Предписание №СП/38790/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету тарифного регулирования Волгоградской о... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе акт проверки УФАС России по Волгоградской области от 09.02.2024 № 1 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной УФАС России по Волгоградской области на основании приказа от 27.12.2023 № 93 «О проведении внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области», в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго», допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее – КТР Волгоградской области, Орган регулирования),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Волгоградской области от 27.12.2023 № 93 «О проведении внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.12.2020 № 48/5 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго», на 2021-2025 годы с использованием метода индексации установленных тарифов.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2023 № 51/24 внесены изменения в приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.12.2020 № 48/5, в соответствии с которыми скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

2024 год является четвертым годом долгосрочного периода регулирования для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по производству электрической и тепловой энергии теплоэлектростанциями (Волжская ТЭЦ, Волжская ТЭЦ-2) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергий. Эксплуатация имущества осуществляется на основании права собственности.

Волжская ТЭЦ и Волжская ТЭЦ-2 ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» вырабатывают тепловую энергию как в горячей воде, так и в паре, но в тарифных решениях утвержден (отражен) только тариф на тепловую энергию в горячей воде.

В качестве основного вида топлива на Волжских ТЭЦ ООО »ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» используется природный газ, поставляемый по договору ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В качестве топлива, необходимого в период планово-предупредительных ремонтных работ на технологическом оборудовании сетей газопровода ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго», используется резервный вид топлива мазут топочный марки М-100.

Расходы на поставку мазута в 2024 году ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» не заявлены, поэтому в топливном балансе Волжских ТЭЦ на 2024 год мазут, являющийся резервным топливом, не учтен.

Расходы на топливо на 2024 год для Волжской ТЭЦ, Волжской ТЭЦ-2 учтены Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в размере 2 337 089,72 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год для Волжской ТЭЦ, Волжской ТЭЦ-2 заявлены ООО »ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» в размере 2 498 742,23 тыс. руб.

Сведения о фактических расходах на топливо за 2022 год в стоимостном выражении в Экспертном заключении не отражены; фактические расходы на топливо за 2023 год составили 2 258 581,23 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

 

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

- цены на природный газ;

- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Поставку газа ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» в регулируемом периоде осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по договору от 17.10.2022 № 09-5-66943/23Б.

Расходы по статье затрат топливо на технологические цели, природный газ на 2024 год (в тыс. руб.) приведены в таблице:

Наименование показателя

2023 год

Предложение ТСО 2024 год

Принято в тарифе на 2024 год

Отклонение (2024 к 2023), %

Отклонение (2024 к 2023), тыс. руб.

Отклонение предложения комитета от предложения ТСО, тыс. руб.

Топливо на технологические цели

2 246 746,59

2 311 958,13

2 325 306,76

3,50

78 560,18

13 348,63

Природный газ

2 240 518,71

2 311 958,13

2 325 306,76

3,78

84 788,05

13 348,63

Мазут

6 227,87

0,00

0,00

-100,00

-6 227,87

0,00

ФАС России установлено, что учтенные Органом регулирования расходы по статье затрат топливо на технологические цели, природный газ (в размере 2 325 306,76) превышают заявленный регулируемой организацией (в размере 2 311 958,13).

В соответствии с Экспертным заключением затраты увеличены по сравнению с предложением регулируемой организации в связи с увеличением стоимости газа в топливной составляющей. Вместе с тем экономическое обоснование необходимости такого превышения КТР Волгоградской области не представлено.

ФАС России обращает внимание на необходимость соблюдения КТР Волгоградской области принципа баланса интересов потребителей и регулируемых организаций, закрепленного Федеральным законом № 190-ФЗ.

ФАС России установлено, что при определении величины затрат учтена стоимость природного газа на первое полугодие 2024 года в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22, и приказом Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30.12.2022 № 56-н «Об утверждении специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа обществом с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» на 2023 год».

Цена природного газа на второе полугодие 2024 года определена с учетом индексов-дефляторов принятых Минэкономразвития РФ на регулируемый период на 2024 г. в отношении оптовых цен на 11,2% с 01.07.2024 и тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на 10,2% с 01.07.2024. Увеличение затрат по природному газу в 2024 году относительно 2023 года составило 3,78%.

В соответствии с Экспертным заключением КТР Волгоградской области производен расчет плановой (расчетной) средней цены на природный газ на 2024 год. Для Волжской ТЭЦ средняя цена на природный газ в 2024 году составила 6 443,49 руб./1000м3 (без НДС), для Волжской ТЭЦ-2 – 6 477,96 руб./1000м3 (без НДС).

ФАС России установлено, что КТР Волгоградской области не включил в Экспертное заключение расчеты плановых (расчетных) цен на топливо (природный газ) для Волжских ТЭЦ ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» отдельно по полугодиям 2024 года, т.е. с 01.01.2024 по 30.06.2024 и с 01.07.2024 по 31.12.2024.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что тариф на транспортировку газа должен соответствовать приказу ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

Таким образом, учтенные расходы на топливо на 2024 год для Волжских ТЭЦ ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а также расчету отдельно по полугодиям 2024 года. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Комитету тарифного регулирования Волгоградской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596