Уведомление №СП/48190/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между Муниципальным унитарным предприятием
г. Магадана «Магадантеплосеть» (далее – МУП «Магадантеплосеть», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом цен и тарифов Магаданской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя руководителя — начальника отдела регулирования тарифов в энергетике Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>, заместителя начальника отдела контрольно-правового обеспечения Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>, директора МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» <...>, заместителя директора по общим вопросам МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» <...>, начальника отдела развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...>, начальника отдела технического контроля и согласования программ естественных монополий Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Магадантеплосеть».

Заявление МУП «Магадантеплосеть» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных
с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Департаментом цен и тарифов Магаданской области, которым
в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 15.11.2022 № 29-1/э методом долгосрочной индексации тарифов для Заявителя были установлены тарифы
на тепловую энергию на 2023 год долгосрочного периода регулирования
2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2023 год для МУП «Магадантеплосеть», составляет 403 091,43 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 549 091,26 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год размер расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Департаментом

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Прибыль

24 932,56

28 352,19

3 419,63

2

Корректировка НВВ

-147 834,60

-5 254,40

142 580,20

 

ИТОГО

145 999,83

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Статья затрат «Прибыль».

Суммарная величина расходов, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 28 352,19 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат были учтены расходы
в размере 24 932,56 тыс. руб.

Величина спора в рамках рассматриваемой статьи составляет 3 419,63 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые
в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы
за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, экономии инвестиционных расходов;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых
на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый
в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется
с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения)
в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных
в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

Спор возник в части применения формулы Методических указаний № 760-э для расчета величины нормативной прибыли.

Органом регулирования применена формула 12 пункта 41 Методических указаний № 760-э, в соответствии с которым нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии с формулой 12 настоящего пункта:

 

(12).

 

Из заявления следует, что МУП «Магадантеплосеть» эксплуатирует производственные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения.

Согласно пункту 41 Методических указаний № 760-э, для иных случаев, нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта:

, (12.1)

где:

- расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые
в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых
на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый
в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется
с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

- экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения)
в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

Согласно отзыву, орган регулирования подтверждает неправомерность расчета нормативной прибыли Заявителя по формуле 12 пункта 41 Методических указаний № 760-э и просит отменить свой приказ от 15.11.2022 № 29-1/э.

Учитывая изложенное, требования Заявителя по настоящей статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье «Прибыль», рассчитав величину по формуле 12.1 пункта 41 Методических указаний № 760-э на основании обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией в материалах тарифного дела, соответствующие анализ и расчет отразив в экспертном заключении
в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.

2. Статья затрат «Корректировка НВВ».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет (-) 5 254,40 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат были учтены расходы
в размере (-) 147 834,60 тыс. руб.

Величина спора по статье составляет 142 580,20 тыс. руб.

Корректировка НВВ произведена органом регулирования в соответствии
с пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

Согласно пункту 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных
за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения:

(тыс. руб.), (22)

 

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э
на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Заявителем в заявлении оспаривается величина нормативной прибыли, принятой органом регулирования при определении фактической величины НВВ, которая была определена Департаментом по формуле 12 пункта 41 Методических указаний № 760-э.

Расходы на капитальные вложения МУП «Магадантеплосеть» предусмотрены инвестиционной программой в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы, утвержденной приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области
от 30.10.201 № 1/2018-ИП.

По заявлению МУП «Магадантеплосеть» фактические расходы
на капитальные вложения в 2021 году составили 161 174,89 тыс. руб., в том числе 28 352,19 тыс. руб. за счет тарифа 2020 года.

Также МУП «Магадантеплосеть» представлен коллективный договор
от 15.06.2020 г., зарегистрированный в Министерстве труда и социальной политики Магаданской области, на период с 10.06.2020 по 09.06.2023. Данным коллективным договором предусмотрены выплаты социального характера (материальная помощь, поощрения).

Согласно заявлению совокупный размер расходов, понесенных
МУП «Магадантеплосеть» в рамках указанного коллективного договора, за 2021 год составил 3 863,77 тыс. руб.

Таким образом, в составе нормативной прибыли за 2021 год Заявитель считает обоснованными включение расходов на капитальные вложения в размере
132 822,70 тыс. руб. и расходов, понесенных в связи с исполнением коллективного договора, в размере 3 863,77 тыс. руб.

В подтверждение позиции Заявителем в орган регулирования были представлены следующие документы и сведения:

- приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30.10.2018 № 1/2018-ИП «Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть» в сфере теплоснабжения
на 2019-2023»;

- формы отчетности № КС-2, № КС-3 (по факту исполнения работ
ООО «Тепломонтаж»);

- акты выполненных работ с ООО «Землемер», ИП Хахалева Е.Л.,
ФГУП «ВГТРК»;

- реестр по арендной плате по ИП за 2021 год;

- ведомости амортизации за 2020-2022 гг. по объектам ИП;

- коллективный договор МУП г. Магадана «Магадантеплосеть»
на 2020-2023 гг.;

- реестр расходов из прибыли по счету 91.02 (с договорами, приказами, актами, счетами-фактурами).

  1. - анализ счета 08.03 за 2021 год (отбор по объектам ИП);

Согласно отзыву, орган регулирования согласен с искажением значения корректировки необходимой валовой выручки за 2021 год, связанным
с произведенным расчетом фактической прибыли, входящей в состав

в соответствии с формулой 55 Методических указаний № 760-э.

Учитывая позицию, изложенную в пункте 1 настоящего решения, письменные пояснения Департамента, требования Заявителя по настоящей статье затрат также подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье «Корректировка НВВ», рассчитав величину нормативной прибыли по формуле 12.1 пункта 41 Методических указаний № 760-э на основании обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией в материалах тарифного дела, соответствующие анализ и расчет отразив в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.

На основании представленных обосновывающих материалов
МУП «Магадантеплосеть» и Департаментом цен и тарифов Магаданской области,
Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент цен и тарифов Магаданской области нарушившим пункт 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 41 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам
от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования МУП «Магадантеплосеть», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом цен и тарифов Магаданской области
(рег. от 22.02.2023 № 27353-ЭП/23).

3. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.10.2023 года (включительно) провести дополнительный анализ и расчет расходов по статьям «Прибыль» и «Корректировка НВВ» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ и расчеты отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с указанием документов, на основании которых принималось решение.

4. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании пункта 3 настоящего решения в срок до 01.10.2023 года пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, установленные на 2023 год для МУП «Магадантеплосеть», с учетом непревышения индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Магадантеплосеть» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре)
для МУП «Магадантеплосеть» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных
в заявлении МУП «Магадантеплосеть».

 

Связанные организации

Департамент цен и тарифов Магаданской области
ИНН 4909014505, ОГРН 1054900003872
МУП г. Магадана "Магадантеплосеть"
ИНН 4909053060, ОГРН 1024900952504