Решения по тарифам №31/108451/19 Решение ФАС России от 10 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» декабря 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Опора» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 28.08.2019 № 151603/19) в присутствии на заседании комиссии <...> ООО «Опора» <...>, <...> ООО «Опора» <...>, <...> управления регулирования в сфере электроэнергетики Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>, <...> отдела регулирования в сфере электроэнергетики Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России обратилось ООО «Опора» (далее также - Заявитель, Организация) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее также - Орган регулирования, Управление).

Заявление ООО «Опора» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28.06.2019 № 100-нп «О внесении изменений в приказ Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.12.2014 № 444-нп» в отношении Заявителя были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и необходимая валовая выручка на 2019 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 196 367,60 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 307 230,76 тыс. руб.

Общая сумма разногласий составляет 110 863,17 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Опора» на 2019 год установлены Управлением с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. 2019 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования 2017-2019 гг.

ООО «Опора» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2019 год расходов по следующим статьям разногласий:

 

№ п/п

Статья разногласий

Ед. изм.

Заявлено ООО «Опора» в ФАС России

Утверждено Управлением на 2019 год

Величина спора (разногласий) по статье

 

 

 

А

В

С=А-В

1

Плата за аренду имущества и лизинг

тыс. руб.

41 367,72

16 992,89

24 374,83

2

Амортизация

тыс. руб.

4 766,47

340,00

4 426,47

3

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов

тыс. руб.

34 359,17

- 47 702,70

82 061,87

 

ИТОГО по статьям

тыс. руб.

80 493,36

- 30 369,81

110 863,17

 

Итого НВВ (без учета оплаты потерь)

тыс. руб.

307 230,76

196 367,60

110 863,17

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Плата за аренду имущества и лизинг».

ООО «Опора» заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье затрат «Плата за аренда имущества и лизинг» в размере 41 367,72 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 16 992,89 тыс. руб.

Сумма спора составила 24 374,83 тыс. руб.

Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

В рамках исполнения приказа ФАС России от 29.05.2019 № 682 «Об отмене приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области» Органом регулирования была произведена корректировка необходимой валовой выручки ООО «Опора». Так расходы по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» были скорректированы Управлением в рамках исполнения вышеуказанного приказа на - 24 374,83 тыс. руб.

Организация не согласна с Органом регулирования, т.к. вышеуказанная корректировка была произведена на основе анализа аналогичного состава документов, ранее представленных ООО «Опора» в составе тарифной заявки на 2019 год.

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- перечни объектов электросетевого оборудования, зданий (офисов, гаражей), земельных участков, транспортных средств, которые планируются к использованию ООО «Опора» в 2019 год;

- график лизинговых платежей на 2019 год;

- реестр и справки по амортизации от арендодателей;

- договоры аренды, дополнительные соглашения к ним;

- соглашение о передаче прав и обязанностей по договорам аренды;

- договоры субаренды, дополнительные соглашения к ним;

- свидетельства о государственной регистрации права;

- акты-приема передачи;

- договоры пользования нежилым помещением;

- договоры лизинга (финансовой аренды).

Как отмечено Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях (рег. от 13.09.2019 № 162270-ЭП/19) затраты по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2019 год подлежат возмещению в тарифе в сумме 16 992,89 тыс. руб. на уровне документально подтвержденных расходов балансодержателей по факту 2017 года на основании инвентарных карточек, оборотно-сальдовых ведомостей, амортизационных ведомостей, налоговых деклараций. При этом, величина амортизационных отчислений для признания в составе арендной платы при установлении тарифов определялась по правилам пункта 27 Основ ценообразования № 1178, т.е. с учетом максимального срока полезного использования имущества, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Также Управлением при расчете данных расходов не учтены расходы по договорам финансовой аренды (лизинга) от 10.01.2017 № 2256/17Л, от 05.05.2017 № 312ТВ-ОПО/05/2017, от 11.05.2017 № 313ТВ-ОПО/06/2017 (на общую сумму 4 277 тыс. руб.) поскольку лизинговые платежи не являются источниками финансирования инвестиционной программы.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не был представлен расчет арендной платы по договорам аренды в соответствии с требованиями пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178, не были представлены документы, подтверждающие фактически понесенные расходы арендодателем по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем.

В этой связи, требования ООО «Опора» по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Амортизация».

ООО «Опора» заявляет требование о признании экономически обоснованными и подлежащими включению в НВВ на 2019 год расходов по статье затрат «Амортизация» в размере 4 766,47 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 340,00 тыс. руб.

Сумма спора составила 4 4256,47 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что величина расходов по статье «Амортизация» в размере 340,00 тыс. руб. учтена ГУ РЭК в составе НВВ при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Опора» на 2019 год постановлением Органа регулирования от 29.12.2018 № 556-нп.

Таким образом, согласно пп. а) пункта 8 Правил № 533, ФАС России прекращает рассмотрение разногласий по статье «Амортизация» в связи с истечением 3-х месячного срока со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

3. Статья разногласий «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов».

ООО «Опора» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье затрат в размере 34 3598,17 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере - 47 702,70 тыс. руб.

Сумма спора составила 82 061,87 тыс. руб.

