Письмо №СП/55720/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF







Филиал «Центральный»
АО «Оборонэнерго»

107014, г. Москва, ул. Большая Оленья,
д. 15, стр. 4
info@cn.oen.su

Департамент экономической политики
и развития города Москвы

125032, Москва, ул. Тверская, д. 13
dprm@mos.ru


Для сведения:

Московское УФАС России


107078, г. Москва, Мясницкий проезд, д.4, стр. 1

to77@fas.gov.ru









РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2022 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Дудкина С.А. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между филиалом «Центральный» акционерного общества «Оборонэнерго» (далее также – АО «Оборонэнерго», Заявитель) и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника управления тарифного регулирования
АО «Оборонэнерго» Споялы Л.И., заместителя директора по экономике и финансам филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго» Малушко Б.В., начальника планово-экономического отдела филиала «Центральный» АО «Оборонэнерго»
Медяниковой Л.В., заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Путина Д.В., начальника
Управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента экономической политики и развития города Москвы Кузьминой Н.В., советника Управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента экономической политики и развития города Москвы Акимовой Е.Н., начальника отдела Юридического управления Департамента экономической политики и развития города Москвы Баулиной Н.И.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 14.03.2022 № 42824-ЭП/22) о разногласиях между филиалом «Центральный» акционерного общества «Оборонэнерго» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Приказом Департамента от 21.12.2021 № 480-ТР «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2022 год» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отношении
АО «Оборонэнерго» установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная Департаментом, составляет 172 124,19 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 273 112,50 тыс. руб.

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий

тыс. руб.

п/п

Статьи затрат

Утверждено Департаментом

Заявлено в ФАС России

Величина спора

1

Дополнительный доход по бездоговорному потреблению за 2017 год

0,00

5 787,80

5 787,80

2

Недополученный доход в связи с корректировкой выручки по передаче электрической энергии за 2016 год

0,00

95 200,52

95 200,52

ИТОГО



100 988,32


Общая сумма разногласий составила 100 988,32 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Статья разногласий «Дополнительный доход по бездоговорному потреблению за 2017 год».

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины дополнительного дохода по бездоговорному потреблению за 2017 год в размере 5 787,80 тыс. руб.

Департаментом данные расходы не учтены.

Величина разногласий по статье разногласий составляет 5 787,80 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов АО «Оборонэнерго» в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- решение ФАС России от 22.09.2020 № СП/82212/20;

- расчет дополнительного дохода в связи с взысканием бездоговорного потребления электрической энергии, исключенного из НВВ на 2019 год, подлежащей включению в НВВ на 2022 год в соответствии с решением ФАС России от 22.09.2020 № СП/82212/20.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Согласно абз. 39 пункта 81 Основ ценообразования № 1178, дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования. Под дополнительными доходами в настоящем пункте понимается величина, равная произведению выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии и разницы между ценой, применяемой в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для определения стоимости объемов бездоговорного потребления электрической энергии, уменьшенной на величину составляющей, отражающей стоимость услуг по передаче электрической энергии, и ценой, по которой указанная территориальная сетевая организация приобретала электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с заявлением, АО «Оборонэнерго» объем бездоговорного потребления за 2017 год составил 1 068 559 кВтч, общая стоимость бездоговорного потребления составила 5 808,76 тыс. руб., излишне полученный доход – 20,97 тыс. руб. В соответствии с выпиской из протокола заседания правления Департамента от 21.12.2018 № 94-2 из НВВ Заявителя на 2019 год исключен дополнительный доход в полном объеме 5 808,76 тыс. руб. в нарушение пункта 81 Основ ценообразования
№ 1178.

ФАС России отмечает, что п. 3 Правил № 533 предусмотрено, что основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом в течении 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать и нарушении своих прав.

В соответствии с пп. «а» п. 8 Правил № 533 Федеральный антимонопольный орган отказывает в рассмотрении заявления в случае, если заявление подано по истечении срока, указанного в пункте 3 Правил № 533.

На основании пп. «а» п. 8 Правил № 533 ФАС России отказывает
АО «Оборонэнерго» в рассмотрении спора по статье «Дополнительный доход по бездоговорному потреблению за 2017 год».

2. Статья разногласий «Недополученный доход в связи с корректировкой выручки по передаче электрической энергии за 2016 год».

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в размере
95 200,52 тыс. руб.

Департаментом данные расходы не учтены.

