Предписание №СП/105279/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Кузбасса об... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г.                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023
№ 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении (далее – Возражения), направленные письмом от 20.11.2023
№ М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС» (далее – Регулируемая организация, «Кузбассэнерго – РЭС») на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России проведено наблюдение за соблюдением РЭК Кузбасса обязательных требований при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС» на 2023 год, по результатам которого составлен Отчет о наблюдении.

Основанием для проведения наблюдения за соблюдением Органом регулирования обязательных требований стало письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2023 № 73/1-15-2023/Ид3181-23 (рег. от 03.03.2023 № 32018-М/23) о запросе специалистов ФАС России с целью оказания прокуратуре Кемеровской области содействия в проведении анализа затрат ресурсоснабжающих организаций Кемеровской области, учтенных Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2023 год.

Приказом РЭК Кузбасса от 31.12.2016 № 753 в отношении Регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019-2023 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 2 588,063 млн. руб., а также необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2023 год в размере 8 979 197,81 тыс. руб.

ФАС России проанализированы представленные прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса в письме от 01.08.2023 № 7-52/5675-23-2032000 (рег. от 01.08.2023 № 116155-ЭП/23) материалы тарифного дела 2023 года в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по материалам, представленным филиалом ПАО «Россети Сибирь» «Кузбассэнерго – РЭС» (ИНН 2460069527) для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

Органом регулирования при расчете НВВ регулируемых организаций не представлена информация о порядке определения долей отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии».

При определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

 

2. Расчет количества условных единиц

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2, таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц Органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела 2023 года, Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях по «Кузбассэнерго-РЭС» не представлен полный перечень документов, в соответствии с которым Органом регулирования определено плановое количество условных единиц на 2023 год. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KЛ. В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого на 2023 год и фактического количества условных единиц за 2021 год.

Также ФАС России указывает на то, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует.

Органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц Регулируемой организации в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ обосновывающих материалов (документов) «Кузбассэнерго – РЭС».

 

3. Базовый уровень подконтрольных расходов 2019 года

Базовый уровень подконтрольных расходов 2019 года «Кузбассэнерго – РЭС» проверен ФАС России при проведении в соответствии с приказом ФАС России от 18.06.2019 № 779/19 плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.

 

4. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Учтено – 5 486 934,19 тыс. руб.

Заявлено – 5 847 080 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 4 268 662 тыс. руб.

 

4.1. Электроэнергия на хоз. нужды

Учтено – 55 163 тыс. руб.

Заявлено – 55 245 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 55 942 тыс. руб.

Учет расходов по данной статье затрат предусмотрен подпунктом 3 пунктом 18 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования
№ 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (далее – Правила № 1172), договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Кемеровская область в соответствии с приложением № 1 Правил № 1172 относится ко второй ценовой зоне (зоне Сибири).

Таким образом, расходы на электроэнергию в размере 55 163 тыс. руб. подлежат учету в составе базового уровня подконтрольных расходов (разъяснения ФАС России «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № МШ-4/22 и направленные письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при учете расходов по данной статье затрат необходимо производить анализ объемов потребляемой электрической энергии на хозяйственные нужды с учетом номенклатуры энергопринимающих устройств и численности территориальной сетевой организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 55 163 тыс. руб. подлежат исключению из неподконтрольных расходов и переносу в состав базового уровня подконтрольных расходов 2019 года в экономически обоснованном размере.

 

4.2. Плата за аренду имущества и лизинг

Учтено – 43 118 тыс. руб.

Заявлено – 53 586 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 36 452 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования приняты расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства, нежилых помещений, земельных участков и прочего.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Первоначальная стоимость основных средств должна быть подтверждена первичными документами Регулируемой организации, а именно инвентарными карточками основных средств.

Органом регулирования не проведен анализ учтенных договоров на предмет проведения при их заключении конкурсных процедур, а также необходимости их государственной регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отсутствие анализа того, какое имущество является предметом договоров (движимое или недвижимое), не представляется возможным определить обоснованность учета налога на имущество организаций в составе расходов на аренду объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации движимое имущество не является объектом налогообложения.

