Решение №СП/25187/24 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2024 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению МУП БВКХ «Водоканал» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 29.12.2023 № 2884 вх. от 29.12.2023 № 210631-ЭП/23), возникший с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – орган регулирования, РЭК, РЭК Свердловской области) по вопросу установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей органа регулирования в лице<...>,<...>,<...>,<...>,, представителей МУП БВКХ «Водоканал» в лице <...>,<...>,, представителей Свердловского УФАС России в лице <...>,<...>,, Комиссия ФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 29.12.2023 № 2884 вх. от 29.12.2023 № 210631-ЭП/23) о разногласиях между МУП БВКХ «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области по вопросу установления платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованными системам водоснабжения на 2024 год.

Основанием для разногласий между МУП БВКХ «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области послужило постановление органа регулирования от 18.12.2023 № 247-ПК «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение на территории Свердловской области».

Тарифы, установленные оспариваемым постановлением, применяются в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых не превышает 250 куб. м в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, не превышающим 355 мм (предельный уровень нагрузки).

Заявленная МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России ставка тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку к системам водоснабжения составляет 8 141,18 руб./куб. м/сут., органом регулирования ставка тарифа на подключаемую нагрузку не установлена.

МУП БВКХ «Водоканал» заявляет в ФАС России величину расходов на подключение объектов абонентов, учитываемых при расчете в составе ставки за подключаемую нагрузку, которую считает экономически обоснованной в размере 1 813,708 тыс. руб. Оспариваемым постановлением на 2024 год величина расходов не установлена.

Также МУП БВКХ «Водоканал» заявляет в ФАС России мощность в составе ставки за подключаемую нагрузку на 2024 год в сфере водоснабжения в размере 222,782 куб. м/сут.

Таким образом, при расчете тарифа на подключение (технологическое присоединение) органом регулирования утверждена ставка тарифа за протяженность сети и не утверждена ставка тарифа за подключаемую нагрузку.

В поданном заявлении в адрес ФАС России указаны экономически обоснованные и подлежащие учету при установлении ставки тарифа за подключаемую нагрузку в составе тарифа на подключение (технологическое присоединение) на 2024 год следующие статьи затрат:

 

№ п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А) 

1

Оплата труда и отчисления на социальные нужды административного персонала, тыс. руб.

0,00

1 767,887

1 767,887

1 767,887

2

Прочие расходы, тыс. руб.

0,00

45,821

45,821

45,821

3

Итого НВВ, тыс. руб.:

0,00

1 813,708

1 813,708

1 813,708

 

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – Правила подключения № 2130).

Расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с положениями статьи 18 и 31 Федерального закона № 416-ФЗ и Основ ценообразования № 406 и главой Х Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, в том числе регулированию подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение).

Исходя из части 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Плата за подключение, устанавливаемая с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя.

За исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов, а также расходов, предусмотренных за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов.

В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки превышает предельный уровень нагрузки, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.

При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора.

Порядок действий организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) заявителя вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность такого подключения (технологического присоединения), установлен частями 5-12 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 406 плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора, определяется на основании установленных тарифов на подключение или в индивидуальном порядке в случаях, которые предусмотрены пунктом 85 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 85 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем.

Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Пунктом 82 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что размер платы за подключение рассчитывается организацией исходя из установленных тарифов на подключение и с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 83 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение включает в себя ставку тарифа за подключаемую нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).

Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой расходов: а) на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом Х «Расчет платы за подключение» и приложение № 8 «Расчет платы за подключение» к Методическим указаниям «Расчет платы за подключение» № 1746-э (далее – Приложение № 8).

Пунктом 116 Методических указаний № 1746-э установлено, что размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по следующей формуле:

, (50)

где:

ПП - плата за подключение объекта абонента к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.;

- ставка тарифа за подключаемую нагрузку сети, тыс. руб./куб. м в сут.;

М - подключаемая нагрузка (мощность) объекта абонента, определяемая исходя из диаметра подключаемой сети, куб. м/сут.;

- ставка тарифа за протяженность сети диаметром d, тыс. руб./км;

L - протяженность водопроводной или канализационной сети от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, км.

