Решение №31/66318/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» августа 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики между ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 22.04.2021 67905/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по финансам - начальника департамента финансов ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию - начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя генерального директора по тарифообразованию - начальника управления ценового регулирования технологического присоединения ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии – начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, консультанта отдела административно-правового обеспечения и делопроизводства Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 22.04.2021 № 67905/21) ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация, Ленэнерго) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, орган регулирования).

Спор возник по приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.02.2021 № 23-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 669-п «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям сетевых организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области на 2021 год» в части величины расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными косвенного включения тока на уровне напряжения 110 кВ.

Величина расходов на обеспечение средствами коммерческого учета, учтенная ЛенРТК, составляет 4 135,68 тыс. руб. без НДС.

Величина расходов, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 6 571,40 тыс. руб. без НДС.

Разногласия возникли в части неучета органом регулирования расходов на содержание службы технического заказчика в размере 2 364,78 тыс. руб.

С учетом требований к расчету расходов, включаемых в состав сводного сметного расчета, установленных приказом Минстроя России от 04.08.2020
№ 421/пр, величина спора составляет 2 435,72 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Ленэнерго представлены в адрес ФАС России и Комитета следующие обосновывающие материалы:

- письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 18.02.2021 № ЛЭ/14-20/28 «О направлении заявления об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» энергопринимающих устройств ПС 110 кВ по заявке ООО «БХК»;

- расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы ТСО;

- расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 16 Методических указаний;

- расчет расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 16 Методических указаний, на 2021 год;

- расчет платы за присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» энергопринимающих устройств ПС 110 кВ ГПП-3 БХК с двумя новыми ВЛ 110 кВ;

- пояснительная записка к расчету платы;

- заявка ООО «Балтийский химический комплекс» № 20-519063;

- письмо ООО «БХК» № КМ/09.1/00/05/1589 от 20.10.2020 касательно кадастрового номера земельного участка;

- технические условия присоединения объектов ООО «БХК» к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго»;

- проект договора ПАО «Россети Ленэнерго» с ООО «БХК»;

- письмо ООО «БХК» № МБ/09.1/00/05/0156 от 10.02.2021 касательно согласования мест размещения объекта с приложением ситуационной карты, заверенной ООО «БХК»;

- заявки ПАО «Россети Ленэнерго» в адрес ПАО «ТГК-1» и ПАО «ФСК ЕЭС»;

- стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.240.121-2012;

- сводный сметный расчет стоимости строительства ПУ 110 кВ;

- приказ ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.12.2020 № 623 об утверждении реестра нормативно-технических документов в области технического регулирования;

- фактическая смета затрат на содержание службы капитального строительства и инвестиционной деятельности ПАО «Россети Ленэнерго» за 2020 год;

- расчет материальных и прочих расходов в соответствии с Методикой
№ 297/пр на основании фактических данных, отраженных в бухгалтерском учете по соответствующим статьям затрат за 2020 год;

- расчет затрат на осуществление функций технического заказчика по объекту средство коммерческого учета 110 кВ в соответствии с Методикой определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.06.2020 № 297/пр;

- приказ ПАО «Ленэнерго» от 20.07.2020 № 226-з о внесении изменений в приказ ПАО «Ленэнерго» от 29.05.2017 № 135-з «Об утверждении ЕСОТ работников ПАО «Ленэнерго»»;

- приказ ПАО «Россети Ленэнерго» от 25.01.2021 № 21-з об установлении с 01.01.2021 минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда ППП и индексации должностных окладов;

- тарифные коэффициенты для определения должностных окладов;

- письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 24.02.2021 № ЛЭ/14-20/30 «Возражения ПАО «Россети Ленэнерго» к уровню дополнительных стандартизированных ставок».

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования
№ 1178), размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания
№ 1135/17), в случае если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам,
определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГК РФ) застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГК РФ.

ПАО «Россети Ленэнерго» является членом СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» с правом выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и членом СРО Ассоциация организаций, осуществляющих проектирование энергетических проектов «ЭНЕРГОПРОЕКТ» с правом выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации.

Пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный пунктом 30 Положения № 87, составляется с распределением средств, в том числе по следующим главам:

содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10).

Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика утверждена приказом Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр (далее – Методика № 297/пр).

Сводный сметный расчет стоимости строительства объектов электросетевого хозяйства, которое за 2018-2020 годы не осуществлялось, с приложением расчета затрат на осуществление функций технического заказчика, выполненный
ПАО «Россети Ленэнерго» в соответствии с Методикой № 297/пр, был направлен в ЛенРТК в составе материалов к письму от 18.12.2021 № ЛЭ/14-20/28 (вх. ЛенРТК от 19.12.2021 № КТ-1-1002/2021).

