Приказ по тарифному регулированию №702/23 Приказ ФАС России от 05.10.2023 № 702/23 от 5 октября 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 03.05.2023 № 39-ПК «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго»
(город Екатеринбург) к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (город Березовский)
по индивидуальному проекту»

 

В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев заявление филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» (далее соответственно – Заявитель, филиал «Уральский» АО «Оборонэнерго») от 15.06.2023 № УРЛ/060/1681 (рег. от 15.06.2023 № 90518-ЭП/23) об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 03.05.2023 № 39-ПК «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» (город Екатеринбург) к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (город Березовский) по индивидуальному проекту», а также документы и материалы, представленные Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее соответственно – Орган регулирования, РЭК Свердловской области) в письме от 10.08.2023 № 01-22/2777 (рег. от 10.08.2023 № 121534-ЭП/23) на запрос ФАС России от 02.08.2023 № 31/61595/23, установила следующее.

Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в том числе Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22 (далее – Методические указания № 490/22), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Заявитель полагает, что размер платы за технологическое присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (далее – АО «УЭС») установлен РЭК Свердловской области с превышением полномочий.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие Правил № 861 распространяется в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Филиал «Уральский» АО «Оборонэнерго» направил в адрес АО «УСК» заявку от 08.07.2022 № 535 на технологическое присоединение ЛЭП-6 кВ фидер «Воинская часть» по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, в/г к электрическим сетям АО «УЭС» с запрашиваемой максимальной мощностью 2 872 кВт (ранее присоединенная максимальная мощность – 1 603 кВт, дополнительно присоединяемая максимальная мощность – 1 269 кВт), по уровню напряжения – 6 кВ и категории надежности – III.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами № 861, с учетом особенностей, установленных в разделе III Правил № 861.

В адрес РЭК Свердловской области письмом от 05.08.2022 № 282 АО «УЭС» направлено заявление об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Оборонэнерго» к электрическим сетям АО «УЭС» по индивидуальному проекту (далее – Заявление) в связи с несоблюдением критериев наличия технической возможности технологического присоединения, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пунктом 28 Правил № 861.

С целью сохранения условий электроснабжения (подпункт «а» пункта 28 Правил № 861) для действующих потребителей, ранее фактически присоединенных к воздушной линии 6 кВ фидер «Водозабор», в проекте технических условий на технологическое присоединение АО «УЭС» предусмотрены мероприятия по новому строительству КЛ 6 кВ от резервной ячейки № 28 РУ-6 кВ 1 СШ ПС 35/6 кВ «Южная БЗ» до границы земельного участка филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» с выходом на проектируемую железобетонную опору вблизи существующей опоры № 1 с реклоузером и пунктом коммерческого учета 6 кВ ЛЭП-6 кВ ф. «Воинская часть».

Таким образом, АО «УЭС» планируется технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» в новой точке присоединения.

С целью снятия ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства АО «УЭС», к которым надлежит произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго», (подпункт «б» пункта 28 Правил № 861) предусмотрены:

реконструкция ПС 35/6 кВ «Южная БЗ» с заменой трансформаторов Т-1 и Т-2 мощностью 6,3 МВА на трансформаторы мощностью 16 МВА, заменой оборудования ОРУ-35 кВ и РУ-6 кВ;

ретрофит ячейки № 28 1СШ ПС 35/6 кВ «Южная БЗ» с установкой вакуумного выключателя и заменой ТТ.

В соответствии с пунктом 16 Методических указаний № 490/22 для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:

а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах);

б) выполнение технических условий сетевой организацией, включая разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

в) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий в соответствии с разделом IX Правил № 861 (выдачу уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям Заявителям, указанным в пунктах 12(1), 13(2)–13(5) и 14 Правил № 861), если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже).

В силу пункта 17 Методических указаний № 490/22 при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту определяются расходы сетевой организации на реконструкцию и (или) новое строительство, связанные с данным технологическим присоединением, объем которых согласно абзацу седьмому пункта 32 и абзацу двенадцатому пункта 87 Основ ценообразования № 1178 отражается в решении об установлении платы за технологическое присоединение и учитывается при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также рассчитывается плата Заявителю за объем максимальной мощности, указанной в заявке.

