Решения по тарифам №СП/33902/19 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 23 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «5» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев разногласия между МП городского округа Звенигород Московской области «Звенигородские инженерные сети» (далее – Заявитель, Организация, МП «ЗИС») и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Орган регулирования, Комитет) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год в присутствии на заседании Комиссии <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения МП городского округа Звенигород Московской области «Звенигородские инженерные сети» (далее – Заявитель, Организация, МП «ЗИС»).

Спор возник с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Орган регулирования, Комитет), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения распоряжением от 19 декабря 2018 года № 369-Р методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. для МП «ЗИС».

Заявление МП «ЗИС» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены на основании представленных Заявителем и Комитетом документов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым распоряжением на 2019 год для МП «ЗИС», составляет с 01.01.2019 в размере 273 132,9 тыс. руб., с 01.07.2019 в размере 282 400,0 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке (далее – НВВ) при установлении тарифов на тепловую энергию для МП «ЗИС» на 2019 год размер экономически обоснованных расходов по следующим статьям затрат:

 

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято РСТ (в среднем по году)

Принято РСТ РО (по данным Заявителя)

Заявлено в ФАС России

Объем спора

1

Амортизация

8 061,0

8 061,0

10 203,0

2 142,0

2

Электроэнергия

25 355,7

24 380,5

27 304,8

2 924,3

3

Избыток средств, полученный в предыдущем периоде

- 8 441,9

- 8 490,6

0

8 490,6

4

Налог на имущество

1 106,4

1 106,4

2 081,1

974,7

5

Прибыль (расходы на капитальные вложения)

0,0

0,0

5 243,3

5 243,3

 

ИТОГО

19 774,9

 

Кроме того, регулируемой организацией также оспаривается принятый Органом регулирования объем полезного отпуска в тарифе на 2019 год – 161 546 Гкал, по мнению Заявителя экономически обоснованной является величина 134 831,9 Гкал.

 

По вопросу разногласий, касающихся величины полезного отпуска.

Комитетом объём полезного отпуска на 2019 год учтен в размере 161 546 Гкал.

МП «ЗИС» на разногласия в ФАС России заявлена величина 134 831,9 Гкал.

В качестве обоснования своей позиции по данной статье затрат в адрес ФАС России МП «ЗИС» были представлены следующие материалы:

- расчетная таблица с объемом реализации тепловой энергии за 2018 г.;

- выписка со счета 90 «Реализация» бухгалтерской отчетности МП «ЗИС»;

- счета на оплату тепловой энергии потребителями МП «ЗИС»;

- договор поставки тепловой энергии с ООО «Гефест-Инжиниринг» от 07.07.2017 № 02/17-2;

- договор поставки тепловой энергии с ООО «УК-ЭНЕРГОЦЕНТР» от 01.10.2018 № 18/ПНИ-ТЭ;

- баланс тепловой энергии на 2019 г.

По мнению МП «ЗИС», Органом регулирования некорректно рассчитан объем полезного отпуска, поскольку у регулируемой организации снизилась величина покупной тепловой энергии до 10 650 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

При этом, согласно представленной информации Комитетом, регулируемой организацией в адрес Органа регулирования письмом от 21.11.2018 № 796 были направлены дополнительные материалы к ранее поданной заявке, в том числе калькуляция МП «Звенигородские инженерные сети» 2019 года, расчет затрат на покупную тепловую энергию на 2019 и баланс тепловой энергии на 2019 г.

Согласно вышеуказанной калькуляции МП «ЗИС» объем полезного отпуска составляет 161 546 Гкал, согласно балансу тепловой энергии, представленному в адрес ФАС России и в адрес Органа регулирования, полезный отпуск также составляет 161 546 Гкал.

Необходимо отметить, что информация об актуализированной схеме теплоснабжения и программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования в ФАС России представлена не была.

