Предписание №СП/103926/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам плановой выездной проверки Регио... от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (приказ ФАС России от 04.03.2020 № 222/20, Акт проверки Инспекции ФАС России от 14.05.2020 № 52), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, допущенные органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» на 2018 - 2020 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования № 484 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края б/н, заключенного 02 июня 2017 г. с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, и документов, представленных со стороны регулируемой организации, Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее – РТК, орган регулирования) рассчитан предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года № 408-п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае (далее – Территориальная схема). Постановлением Правительства Ставропольского края от 10 октября 2018 года № 425-п в указанную Территориальную схему внесены соответствующие изменения.

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края (зона деятельности 1) № б/н, заключенного 02 июня 2017 г. с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, «Эко-Сити» с 01.01.2018 приступило к выполнению функций регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.  (В Ставропольском крае в 2018 году  реализован пилотный проект  в части новой системы обращения с отходами). 

В зону деятельности регионального оператора ООО «Эко-Сити» вошли 11 из 26 муниципальных образований Северной части Ставропольского края: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы края, Новоалександровский, Петровский, Изобильненский, Ипатовский городские округа и город Ставрополь.

Регулируемая организация осуществляет деятельность в области обращения с отходами I–IV классов опасности, выполняя их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. ООО «Эко-Сити» эксплуатирует мусороперерабатывающий комплекс и полигон у хутора Нижнерусский (Шпаковский район), а также полигон у г. Светлограда (Петровский район). Совокупная мощность имеющихся объектов позволяет принять свыше 550 тыс. т отходов в год.

ООО «Эко-Сити» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании лицензии № Д 26 00080/П от 27.02.2018, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 19.12.2017 № 63 «Об установлении ООО «Эко-Сити»  предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год» предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Эко-Сити» рассчитан органом регулирования методом экономически обоснованных расходов в размере 588,55 руб./куб.м без НДС (694,49 руб./куб.м с НДС), и действовал с 01.01.2018 по 31.07.2018, постановлением от 16.07.2018 № 30/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края» пересмотрен с целью пересмотра расходов на негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и установлен размере 545,23 руб./куб.м без НДС (643,37 руб./куб.м с НДС), и действовал с 01.08.2018 по 31.10.2018, постановлением от 24.10.2018 № 46/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» пересмотрен с целью учёта объекта обработки ТКО, расположенного на территории муниципального образования Верхнерусский сельсовет Шпаковского района и установлен размере 556,91 руб./куб.м без НДС (657,15 руб./куб.м с НДС), и действовал с 01.11.2018 по 31.12.2018. (Справочно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 г. № 867 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Постановление № 867), в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО. Во исполнение пункта 2 Постановления № 867 в установленный трехмесячный срок РТК Ставропольского края осуществлен пересмотр учтенных при регулировании на 2018 – 2020 годы показателей в отношении ООО «Эко-Сити» по объекту, расположенному на территории муниципального образования Верхнерусский сельсовет Шпаковского района).

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 05.12.2018 № 54/3 «Об установлении» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы» предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Эко-Сити» рассчитан методом индексации и установлен на 2019 год с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 556,91 руб./куб.м. без учёта НДС (с НДС в размере 668,29 руб/куб.м.), с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 568,05 руб./куб.м. без учёта НДС (с НДС в размере 681,66 руб/куб.м.).

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 27.03.2019 № 15 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края» внесены изменения с целью снижения расходов на негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и предельный единый тариф на услугу регионального оператора снижен и утверждён с 01.01.2019 по 31.03.2019 в размере 556,91 без учёта НДС (с НДС 668,29 руб./куб.м.) руб./куб.м., с 01.04.2019 по 31.12.2019 в размере 554,66 руб./куб.м. без НДС (с НДС 665,59 руб./куб.м.).

На 2020 год постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28.11.2019 № 67/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Эко-Сити» на 2020 год скорректирован и установлен с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 654,73 руб./куб.м.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) ООО «Эко-Сити», учтенная органом регулирования при установлении тарифа на 2018 год, составила 1 661 386,74 тыс. руб., предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» на 2018 год - 556,91 руб./куб.м. без учета НДС, объем твёрдых коммунальных отходов - 2 983,2 тыс. куб. м.

Основная часть затрат НВВ регионального оператора 2018 года приходится на расходы операторов по транспортированию ТКО, которые составляют 69,6 % от НВВ регионального оператора, а также на захоронение ТКО – 26,8 %. Кроме того, на собственные расходы регионального оператора (с учетом расчетной предпринимательской прибыли, которая учитывалась органом регулирования на уровне 5 % от собственных расходов) приходится 13,6 % от НВВ регионального оператора.