Величина разногласий по статье разногласий составляет 95 200,52 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов АО «Оборонэнерго» в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- копия решения Арбитражного суда г. Москвы от 23 июня 2020 г.;

- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2020 г.;

- расчет корректировки неподконтрольных расходов;

- карточка счета 91 за 2020 год;

- оборотно-сальдовая ведомость счета за 2020 год;

- распределение 91 счета за 2020 год.

В соответствии с заявлением регулируемой организации, утвержденная НВВ на передачу электрической энергии на 2016 год составила 206 232,27 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2017 согласно данным бухгалтерского учета за 2016 год заактированная выручка составила 243 365,67 тыс. руб. Излишне полученный доход составил -37 133,40 тыс. руб.

По результатам заседания Правления 25.12.2017 Департамент принял решение об исключении указанного излишне полученного дохода при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.

По результатам завершения судебного процесса по объемам оказанных услуг по передаче электрической энергии за 2016 год и в связи с вступившим в законную силу решением суда от 03.11.2020 по делу № А40-23248/2019 (за оказанные услуги по передаче электрической энергии за период январь-декабрь 2016 года)
АО «Оборонэнерго» проведена корректировка выручки за 2016 год в сторону уменьшения на сумму 95 200,52 тыс. руб. без НДС.

Данные хозяйственные операции были отражены в бухгалтерском учете 2020 года, недополученные доходы в размере 95 200,52 тыс. руб. были заявлены
АО «Оборонэнерго» для включения в НВВ 2022 года.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

В соответствии с письменной позицией органа регулирования (исх. от 04.04.2022 № ДПР-53-115/22; рег. от 05.04.2022 № 62543-ДСП/22) АО «Оборонэнерго» представлен не полный перечень обосновывающих документов для определения недополученного дохода от осуществления регулируемой деятельности за прошлые периоды регулирования, в том числе детализированный расчет корректировки товарной выручки за 2016 год, а также корректировочные акты к актам оказанных услуг за январь-декабрь 2016 года, являющиеся основанием для указанного расчета.

Кроме того, судебные акты по делам № А40-186449/16 и № А40-175261/16 мотивированы тем, что АО «Оборонэнерго» не представило доказательств объема переданной электроэнергии в спорных точках поставки, не подтвердило смежность точек с конкретным котлодержателем, не доказало факт технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к электрическим сетям ответчика.

Спорные правоотношения между АО «Оборонэнерго» и ПАО «МОЭСК» возникли в результате оказания Заявителем услуг по передаче электрической энергии с общим полезным отпуском на территории города Москва вне рамок какого-либо заключенного договора.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что смежность сетей по тем точкам поставкам, по которым оказан спорный объем услуг, не доказана. Часть представленных актов разграничения балансовой принадлежности не относится к спорному периоду, часть актов относится к потребителям, расположенным в другом субъекте Российской Федерации, часть актов дублируют друг друга. Интегральные акты, на которые ссылается АО «Оборонэнерго», не являются доказательствами смежности сетей. По части точек поставки услуги по передаче электроэнергии были оплачены вторым котлодержателем АО «ОЭК». По части точек поставки акты разграничения не представлены.

Таким образом, судебные решения приняты на основании противоречивости и недостаточности представленной АО «Оборонэнерго» доказательной базы.

На основании вышеизложенного, недополученный доход АО «Оборонэнерго» за 2016 год сложился по зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам. Учет данных недополученных доходов не предусмотрен пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, и требования Заявителя по статье разногласий «Недополученный доход в связи с корректировкой выручки по передаче электрической энергии за 2016 год» удовлетворению не подлежат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом «Центральный» АО «Оборонэнерго» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Комиссия


РЕШИЛА:


1. На основании пп. «а» п. 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, отказать филиалу «Центральный» АО «Оборонэнерго» в рассмотрении разногласий по статье «Дополнительный доход по бездоговорному потреблению за 2017 год», указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (рег. от 14.03.2022 № 42824-ЭП/22).

2. Отказать филиалу «Центральный» АО «Оборонэнерго» в удовлетворении требований по статье «Недополученный доход в связи с корректировкой выручки по передаче электрической энергии за 2016 год», указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (рег. от 14.03.2022 № 42824-ЭП/22).





Председатель Комиссии


___________________/(подпись)


С.А. Пузыревский


Заместитель председателя Комиссии


___________________/(подпись)


А.С. Воронин


Члены Комиссии:


___________________/(подпись)


И.П. Волов



___________________/(подпись)


С.А. Дудкин



___________________/(подпись)


Т.Л. Новичкова



2022-78843


Связанные организации

Департамент экономической политики и развития города Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161
АО "Оборонэнерго"- филиал "Центральный"
ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150