Предписание №СП/39795/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ООО «Якутскэкосети» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 17.12.2019 217 (ред. от 16.05.2022) и от 17.11.2022 223 (ред. от 29.09.2023) установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Якутскэкосети» на 2022, 2023 гг. на территории Центральной зоны Республика Саха (Якутия).

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Якутскэкосети» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Якутскэкосети» на 2023 год, а также возражений на Отчет, установлено следующее.

Тарифы регионального оператора ООО «Якутскэкосети» установлены дифференцировано по следующим муниципальным образованиям: Городской округ «Город Якутск», Городской округ «Жатай», Муниципальный район «Горный улус», Муниципальный район «Намский улус», Муниципальный район «Хангаласский улус»:

 

 

 

№ п/п

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

1.1

Городской округ «Город Якутск»

01.12.2022 - 31.12.2023

708,09

525 901,138

1.2

Городской округ «Жатай»

01.12.2022 - 31.12.2023

847,61

18 092,282

1.3

Муниципальный район «Горный улус» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

739,35

11 382,880

1.4

Муниципальный район «Намский улус»» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

712,37

31 313,960

1.5

Муниципальный район «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

741,25

31 146,383

 

1. Расчетная предпринимательская прибыль.

При установлении предельного единого тарифа ООО «Якутскэкосети» на 2023 год органом регулирования в составе НВВ регионального оператора была учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 19 711,443 тыс. руб. (в целом по всем районам).

Из экспертного заключения на 2023 год следует, что размер РПП определялся ГКЦ РС (Я) от расходов на транспортирование ТКО и собственных расходов регионального оператора.

Согласно положениям Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом из экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить, осуществляется ли транспортирование ТКО исключительно собственными силами ООО «Якутскэкосети». В этой связи учет РПП со всей суммы транспортных расходов требовал дополнительного обоснования, что было отражено в Отчете.

Органом регулирования в возражениях на Отчет не представлены вышеуказанные сведения, в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в указанной части, исключив экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.

2. Корректировка НВВ 2021 года.

Согласно экспертному заключению на 2023 год органом регулирования учтена отрицательная корректировка за 2021 год в размере (- 18 265,393) тыс. руб.

При этом в экспертном заключении на 2023 год отсутствуют сведения, на основании каких обосновывающих документов были приняты ГКЦ РС (Я) фактические расходы ООО «Якутскэкосети».

Кроме того, в отношении региональных операторов в прошлых периодах регулирования выделялись субсидии по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

При этом, в экспертном заключении ГКЦ РС (Я) не отражена информация о наличии таких субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на взаимозачет НВВ ООО «Якутскэкосети».

В возражениях на Отчет орган регулирования отмечает, что при расчете корректировки в состав фактической НВВ за 2021 год использованы данные бухгалтерской отчетности регулируемой организации за 2021 год.

Однако в представленных органом регулирования возражениях на Отчет отсутствуют обоснования расчета фактического размера НВВ для расчета корректировки НВВ.

По мнению ГКЦ РС(Я), при установлении тарифов на 2021 год и последующие годы субсидия не исключается из необходимой валовой выручки регионального оператора и учитывается в целях компенсации расходов или сокращения недополученных доходов, а субсидия учитывается только при положительной сумме корректировки НВВ за 2021 год для компенсации величины экономически обоснованных расходов или для сокращения величины недополученных доходов.

ГКЦ РС(Я) отмечает, что у регионального оператора ООО «Якутскэкосети» сумма корректировки НВВ за 2021 год сложилась отрицательная, в связи с этим в соответствии с вышеуказанным постановлением ГКЦ РС(Я) не учитывал полученную субсидию при снятии неосвоенных сумм расходов, учтенных в тарифе 2021 года, которые должны привести к снижению тарифа для потребителя.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473 (далее – Постановление № 473) утверждены правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». Межбюджетные трансферты предоставлялись в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 1449-р.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1534 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 473 и установлении особенностей государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год и последующие годы» (далее – Постановление № 1534) сумма предоставленных субъектом Российской Федерации региональному оператору по обращению с ТКО средств, финансовым обеспечением которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее – Субсидия), при установлении тарифов в области обращения с ТКО на 2021 год и последующие периоды регулирования не исключается из необходимой валовой выручки и учитывается в целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, определяемых в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

На основании вышеизложенных норм следует, что возмещение экономически обоснованных расходов, ранее не учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования, и (или) недополученных доходов, предусмотренного пунктом 11 Основ ценообразования № 484 и аналогичным ему пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, выявленное по фактическим результатам деятельности регионального оператора в отчетном году (i-2), при наличии надлежащего документального подтверждения учитывается органом регулирования тарифов за счет средств полученной региональным оператором Субсидии при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования (год i).

В соответствии с нормами Постановления № 1534 экономически обоснованные расходы и (или) недополученные доходы, источником финансирования которых определены средства Субсидии, не подлежат включению в необходимую валовую выручку регионального оператора при корректировке единых тарифов на очередной период регулирования в целях недопущения дублирования источника возмещения указанных расходов за счет тарифного источника.

С учетом вышеизложенного средства полученной Субсидии региональным оператором в 2020 году должны быть направлены (зачтены) в счет экономически обоснованных недоучтенных расходов и (или) недополученных доходов в порядке пункта 11 Основ ценообразования № 484 по итогам анализа фактических результатов деятельности регионального оператора в отчетном году i-2 (2020 год), исключив факты двойного учета средств, при наличии надлежащего документального их подтверждения при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования год i (2022 год) и/или последующие годы i+1, i+2 (2023 год и/или далее, но не позднее 2024 года).

Также в имеющихся в распоряжении ФАС России обосновывающих материалах отсутствует информация и анализ ГКЦ РС(Я) по формированию дохода выставленных платежей за оказанные услуги, собираемой/ начисленной от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО в 2021 году.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год, а именно экономического обоснования принятой расходной и доходной части, в том числе в части формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО, а также провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов, источником финансирования которых могут являться средства Субсидии, на предмет недопущения фактов двойного учета средств.

По итогам вышеуказанного анализа в случае отсутствия обосновывающих документов, а также надлежащего экономического обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ регионального оператора ООО «Якутскэкосети», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.

При этом орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Якутскэкосети» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- провести дополнительный анализ в части расчетной предпринимательской прибыли на 2023 год, исключив экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ ООО «Якутскэкосети», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив результаты расчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ на 2023 год по фактическим данным за 2021 год, в том числе в части финансирования деятельности регионального оператора за счет выделенных субсидий, исключив факты двойного учета средств, исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ регионального оператора величину экономически необоснованных средств, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Якутскэкосети» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Якутскэкосети» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770