ФАС России отмечает, что Заявитель не предоставлял сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии по форме федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» (далее – форма № 46-ТЭ) в ФАС России. В адрес Комитета, по данным Органа регулирования, формы № 46-ТЭ предоставлялись с нарушением установленных сроков или содержали некорректные данные.

Органом регулирования полезный отпуск регулируемой организации на 2019 год был принят согласно представленному дополнению МП «ЗИС», на уровне заявки организации.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

 

Статья затрат «Амортизация».

Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий
2 142 тыс. руб. – разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 10 203 тыс. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования, 8 061 тыс. руб.

В обоснование своей позиции по учету расходов по статье «Амортизация» в НВВ 2019 года Заявителем представлены калькуляция затрат организации с разногласиями и бухгалтерские ведомости по счетам 01, 02 за 2018 год.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год амортизация основных производственных фондов была рассчитана в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 и Классификатором.

В соответствии с представленными регулируемой организацией материалами МП «ЗИС» в адрес Органа регулирования не были представлены необходимые материалы для экономического обоснования расходов по данной статье затрат.

В адрес ФАС России и в адрес Органа регулирования МП «ЗИС» не были представлены расчет амортизации в соответствии с максимальными сроками полезного использования, амортизационные ведомости, акты ввода/вывода из эксплуатации основных средств на вновь введенные и выбывшие объекты, приказы о постановке на бухгалтерский учет, оборотно-сальдовые ведомости за 2017 год и первое полугодие 2018 года.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

 

Статья затрат «Электроэнергия».

Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий
2 924,3 тыс. руб. – разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 27 304,8 тыс. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования 24 380,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в среднем по году учтены затраты на электрическую энергию в размере 25 355,7 тыс. руб.

Спор между Органом регулирования и регулируемой организацией возник в части учитываемых объемов расхода электрической энергии при расчете расходов по статье затрат «Электроэнергия». По мнению МП «ЗИС» объем расхода электрической энергии МП «ЗИС» на 2019 год составит 5 952,9 тыс. кВтч, Органом регулирования объем принят в размере 5 311,9 тыс. кВтч.

ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не были представлены обосновывающие документы по данной статье затрат.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

 

 


 

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

По мнению регулируемой организации, при определении объемов расхода электрической энергии необходимо руководствоваться распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 13.06.2018 № 81-РВ об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям на 2019 год для 15 (пятнадцати) энергоснабжающих организаций.

Согласно письменным пояснениям Органа регулирования, при расчете расходов по статье затрат «Электроэнергия» объем потребления электрической энергии на 2019 год Комитетом был определен исходя из фактических показателей МП «ЗИС» за 2017 год, то есть в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования. Требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

 

Статья затрат «Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 0 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат с среднем по году учтены в размере «– 8 441,9» тыс. руб.

Комитетом исключены расходы из НВВ МП «ЗИС» на 2019 год в данном размере по следующим основаниям: регулируемой организацией не выполнены мероприятия инвестиционной программы в размере 5 088,4 тыс. руб., а также выявлены излишне полученные субсидии на оплату задолженности за поставку энергетических ресурсов в размере 3 353,5 тыс. руб. (величина в среднем по году).

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования, регулируемой организацией за 2017 год не была освоена инвестиционная программа в полном объеме

Согласно письменному мнению Органа регулирования в соответствии с фактическими данными, представленным МП «ЗИС» в Орган регулирования, в тарифах на тепловую энергию на 2016 год затраты на энергоресурсы учтены в полном объеме. При этом, из бюджета Московской области на оплату задолженности за поставку энергетических ресурсов выделена субсидия в размере 5 340,0 тыс. руб.

Согласно пункту 50 Основ ценообразования № 1075 в случае если на момент установления тарифов на очередной период регулирования производственные объекты, ввод которых в эксплуатацию был предусмотрен в предыдущий расчетный период регулирования в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, не были введены в эксплуатацию и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование, из необходимой валовой выручки, определяемой на очередной период регулирования, исключаются расходы, связанные с созданием (реконструкцией, модернизацией) таких объектов, в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). Исключенные в соответствии с настоящим абзацем расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на расчетный период регулирования, следующий за периодом ввода производственных объектов в эксплуатацию.