Согласно п. 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), установлено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены:

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 20, 26;

- договоры аренды (субаренды), договоры лизинга, дополнительные соглашения к ним;

- график платежей к договору лизинга;

- акты приема-передачи электроэнергии (мощности) за 2017 год;

- счет-фактуры за 2017 год;

- расчет расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленных по итогам 2017 года;

- предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), приобретаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь в 2017 году;

- расчет предельных уровней нерегулируемых цен по договорам купли-продажи для сетевых организаций, приобретаемых электроэнергию в целях компенсации потерь в 2017 году

- форма № 46-ЭЭ (передача) за 2017 год;

- акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 5-ПК от 21.05.2018 года – Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.

Оспариваемые корректировки в составе статьи «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов» представлены в таблице:

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Расчет ООО «Опора»

Расчет Органа регулирования

Сумма разногласий

1

ΔНВВᵢсод

тыс. руб.

- 10 408,67

- 19 718,62

9 309,95

2

ПОᵢ

тыс. руб.

45 077,83

28 818,44

16 259,39

3

Корректировка нецелевых расходов

тыс. руб.

0,00

-19 565,97

19 565,97

4

Итого корректировка

тыс. руб.

 

 

45 135,31

ФАС России отмечает, что сумма разногласий по данной статье составляет 45 135,31 тыс. руб., вместо указанных в заявлении о разногласиях ООО «Опора» 82 061,87 тыс. руб. Дополнительных пояснений по данному поводу Заявителем в адрес ФАС России представлено не было.

3.1. ΔНВВᵢсод

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности (ΔНВВᵢсод) рассчитывается по формуле 7.1:


где:

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Проанализировав расчет ΔНВВᵢсод, произведенный Органом регулирования, ФАС России выявлены следующие нарушения:

1. Для расчета использован расчетный полезный отпуск, полученный путем вычитания нормативных потерь электроэнергии из отпуска в сеть электрической энергии, без учета фактических объемов оказанных услуг;

2. Использован одноставочный тариф на 2017 год с учетом ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии;

3. Использована плановая величина товарной продукции с учетом расходов на покупку потерь электроэнергии в сумме 447 593 тыс. руб., в то время как величина необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей, утвержденная на 2017 год в отношении ООО «Опора», составляет 266 452,75 тыс. руб.

В этой связи, Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности (ΔНВВᵢсод) с учетом устранения нарушений, выявленных ФАС России и положений Методических указаний № 98-э.

3.2. ПО

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию (ПОᵢ) определяется по формуле 8:


где:

- прогнозный объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определенный регулирующими органами на (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанная в пункте 6 Методических указаний № 98-э;

ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

- фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2.

По мнению Организации, Органом регулирования при расчете корректировки использована не корректная цена потерь по факту 2017 года в размере 2,2873 руб./кВтч, поскольку по данным ООО «Опора» этот показатель равен 2,3739 руб./кВтч.

Согласно актам приема-передачи электрической энергии (мощности) за январь-декабрь 2017 года фактическая цена покупки потерь, приобретенной ООО «Опора» у гарантирующего поставщика АО «Атомэнергосбыт» и ПАО «МРСК Центра» филиал «Тверьэнерго», равна 2,3926 руб./кВтч.

В этой связи, требования Заявителя подлежат удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки необходимой валовой выручки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию с учетом фактической цены покупки потерь электрической энергии в сетях в 2017 году в размере 2,3926 руб./кВтч.

3.3. Корректировка нецелевых расходов (п. 7 Основ ценообразования № 1178)

Согласно письменной позиции Органа регулирования, при расчете корректировки НВВ ООО «Опора» за 2017 год выявлены экономически необоснованные, не подтвержденные надлежащей документально в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, расходы по статье «Плата за аренду», отнесенные и профинансированные за счет регулируемого вида деятельности «передача электрической энергии» сверх тарифного источник на сумму 55 619,63 тыс. руб. В порядке формулы 7 пункта 11 Методических указаний № 98-э Органом регулирования исключено превышение тарифного источника в сумме 36 054 тыс. руб. Средства в сумме 19 565,97 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ООО «Опора» с учетом пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, согласно Экспертному заключению по расчету тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО «Опора» на 2019 год, корректировка 01.07.2019 (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Органом регулирования произведены корректировки НВВ на 2019 год в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, в том числе корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, а также корректировка с учетом отличия скорректированной необходимой валовой выручки, установленной регулирующим органом на 2017 год от фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам).

Пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 установлено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Согласно п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила регулирования № 1178) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Управлением не исполнены требования пункта 23 Правил регулирования № 1178 поскольку в экспертном заключении на 2019 год не представлены обоснования и расчеты, подтверждающие, что исключаемые расходы в сумме19565,97 тыс. руб. подлежат исключению в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования № 1178 с учетом проведения всех корректировок, предусмотренных Методическими указаниями №98-э.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат расходы в размере 19 565,97 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Опора» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение разногласий по статье затрат «Амортизация» на 2019 год.

2. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

3. Частично удовлетворить требования ООО «Опора», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 28.08.2019 № 151603/19). 

4. Признать подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Опора» расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов» в части корректировки нецелевых расходов (п. 7 Основ ценообразования)» за 2017 год в размере 19 565,97 тыс. руб.

5. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение, по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов» в части корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности и корректировки необходимой валовой выручки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.

6. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Опора» на 2020 год учесть расходы и результаты расчетов, указанные в пунктах 4, 5 настоящего решения.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Опора» на 2020 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «Опора» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать ООО «Опора» в удовлетворении остальной части требований.

<...>

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000