ФАС России отмечает, что не допускается аренда трансформаторов (ячеек, выключателей, прочего электросетевого оборудования внутри трансформаторной подстанции) без указания на аренду трансформаторной подстанции. Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь, вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.3. Налоги

Учтено – 135 309 тыс. руб.

Заявлено – 167 831 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 144 917 тыс. руб.

 

4.3.1. Земельный налог

Учтено – 14 527 тыс. руб.

Заявлено – 14 547 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 14 317 тыс. руб.

Порядок расчета земельного налога закреплен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Органом регулирования не указаны примененные налоговые ставки, не проведен анализ на предмет повторного учета расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» в части аренды земельных участков.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.3.2. Налог на имущество

Учтено – 115 677 тыс. руб.

Заявлено – 148 036 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 126 372 тыс. руб.

Порядок расчета налога на имущество организаций закреплен главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

Органом регулирования учтены в том числе расходы на уплату налога на имущество в отношении необязательных для осуществления регулируемой деятельности объектов (овощехранилище, баня-сауна, пристройка к бане, учебно-оздоровительный центр и т. д.), а также объектов, не являющихся недвижимостью (ограждение, асфальтобетонная дорожка, автодорога, дорога подъездная, ворота, забор и т. п.).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.3.3. Прочие налоги и сборы

Учтено – 5 105 тыс. руб.

Заявлено – 5 249 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 4 229 тыс. руб.

РЭК Кузбасса по данной статье затрат учтены расходы на уплату транспортного налога, госпошлины и платежей за ПВД в пределах лимита на основании фактически сложившихся расходов в размере 5 105 тыс. руб. с учетом ИПЦ 22/23.

Органом регулирования не представлено обоснование признанных экономически обоснованными фактических расходов за 2021 год, не даны ссылки на первичные документы Регулируемой организации, не отражен анализ транспортных средств, расходы на уплату транспортного налога по которым учтены, на предмет их необходимости для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.4. Амортизация основных средств

Учтено – 1 372 379 тыс. руб.

Заявлено – 1 443 220 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 1 231 901 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

В материалах тарифного дела инвентарные карточки, акты ввода/вывода в/из эксплуатацию/эксплуатации не представлены.

Из представленного пообъектного расчета следует, что Органом регулирования учтены в том числе расходы на амортизацию планшетов Samsung Galaxy Tab Active 3 и 10.2 APPLE iPad MYML2RUA. Обоснование необходимости учета данных основных средств для оказания услуг по передаче электрической энергии не приведено.

Инвестиционная программа ПАО «Россети Сибирь» на 2023-2027 годы (далее – Инвестиционная программа) утверждена приказом Минэнерго России от 24.11.2022 № 27@. Амортизация основных средств в части оказания услуг по передаче электрической энергии как источник финансирования на 2023 год предусмотрена для «Кузбассэнерго – РЭС» в размере 1 331,73 млн. руб.

Органом регулирования амортизационные отчисления на 2023 год учтены с превышением утвержденных Инвестиционной программой в отсутствие обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.5. Прочие неподконтрольные расходы

Учтено – 43 392,48 тыс. руб., в том числе:

- водоснабжение и водоотведение – 2 418,19 тыс. руб.;

- вывоз и захоронение отходов – 1 441,26 тыс. руб.;

- расходы на формирование резерва по сомнительным долгам – 39 492,79 тыс. руб.;

- компенсация потерь – 40,24 тыс. руб.

Заявлено – 219 391,77 тыс. руб., в том числе:

- водоснабжение и водоотведение – 3 044,40 тыс. руб.;

- вывоз и захоронение отходов – 1 827,33 тыс. руб.;

- расходы на формирование резерва по сомнительным долгам – 39 492,79 тыс. руб.;

- компенсация потерь – 40,24 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 46 411 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования № 1178 при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Из расчета, представленного в приложении 11 к Экспертному заключению на 2023 год, следует, что расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определены на основании выручки за услуги по передаче электрической энергии по прямым договорам и ТСО без НДС с учетом фактического ИПЦ за 2022 год и планового ИПЦ на 2023 год.