По решению органа регулирования тарифов ставки тарифов за подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей. Диапазон диаметров водопроводных и канализационных сетей, а также условия прокладки сетей определяются в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Пунктом 117 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:

, (51)

где:

- расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб.;

- расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб. м/сут.

Согласно пункту 118 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе на прокладку (перекладку) сетей и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

В соответствии с Правилами подключения № 2130 под «подключением (технологическим присоединением)» понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту получать холодную воду из централизованной системы и (или) отводить (сбрасывать) сточные воды в централизованную систему или создающих технологическую связь между централизованными системами либо отдельными объектами централизованной системы;

«подключенная (технологически присоединенная) мощность (нагрузка)» - это максимальная величина мощности (нагрузки) подачи холодной воды или отведения сточных вод в точке (точках) подключения, выражаемая в объеме холодной воды или сточных вод на единицу времени.

МУП БВКХ «Водоканал» выражает несогласие с утвержденной платой за подключение (технологическое присоединение) органом регулирования на 2024 год. Заявитель указывает на то, что неутверждение органом регулирования ставок тарифа за подключаемую нагрузку связано с отсутствием в утвержденных для МУП БВКХ «Водоканал» инвестиционных программах мероприятий по обеспечению технической возможности подключения объектов капитального строительства заявителем, то есть мероприятия по реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем в целях подключения объектов капитального строительства заявителей.

В направленном в адрес ФАС России отзыве органа регулирования указано, что Комиссией на заседании Правления РЭК Свердловской области 18.12.2023 принято решение об установлении ставки за протяженность на 2024 год и решение об отказе в установлении ставки за нагрузку на 2024 год для МУП БВКХ «Водоканал».

Данное решение обусловлено органом регулирования тем, что в пункте 118 Методических указаний № 1746-э указано, что ставка за протяженность устанавливается в соответствии со сметной стоимостью перекладываемых сетей и объектов на них.

При этом, орган регулирования указывает на то, что действующим законодательством в сфере водоснабжения и (или) водоотведения не определен перечень расходов и объем расходов, подлежащий учету в соответствии Приложением № 8 к Методическим указаниям № 1746-э, при определении ставки за нагрузку и ставки за протяженность.

Таким образом, орган регулирования отмечает, что формирование сметной стоимости строительства, в том числе по прокладке (перекладке) сетей осуществляется в соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр). Пунктом 6 Методики № 421/пр определено, что стоимость строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а также для строительно-монтажных работ иные виды затрат, относимые в сметной документации на их стоимость.

Прямые затраты учитывают сметную стоимость материалов, изделий, конструкций, средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов, оплату труда рабочих, управляющих машинами.

Приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр утверждена Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – Методика № 812/пр). Орган регулирования отмечает, что согласно пунктам 10, 11 Методики № 812/пр нормативы накладных расходов по видам работ, учитывают затраты строительных организаций на административно-хозяйственные расходы, обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы.

В этой связи РЭК Свердловской области отмечает, что сметная стоимость включает в себя прямые и накладные расходы. В составе накладных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы, а также прочие административные расходы.

Таким образом, по мнению органа регулирования, заявленные МУП БВКХ «Водоканал» расходы на оплату труда и прочие расходы учитываются при утверждении ставки за протяженность, предусмотренные в том числе Приложением № 8 к Методическим указаниям № 1746-э. Постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2023 № 247-ПК установлены ставки за протяженность с учетом компенсации данных расходов.

В соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные тарифы.

Одним из доводов обоснования и подтверждения указанной позиции орган регулирования указывает на отраженные положения в разъяснениях ФАС России от 03.02.2020 № АЦ/7104/20, письмо ФАС России от 21.12.2022 № МШ/109196-ПР/22, решение Арбитражного суда Свердловской области по делу от 14.06.2021 № А60-9437/2021, а также Решение ФАС России от 30.03.2022 № CП/29329/22.

Так, орган регулирования отмечает, что согласно судебной практике ставки за нагрузку устанавливаются органом регулирования с учетом расходов на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованных систем, с целью обеспечения технической возможности подключения объектов капитального строительства заявителей на основании утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ.

При этом, для МУП БВКХ «Водоканал» утверждены инвестиционные программы приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в сфере водоснабжения на 2024-2026 гг. от 27.10.2023 № 519, в которых не содержатся мероприятия по обеспечению технической возможности подключения объектов капитального строительства заявителей (мероприятий по реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем в целях подключения объектов капитального строительства).

На основании вышеизложенного орган регулирования указывает на то, что у МУП БВКХ «Водоканал» отсутствуют расходы, которые могут быть учтены органом регулирования при установлении ставок за нагрузку на 2024 год.

МУП БВКХ «Водоканал» указывает на то, что исходя из положений Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1736-э тариф на подключение включает в себя ставку тарифа за подключаемую нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения объекта заявителя до точки подключения сетей.

Регулируемая организация отмечает, что письмом ФАС России «О даче разъяснений» от 03.02.2020 № АЦ/7104/20 пунктом 8 указано, что при наличии технической возможности подключения, отсутствие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы или отдельных мероприятий по подключению заявителей не является основанием для отказа в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам.

Однако, письмом ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 признано недействующим письмо от 03.02.2020 № АЦ/7104/20, при этом, необходимо отметить, что вышеуказанный документ не отменяет нормы Федерального закона и судебную практику.

Также МУП БВКХ «Водоканал» выражает несогласие с доводами органа регулирования в отношении отсутствия технической возможности подключения.

В соответствии с пунктом 44 Правил подключения № 2130 техническая возможность подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения имеется при одновременном соблюдении следующих условий:

а) наличие свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах;

б) наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки);

в) сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров водоснабжения, водоотведения;

г) наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима подачи воды и отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных систем, создаваемых или реконструируемых исполнителем в рамках исполнения договора о подключении.

МУП БВКХ «Водоканал» отмечает, что в заявлении, направленном в адрес органа регулирования на установление ставок тарифа на подключаемую нагрузку на 2024 год от 24.08.2023 № 1887, регулируемой организацией представлены материалы, свидетельствующие о наличии технической возможности подключения к централизованным системам. В связи с чем, в материалах тарифного дела отсутствует заявление со стороны регулируемой организацией об учете расходов на строительство, модернизацию и реконструкцию.

При этом, расходы на выполнение мероприятий по строительству сетей от точки подключения до точки присоединения, а также расходы по присоединению сетей заявителя к централизованным сетям были представлены МУП БВКХ «Водоканал» в адрес органа регулирования для обоснования размера ставок тарифа на протяженность. В этой связи, обоснование указанных расходов не применимо по отношению к ставкам тарифа на подключаемую нагрузку.

Таким образом, в Приложении № 8 к Методическим указаниям № 1746-э содержится перечень расходов на проведение мероприятий по подключению заявителей (пункт 1.1.5 – оплата труда и отчисления на социальные нужды, пункт 1.1.6 – прочие расходы), согласно которому заявленные регулируемой организацией расходы подлежат учету для определения размера ставки тарифа за подключаемую нагрузку.

Также МУП БВКХ «Водоканал» отмечает, что заявленные при расчете ставок за нагрузку затраты, включают в себя средства на оплату труда специалистов технологического присоединения, страховые взносы и иные расходы, понесенные регулируемой организацией в связи с выполнением мероприятий по подключению. Размер ставки тарифа за подключаемую нагрузку произведен регулируемой организацией в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э, как отношение расчетного объема расходов на подключение объектов абонентов к расчетному объему подключаемой нагрузки (мощности).

Таким образом, МУП БВКХ «Водоканал» определено фактическое количество подключений в сфере водоснабжения в размере 44 ед. и суммарная мощность в размере 222,782 куб. м/сут.

При определении расходов на оплату труда размер фонда оплаты труда определен МУП БВКХ «Водоканал» в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевого тарифного соглашения, положения о премировании организации, действующего штатного расписания, а также прогнозного индекса потребительских цен.

Нормативы численности персонала, занятого на работах по подключению новых абонентов (подготовка условий подключения, консультационные услуги), определены МУП БВКХ «Водоканал» в соответствии с типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 23.03.2020 № 154/пр (далее – Приказ № 154/пр). Также письмом Министерства регионального развития РФ от 02.11.2010 № 37571-ИП/08 определены виды работ для инженерно-технического персонала при подключении объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

МУП БВКХ «Водоканал» указывает на то, что согласно приказу № 154/пр нормативная численность составляет 2 ед., фактическая численность МУП БВКХ «Водоканал» составляет 2 ед. – специалист по договорной работе и инженер.

Так, в заявлении МУП БВКХ «Водоканал» произведен расчет затрат на оплату труда работников в сфере технологического присоединения в сфере водоснабжения и водоотведении: ((13 400*3,33+50% (13 400*3,33)*1,15)*12 мес.)*2 чел. = 1 847,35 тыс. руб. Заработная плата с отчислениями на 2024 год составляет: 1 847,351*1,30202 = 2 405,288 тыс. руб.

Прочие расходы рассчитаны МУП БВКХ «Водоканал» как: расходы на обучение (6,013), командировочные расходы (5,683), расходы на орг технику (13,42), офисную мебель (10,833), канцелярские товары (16,812) и медицинские осмотры (2,1) с учетом ИПЦ и составили: (6,013+5,683+43,165)*1,058*1,072 = 62,223 тыс. руб.

Распределение расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также прочих расходов основывается на фактических доходах регулируемой организации по регулируемым видам деятельности. Пропорциональное деление расходов между регулируемыми видами деятельности произведено по выручке от соответствующего вида деятельности (план 2024 года по выручке 2022 года в сфере водоснабжения – 73,64 %).

Таким образом, заявленные требования МУП БВКХ «Водоканал» на 2024 год в части расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды распределены МУП БВКХ «Водоканал» между двумя видами деятельности, по подключению к системе водоснабжения составили 1 767,887 тыс. руб.

В части расходов по статье «Прочие расходы», расходы по подключению к системе водоснабжения составили 45,821 тыс. руб.

По результатам анализа представленных сторонами доводов и обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 33 Правил подключения № 2130 в случае представления сведений и документов в полном объеме, исполнитель определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем должно осуществляться подключение, и оценивает техническую возможность подключения, а при отсутствии технической возможности также наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе исполнителя.

В случае если для подключения подключаемого объекта к централизованным системам выданы технические условия, срок действия которых на дату обращения заявителя с заявлением о подключении не истек, техническая возможность подключения оценивается только применительно к ее наличию в точке присоединения, указанной в технических условиях, в пределах максимальной мощности (нагрузки), указанной в технических условиях.

Пунктом 43 Правил регулирования № 2130 указано, что при наличии технической возможности подключения исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России МУП БВКХ «Водоканал» представлены: пояснительная записка к расчету платы за подключение на 2024 год; информация о наличии (отсутствии) технической возможности, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение 2021-2023 гг.; сводная заявки на подключение, заключенных и выполненных договоров; смета расходов сектора технологического присоединения; ОСВ по счетам 90.02, 26 за 2022 год; карточки счета, договоры поставок, счета фактуры; расчет ФОТ сектора технологического присоединения (индексы; расчет среднего тарифного коэффициента на 2022-2024 гг.); реестры договоров на подключение к системе водоснабжения за 2021-2023 гг.; расчет количества подключений и суммарной мощности к системе централизованного водоснабжения; смета расходов на подключение, тариф за подключаемую нагрузку; расходы на оплату труда сектора технологического присоединения; расчет платы за подключение на 2024 год, ставка тарифа на подключаемую нагрузку; справка-расшифровка по доходам и бухгалтерская отчетность за 2020-2022 гг.; приказ от 31.08.2020 № 2940 о размере страховых взносов; устав МУП БВКХ «Водоканал»; штатное расписание МУП БВКХ «Водоканал» от 01.01.2022; должностные инструкции, коллективный договор; расчет нормативной численности работников; пояснительная записка; расходы на оплату труда в целом по водоснабжению и водоотведению; расходы на оплату труда в разрезе регулируемых видов деятельности; реестр договоров на подключение к системе водоснабжения и водоотведения на 2022 год; расчет плановой суммарной мощности на 2024 год; расчет платы за подключение на 2024 год ставка тарифа на подключаемую нагрузку; письмо от 24.11.2020 № 2591; письмо от 13.12.2023 № 2740.

Постановлением Администрации Березовского городского округа от 19.07.2018 № 613 организация МУП БВКХ «Водоканал» г. Березовского наделена статусом гарантирующего поставщика.

Согласно пунктам 5-6 Основ ценообразования № 406 при определении органом местного самоуправления гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, орган регулирования тарифов начиная с очередного период регулирования устанавливает для такой организации тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Комиссия ФАС России отмечает, что, исходя из положений статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что плата за подключение рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта заявителя до точки подключения к централизованной системе, при этом, точка подключения устанавливается на границе земельного участка.

Пунктом 81 Основ ценообразования № 406 указано, что плата за подключение определяется на основании установленных тарифов на подключение, учитывая, что тариф на подключение входит в систему регулируемых тарифов на основании пункта 4 Основ ценообразования № 406.

Также пунктом 39 Правил регулирования № 2130 указано, что плата за подключение рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение или в индивидуальном порядке в случаях, которые предусмотрены пунктом 85 Основ ценообразования № 406.

Размер платы за подключение, подключаемая нагрузка которых не превышает установленный пунктом 85 Основ ценообразования № 406 предельный уровень нагрузки, рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта заявителя до точки подключения к централизованным системам согласно пункту 82 Основ ценообразования № 406.

Тариф на подключение в соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования № 406 включает в себя ставку тарифа на подключаемую нагрузку и ставку тарифа на расстояние, рассчитанных исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов.

Комиссия ФАС России обращает внимание, что на основании проведенного анализа положений действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, плата за подключение должна рассчитываться с учетом величины подключаемой нагрузки, то есть с учетом применения регулируемого двухставочного тарифа на подключение. При этом в систему регулируемых тарифов, определенную пунктом 4 Основ ценообразования № 406, входят тарифы на подключение в сферах холодного водоснабжения/водоотведения, без разделения (расшифровки) на отдельные ставки. Необходимо отметить, что позиция Комиссии ФАС России находит свое подтверждение в решении Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2023 по делу № А41-5695/22 (десятый арбитражный апелляционный суд от 02.02.2023 № 10АП-26584/2022).

Таким образом, Комиссия ФАС России отмечает, что Основами ценообразования № 406 не предусмотрено раздельное установление ставки за подключаемую нагрузку и ставки за протяженность сети в качестве самостоятельных тарифов или возможность установления тарифа на подключение без учета какой-либо из указанных ставок. Также не предусмотрена возможность не установления ставок тарифов на подключение для гарантирующей организации.

Кроме того, Основами ценообразования № 406 не предусмотрено условие о необходимости наличия утвержденной инвестиционной программы при установлении тарифа на подключение объектов, величина подключаемой нагрузки которых не превышает 250 куб. м (в том числе при расчете ставки за нагрузку).

Проанализировав положения Методических указаний № 1746-э, Комиссия ФАС России отмечает, что исходя из пунктов 115 - 116 Методических указаний № 1746-э следует, что при расчете ставки тарифов за подключение учитываются расходы регулируемых организаций на создание сетей и объектов на них, размер платы которых определяется по формуле 50 Методических указаний № 1746-э, как сумма платы за технологическое присоединение по ставке за подключаемую нагрузку и ставке за протяженность.