При пересмотре утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы необходимая валовая выручка регулируемой организации на очередной расчетный период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

В части исключения избытка средств, полученных в предыдущем периоде регулирования за счет неисполнения МП «ЗИС» предусмотренной на 2017 год инвестиционной программы, ФАС России сообщает.

Утвержденная инвестиционная программа 2017 года в адрес ФАС России направлена не была, кроме того, отчеты по исполнению инвестиционной программы также не были направлены.

Таким образом, в случае неисполнения инвестиционной программы, а также в случае излишне полученных доходов, такие средства подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Органа регулирования при расчете расходов по данной статье затрат. Требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

При этом, согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В соответствии с представленным Комитетом Экспертным заключением к делу об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МП «ЗИС» на 2019 год, анализ расходов по статье затрат «Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования» согласно пункту 29 Правил № 1075 проведен не был, в том числе не отражен анализ расхода выделяемой субсидии на затраты на энергоресурсы для МП «ЗИС» из бюджета Московской области.

В Экспертном заключении не отражены ссылки на обосновывающие материалы, согласно которым Органом регулирования принималось решение об исключении из необходимой валовой выручки МП «ЗИС» на 2019 год данных расходов.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России полагает необходимым Комитету привести Экспертное заключение в соответствие с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Статья затрат «Налог на имущество».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 081,1 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 1 106,4 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с Экспертным заключением и письменным мнением Органа регулирования Комитетом расходы по статье затрат «Налог на имущество» были рассчитаны в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 и пунктами 24 и 32 Методических указаний № 760-э исходя из налоговых деклараций за 2017 год и Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

В качестве обоснования своей позиции регулируемой организацией в ФАС России представлены налоговые декларации МП «ЗИС» за 2018 год. При этом, налоговые декларации за 2017 год, расчет налога на имущество на 2019 год в адрес ФАС России представлены не были.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушение действующего законодательства со стороны Органа регулирования. Требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

 

Статья затрат «Прибыль».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 5 243,3 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 28.09.2017 № 315-РВ (далее – Распоряжение № 315-РВ) внесены изменения в инвестиционную программу МП «ЗИС» по развитию системы теплоснабжения и городского округа Звенигород на 2017-2019 годы, в том числе в части финансирования инвестиционной программы из прибыли. В 2019 году в соответствии с вышеуказанным распоряжением финансирование за счет прибыли регулируемой организации должно составить 5 243,3 тыс. руб.

Распоряжение № 315-РВ в адрес Органа регулирования было направлено письмом МП «ЗИС» от 26.07.2018 № 292.

Комитет полагает необоснованным учет данных расходов в необходимой валовой выручке МП «ЗИС» на 2019 год в связи с ненаправлением Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области на согласование в Комитет инвестиционной программы МП «ЗИС» на 2017-2019 годы в соответствии с пунктом 21 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 (далее – Правила № 410).

Таким образом, был нарушен порядок согласования и утверждения инвестиционных программ, предусмотренный Правилами № 410. Органом регулирования не была согласована инвестиционная программа МП «ЗИС» на 2019 год.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании анализа представленных МП городского округа Звенигород Московской области «Звенигородские инженерные сети» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении МП городского округа Звенигород Московской области «Звенигородские инженерные сети» о разногласиях с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (рег. от 11.02.2019 № 22899-ЭП/19).

2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Экспертное заключение к делу об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МП «Звенигородские инженерные сети» на территории городского округа Звенигород Московской области, привести в соответствие с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также обоснования причин учета/неучета представленных регулируемой организацией пояснений и документов.

3. Об исполнении пункта 2 настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию экспертного заключения по делу об установлении для МП городского округа Звенигород Московской области «Звенигородские инженерные сети» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

 <...>

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287
Московское областное УФАС России
ИНН 7703671069, ОГРН 1087746854150