Предписание №СП/41577/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департамент ценового и тарифного регулирования С... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее — Департамент, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо
от 08.12.2023 № ДЦТР/3984, рег. от 13.12.2023 № 198461/23), проведенной ФАС России на основании приказа от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для
АО «Самарская сетевая компания» (далее – АО «ССК», регулируемая организация) на 2021-2023 гг. (приказы Департамента от 28.12.2020 № 881, от 28.12.2020 № 883, от 28.12.2020 № 884, от 10.12.2021 № 648, от 30.12.2021 № 842, от 30.12.2021 № 841, от 30.12.2021 № 840, от 28.11.2022 № 846, от 28.11.2022 № 847, от 28.11.2022 № 848, от 07.12.2022 № 881),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э),
и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2023 № 642/23
«О проведении плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области» проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2021-2023 гг., в том числе на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования регулируемой организации.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО «ССК» на долгосрочные периоды регулирования 2017-2021 гг., 2022-2026 гг. устанавливались Департаментом с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) на содержание сетей АО «ССК», установленная Департаментом, составила: на 2021 год – 7 982 581,89 тыс. руб., на 2022 год – 8 621 509,79 тыс. руб., на 2023 год – 9 745 795,82 тыс. руб.

В отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии
АО «ССК» базового 2017 года долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. ФАС России в 2018 году была проведена плановая выездная проверка,
по результатам которой в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было выдано предписание
от 20.07.2018 № АГ/56223/18.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2021-2023 годы
в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности,
в том числе Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2017-2021 годы и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов
АО «Самарская сетевая компания» со смежными сетевыми организациями
на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового
и тарифного регулирования Самарской области по установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «Самарская сетевая компания» со смежными сетевыми организациями на 2022 год и долгосрочных параметров регулирования
на 2022-2026 гг., Дополнение к заключению экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «Самарская сетевая компания» со смежными сетевыми организациями на 2022 год и долгосрочных параметров регулирования на 2022-2026 гг. (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2022-2026 и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «Самарская сетевая компания» со смежными сетевыми организациями на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), и по результатам установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Приказом Департамента от 10.12.2021 № 648 «О внесении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 № 871 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» базовый уровень подконтрольных расходов для АО «ССК» утвержден в размере 3 812,78 млн. руб., индекс эффективности подконтрольных расходов – 3%, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов – 75%, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям – 16,85%, показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки на 2022 год – 0,08851 час, на 2023 год – 0,08718 час, на 2024 год – 0,08588 час, на 2025 год – 0,08459 час, на 2026 год – 0,08332 час, показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки на 2022 год – 0,03773 шт., на 2023 год – 0,03717 шт., на 2024 год – 0,03661 шт., на 2025 год – 0,03606 шт., на 2026 год – 0,03552 шт., показатель уровня качества оказываемых услуг на 2022-2026 гг. – 1,00000.

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года.

Величина базового уровня подконтрольных расходов определена органом регулирования на 2022 год в размере 4 062 158,44 тыс. руб. методом экономически обоснованных затрат, 3 812 780,34 тыс. руб. – с применением метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности,
и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено,
что при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование
в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

1.1. Статья «Затраты на оплату труда».

Департаментом определены расходы на оплату труда методом экономически обоснованных расходов в размере 1 436 900,00 тыс. руб. с учетом численности
в размере 2 886 чел. и среднемесячной заработной платы в размере 41 490,55 руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Затраты на оплату труда определяются по форме таблицы П.1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Нормативная численность производственного персонала в соответствии с приказами Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68, от 01.10.1999 № 69 составила
3 171 человек.

Органом регулирования величина численности принята в размере 2 886 чел. Обоснование данной величины Экспертное заключение на 2022 год не содержит.

Таким образом, расходы на оплату труда подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ
АО «ССК».

1.2. Статья «Прочие расходы».

Департаментом определены прочие расходы методом экономически обоснованных расходов в размере 193 512,24 тыс. руб., в том числе

- расходы на юридические и информационные услуги – 34 249,29 тыс. руб.,

- расходы на аудиторские и консультационные услуги – 11 325,2 тыс. руб.,

- прочие услуги сторонних организаций – 3 555,11 тыс. руб.,

- другие прочие расходы – 29 312,59 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2022 год по подстатьям «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» отсутствуют расшифровки данных расходов, анализ необходимости несения данных расходов, в том числе с учетом наличия в штате регулируемой организации необходимого персонала, в том числе юристов.

Также в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует расшифровка принятых расходов по подстатьям «Прочие услуги сторонних организаций», «Другие прочие расходы», а также анализ необходимости несения данных расходов.

Таким образом, расходы по подстатьям «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций», «Другие прочие расходы» статьи «Прочие расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «ССК».

 

2. Подконтрольные расходы 2023 года (пересмотр базового уровня подконтрольных расходов).

Величина подконтрольных расходов определена органом регулирования на 2023 год в размере 4 305 887,96 тыс. руб. в соответствии с подпунктом 26 пункта
4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053
(далее – ПП РФ № 2053).