В материалах тарифного дела отсутствуют договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с потребителями, заключенные непосредственно с территориальной сетевой организацией, а также первичные документы Регулируемой организации, подтверждающие принятую в расчет выручку за услуги по передаче электрической энергии.

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на создание резерва по сомнительным долгам необходимо проводить анализ дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования. В противном случае нельзя определить, были ли возвращены сомнительные долги, учтенные в предыдущие периоды регулирования, а также оценить обоснованность включения в необходимую валовую выручку (что является возложением бремени расходов на неопределенный круг лиц, являющихся потребителями) расходов по вновь образованным долгам.

В соответствии со статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России обращает внимание, что Регулируемой организацией должны быть представлены документы, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер для взыскания задолженностей, в том числе судебные акты, определения суда о признании банкротом, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа. Вместе с тем данные обосновывающие документы в материалах тарифной заявки отсутствуют.

В материалах тарифного дела не представлены приказы уполномоченного лица Регулируемой организации о создании резерва по сомнительным долгам и о списании сумм задолженностей по обязательствам с указанием оснований для списания, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на последнюю дату предшествующего периода регулирования, расшифровки задолженностей перед Регулируемой организацией по периодам по состоянию на последнее число налогового периода.

Сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Включению в необходимую валовую выручку подлежит лишь разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммой остатка резерва предыдущего периода регулирования.

Также по данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на оплату потерь электроэнергии в сетях АО «УК «Кузбассразрезуголь», понесенные в 2021 году, в отсутствие обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.6. Прибыль на капитальные вложения

Учтено – 2 003 379 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Сумма прибыли, направляемая на инвестиции по оказанию услуг по передаче электрической энергии, согласно Инвестиционной программе составляет 658,03 млн. руб.

В Экспертном заключении на 2023 год указано, что по данной статье затрат с учетом протокола совместного заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту, комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» и комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» от 07.10.2022 № 5, в соответствии с вопросом № 5 о принятии тарифно-балансовых решений на 2023 год, обеспечивающих реализацию мероприятий, направленных на строительство объектов электроснабжения Восточного полигона железных дорог, а также с учетом пункта 32 Основ ценообразования № 1178 включен тарифный источник на 2023 год для исполнения инвестиционной программы в сумме 2 003 379 тыс. руб. (без НДС), в том числе 1 372 379 тыс. руб. (без НДС) – амортизация, 631 000 тыс. руб. (без НДС) – прибыль на капитальные вложения.

В соответствии с пунктом 5 указанного протокола Правительству Кузбасса рекомендуется обеспечить принятие тарифно-балансовых решений на 2023 год, обеспечивающих реализацию мероприятий, направленных на строительство объектов электроснабжения Восточного полигона железных дорог, в том числе обратиться в ФАС России по вопросу согласования превышения предельных уровней тарифов в соответствии с приказом ФАС России от 8 ноября 2019 г. № 1483/19 «Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов».

Таким образом, вышеизложенное прямо не предписывает включение в тарифы на услуги по передаче электрической энергии прибыли на капитальные вложения в размере, превышающем утвержденный Инвестиционной программой (658,03 млн. руб.).

Органом регулирования не проведен анализ непревышения учтенными расходами на финансирование капитальных вложений 12 процентов необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложилась принятая Органом регулирования сумма расходов по данной статье затрат, и признать обоснованным ее учет в размере, отличном от утвержденного Инвестиционной программой.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

5. Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества

Учтено – 46 455 тыс. руб.

Органом регулирования не представлены расчеты показателей надежности и качества в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26.10.2010
№ 254-э/1 и Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256.

В Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют анализ исходных данных, примененных при расчетах, и указание на принятые в обоснование документы Регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества подлежит дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

6. Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям

Учтено на 2023 год – 3 249 тыс. руб.

Заявлено – 13 996 тыс. руб.