В указанную плату включаются:

– стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний № 490/22;

– стоимость конкретных мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Методических указаний № 490/22, для данного Заявителя в зависимости от способа технологического присоединения к электрическим сетям, определенного техническими условиями, рассчитываемая в соответствии с выданными техническими условиями по установленной им формуле платы за технологическое присоединение с использованием стандартизированных тарифных ставок.

Порядок расчета размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту установлен разделом III Методических указаний № 490/22.

Постановлением от 03.05.2023 № 39-ПК «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» (город Екатеринбург) к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (город Березовский) по индивидуальному проекту» (далее – Постановление № 39-ПК) РЭК Свердловской области по заявлению АО «УЭС» была установлена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» к электрическим сетям АО «УЭС» по индивидуальному проекту в размере 30 617,293 тыс. руб. (без НДС, без налога на прибыль), в том числе:

подготовка и выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором – 6,960 тыс. руб.;

проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий – 13,755 тыс. руб.;

выполнение технических условий сетевой организации – 30 578,735 тыс. руб., в том числе:

– строительство кабельной линии электропередачи – 28 375,422 тыс. руб.;

– установка линейного разъединителя номинальным током от 250 до 500 А включительно – 60,108 тыс. руб.;

– установка реклоузера номинальным током от 500 до 1 000 А включительно – 1 855,102 тыс. руб.;

– установка средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазных прямого включения – 288,103 тыс. руб.;

расходы на оплату услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации – 17,843 тыс. руб.

Филиал «Уральский» АО «Оборонэнерго» не согласен с учетом в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по индивидуальному проекту расходов на выполнение технических условий: вместо увеличения максимальной мощности ранее присоединенной ЛЭП-6 кВ фидер «Воинская часть» до 2 872 кВт посредством ее реконструкции АО «УЭС» планируется технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» в новой точке присоединения, требующее осуществление мероприятий по строительству КЛ 6 кВ до границы его земельного участка.

Согласно статье 23.2 ФЗ № 35-ФЗ с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 861 включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В силу пункта 7 Методических указаний № 490/22 инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Также необходимо отметить, что согласно позиции, отраженной в письме ФАС России от 28.03.2019 № ВК/24632/19, строительство новых объектов в силу отсутствия возможности проведения работ по развитию (расширению) существующих объектов электросетевого хозяйства, к которым ранее были присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при которых
в отношении ранее присоединенных устройств не изменяется категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не изменяется схема внешнего электроснабжения таких устройств, будет являться развитием существующей инфраструктуры, расходы на которое не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования № 1178. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением или исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на передачу электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.

Таким образом, Органом регулирования в плате за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям АО «УЭС» по индивидуальному проекту не могли быть учтены расходы на мероприятия по новому строительству КЛ 6 кВ от резервной ячейки № 28 РУ-6 кВ 1 СШ ПС 35/6 кВ «Южная БЗ» до границы земельного участка филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» с выходом на проектируемую железобетонную опору вблизи существующей опоры № 1 с реклоузером и пунктом коммерческого учета 6 кВ ЛЭП-6 кВ ф. «Воинская часть», поскольку данные расходы направлены на развитие существующей инфраструктуры.

Аналогичная позиция отражена в предписании ФАС России от 15.07.2021 № СП/58720/21 и решении ФАС России от 13.07.2022 № 31/66840/22.

Учитывая вышеизложенное, на основании решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей статью 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункты 7, 16, 17 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22.

2. Отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 03.05.2023 № 39-ПК «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» (город Екатеринбург) к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (город Березовский) по индивидуальному проекту».

3. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.11.2023 принять в соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике решение об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств филиала «Уральский» акционерного общества «Оборонэнерго» (город Екатеринбург) к электрическим сетям акционерного общества «Уральские электрические сети» (город Березовский) по индивидуальному проекту.

4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пунктах 2, 3 решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решения об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту;

– протокола заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

– заключения по вопросу установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту, в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа.

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>.

 

Руководитель

 

 

М.А. Шаскольский

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны