Решение №СП/32926/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Энергопрогноз-Камчатка» (далее – Заявитель, регулируемая организация, Общество) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее — орган регулирования, Служба) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя руководителя — начальника отдела по регулированию тарифов в электроэнергетике Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>, советника отдела по регулированию тарифов в электроэнергетике Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>, генерального директора ООО «Энергопрогноз-Камчатка» <...>, директора по экономике и финансам ООО «Энергопрогноз-Камчатка» <...>, начальника юридического отдела ООО «Энергопрогноз-Камчатка» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ООО «Энергопрогноз-Камчатка».

Заявление ООО «Энергопрогноз-Камчатка» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник между ООО «Энергопрогноз-Камчатка» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики постановлением от 14.11.2022 № 247 для Заявителя на период 2023-2027 гг. были установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую Обществом по объектам электроснабжения горнодобывающих предприятий, осуществляющих деятельность в Пенжинском муниципальном районе Камчатского края, месторождение «Аметистовое», Быстринском муниципальном районе Камчатского края, группа месторождений «Камчатское золото», «Камголд», Усть-Камчатском муниципальном районе Камчатского края, месторождение «Кумроч».

Тарифное регулирование в отношении ООО «Энергопрогноз-Камчатка» на 2023 г. было осуществлено с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым постановлением на 2023 год для Заявителя, составляет 2 325 091 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 361 198 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на электрическую энергию ООО «Энергопрогноз-Камчатка» на 2023 год размер расходов по статьям затрат в соответствии с перечнем, представленным в Табл. 1.

Табл. 1 – Спорные статьи затрат ООО «Энергопрогноз-Камчатка»

Статьи затрат

Принято Службой

Заявлено
в ФАС России

Величина разногласий

1

Арендная плата помещений, тыс. руб.

1 094

3 405

2 310

2

Методология применения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, тыс. руб.

375 089

408 887

33 797

 

ИТОГО

36 107

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике»), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования), а также Методическими указаниями
по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электроэнергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

1. Статья затрат: «Арендная плата помещений».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 405 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены
в размере 1 094 тыс. руб.

Величина разногласий по статье «Арендная плата помещений» составляет 2 310 тыс. руб.

Принципы включения расходов на аренду помещений определены положениями раздела III Основ ценообразования.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что в состав прочих расходов при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков, определяемых органом регулирования в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

‑ рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно заявлению ООО «Энергопрогноз-Камчатка», во исполнение пункта 29 Основ ценообразования Обществом были проведены мероприятия для учета расходов по аренде нежилого помещения как экономически обоснованные расходы по результатам конкурсных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В рамках проводимой закупки всего было подано 1 (одно) технико-коммерческое предложение поставщика услуги ИП <...> Сумма за 1 кв.м. составляет 910,52 рублей. Способ проводимой закупки - единственный поставщик. Протокол закупочной комиссии представлен.

По результатам конкурсных процедур Обществом был заключен договор аренды нежилого помещения с поставщиком услуги ИП <...> от 13.10.2022 № 1/23-А (далее – Договор).

Общая площадь арендуемого помещения согласно пункту 1.2 Договора, а также Акту приема-передачи нежилого помещения в Приложении № 2 к Договору, составляет 311,6 кв.м., в том числе офисное помещение площадью 285,1 кв.м, санузел 1,9 кв.м, тамбур 8 кв.м, кабинет 11,6 кв.м и лоджия 5 кв.м.

Согласно мнению Заявителя, в части подхода регулирующего органа к формированию данной статьи затрат необходимо отметить что, принятая регулятором норма площади на человека (4,5 кв.м) не учитывает площадь коридоров и проходов между рабочими местами, площадь для размещения используемой техники (принтер, копировальный аппарат), места установки мебели - стеллажи, шкаф для одежды, места размещения документации. Не учтены помещения мест хранения документации (архив), серверная.

Кроме того, одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

В процессе экспертизы тарифных предложений по данной статье затрат Обществом дополнительно был проведен расчет нормы площадей кабинетов согласно приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 п. 5.15 «Свода правил. СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009», которым утверждены нормы определения площадей кабинетов учреждений.

Так, согласно расчету, минимальная требуемая площадь помещения на фактически принятую численность составляет 207,5 кв.м.

Следует отметить, что в орган регулирования в качестве обосновывающих был представлен следующий перечень документов:

- коммерческое предложение ИП <...> о стоимости арендной платы
(вх. № ЭПК-1056 от 26.09.22);

- договор аренды нежилого помещения № 1/23-А от 13.10.2022, заключенный с ИП <...>;

- расчет потребности площади офиса.

С учетом полученной и имеющейся в распоряжении Службы информации, затраты по данной статье определены экспертом Службы исходя из нормы площади на 1 человека (4,5 кв.м в соответствии с пунктом 5.2 СП 2.2.3670-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям труда»), численности, принятой Службой на 2023 год, помещений социально-бытового обслуживания сотрудников, а также стоимости 1 кв.м площади, согласно договора аренды офиса, заключенного Обществом по результатам конкурсных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с применением индексов потребительских цен, одобренных Правительством РФ от 27.09.2022.