По данной статье затрат учтены расходы на негарантийное обслуживание приборов учета электрической энергии исходя из проиндексированных фактических затрат за 2021 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям, до начала очередного долгосрочного периода регулирования, которая в части мероприятий по организации коммерческого учета не должна превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей и правилами заполнения форм раскрытия информации.

Органом регулирования не отражен анализ учтенных расходов на предмет того, в отношении каких потребителей выполняется обязанность по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, а также не представлено обоснование необходимости негарантийного обслуживания приборов учета электрической энергии.

В материалах тарифного дела представлены в том числе акты замены приборов учета у потребителей, проживающих в многоквартирных домах.

В отсутствие расшифровки принятых РЭК Кузбасса расходов на негарантийное обслуживание приборов учета электрической энергии не представляется возможным определить экономическую обоснованность их учета.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

7. Корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования

Учтено – (-339 709,3) тыс. руб. из определенных к исключению (-2 135 000,02) тыс. руб., в том числе:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 81 509,40 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – (-118 443,00) тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра – 19 813,98 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям – 10 748,54 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год - (-849 646,55) тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (-22 812,56) тыс. руб.;

- расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение и не учтенные в инвестиционной программе, за 2021 год – 8 516,14 тыс. руб.;

- расходы на COVID по пункту 7 Основ ценообразования № 1178 – 7 665,72 тыс. руб.;

-  перераспределенные выпадающие на 2023 год в соответствии с судебным решением и решением ФАС России – (-1 181 273,28) тыс. руб.

В НВВ на 2023 год Органом регулирования учтена сумма (-339 709,3) тыс. руб. из (-2 135 000,02) тыс. руб. в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающей обеспечение увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с учетом протокола совместного заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту, комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» и комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» от 07.10.2022 № 5, в соответствии с вопросом № 5 о принятии тарифно-балансовых решений на 2023 год, обеспечивающих реализацию мероприятий, направленных на строительство объектов электроснабжения Восточного полигона железных дорог.

Учитывая положения указанного протокола, приведенные в пункте 3.6 «Прибыль на капитальные вложения», не представляется возможным определить основания для применения сглаживания и перенос остатка в размере (-1 795 290,8) тыс. руб. к учету на последующие периоды регулирования.

При корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых к учету величин фактически сложившихся расходов по статьям затрат, не даны ссылки на обосновывающие материалы (документы) Регулируемой организации.

РЭК Кузбасса не отражен анализ исходных данных для расчета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год, использованного при определении корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, с указанием ссылок на принятые в обоснование документы филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС».

В материалах тарифного дела не представлены обосновывающие материалы Регулируемой организации в части принятых расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение и не учтенных в инвестиционной программе, за 2021 год (расходы направлены на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства), включенных в НВВ по пункту 32 Основ ценообразования № 1178, в размере 8 516,14 тыс. руб.

Не представляется возможным определить, по какой причине указанные мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям не были учтены в инвестиционной программе, определить отсутствие повторного учета расходов (затрат) и, как следствие, экономическую обоснованность учета данных расходов.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов на COVID по пункту 7 Основ ценообразования № 1178 в размере 7 665,72 тыс. руб., не даны пояснения и ссылки на обосновывающие материалы (документы) Регулируемой организации, не представлена расшифровка учтенных расходов.

Учитывая вышеизложенное, корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования подлежит дополнительному экономическому анализу с отражением подробных расчетов и ссылок на источники исходных данных, а выявленные экономически необоснованные расходы – исключению из НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 7, 27, 28, 29, 30, 32, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Расходы по статье затрат «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2023 год в размере 55 163 тыс. руб. перенести из неподконтрольных расходов в состав базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС» 2019 года и учесть в экономически обоснованном размере.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расчет количества условных единиц»;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2023 год;

- «Земельный налог» на 2023 год;

- «Налог на имущество» на 2023 год;

- «Прочие налоги и сборы» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств» на 2023 год;

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Прибыль на капитальные вложения» на 2023 год;

- «Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества» на 2023 год;

- «Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2023 год;

- «Корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Кузбассэнерго – РЭС», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799