Предписание №СП/92447/23 ПРЕДПИСАНИЕ Министерство промышленности, экономического разв... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой документарной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство, Орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, Акт проверки ФАС России от 14.02.2023 № 3/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные органом исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов на питьевую воду и на водоотведение для потребителей МУП «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Водоканал», регулируемая организация) на 2021-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МУП «Водоканал» является забор, очистка и распределение воды, также МУП «Водоканал» осуществляет 8 дополнительных видов деятельности.

Размер необходимой валовой выручки и тарифы, установленные Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл для МУП «Водоканал» на 2019 год и на 2021-2023 гг., отражены в таблице:

 

Водоснабжение

Показатели

Годы

2019

2021

2022

2023

НВВ, тыс. руб.

297 936,75

311 174,42

327 970,93

374 420,68

Базовый уровень операционных расходов,

тыс. руб.

177 206,22

-

-

 

Метод установления тарифов

индексация 2019-2023 гг.

Приказ Министерства

от 17.12.2018 № 98т

от 10.12.2020 № 63т

от 17.12.2021№ 72т

от 22.11.2022 № 73т

Размер установленных тарифов (руб./м3)

14,63

15,69

16,40

18,36

Водоотведение

Показатели

Годы

2019

2021

2022

2023

НВВ, тыс. руб.

313 688,23

330 714,93

350 977,72

387 217,76

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб.

215 965,79

-

-

-

Метод установления тарифов

индексация 2019-2023 гг.

Приказ Министерства

от 17.12.2018 № 98т

от 10.12.2020 № 63т

от 17.12.2021 № 72т

от 22.11.2022 № 73т

Размер установленных тарифов (руб./м3)

17,19

18,41

19,33

21,72

 

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 58 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»-«д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержат:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов;

е) анализ соответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям. (действующая редакция до 30.07.2021).

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1280) экспертное заключение органа регулирования тарифов составляется в соответствии с типовой формой экспертного заключения органа регулирования тарифов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, которое предусматривает следующую структуру экспертного заключения органа регулирования тарифов:

а) основные положения;

б) результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации;

в) предложение уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) по установлению тарифов.

Согласно пункту 26(1) Правил регулирования тарифов № 406 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1280) экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит следующие основные положения:

а) общие сведения о регулируемой организации, в отношении предложения об установлении тарифов которой проводится экспертиза;

б) ссылки на положения нормативных правовых актов, методических материалов и ненормативных актов, используемых при расчете тарифов;

в) сведения об утвержденных инвестиционных программах регулируемой организации или проектах таких инвестиционных программ (при наличии), о программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемой организации (при наличии), заключенных регулируемой организацией концессионных соглашениях (при наличии), а также о схемах водоснабжения (водоотведения) поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет регулируемые виды деятельности;

г) сведения об уполномоченном эксперте (уполномоченных экспертах) органа регулирования тарифов, подготовившем экспертное заключение органа регулирования тарифов (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность);

д) перечень источников информации, на основании которой проводилась экспертиза предложения регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, а также иных документов и материалов, представленных регулируемой организацией в орган регулирования тарифов по собственной инициативе и по запросу органа регулирования тарифов (далее - дополнительные документы и материалы), с оценкой уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) органа регулирования тарифов о достаточности представленных документов и материалов и соответствии предложения регулируемой организации об установлении тарифов законодательству Российской Федерации;

е) информация о тарифах, действующих на день подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов на осуществляемые регулируемой организацией регулируемые виды деятельности (при наличии);

ж) информация о методе регулирования тарифов, примененном при установлении тарифов для регулируемой организации, с мотивированным обоснованием его применения;

з) информация о применяемых при расчете тарифов индексах;

и) сведения о ведении регулируемой организацией раздельного учета расходов и доходов в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования;

к) сведения о муниципальных образованиях, на территории которых регулируемая организация осуществляет регулируемые виды деятельности, в отношении которых устанавливаются тарифы;

л) сведения об объектах коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемых регулируемой организацией.