Необходимая валовая выручка ООО «Эко-Сити», учтенная органом регулирования при установлении тарифа на 2019 год, составила 1 813 210,43 тыс. руб., предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» на 2019 год - 554,65 руб./куб.м. без учета НДС, объем твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО - 3 269,07 тыс. куб. м.

Основная часть затрат НВВ регионального оператора 2019 года приходится на расходы операторов по транспортированию ТКО, которые составляют 62,6 % от НВВ регионального оператора, а также на захоронение ТКО – 27,8 %. Кроме того, на собственные расходы регионального оператора (с учетом расчетной предпринимательской прибыли, которая учитывалась органом регулирования на уровне 5 % от собственных расходов) приходится 9,6 % от НВВ регионального оператора.

Необходимая валовая выручка ООО «Эко-Сити», учтенная органом регулирования при установлении тарифа на 2020 год, составила 2 161 776,18 тыс. руб., предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» на 2020 год - 654,73 руб./куб.м. (освобождён от НДС), объем твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО) - 3 301,76 тыс. куб. м.

Основная часть затрат НВВ регионального оператора 2020 года приходится на расходы операторов по транспортированию ТКО, которые составляют 65 % от НВВ регионального оператора, а также на захоронение ТКО – 17,7 %. Кроме того, на собственные расходы регионального оператора (с учетом расчетной предпринимательской прибыли, которая учитывалась органом регулирования на уровне 5 % от собственных расходов) приходится 10,7 % от НВВ регионального оператора. Также в 2020 году органом регулирования производилась корректировка НВВ по факту деятельности регионального оператора за 2018 год, которая составила 9,6 % от величины НВВ регионального оператора.

1. Корректировка НВВ регионального оператора ООО «Эко-Сити» за 2018 год (корректировка 2020 года по факту деятельности регионального оператора за 2018 год).

Согласно экспертному заключению органа регулирования расчет корректировки НВВ регионального оператора ООО «Эко-Сити» за 2018 год при установлении тарифов на 2021 год осуществлен РТК с учетом фактической величины необходимой валовой выручки регионального оператора в 2018 году, определенной в соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, с учетом расходов, связанных с изменением законодательства РФ и не учтенных при установлении тарифов на 2018 год, а также с учетом возмещения недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16.

Согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

При этом ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 18 Правил регулирования тарифов № 484 подробный расчёт полученной суммы не описан РТК в экспертном заключении. Учитывая вышеизложенное, в акте проверки Инспекции ФАС России от 14.05.2020 № 52 зафиксирован факт необходимости предоставления органом регулирования дополнительного расчёта произведённой корректировки НВВ как в отношении анализа фактических и плановых расходов по статьям, входящих в состав НВВ ООО «Эко-Сити» 2018 года, так и по возникновению недополученных доходов, связанных со снижением объемов реализации услуг ООО «Эко-Сити» в 2018 году.

В возражениях органа регулирования, направленных в ответ на акт проверки Инспекции ФАС России от 14.05.2020 № 52, РТК представлен расчет корректировки НВВ с учетом отклонения значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год, от фактических значений параметров расчета тарифов регионального оператора ООО «Эко-Сити».

По итогам анализа произведённой РТК корректировки НВВ 2018 года, ФАС России выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования по следующим основаниям.

 

1.1. Расходы на транспортирование ТКО.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 раздела II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1133, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов формируются по результатам торгов.

В связи с тем, что в зоне деятельности ООО «Эко-Сити» образуется 36,8 процентов ТКО согласно данным Территориальной схемы, стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО, заявленная организацией в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, определена по итогам открытого аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в отношении всех четырех лотов, указанных региональным оператором в документации, комиссией принято решение о признании открытого аукциона не состоявшимся, так как по каждому лоту была подана единственная заявка. В связи с указанным, договоры на сбор и транспортирование ТКО были заключены по максимальной начальной цене аукциона, в том числе: договор с ООО «Эко-Регион» заключен по цене 611,67 руб. за 1 куб. м. (без учета НДС), с ООО «Полигон Сервис» - 611,83 руб. за 1 куб. метр (без учета НДС), с ООО «Эко-Сити ПР» - 611,89 руб. за 1 куб. метр ТКО (без учета НДС).

Поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю рассматривалось дело № 33, возбужденное в отношении ООО «Эко-Сити» по факту проведения конкурса по отбору исполнителей услуг по вывозу ТКО от населения города Ставрополя и Шпаковского муниципального район, в котором устанавливалось наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженное в установлении требований конкурсной документации, ограничивающих круг потенциальных участников торгов, органом регулирования в расчете тарифа регионального оператора результаты несостоявшегося открытого аукциона по выбору операторов по транспортированию ТКО не учитывались.

По итогам рассмотрения документов, представленных региональным оператором, органом регулирования выявлена завышенная стоимость расходов на сбор и транспортирование ТКО, применяемая региональным оператором при заключении договоров с тремя компаниями – ООО «Эко-Регион», ООО «Полигон Сервис», ООО «Эко-Сити ПР» по итогам несостоявшегося открытого аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Ставропольского края в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

В этой связи РТК проведена самостоятельная экспертиза затрат по сбору и транспортированию ТКО, предложенных ООО «Эко-Сити» в составе необходимой валовой выручки регионального оператора на 2018 год. РТК для рассмотрения экономической обоснованности тарифа на сбор и транспортирование ТКО был направлен запрос ООО «Эко-Сити» для представления в адрес органа регулирования материалов по расчету и обоснованию затрат и прибыли данной услуги.

ООО «Эко-Сити» были представлены лишь калькуляция стоимости 1 км пробега при транспортировании ТКО и расчет стоимости транспортирования ТКО по Северной зоне деятельности регионального оператора, при этом документы по обоснованию затрат в адрес РТК не представлены.

По результатам анализа калькуляции стоимости 1 км пробега при транспортировке ТКО и расчета стоимости транспортировки ТКО по Северной зоне деятельности регионального оператора органом регулирования отмечено, что стоимость услуги по сбору и транспортированию ТКО необоснованно завышена и экономически не обоснована по следующим основаниям:

- в стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО вышеуказанных мусоровывозящих организаций включены амортизационные отчисления, рассчитанные исходя из возмещения всей стоимости новой спецтехники для транспортирования ТКО в один период (1 год). Цены на планируемую закупку автотранспорта, включенные в стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО, выше рыночных. Сумма амортизационных отчислений составляет 37 процентов от всей суммы затрат. При этом, в расчете не учитывается, что указанные мусоровывозящие организации в настоящее время осуществляют сбор и транспортирование ТКО и имеют в наличии спецтехнику;

- из стоимости услуг по сбору и транспортированию ТКО не исключены расходы, связанные с заключением и обслуживанием договоров с собственниками ТКО (абонентами) и организациями по обработке и захоронению ТКО. Данная работа переходит в ведение регионального оператора и расходы, связанные с ее проведением, в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, должны быть включены в состав необходимой валовой выручки регионального оператора.

С учетом вышеизложенного, а также в связи с отсутствием логистической схемы, предусматривающей направления потоков движения транспортирования ТКО и протяженность маршрутов, органом регулирования произведён расчет расходов на сбор и транспортирование ТКО с учетом показателей организации, осуществляющей аналогичную деятельность – СМУП «ФАУН», г. Ставрополь. Тариф на сбор и транспортирование ТКО СМУП «ФАУН» для потребителей города Ставрополя установлен постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 30.03.2017 № 523 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, предоставляемые Ставропольским муниципальным унитарным предприятием по вывозу твердых бытовых отходов «ФАУН».

Базовыми показателями для расчета тарифа на сбор и транспортирование ТКО органом регулирования приняты показатели согласно калькуляции расходов СМУП «ФАУН», г. Ставрополь, на транспортирование ТКО на 2017 год, представленной Комитетом муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя по запросу РТК.

В результате проведенного органом регулирования анализа расходы на сбор и транспортирование ТКО, заявленные ООО «Эко-Сити» в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, в размере 2 170 639,70 тыс. руб., снижены РТК на 1 179 771,14 тыс. руб., то есть на 54,4 процента и учтены в составе необходимой валовой выручки ООО «Эко-Сити» 2018 года в размере (332,15 руб./куб.м. (без учёта НДС).

При установлении тарифов для ООО «Эко-Сити» на 2019 год в связи с тем, что регулируемой организацией не представлены в рамках тарифного дела результаты открытого аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на 2019-2021 годы, органом регулирования при расчете тарифа регионального оператора стоимость транспортирования ТКО рассчитана исходя из учтенной при установлении тарифа на 2018 год и фактически применяемой в 2018 году стоимости транспортирования 1 куб. м. ТКО (в размере 332,15 руб.), с учетом индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенного в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. В результате заявленные регулируемой организацией расходы снижены РТК на 763 570,92 тыс. руб., то есть на 40,2 %.

При установлении тарифов на 2020 год органом регулирования затраты на транспортирование ТКО увеличены от заявленных ООО «Эко-Сити» на 229 616,56 тыс. рублей, заявлено регулируемой организацией — 1 177 791,66 тыс. руб., учтено – 1 407 408,22 тыс. руб. исходя из требований Федерального закона № 211 — ФЗ, поскольку расчёт затрат произведён органом регулирования с учётом входящего НДС ввиду изменения требований действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, стоимость транспортирования 1 куб. в составе тарифа регионального оператора ООО «Эко-Сити» рассчитана РТК исходя из учтенной при установлении тарифа на 2018 год и фактически применяемой в 2018 году стоимости с учетом индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенного в базовом варианте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и составила 426,26 руб./куб.м. с учётом НДС. Справочно затраты на транспортирование ТКО на 2020 год, рассчитанные РТК, без НДС снижены от заявленных регулируемой организацией на 4 951,48 тыс. руб.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что при определении плановых расходов на транспортирование ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

 б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пункту 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

При установлении тарифов ООО «Эко-Сити» на 2020 год органом регулирования произведена корректировка транспортных расходов 2018 года, согласно которой органом регулирования признана обоснованной цена транспортирования ТКО, учтённая органом регулирования в плановом режиме изначально при установлении тарифов для ООО «Эко-Сити» на 2018 год в размере 332,15 без учёта НДС (справочно плановый объём расходов в 2018 году составил – 990 860,56 тыс. руб., фактический – 768 790,02 тыс. руб., плановый объём транспортируемых ТКО – 2 983,2 тыс. куб. м., фактический объём вывезенных (перевезённых) ТКО – 2 314,58 тыс. куб.м.).

Поскольку по итогам проведения конкурсных процедур торги были признаны несостоявшимися, тем самым не способствовали установлению цены по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на экономически обоснованном уровне, в условиях того, что в плановом режиме в 2018 году органом регулирования применён подход по определению транспортных затрат исходя из сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях, РТК необходимо было провести анализ фактически сложившихся расходов на транспортирование ТКО в 2018 году в рамках корректировки НВВ (и соответственно тарифов) при установлении тарифов регионального оператора ООО «Эко-Сити» на 2020 год на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (при необходимости запросив дополнительные материалы со стороны регулируемой организации).

При проведении корректировки транспортных расходов 2018 года в составе НВВ регионального оператора ООО «Эко-Сити» РТК не был представлен в ФАС России подробный расчет всех составляющих расходов на транспортирование ТКО, фактически понесённых в 2018 году и признанных органом регулирования обоснованными в рамках тарифной кампании на 2020 год, в том числе отсутствует информация о технических характеристиках транспортных средств, которые использовались для сбора и вывоза ТКО, средних пробегов до автобазы, подробного расчёта амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат (в т.ч. «Платон»), средних пробегов шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, средних цен на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Ставропольской крае и других показателей. В экспертном заключении вышеуказанная информация отсутствует.

На основании вышеизложенного Федеральной антимонопольной службой не могут быть признаны обоснованными фактические расходы на транспортирование ТКО 2018 года, учтенные РТК при проведении корректировки тарифа 2020 года на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Более того, анализ материалов, представленных органом регулирования в качестве подтверждения фактической амортизации основных средств не свидетельствует о корректности проведённого органом регулирования анализа, поскольку из представленных материалов, а именно ведомостей амортизации за 2018 год и Перечня транспортных средств для транспортирования ТКО в зоне деятельности регионального оператора ООО «Эко-Сити» не представляется возможным определить, каким образом осуществляется начисление амортизационных отчислений.

Подпунктом «д» пункта 29 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы на амортизацию учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктами 34 и 53 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальным срокам полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что принцип учета амортизационных средств, включенным в стоимость услуг по сбору и транспортированию ТКО, в отсутствие подтверждённых первичных документов, является не соответствующим требованиям действующего законодательства РФ в области государственного регулирования цен и тарифов. В этой связи расходы по рассматриваемой статье «Амортизация», входящие в состав услуг по транспортированию ТКО, в размере 193 200,0 тыс. руб., подлежат дополнительному экономическому обоснованию на предмет соответствия максимальным срокам полезного использования, по итогам которого, в случае отсутствия соответствующего обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные расходы по данной статье, а также расходы по взаимозависимым статьям из состава НВВ регулируемой организации.

В этой связи, учитывая вышеизложенные доводы, ФАС России считает целесообразным предписать РТК провести дополнительный анализ фактических расходов на транспортирование ТКО ООО «Эко-Сити», сложившихся за 2018 год, с учетом замечаний, изложенных в мотивировочной части настоящего предписания, результаты которого учесть при формировании необходимой валовой выручки ООО «Эко-Сити», отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

1.2. Корректировка НВВ в связи с недополученными и необоснованными доходами.

Величина корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Эко-Сити» рассчитана в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 по формуле (52).

Органом регулирования при расчёте корректировки НВВ ООО «Эко-Сити» на 2018 год учтены недополученные доходы от фактически вывезенных ТКО, не учтенных при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также фактически вывезенные объемы, оплата за которые не начислена потребителям (вывезено - 2 314,58 тыс. куб. м, начислено - 1 794,23 тыс. куб. м).

ФАС России обращает особое внимание на то, что общими положениями Основ ценообразования № 484 определено понятие «недополученные доходы» - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.

Органом регулирования доходы в размере 297 134,1 тыс. руб. определены некорректно, поскольку рассчитаны в размере 520,35 тыс. куб.м. как разница между вывезенными по факту объёмами твёрдых коммунальных отходов (2 314,58 тыс.куб.м.) и начисленными потребителям (в размере 1 794,23 тыс. куб.м.), возникшими в связи с не учтенными объёмами ТКО при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемом ТКО, что не предусмотрено требованиями Основ ценообразования № 484.

В случае установления нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, используемых в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, не отражающих реальный объём потребления ресурса, ресурсоснабжающие организации вправе оспорить утвержденные уполномоченными органами нормативы в судебном порядке.

В случае возникновения выпадающих доходов по независящим от ресурсоснабжающей организации причинам (в т.ч. возникших от фактически вывезенных объёмов ТКО, не учтённых при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также от фактически вывезенных объёмов ТКО, оплата за которые не начислена потребителям), она вправе обратиться в суд с иском о компенсации выпадающих доходов из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В свою очередь ФАС России отмечает, что возврат недополученных доходов согласно требованиям Основ ценообразования № 484 определяется как разница между снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов.

Данная разница возмещается в формуле (52) Методических указаний 1638/16 как разница между фактической величиной необходимой валовой выручки (проверенной органом регулирования на предмет экономической обоснованности) в (i-2)-м году и товарной выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году (при условии корректного применения органом регулирования планового тарифа и фактического объёма реализации услуг, который также должен быть проверен органом регулирования на предмет экономической обоснованности).

Кроме того, необходимо отметить, что органом регулирования допущена техническая ошибка при расчёте недополученных доходов, что также подтверждает некорректность проведённого органом регулирования расчёта.

Учитывая вышеизложенные доводы органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки НВВ ООО «Эко-Сити» с учетом отклонения значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год, от фактических значений параметров расчета тарифов исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, исключив необоснованно учтенные суммы средств в общей сумме 297 134,1 тыс. руб. (а именно необоснованно учтенные доходы от фактически вывезенных ТКО, не учтенных при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также фактически вывезенные объемы, оплата за которые не начислена потребителям), пересмотрев взаимозависимые в расчёте корректировки статьи затрат. Результаты анализа и расчётов необходимо отразить в Экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, руководствуясь подпунктом, 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей пункты 12, 14, 16, 34, 53, 58 Основ ценообразования № 484, пункты 18 и 22 Правил регулирования тарифов № 484, пункт 92 Методических указаний № 1638/16 при установлении (корректировке) предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити» на 2018 - 2020 гг.

2. В срок до 20.12.2020 (включительно) органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в отношении установленных тарифов регионального оператора ООО «Эко-Сити», а именно произвести перерасчет корректировки НВВ ООО «Эко-Сити» с учетом отклонения значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год, от фактических значений параметров расчета тарифов исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16 с учётом следующего:

- провести анализ фактических расходов на транспортирование ТКО ООО «Эко-Сити», сложившихся за 2018 год, с учетом замечаний, изложенных в мотивировочной части настоящего предписания, результаты которого учесть при формировании необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Эко-Сити», отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;

- исключить необоснованно учтенные суммы средств в общей сумме 297 134,1 тыс. руб. (а именно необоснованно учтенные доходы от фактически вывезенных ТКО, не учтенных при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также фактически вывезенные объемы, оплата за которые не начислена потребителям), при расчёте корректировки НВВ ООО «Эко-Сити» 2018 года, пересмотрев при необходимости взаимозависимые в расчёте корректировки статьи затрат. Результаты анализа и расчётов необходимо отразить в Экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

3. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами при установлении (корректировке) единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Эко-Сити» на 2021-2023 гг. учесть требования, предусмотренные пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, а также мотивировочной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити», с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех статей затрат, входящих в состав НВВ и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году), а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании НВВ регулируемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575