Подпунктом 26 пункта 4 ПП РФ № 2053 предусмотрено, что территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу ПП РФ № 2053. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу ПП РФ № 2053. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования № 1178.

2.1. Статья «Прочие расходы».

Департаментом определены прочие расходы в размере 191 963,64 тыс. руб.

По подстатьям «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Другие прочие расходы» отсутствуют расшифровки данных расходов, анализ необходимости несения данных расходов, в том числе с учетом наличия в штате регулируемой организации необходимого персонала, в том числе юристов.

Таким образом, расходы по подстатьям «Расходы на юридические
и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Другие прочие расходы» статьи «Прочие расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «ССК».

 

3. Неподконтрольные расходы на 2021, 2022, 2023 гг.

Величина неподконтрольных расходов, принятая Департаментом, на 2021 год составила 4 285 934,45 тыс. руб., на 2022 год – 4 132 099,61 тыс. руб., на 2023 год – 5 494 099,63 тыс. руб.

3.1. Статья «Страховые взносы во внебюджетные фонды»

Величина затрат по статье «Страховые взносы во внебюджетные фонды» принята Департаментом на 2021 год в размере 306 856,32 тыс. руб. (фактический процент отчислений – 30,36%), на 2022 год – 396 514,25 тыс. руб. (фактический процент отчислений – 29,4%), на 2023 год – 462 124,93 тыс. руб. (фактический процент отчислений – 29,34%).

Данная статья затрат является производной статьей от статьи «Затраты на оплату труда». С учетом необходимости дополнительного анализа по статье «Затраты на оплату труда» 2022 года, расходы по статье «Страховые взносы
во внебюджетные фонды» 2022 года в составе корректировки НВВ за 2022 год
при необходимости подлежат пересмотру.

3.2. Статья «Налог на прибыль»

Величина затрат по статье «Налог на прибыль» принята Департаментом
на 2021 год в размере 472 661,9 тыс. руб., на 2022 год – 452 863,0 тыс. руб., на 2023 год – 699 294,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 (в ред.
от 09.12.2022) в необходимую валовую выручку включается величина налога
на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная
по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится
по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения
к электрическим сетям.

Пунктами 5, 6 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 (далее – Порядок
№ 585).

В соответствии с формой 1.3. за 2020 год суммарный налог на прибыль составил 452 863 тыс. руб., в том числе по видам деятельности «Передача
по распределительным сетям» - 411 559 тыс. руб., «Технологическое присоединение» - 30 439 тыс. руб., «Прочие виды деятельности» - 10 865 тыс. руб.

Таким образом, Департаментом в нарушение пункта 20 Основ ценообразования № 1178 при установлении тарифов на 2022 год учтен налог
на прибыль по всем видам деятельности. Исключению из НВВ АО «ССК» подлежат 10 865,0 тыс. руб. с учетом проведенной корректировки НВВ за 2022 год
при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

3.3. Статья «Прочие неподконтрольные расходы».

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э планируемые
на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г.
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации
по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности),
не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» учитываются в составе неподконтрольных расходов.

Прочие неподконтрольные расходы учтены Департаментом на 2021 год
в размере 221 341,83 тыс. руб., в том числе:

- услуги по обязательному энергетическому обследованию – 15 600,78 тыс. руб.;

- обслуживание АСКУЭ и средств учета – 204 006,66 тыс. руб.;

- система Платон пошлина – 218,12 тыс. руб.

Прочие неподконтрольные расходы учтены Департаментом на 2022 год
в размере 38 474,13 тыс. руб., в том числе:

- услуги по обязательному энергетическому обследованию – 15 600,8 тыс. руб.;

- проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы – 14 747,0 тыс. руб.

Прочие неподконтрольные расходы учтены Департаментом на 2023 год
в размере 17 697,37 тыс. руб., в том числе:

- услуги по обязательному энергетическому обследованию – 5 200,06 тыс. руб.;

- проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы – 5 589,0 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертных заключениях на 2021, 2022, 2023 годы не представлен анализ расходов по подстатьям затрат статьи «Прочие неподконтрольные расходы» с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, в том числе с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

Услуги по обязательному энергетическому обследованию в соответствии
с положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э относятся к расходам на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, которые относятся к подконтрольным расходам. В связи с чем, расходы на 2021 год подлежат исключению из НВВ АО «ССК» в размере 15 600,78 тыс. руб. Расходы на 2022 год
в размере 15 600,8 тыс. руб. и на 2023 год в размере 5 200,06 тыс. руб. подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов и включению в базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года и в подконтрольные расходы 2023 года (пересмотр базового уровня подконтрольных расходов) в экономически обоснованном размере с учетом периодичности проведения работ
по энергетическому обследованию и пятилетнего срока долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с приложением 8 к приказу Министерства энергетики
и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.10.2021 № 165
«Об утверждении инвестиционной программы АО «Самарская сетевая компания»
на 2022-2026 гг.» в качестве источников финансирования инвестиционной программы на 2022 год отсутствуют привлеченные средства, в связи с чем «Проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы» на 2022 год в размере 14 747,0 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ АО «ССК» с учетом проведенной корректировки НВВ за 2022 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

В соответствии с приложением 8 к приказу Министерства энергетики
и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.10.2022 № 202
«О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.10.2021 № 165 «Об утверждении инвестиционной программы АО «Самарская сетевая компания» на 2022-2026 гг.»»
в качестве источников финансирования инвестиционной программы на 2023 год отсутствуют привлеченные средства, в связи с чем «Проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы» на 2023 год в размере 5 589,0 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ АО «ССК».