В соответствии с пунктом 26(2) Правил регулирования тарифов № 406 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1280) результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации содержат:

а) сведения о значениях долгосрочных параметров регулирования тарифов (при наличии);

б) сведения об объеме отпуска воды, принятых сточных вод, оказанных регулируемой организацией услуг отдельно по регулируемым видам деятельности;

в) данные о расходах на осуществление каждого из регулируемых видов деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;

г) расчет необходимой валовой выручки;

д) расчет корректировок необходимой валовой выручки;

е) сведения о фактических расходах, понесенных регулируемой организацией по соответствующему виду регулируемой деятельности за прошедший период регулирования, в том числе по статьям (группам) расходов, если иное не предусмотрено выбранным методом регулирования тарифов;

ж) сведения об экономически обоснованных расходах, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования (при наличии);

з) сведения о недополученных доходах (при наличии);

и) сведения об экономически не обоснованных доходах прошлых периодов регулирования (при наличии);

к) сведения об экономии средств, достигнутой в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования (при наличии);

л) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам) расходов и прибыли регулируемой организации.

Согласно пункту 26(3) Правил регулирования тарифов № 406 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1280) экспертное заключение органа регулирования тарифов формируется с применением федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний МУП «Водоканал», в том числе представленных Министерством экспертных заключений экономической обоснованности затрат на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые МУП «Водоканал» на 2019 год и на 2021-2023 гг., ФАС России установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения Органа регулирования на 2021-2023 годы в нарушение положений Правил регулирования тарифов № 406 не содержат анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг, а именно отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, анализ данных документов, отсутствует правовая аргументация учета (неучета) расходов, а также расчет принятых расходов.

 

2. Формирование операционных расходов

Базовый уровень операционных расходов Органом регулирования принят на 2019 год в размере 177 206,22 тыс. руб. в части водоснабжения, в части водоотведения на 2019 год принят 215 965,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э.

 

2.1. Производственные расходы

2.1.1. Расходы на приобретение сырья и материалов

Регулируемой организацией в части водоснабжения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 8 584,07 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 8 642,83 тыс. руб.

Регулируемой организацией в части водоотведения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 16 594,81 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 15 331,28 тыс. руб.

ФАС России выявлено, что Органом регулирования в части водоснабжения на 2019 год учтены затраты в размере, превышающем предложение регулируемой организации.

Согласно Возражениям на Акт проверки регулируемой организацией расходы были сформированы как плановые расходы на 2018 год с индексом изменения цен на 2019 год в размере 1,04.

Органом регулирования расходы рассчитаны с учетом фактических затрат за 2017 год и приняты с индексами на 2018 год в размере 1,027 и на 2019 год в размере 1,029.

ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 58,76 тыс. руб. в части водоснабжения.

 

2.1.2. Ремонтные расходы

Регулируемой организацией расходы по данной статье затрат на 2019 год в части водоснабжения заявлены в размере 17 427,97 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 14 575,21 тыс. руб.

Регулируемой организацией расходы по данной статье затрат на 2019 год в части водоотведения заявлены в размере 23 247,7 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 22 485,06 тыс. руб.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Пунктом 40 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

В силу положений подпунктов «а», «д», «е» и «о» пункта 17 Правил регулирования № 406 для целей подтверждения расходов регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов, в частности: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов), а также копии договоров (с приложениями) в том числе на выполнение ремонтных работ подрядными организациями.

Согласно экспертному заключению Органа регулирования на 2019 год в данную статью затрат в части водоснабжения Органом регулирования включены расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения в размере 7 350,8 тыс. руб. (заявлено 10 122,78 тыс. руб.), расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения в размере 7 224,41 тыс. руб. (заявлено 7 305,19 тыс. руб.), в части водоотведения в данную статью затрат Органом регулирования включены: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения в размере 14 611,90 тыс. руб. (заявлено 14 962,31 тыс. руб.), расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения в размере 7 873,16 тыс. руб. (заявлено 8 285,39 тыс. руб.).