Ставка тарифа за подключаемую нагрузку рассчитывается в соответствии с пунктом 117 Методических указаний № 1746-э, как отношение - расчетного объема расходов на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них (расходы на осуществление фактических действий по подключению объекта абонента к существующей системе), к - расчетному объему подключаемой нагрузки, кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате.

Пунктом 85 Основ ценообразования № 406 и пунктом 121 Методических указаний № 1746-э определено, что если величина подключаемой нагрузки превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием сетей с диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что при установлении платы за подключение в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности, то есть с учетом необходимости компенсации регулируемой организации расходов на увеличение мощности, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Данная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.06.2023 по делу № А33-30561/2020.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает, что при расчете ставок тарифа на подключаемую нагрузку включение расходов на строительство сетей и объектов на них не соответствует пункту 117 Методических указаний № 1746-э, поскольку расходы на увеличение мощности и расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов могут быть учтены только при расчете платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке.

Вышеизложенная позиция Комиссии ФАС России находит свое отражение в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 04.04.2019 № 36-АПА19-1 (решение Смоленского областного суда от 06.11.2018 по делу № 3а-33/2018-м-51/18).

Также Комиссия ФАС России отмечает, что структура расходов, учитываемых при расчете платы за подключение, в том числе расходов, относимых на подключаемую нагрузку, а также расходов, относимых на ставку за протяженность сети, определена Приложением № 8 к Методическим указаниями № 1746-э.

Согласно Приложению № 8 к Методическим указаниям № 1746-э в состав расчета платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения входят расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также прочие расходы (пп. 1.1.5 – 1.1.6). При этом, необходимо отметить, что в структуре расходов, относящихся на ставку за подключаемую нагрузку в пункте 2.3 учитываются расходы на строительство и модернизацию объектов, учитываемые при установлении индивидуальной платы за подключение.

Следует отметить, что указание органа регулирования на сложившуюся судебную практику решения Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-9437/2021 от 14.06.2021 является неприменимым к рассматриваемому спору. Суть дела заключалась в том, что в представленных заявителем документах предполагалось выполнение мероприятий по модернизации и реконструкции имеющихся мощностей, однако у организации отсутствовала утвержденная инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения (техническая возможность подключения отсутствовала). Таким образом, суды пришли к выводу о том, что ставка за нагрузку устанавливается с учетом расходов на реконструкцию и модернизацию с целью обеспечения технической возможности подключения объектов капитального строительства заявителей на основании утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ.

Также упоминание органом регулирования Решения ФАС России от 30.03.2022 № СП/29329/22 является несостоятельным, поскольку в указанном досудебном споре рассматривался вопрос установления индивидуальной платы за подключение без учета расходов на строительство сетей и объектов на них с величиной подключаемой нагрузки свыше 250 куб. м (с учетом превышения предельно допустимого индекса изменения вносимой гражданам платы за коммунальные услуги).

При определении - величины подключаемой нагрузки, учитываемой при расчете ставок тарифа за подключаемую нагрузку, Комиссией ФАС России проведен анализ на основании представленных МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России обосновывающих материалов (пояснительная записка к расчету платы за подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения (ставок тарифов за подключаемую нагрузку) на 2024 год; расчет количества подключений и суммарной мощности к системам; реестр договоров на подключение к системам за 2021-2022 и 1 полугодие 2023 года; сводная заявок на подключение, заключенных и выполненных договоров, письмо МУП БВКХ «Водоканал» от 14.12.2023 № 2740), согласно которым плановой расчет суммарной мощности на 2024 год соответствует среднему значению фактических данных регулируемой организации за период 2020-2022 гг. Так, плановое количество подключений в сфере водоснабжения составило 44 ед., суммарная мощность определена в размере 222,782 куб. м/сут., что соответствует заявленным регулируемой организацией в адрес ФАС России требованиям.

