Письмо №СП/57419/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF







АО «Ульяновская сетевая компания»

432023, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная,
д. 29

elektro_73@mail.ru

Агентство по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области

432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 3

tarif@ulgov.ru


Для сведения:

Ульяновское УФАС России


432068, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2


to73@fas.gov.ru






РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2022 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бердникова Д.В. - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между АО «Ульяновская сетевая компания»
(далее – Заявитель, АО «УСК») и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи
исполнительного директора
АО «Ульяновская сетевая компания» Бросайло П.А., заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Ульяновская сетевая компания»
Гуреев
ой И.И., начальника отдела по тарифам АО «Ульяновская сетевая компания» Исрафиловой Э.М., исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Ципровского С.В., начальника отдела регулирования электроэнергетики Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Коростелевой А.Н.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 14.03.2022 № 42729-ЭП/22) о споре (разногласиях) между АО «Ульяновская сетевая компания» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.12.2021 № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год» (в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 10.01.2021 № 1-П «О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области) в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27.12.2021 № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» в отношении Заявителя установлена величина необходимой валовой выручки на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении АО «УСК» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
2022 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 530 791,15 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 594 178,32 тыс. руб.

АО «УСК» оспаривает невключение Органом регулирования в состав НВВ на 2022 год расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения», заявляя об обоснованности учета данных затрат в сумме 63 387,17 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 63 387,17 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 23.09.2021 № 197-од для
АО «УСК» утверждена инвестиционная программа на 2022-2026 гг. Источники финансирования на 2022 год составляют 108,076 млн. руб., в т.ч. прибыль, направляемая на инвестиции - 63,387 млн. руб. (без НДС), амортизация основных средств - 44,689 млн. руб. (без НДС).

В пользу включения заявленных расходов в состав НВВ на 2022 год Заявителем приведен довод о том, что в отсутствии у АО «УСК» источника финансирования инвестиционной программы, исключенного Агентством при регулировании на 2022 год, АО «УСК» не имеет возможности исполнять требования действующего законодательства, связанные с развитием систем учета электрической энергии (мощности).

Органом регулирования заявленные расходы не учтены по причине ограничения темпа роста предельных уровней тарифов на передачу на 2022 год, утвержденного приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» (далее – приказ ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21).

При установлении тарифов на 2022 Агентством был проанализирован пообъектный состав фактически исполненной в 2020 году инвестиционной программы ООО «УСК» в составе следующих материалов:

- отчет об исполнении инвестиционной программы за 2020 год по форме приложения к приказу Минэнерго России от 24.03.2012 № 114. Отчет составлен с указанием каждого инвестиционного объекта;

- отчет об исполнении инвестиционной программы за 2020 год в формате шаблона NET/INV. В представленном отчете содержится перечень инвестиционных проектов, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, и фактическое финансирование;

- отчет об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики. В отчете содержится перечень инвестиционных проектов, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, и фактическое финансирование.

По результатам анализа материалов, Органом регулирования установлено, что из заложенных в тариф на 2020 год средств в размере 86 427,77 тыс. руб.: за счет амортизации – 40 927,77 тыс. руб., капитальные вложения из прибыли –
45 500,00 тыс. руб., величина фактического освоения – 49 155,33 тыс. руб.: за счет амортизации – 40 927,77 тыс. руб., капитальные вложения из прибыли –
8 227,56 тыс. руб. По расчету Агентства за 2020 год не освоено 37 272,44 тыс. руб.

При расчете величины НВВ на 2022 год Агентством была принята во внимание инвестиционная программа, утвержденная на 2022-2026 гг.

Как отмечено Органом регулирования, величина предельных уровней тарифов на передачу на 2022 год, утвержденная ФАС России, не позволила учесть финансирование инвестиционной программы за счет прибыли. Решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в установленном порядке, должно быть принято на уровне руководства региона самостоятельно. АО «УСК» в адрес Органа регулирования информация о согласовании решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) направлена не была.

В этой связи, учитывая результаты исполнения инвестиционной программы за 2020 год, а также в целях соответствия единых котловых тарифов предельным уровням тарифов на передачу электрической энергии на территории Ульяновской области, утвержденным ФАС России приказом от 16.12.2021 № 1429/21, расходы по статье «Прибыль на капитальные вложения» в размере 63 387,17 тыс. руб. не были учтены Органом регулирования в составе НВВ Заявителя на 2022 год.

Также Агентством отмечено, что рост величины НВВ АО «УСК» на 2022 год по сравнению с 2021 годом составляет 3,02% (515 220,48 тыс. руб.), что соотносится с максимальным ростом ставки на содержание (3,5%) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденной приказом ФАС России от 16.12.2021
№ 1429/21.

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования № 1178, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования № 1178 на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На заседании Комиссии ФАС России Агентством отмечено, что расходы по статье «Прибыль на капитальные вложения» не учтены органом регулирования всем территориальным сетевым организациям Ульяновской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год с целью непревышения максимальных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21.

Также ФАС России отмечает низкий уровень исполнения АО «УСК» мероприятий инвестиционной программы за предыдущие периоды регулирования.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 507 «Об особенностях установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в 2022 и 2023 годах» при установлении в 2022 и 2023 годах тарифов на услуги по передаче электрической энергии не применяются положения предложения первого абзаца девятого пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в части расходов на реализацию инвестиционных проектов в 2022 году.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Прибыль на капитальные вложения» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Ульяновская сетевая компания» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области,
Комиссия


РЕШИЛА:


отказать в удовлетворении требований АО «Ульяновская сетевая компания», указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (рег. от 14.03.2022
№ 42729-ЭП/22).



Председатель Комиссии


___________________/

(подпись)


С.А. Пузыревский


Заместитель председателя Комиссии


___________________/

(подпись)


А.С. Воронин


Члены Комиссии:


___________________/

(подпись)


И.Г. Степаненко




___________________/

(подпись)


И.П Волов




___________________/

(подпись)


Д.В. Бердников




___________________/

(подпись)


Т.Л. Новичкова



2022-80994


Связанные организации

АО "Ульяновская сетевая компания"
ИНН 7326027025, ОГРН 1067326026514
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902
Руководителю Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Курбатову С.М.
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538