Вместе с тем, исходя из экспертного заключения Органа регулирования на 2019 год, а также возражений на Акт проверки ФАС России не представляется возможным определить причину учета/неучета Органом регулирования данных расходов, ввиду отсутствия в экспертном заключении по данной статье затрат анализа, предусмотренного положениями Правил регулирования тарифов № 406.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по рассматриваемой статье затрат. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Административные расходы

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся:

а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам;

б) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала;

в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

г) расходы на служебные командировки;

д) расходы на обучение персонала;

е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль;

ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с методическими

 

2.2.1. Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями

Регулируемой организацией в части водоснабжения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 1 904,6 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 1 310,08 тыс. руб.

Регулируемой организацией в части водоотведения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 1 716,57 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 1 089,07 тыс. руб.

Согласно Экспертным заключениям Министерства на 2019 год в данную статью затрат включены следующие расходы:

- расходы на услуги связи и интернет;

- расходы на юридические услуги;

- расходы на аудиторские услуги;

- расходы на консультационные услуги;

- расходы по вневедомственной охране объектов.

В соответствии с Экспертными заключениями Министерства на 2019 год вышеуказанные расходы приняты в следующих размерах:

тыс.руб.

 

Водоснабжение

№ п/п

Подстатья затрат

Заявлены на 2019 год

Учтены на 2019 год

1

Расходы на услуги связи и интернет

527,76

617,09

2

Расходы на юридические услуги

8,64

3,31

3

Расходы на аудиторские услуги

42,37

30,18

4

Расходы на консультационные услуги

461,04

153,56

5

Расходы по вневедомственной охране объектов.

864,79

505,94

 

 

Водоотведение

№ п/п

Подстатья затрат

Заявлены на 2019 год

Учтены на 2019 год

1

Расходы на услуги связи и интернет

689,75

662,44

2

Расходы на юридические услуги

3,19

3,31

3

Расходы на аудиторские услуги

163,70

30,15

4

Расходы на консультационные услуги

597,69

175,87

5

Расходы по вневедомственной охране объектов.

262,24

217,31

 

ФАС России выявлено, что Органом регулирования учтены затраты в размере, превышающем предложение регулируемой организации.

Согласно Возражениям на Акт проверки регулируемой организацией расходы были сформированы как плановые расходы на 2018 год с индексом изменения цен на 2019 год в размере 1,04.

Органом регулирования расходы рассчитаны с учетом фактических затрат за 2017 год и приняты с индексами на 2018 год в размере 1,027 и на 2019 год в размере 1,029.

ФАС России отмечает, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 89,33 тыс. руб. в части водоснабжения и в сумме 0,12 тыс. руб. в части водоотведения.

 

2.2.2. Обучение персонала

Регулируемой организацией в части водоснабжения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 17,52 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 41,16 тыс. руб.

Регулируемой организацией в части водоотведения расходы по данной статье затрат на 2019 год заявлены в размере 24,31 тыс. руб., Органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы в размере 21,63 тыс. руб.

ФАС России выявлено, что Органом регулирования учтены затраты в размере, превышающем предложение регулируемой организации.

Согласно Возражениям на Акт проверки регулируемой организацией расходы были сформированы как плановые расходы на 2018 год с индексом изменения цен на 2019 год в размере 1,04.

Органом регулирования расходы рассчитаны с учетом фактических затрат за 2017 год и приняты с индексами на 2018 год в размере 1,027 и на 2019 год в размере 1,029.

ФАС России отмечает, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, расходы по статье затрат «Обучение персонала» подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 23,64 тыс. руб. в части водоснабжения.

 

3. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;

в) расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

г) расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего документа;

д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

е) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией;

ж) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

з) расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу);

и) расходы на концессионную плату;

к) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий;

л) расходы на химические реагенты.

В экспертных заключениях Органа регулирования на 2021-2023 гг. отсутствует анализ, предусмотренный Правилами регулирования тарифов № 406.