При определении - величины расходов на подключение объектов заявителей, учитываемых при расчете ставок тарифа за подключаемую нагрузку Комиссия ФАС России отмечает, что в отношении заявленной МУП БВКХ «Водоканал» численности в размере 2 ед., согласно пункту 31 Приказа № 154/пр норма численности по подключению новых абонентов, в том числе подготовка технических условий подключения, оказание консультационных услуг заказчикам по вопросам подключения объектов капитального строительства к централизованным системам составляет: на 1 человека - 40 договоров подключения к централизованным системам в год. При этом, пунктами 6 и 9 Приказа № 154/пр предусмотрено, что при расчете численности работников могут быть применены методы интерполяции и экстраполяции, в случае, если полученное значение не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую сторону.

Комиссия ФАС России отмечает, что в представленном МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России расчете нормативной численности, фактическое значение договоров подключения за 2022 год составило 56 ед., нормативная численность рабочих определена в размере 2 чел. Однако, согласно направленному МУП БВКХ «Водоканал» заявлению в адрес ФАС России плановое количество договоров подключения на 2024 год в сфере водоснабжения и водоотведения определено в размере 61 ед., при расчете в соответствии с Приказом № 154/пр численность работников на 61 договор определена в размере 1,52 чел. Исходя из положений 6 и 9 Приказа № 154/пр численность работников составляет 2 чел.

Согласно представленным МУП БВКХ «Водоканал» обосновывающим материалам в адрес ФАС России тарифная ставка рабочего 1 разряда, утвержденная приказом МУП БВКХ «Водоканал» от 13.12.2023 № 415-к, составляет 13 400 руб.

Согласно протоколу № 1 и № 2 заседания тарифно-квалификационной комиссии 22.08.2022 для специалиста по договорной работе определен тарифный коэффициент 9 уровня тарифного разряда и установлен в размере 3,17, для инженера определен 10 уровень тарифного разряда и установлен в размере 3,49 в соответствии с коллективным договором МУП БВКХ «Водоканал» на 2022-2025 годы. Таким образом, средний тарифный коэффициент составляет 3,33. Процент премирования определен регулируемой организацией в соответствии с приложением № 2 к Коллективному договору в размере 50 %, районный коэффициент определен в размере 15 % в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155.

С учетом вышеизложенного, расходы на выполнение организационных мероприятий по подключению объектов с учетом уплаты страховых взносов персонала сектора технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения составят 2 405,28 тыс. руб.

В отношении прочих расходов Комиссия ФАС России отмечает, что на основании представленных обосновывающих материалов МУП БВКХ «Водоканал» в адрес ФАС России, прочие расходы сформированы регулируемой организацией исходя из следующего:

- расходы на обучение заявлены регулируемой организацией на основании счета 26 за 2022 год, договора поставки от 18.05.2022 № 03/64 с ФПМП ГО Заречный и акта от 16.06.2022 № 158, согласно которому цена на одного участника сектора технологического присоединения составила 6,013 тыс. руб.;

- командировочные расходы определены на основании счета 26 за 2022 год, счета-фактуры от 09.12.2022 № 29844, акта от 09.12.2022 № 8045, согласно которому командировочные расходы на сектор технологического присоединения составили 5,683 тыс. руб.;

- расходы на инвентарь и хозяйственные принадлежности определены на основании счета 26 за 2022 год, счета-фактуры от 03.06.2022 № 192335, договора поставки от 30.05.2022 № 5675590, согласно которому расходы включают в себя приобретение монитора LG в размере 10,833 тыс. руб.;

- канцелярские расходы согласно счету 26 за 2022 год определены в размере 16,812 тыс. руб. (скрепки, папки, бумага и т.д.);

- расходы на компенсацию за использование личного автотранспорта определены на основании счета 26 за 2022 год и приказа от 26.05.2022 № 47 «О возмещении расходов за использование личного автомобиля в служебных целях», согласно которым расходы составили 6,350 тыс. руб.;

- расходы на материалы и малоценные ОС определены на основании счета 26 за 2022 год, договора поставки товара от 22.12.2022 № 170, счета-фактуры от 26.12.2022 № 2665, договора поставки от 13.05.2022 № 642, счета-фактуры от 27.12.2022 № 1719, согласно которым к расходам относится покупка офисного кресла и салфетки для оргтехники в размере 7,070 тыс. руб.;

- медицинские расходы определены на основании счета 26 за 2022 год, акта от 05.08.2022 № 630, договора от 11.05.2022 № ПерМО12034 на оказание услуг по медицинскому обследованию работников с экспертизой профпригодности, согласно которым расходы на сектор технологического присоединения составили 2,100 тыс. руб.