Отмечаем, что вопросы проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентированы Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Возможность осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

При этом для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы) (пункт 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного cуда Российской Федерации 16.05.2018).

Аналогичный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного cуда Российской Федерации от 16.09.2021
№ 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020.

Выбор основания для заключения договора с единственным поставщиком осуществляет заказчик самостоятельно.

В ходе анализа приложенных материалов и сведений ФАС России было установлено, что ранее между ИП <...> (арендодатель) и ООО «Энергопрогноз-Камчатка» (арендатор) был заключен договор аренды нежилого помещения от 20.08.2020 № 1/19-А.

Вместе с тем, письмом от 26.09.2022 № 15 арендодатель направил в адрес ООО «Энергопрогноз-Камчатка» коммерческое предложение о продлении действующего договора аренды на новый срок с 01.11.2022 по 30.09.2023 с арендной платой в размере действующей ставки на 2022 год, а именно 910,52 руб. за 1 кв.м., суммарной стоимостью аренды всего помещения 283 718,3 руб. в месяц.

Договор заключен таким образом в рамках закупки, проводимой
ООО «Энергопрогноз-Камчатка», по способу – единственный поставщик.

Исходя из изложенного, заключение договора аренды недвижимого имущества в рамках неконкурентной закупки с единственным поставщиком может быть правомерно при наличии обоснования в проведении закупки избранным способом.

В свою очередь органу регулирования при принятии тарифного решения надлежит в таком случае провести оценку цены заключенного договора методом сопоставимых рыночных цен.

Отмечаем, что в ФАС России отсутствует информация о проведенной закупке, в том числе о запросе коммерческих предложений, номере закупки и обоснованиях необходимости заключения договора с единственным поставщиком, а также ранее заключенный договор аренды и его условия.

При этом расчет расходов на аренду помещений исходя из произведения установленной площади на одного человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, численности сотрудников, принятой Службой на 2023 г., и цены договора за 1 квадратный метр арендуемого помещения без учета помещений общего пользования не является правомерным в разрезе применения органом регулирования требований пунктов 28 и 29 Основ ценообразования.

Следует также отметить, что согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включенных в НВВ расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ 1 кв. м в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, а также учесть помещения общего пользования, необходимые для деятельности регулируемой организации.

2. Методология применения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 408 887 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены
в размере 375 089 тыс. руб.

Величина разногласий по статье «Методология применения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» составляет 33 797 тыс. руб.

Согласно отзыву органа регулирования, при формировании тарифов на 2023 год Службой учтен плановый на 2023, 2024 и 2025 годы параметр ИПЦ в размере 106% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, одобренному Правительством Российской Федерации от 27.09.2022.

При этом, учитывая отсутствие оснований для пересмотра тарифов 2022 года, связанного со скачкообразным ростом плановых ИПЦ 2022 года (с 104,3% - учтенных при формировании тарифов на 2022 год, до 113,9 % - новый плановый (ожидаемый) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), а также во избежание дополнительной тарифной нагрузки на потребителей, подходы Службы основывались на следующих принципах тарифного регулирования:

к фактическим экономически обоснованным затратам за 2021 год применялись ИПЦ 2022 года (параметры, принятые при установлении тарифов на 2022 год в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, от сентября 2021 года) и новый плановый (ожидаемый) ИПЦ на 2023 год (параметры в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, от сентября 2022 года).

Отмечаем, что корректировка фактического значения необходимой валовой выручки по итогам истекшего периода регулирования осуществляется согласно пункту 29 Методических указаний № 686/19.

Так, в целях приведения размера затрат к уровню цен i-го года надлежит использовать индекс потребительских цен в (j-1)-м и j-м году.

Применительно к заявлению при расчете необходимой валовой выручки Заявителя на 2023 год органу регулирования надлежало применять ИПЦ на 2023 и 2022 гг., т.е. в соответствии с актуальным на момент принятия тарифного решения прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов – 6% и 13,9% соответственно.

На основании представленных обосновывающих материалов
ООО «Энергопрогноз-Камчатка» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей пункты 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электроэнергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденных приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Энергопрогноз-Камчатка», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. 13.02.2023 № 21308-ЭП/23).

3. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 (включительно) произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение по статьям затрат:

- «Арендная плата помещений»;

- «Недополученные («+») или излишне полученные («-») доходы производителя электрической энергии (мощности)».

4. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01 июля 2023 года пересмотреть и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую ООО «Энергопрогноз-Камчатка» по объектам электроснабжения горнодобывающих предприятий, осуществляющих деятельность в Пенжинском муниципальном районе Камчатского края, месторождение «Аметистовое», Быстринском муниципальном районе Камчатского края, группа месторождений «Камчатское золото», «Камголд», Усть-Камчатском муниципальном районе Камчатского края, месторождение «Кумроч», на 2023 год, на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики для ООО «Энергопрогноз-Камчатка» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «Энергопрогноз-Камчатка» цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных
в заявлении ООО «Энергопрогноз-Камчатка».

  

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268
ООО "Энергопрогноз-Камчатка"
ИНН 4101191052, ОГРН 1194101006175
Камчатское УФАС России
ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470