 

3.1. Арендная плата

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоснабжения заявлены расходы на 2021 год в размере 2 700,56 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 2 308,46 тыс. руб.), на 2022 год в размере 2 797,88 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 2 119,47 тыс. руб.), на 2023 год в размере 3 293,55 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 3 043,06 тыс. руб.).

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоотведения заявлены расходы на 2021 год в размере 2 825,69 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 2 176,85 тыс. руб.), на 2022 год в размере 3 848,38 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 2 814,05 тыс. руб.), на 2023 год в размере 4 161,93 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 2 982,89 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

При этом при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Кроме того, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

Начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно пункту 96 Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей, нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования в части начисления амортизации, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежат учету в составе НВВ регулируемых организаций.

Кроме того, по правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны». В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

Экспертные заключения на 2021-2023 гг. не содержат анализ учтенной арендной платы в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по рассматриваемой статье затрат. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Расходы на электрическую энергию

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоснабжения заявлены расходы на 2021 год в размере 100 734,90 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 94 789,26 тыс. руб.), на 2022 год в размере 103 909,53 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 99 856,97 тыс. руб.), на 2023 год в размере 111 881,22 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 109 002,56 тыс. руб.).

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоотведения заявлены расходы на 2021 год в размере 74 056,84 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 69 960,78 тыс. руб.), на 2022 год в размере 75 744,84 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 69 960,78 тыс. руб.), на 2023 год в размере 77 959,85 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 76 256,89 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Согласно пункту 20 Методических указаний № 1746-э объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Вместе с тем расходы регулируемой организации на энергетические ресурсы должны рассчитываться в соответствии с приложениями 2.1.2-2.1.6 к Методическим указаниям № 1746-э.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 20 Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с Экспертными заключениями Органа регулирования на 2021-2023 гг. в данную статью затрат включены расходы на электроэнергию на основании удельной нормы расхода электроэнергии, скорректированного объема поданной воды, скорректированной цены на электрическую энергию.

В экспертных заключениях Органа регулирования на 2021-2023 гг. отсутствует анализ, предусмотренный положениями Правил регулирования тарифов № 406.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по рассматриваемой статье затрат. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5. Амортизация основных средств и нематериальных активов

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоснабжения заявлены расходы на 2021 год в размере 19 419,94 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 15 448,25 тыс. руб.), на 2022 год в размере 18 497,38 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 15 851,43 тыс. руб.), на 2023 год в размере 18 780,88 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 17 517,97 тыс. руб.).

Регулируемой организацией по данной статье затрат в части водоотведения заявлены расходы на 2021 год в размере 21 790,14 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 20 262,26 тыс. руб.), на 2022 год в размере 27 069,22 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 22 814,06 тыс. руб.), на 2023 год в размере 28 166,03 тыс. руб. (учтено Органом регулирования 25 462,84 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта (документ действовал на момент утверждения тарифа).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении Органа регулирования на 2022 год и Возражениях на Акт проверки не представлен пообъектный расчет амортизации с отражением амортизационной группы, даты ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем сделать вывод о применении Органом регулирования максимальных сроков полезного использования, а также неучете самортизированных объектов, не представляется возможным.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по рассматриваемой статье затрат. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившей положения пункта 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП «Водоканал» на 2021-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

2.1. Исключить из состава базового уровня операционных расходов МУП «Водоканал» расходы по следующим статьям затрат:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» в части водоснабжения на 2019 год в размере 58,76 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями» в части водоснабжения на 2019 год в размере 89,33 тыс. руб., в части водоотведения на 2019 год в размере 0,12 тыс. руб.;

- «Обучение персонала» в части водоснабжения на 2019 год в размере 23,64 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Водоканал» при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, анализ отразив в Экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 26 Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, по следующим статьям затрат (показателям):

- «Ремонтные расходы» на 2019 год;

- «Арендная плата» на 2021-2023 гг.;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2021-2022 гг.;

- «Расходы на электрическую энергию» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть базовый уровень операционных расходов МУП «Водоканал» на 2019 год, а также величину необходимой валовой выручки филиала МУП «Водоканал» на 2019-2023 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» при тарифном регулировании на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП «Водоканал», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Марийское УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188