С учетом вышеизложенного «Прочие расходы» сектора технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения по расчетам регулируемой организации составляют 62,223 тыс. руб.

Согласно учетной политике МУП БВКХ «Водоканал» рабочий план счетов (Приложение № 2 к приказу № 10 от 01.02.2023) содержит план счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, в том числе субсчета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, раскрыта их структура и назначение, а также экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности.

В положении № 1 учетной политики МУП БВКХ «Водоканал», утвержденной приказом от 01.02.2023 № 10, в пункте 4.4 указано, что расходы распределяются раздельно по регулируемым видам деятельности, в том числе по подключению (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Пунктом 4.8 указано, что в качестве базы распределена косвенных расходов утверждена выручка, учитывая, что заявленные расходы относятся к косвенным расходам.

Комиссия ФАС России отмечает, что на основании представленных МУП БВКХ «Водоканал» обосновывающих материалов следует, что регулируемая организация ведет раздельный учет по видам деятельности в разрезе номенклатурных групп. Пропорциональное деление расходов между регулируемыми видами деятельности принято от итоговой суммы расходов сектора технологического присоединения в соответствии со справкой (расшифровкой) по доходам за 2022 год от 12.04.2023 № 660, в зависимости от доходов по подключению за 2022 год, что составило в сфере водоснабжения 73,65 %.

В этой связи, размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения рассчитывается по формуле 50 пункта 116 Методических указаний № 1746-э, включая в себя ставку тарифа за подключаемую нагрузку и ставку тарифа за протяженность сетей.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание представленные МУП БВКХ «Водоканал» доводы и обосновывающие материалы, а также доводы органа регулирования, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что заявленные регулируемой организацией требования в части необходимости утверждения ставки за нагрузку признаны подтвержденными, однако, требуют дополнительного обоснования в части проведения дополнительного анализа на предмет обоснованности их включения в заявленном регулируемой организацией объеме в составе платы за подключение. В этой связи, утвержденный РЭК Свердловской области размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения не может быть признан Комиссией ФАС России экономически обоснованным.

Подход РЭК Свердловской области при расчете платы за подключение нарушает императивные нормы и принцип государственного ценового регулирования услуг по подключению, создавая угрозу тарифного дисбаланса и несоответствие обязательным требованиям к тарифам на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, поскольку установленный РЭК Свердловской области размер платы не является двухставочным и не содержит ставку тарифа на подключаемую нагрузку и ставку тарифа на протяженность сети.

Таким образом, отсутствие размера ставок тарифа на подключаемую нагрузку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пунктам 116 и 117 Методических указаний № 1746-э.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между МУП БВКХ «Водоканал» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от 29.12.2023 № 2884 вх. от 29.12.2023 № 210631-ЭП/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей пункты 82, 83 Основ ценообразований № 406, а также пункты 116, 117 Методических указаний № 1746-э при установлении платы по подключению (технологическому присоединению) для МУП БВКХ «Водоканал» постановлением от 18.12.2023 № 247-ПК.

2. Частично удовлетворить требования МУП БВКХ «Водоканал», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. от 29.12.2023 № 2884 вх. от 29.12.2023 № 210631-ЭП/23).

3. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок с 01.05.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре (корректировке) тарифов/платы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения исходя из расчета и установления ставки тарифа на подключаемую нагрузку на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также мотивировочной частью настоящего решения, отразив подробные результаты анализа в экспертном заключении согласно положениям Правил № 406.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги водоснабжения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/С.А.Пузыревский

 

 

(подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

 

 

Связанные организации

МУП БВКХ "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 6604017216, ОГРН 1069604007923
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944