Расходы по подстатьям «Обслуживание АСКУЭ и средств учета», «Система Платон пошлина» статьи «Прочие неподконтрольные расходы» на 2021 год подлежат дополнительному анализу на основании фактических данных в составе корректировки НВВ за 2021 год. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ
АО «ССК».

 

4. Корректировка необходимой валовой выручки за 2019, 2020, 2021 гг.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования,
за который известны фактические значения параметров расчета тарифов,
от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

При установлении тарифов на 2021 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 89 887,98 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 394 271,43 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 99 039,74 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП – 0,00 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2021 год не представлены расчет и анализ первичных документов, на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

При установлении тарифов на 2022 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 736 917,88 тыс. руб.;

- прочие выпадающие доходы – 817 924,25 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – «-» 92 089,98 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 104 487,17 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП – 0,00 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2022 год не представлены расчет и анализ первичных документов,
на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

В составе прочих выпадающих доходов органом регулирования учтены «Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные и ранее не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» в размере 734 224,25 тыс. руб. и «Безнадежная задолженность Волжский социальный банк (налоговые платежи по основному виду деятельности)» в размере 83 700,0 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ расходов по подстатье затрат «Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные и ранее не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, в том числе с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178. Не представлена расшифровка затрат, а также обоснование причин превышения фактических затрат над плановыми.

В отношении дебиторской задолженности, образованной в результате банкротства Волжского социального банка, ФАС России отмечает, что данные расходы не относятся к регулируемому виду деятельности, в этой связи подлежат исключению из НВВ АО «ССК». Данная позиция также отражена в предписании ФАС России от 20.07.2018 № АГ/56223/18, поддержанная постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2021 по делу № А40-224097/2018.

При установлении тарифов на 2023 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от осуществления льготного технологического присоединения – 795 089,74 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – «-» 1 597 072,85 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 103 773,56 тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением ИП – 0,00 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год не представлены расчет и анализ первичных документов,
на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

Таким образом, затраты по статьям «Корректировка необходимой валовой выручки» за 2019, 2020, 2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ АО «ССК».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим пункты 7, 20, 26, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Самарская сетевая компания» расходы по следующим статьям:

- «Налог на прибыль» на 2022 год в размере 10 865,0 тыс. руб. с учетом проведенной корректировки НВВ за 2022 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год;

- «Услуги по обязательному энергетическому обследованию» в составе статьи «Прочие неподконтрольные расходы» на 2021 год в размере 15 600,78 тыс. руб.
с учетом проведенной корректировки НВВ за 2021 год при установлении тарифов
на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год;

- «Услуги по обязательному энергетическому обследованию» в составе статьи «Прочие неподконтрольные расходы» на 2022 год в размере 15 600,8 тыс. руб.,
на 2023 год в размере 5 200,06 тыс. руб. подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов и включению в базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года, в подконтрольные расходы 2023 года (пересмотр базового уровня подконтрольных расходов) в экономически обоснованном размере;

- «Проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы» на 2022 год в размере 14 747,0 тыс. руб. с учетом проведенной корректировки НВВ за 2022 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год;

- «Проценты за пользование кредитом по финансированию инвестиционной программы» на 2023 год в размере 5 589,0 тыс. руб.;

- «Безнадежная задолженность Волжский социальный банк (налоговые платежи по основному виду деятельности)» за 2020 год в размере 83 700,0 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Самарская сетевая компания» при установлении тарифов в сфере электроэнергетики, на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив
в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Затраты на оплату труда» (в составе базового уровня подконтрольных расходов 2022 года);

- «Прочие расходы»: подстатьи «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций», «Другие прочие расходы» (в составе базового уровня подконтрольных расходов 2022 года);

- «Прочие расходы»: подстатьи «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Другие прочие расходы» (в составе подконтрольных расходов 2023 года);

- «Страховые взносы во внебюджетные фонды» на 2022 год (подлежат анализу на основании фактических данных в составе корректировки НВВ за 2022 год);

- «Прочие неподконтрольные расходы» на 2021 год: подстатьи «Обслуживание АСКУЭ и средств учета», «Система Платон пошлина» (подлежат анализу на основании фактических данных в составе корректировки НВВ за
2021 год);

- «Корректировка необходимой валовой выручки за 2019, 2020, 2021 гг.».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года, подконтрольные расходы 2023 года, а также величину необходимой валовой выручки на 2021-2024 гг. АО «Самарская сетевая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам
от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении
в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Самарская сетевая компания» на 2025 год исключить экономически необоснованные расходы (доходы) с учетом параметров социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для АО «Самарская сетевая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129