Решение №СП/43039/23 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – Заявитель)
и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (далее – Управление, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Управления
по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа <...>, начальника планово-экономического управления ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...>, и.о. начальника отдела ценообразования и экспертизы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...>, главного энергетика ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» <...> начальника корпоративно-правового отдела Департамента правового обеспечения «Северо-Запад «ООО «ЛУКОЙЛ-МЦПБ» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 22.02.2023 № 27940/23) о споре (разногласиях) между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Спор возник по приказу Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 18.11.2022 № 58 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на электрическую энергию (мощность) для потребителей Энергоцентра-125 Мвт «Южное Хыльчую»
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа на 2023-2027 годы», которым в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию на 2023 - 2027 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная Органом регулирования, составляет 3 177 660,72 тыс. руб. Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 671 753,59 тыс. руб.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - нефтедобывающее предприятие, приоритетным направлением деятельности которого является разведка месторождений полезных ископаемых, добыча, реализация нефти и нефтепродуктов. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляет свою деятельность на территории двух субъектов Российской Федерации - Республика Коми и Ненецкий автономный округ.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Среди потребителей электрической энергии, вырабатываемой на мощностях, принадлежащих ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», отсутствуют категории покупателей, к которым относится население и приравненные к нему категории потребителей. В организационную структуру ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» входит ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз», одним из видов деятельности которого является выработка электрической энергии на Энергоцентре «Южное-Хыльчую» и передача электрической энергии.

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заявляет требование о дополнительном учете
в составе НВВ на 2023 год расходов по следующей статье затрат:

№ п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Заявлено в

орган регулирования, тыс. руб.

Заявлено в ФАС России,

тыс. руб.

Величина разногласий по статье,

тыс. руб.

1

 

А

В

С

С-А

 

Топливо на технологические нужды

333 634,21

806 091,26

842 609,82

508 975,61

 

Итого

 

 

 

508 975,61

 

Сумма разногласий составляет 508 975,61 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178).

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от 25.04.2022 № 06-02-04-1015
об установлении тарифа в сфере электрической энергии на 2023-2027 годы;

- информация по производственной себестоимости газа природного
и попутного собственной добычи ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» за период 2021-2027 годы;

- копия договора от 21.06.2021 № 21Y0699//ВТ-0077/21 на поставку нефтяного газа для нужд котельной «WARTSILA», заключенного с ООО «Варандейский терминал»;

- копия договора от 20.11.2018 № 18Y3319 на поставку нефтяного газа
для нужд котельной «WARTSILA», заключенного с ООО «Варандейский терминал»;

- уведомление Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 24.05.2022 № 439 об открытии дела
об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа,
на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годов;

- расчет необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на 2023-2027 годы;

- расчет расхода условного топлива и затрат на топливо на производство электроэнергии;

- перерасчет необходимой валовой выручки на 2023-2027 годы в редакции ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»;

- перерасчет расхода условного топлива и затрат на топливо на производство электроэнергии в редакции ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 1178 расходы
на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт·ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) цен на топливо в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178;

3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного)
с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние
3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках,
в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Заявитель отмечает, что на Энергоцентре-125 МВт «Южное Хыльчую» используется собственный попутный нефтяной газ, который учитывается в расходах на топливо по себестоимости, формируемой в соответствии с Методикой калькулирования себестоимости добычи нефти и газа ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
В подтверждение данного факта ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в составе документов
к тарифным заявлениям в Орган регулирования были направлены плановые
и фактические калькуляции себестоимости добычи попутного нефтяного газа
и другие обосновывающие документы.

В период с 2018-2022 гг. цена на газ учитывалась Управлением в соответствии с протоколом заседания правления ФАС России от 19.04.2018 № 3-11/18 по договору поставки газа, заключенному с ООО «Варандейский терминал», как рыночная цена.

В заявлении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» указано, что с 2021 года поставка газа в адрес ООО «Варандейский терминал» не осуществляется, т.е. сопоставимый рынок на территории НАО отсутствует.

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях указано, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заявлена себестоимость добычи газа на 2023 год:

- природного газа – 6 084,58 руб./тыс. м. куб;

- попутного нефтяного газа – 7 097,84 руб./тыс. м. куб.

Как следует из экспертного заключения и отзыва Органа регулирования
на заявление, при определении расходов на газ Управлением проведен анализ предоставленных документов. Расчеты ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не содержат информации по местам возникновения затрат (месторождениям). Расшифровка
по статьям затрат, предоставленных расчетов-калькуляций, а также подтверждающие документы Заявителем не предоставлены.

Кроме того, в представленных расчетах наибольшие доли затрат
в себестоимости газа на 2023 год приходятся на следующие статьи расходов:

 

Наименование

Амортизация основных фондов,

%

Общепроизводственные расходы, %

Налог на дополнительный доход, %

Попутный газ

27,62

16,94

33,38

Природный газ

17,97

64,04

-

 

По информации Органа регулирования, закупки попутного нефтяного газа
на территории Ненецкого автономного округа на электронной торговой площадке zakupki.gov.ru и на торговой площадке rostender отсутствуют.

Управление дополнительно сообщает, что на нефтяном месторождении
на территории Ненецкого автономного округа осуществляет производство
и поставку тепловой энергии ООО «РН-Северная нефть», основным видом деятельности которой является добыча нефти. Компания осуществляет деятельность в сопоставимых с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» условиях. Цена попутного нефтяного газа по данным ООО «РН-Северная нефть», заявленная и принятая для целей регулирования на 2023 год составляет 574,53 руб./тыс. м. куб.

Кроме того, орган регулирования в отзыве на заявление отмечает, что предложенные ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» цены на топливо существенно превышают уровень оптовых цен, используемых в качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ, установленных для ПАО «Газпром» и его аффилированных лиц, утвержденный приказом ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, в соседних
с Ненецким автономным округом субъектах:

- Ямало-Ненецкий автономный округ – 3 213 руб./тыс. м. куб.;

- Республика Коми – 4 605 руб./тыс. м. куб.;

- Архангельская область – 4 867 руб./тыс. м. куб.

Управлением в рамках исполнения приказа ФАС России от 24.04.2018
№ 545/18 был выполнен перерасчет установленных на 2018 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

В соответствии с отзывом Управления, в результате проведенного анализа
с учетом приказа ФАС России от 24.04.2018 № 545/18 для целей регулирования на 2023 год цена на природный газ принята в размере 2 785,56 руб., попутный нефтяной газ – в размере 1 805,24 руб. Указанные уровни цен сформированы в результате индексации на 108,5 % от величины цен на топливо за 2 полугодие
2022 года, учтенных при установлении тарифов на 2022 год, в соответствии с рекомендованным Министерством экономического развития Российской Федерации прогнозом показателей инфляции на 2023 год.

Таким образом, ввиду отсутствия в материалах тарифного дела обосновывающих документов, подтверждающих плановые и фактические расходы на попутный нефтяной газ, требования Заявителя являются необоснованными
и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, Комиссия

РЕШИЛА:

отказать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в удовлетворении требований, указанных
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (рег. от 22.02.2023 № 27940/23).

 

Связанные организации

ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
ИНН 1106014140, ОГРН 1021100895760
Ненецкое УФАС России
ИНН 2983007250, ОГРН 1088383000530
Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа
ИНН 8300005886, ОГРН 1038302271413