940/23).