В соответствии с отзывом органа регулирования, направленным в адрес ФАС России письмом от 11.05.2021 № КТ-3-1608/2021 (рег. от 31.05.2021 № 88824/21), законодательством, регулирующим деятельность в сфере капитального строительства, предусмотрен инструментарий для учета затрат, предусмотренных функциями технического заказчика, и не дает однозначных указаний о необходимости выполнения таких работ.

Методика № 297/пр предусматривает исключительно численность работников технического заказчика, исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.

ПАО «Россети Ленэнерго» представило расчет фонда оплаты труда рабочего 4 разряда, при этом не был представлен расчет трудозатрат по конкретным функциям технического заказчика, предусмотренным Приложением 1 к Методике № 297/пр.

ФАС России отмечает, что в Приложении 1 к Методике № 297/пр указан рекомендуемый перечень функций технического заказчика, используемый при расчете затрат на осуществление функций технического заказчика.

Необходимость включения функций технического заказчика предусмотрена Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

При этом, в соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГК РФ данные функции могут осуществляться непосредственно застройщиком.

Таким образом, ЛенРТК в нарушение пункта 11 Методических указаний
№ 1135/17 планируемые расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными косвенного включения тока на уровне напряжения 110 кВ, определены не по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

При этом, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 ГК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, предусмотрено, что строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство;

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Частью 6 ст. 52 и частями 1, 2 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что выполнение строительного контроля является обязательным.

В связи с тем, что функции по строительному контролю выполняются службой заказчика, затраты по статье «Содержание службы технического заказчика» должны определяться органами регулирования с учетом исключения дублирования функций на строительный контроль.

Также ФАС России выявлено, что в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям № 1135/17 «Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы территориальной сетевой организации» Заявителем по мероприятию «Установка приборов учета электрической энергии в ячейках 110 кВ РП 110 кВ» учтены расходы на установку
2-х трансформаторов тока.

Согласно стр. 6 Выписки из протокола заседания Правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.02.2021 № 5 «3. В составе оборудования комплекса учета электрической энергии (мощности) косвенного включения предусмотрена установка трансформатора тока 110 кВ, трансформатора напряжения 110 кВ, счетчиков электрической энергии трехфазных статических, шкаф с догрузочными резисторами».

Согласно пункту 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), в состав иного оборудования, которое используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности), приобретение, установку и замену которого осуществляют гарантирующие поставщики и сетевые организации, не входят измерительные трансформаторы, используемые для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в отношении объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также в составе измерительных комплексов на подстанциях с уровнем высшего напряжения выше 20 кВ.

При этом, приобретение, установка, замена, эксплуатация и поверка измерительных трансформаторов, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительных комплексов, установленных или устанавливаемых на подстанциях с уровнем высшего напряжения 20 кВ и выше, а также в отношении объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках, осуществляются собственником (владельцем) соответствующих подстанций, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

ФАС России отмечает, что в случае если в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности)) осуществляется строительство подстанций с уровнем высшего напряжения 20 кВ и выше, а также иных объектов электросетевого хозяйства «последней мили», на которых устанавливаются измерительные комплексы, расходы на приобретение и установку измерительных трансформаторов, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительных комплексов, учитываются в составе расходов на строительство указанных объектов.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ и расчет расходов по статье затрат «Содержание службы технического заказчика» в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и учесть в экономически обоснованном размере с учетом исключения дублирования функций на строительный контроль, а также исключить из величины расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазными косвенного включения тока на уровне напряжения 110 кВ расходы на измерительные трансформаторы, в случае учета таких расходов, и учесть указанные расходы в составе расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства «последней мили», на которых устанавливаются измерительные комплексы.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 22.04.2021 № 67905/21).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по статье затрат «Содержание службы технического заказчика» в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, с учетом исключения дублирования функций на строительный контроль.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2021 пересмотреть стандартизированные тарифные ставки на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности): трехфазные косвенного включения тока на уровне напряжения 110 кВ на территориях городских населенных пунктов и на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, и размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» энергопринимающих устройств ООО «Балтийский Химический комплекс», установленный распоряжением ЛенРТК от 19.03.2021
№ 29-р, на основании пункта 3 настоящего решения, а также исключив расходы на измерительные трансформаторы, в случае учета таких расходов, и включив указанные расходы в состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства «последней мили», на которых устанавливаются измерительные комплексы.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
ПАО "Россети Ленэнерго"
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300