Решения по тарифам №СП/63494/24 Решение о рассмотрении досудебного спора ООО "Чистый след" с... от 18 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» июля 2024 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>; <...>; <...>;

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Чистый след» (далее — регулируемая организация, региональный оператор, Заявитель) (исх. от 28.02.2024 № 29293, вх. от 11.03.2024 рег. № 38897/24), возникший с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установленного тарифа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...><...><...>, представителей ООО «Чистый след» в лице <...><...>представителей Вологодского УФАС России в лице <...><...>, Комиссия ФАС России

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 28.02.2024 № 29293, вх. от 11.03.2024 рег. № 38897/24) о разногласиях между ООО «Чистый след» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по приказу 18.12.2023 № 600-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 17 декабря 2021 года».

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Чистый след» на 2024 год в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 811 232,7 тыс. руб. Заявленная ООО «Чистый след» на досудебный спор необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2024 год в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 896 847,63 тыс. руб. (с увеличением на 85 614,93 тыс. руб.).

Единый тариф по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора ООО «Чистый след» на 2024 год установлен в размере: на 1-ое полугодие - 503,28 руб./куб. м (без учета НДС), на 2-ое полугодие - 547,68 руб./куб. м. (без учета НДС). Заявленный ООО «Чистый след» на досудебный спор экономически обоснованный тариф на 2024 год составляет 546,8 руб./куб.м (без учета НДС).

Регулируемая организация выражает несогласие по учету объемных показателей, собираемых (транспортируемых) твердых коммунальных отходов, и фонда оплаты туда с учетом отчислений на социальные нужды.

Увеличение необходимой валовой выручки связано с разногласиями (спором), возникшими между заявителем и органом регулирования по корректировке фактических расходов, объемных показателей, принятых органом регулирования при формировании фактической НВВ 2022 года.

При корректировке фактической НВВ 2022 года органом регулирования учитывается объемный показатель транспортирования (собираемых ТКО) в размере 1 826,03 тыс. куб. м (197,869 тыс. тонн), регулируемая организация заявляет 1 640,0 тыс. куб. м (177,71 тыс. тонн), то есть на уровне выставленных потребителям платежей исходя из объемных показателей. Отклонение составляет 186,03 тыс. куб. м. (20,159 тыс. тонн).

Департаментом при корректировке фактических расходов и НВВ 2022 года фонд оплаты туда с учетом отчислений на социальные нужды принят в размере 36 829,3 тыс. руб., ООО «Чистый след» заявляет расходы по данной статье в размере 38 708,8 тыс. руб., отклонение составляет 1 879,5 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 утверждены правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 505).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 484 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом № 89-ФЗ, Правилами регулирования тарифов № 484 и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории Вологодской области (далее – Территориальная схема) утверждена приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 10.01.2022 № 3 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Вологодской области».

В соответствии с Территориальной схемой Вологодская область разделена на две зоны деятельности региональных операторов – Восточную и Западную. По результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на территории Вологодской области региональным оператором по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области признано ООО «Чистый след».

Между Департаментом топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и Региональным оператором ООО «Чистый след» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в западной зоне Вологодской области.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 18.12.2023 № 600-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 17 декабря 2021 года № 593-р» утверждены тарифы для регионального оператора ООО «Чистый след» на 2024 год.

В соответствии с пунктами 85 и 92 Методических указаний № 1638/16 на 2024 год была произведена корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Чистый след».

Согласно пункту 2 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

ООО «Чистый след» на разногласия в ФАС России предоставило следующий перечень документов: выписка из ЕГРЮЛ ООО «Чистый след»; почтовая квитанция о направлении копии настоящего Заявления Регулятору; заявка ООО «Чистый след» на установление тарифа; протокол рассмотрения заявки; экспертное заключение Регулятора; Соглашение от 11 апреля 2018 года между Департаментом топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, с одной стороны, и ООО «Чистый След», с другой стороны об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области, по которому ООО «Чистый След» приняло на себя обязательства регионального оператора по обращению с ТКО до 11 апреля 2028 года.

  1. Объем (масса) твердых коммунальных отходов.

При корректировке фактической НВВ регионального оператора ООО «Чистый след» 2022 года органом регулирования учитывается объемный показатель транспортирования ТКО (собираемых ТКО) в размере 197,869 тыс. тонн (1 826,03 тыс. куб. м), регулируемая организация указывает на то, что в соответствии с выставленными платежами потребителям ТКО составляет 177,71 тыс. тонн (1 640,0 тыс. куб. м). Отклонение составляет 20,159 тыс. тонн (186,03 тыс. куб. м.). По мнению Заявителя, при расчете массы и объема транспортируемых ТКО орган регулирования допустил ошибку и в составе транспортирования ТКО учел часть объемов ТКО дважды. Так, в составе транспортируемых объемов ТКО от потребителей учитываются объемы ТКО, направленные от мусоросортировочного комплекса на полигон, что привело к завышению (неправильному расчету) товарной выручки регионального оператора 2022 года в размере 837 864,562 тыс. руб.

Орган регулятор не учитывает тот факт, что на сортировочный комплекс поступает ТКО, далее в процессе сортировки ТКО образуется вторичное сырье и остатки (хвосты) ТКО после обработки. Таким образом, Департамент не исследует вопрос: какой объем ТКО поступает из сортировочного комплекса после обработки ТКО.

По мнению Заявителя, при определении значений в размере 197,869 тыс. тонн ТКО орган регулирования руководствуется не объемом собираемых (транспортируемых) ТКО. Также ООО «Чистый след» обращает внимание на то, что в соответствии с Правилами № 505 масса принятых на сортировку и полигон отходов может определяться также расчетным путем (например, при неисправности весов), что не имеет никакого отношения к транспортированию отходов. Объём транспортирования ТКО, за который Региональный оператор обязан произвести оплату в адрес операторов по транспортированию ТКО, указан в контрактах с операторами по транспортированию ТКО. Данный объем рассчитан исходя из нормативов потребления услуги по обращению с ТКО и суммарный объем по всем контрактам соответствует объему, утвержденному Территориальной схемой. Иной объем, по мнению Заявителя, учитывать нецелесообразно, так как контейнер содержит один объем ТКО, а на полигон или сортировочный комплекс попадает другой объем ТКО. Причины расхождения объёмов связаны с разным коэффициентом сжатия у каждой единицы спецтехники, погодные условия (при осадках масса в контейнере больше, чем при попадании на полигон или сортировочный комплекс), коэффициент уплотнения отличается в каждом населенном пункте.

По мнению регионального оператора, из принятого Департаментом объема транспортируемых (собранных) ТКО 2022 года в размере 197,869 тыс. тонн необходимо исключить 73,2816 тыс. тон (так как именно указанные объемы направляются от мусоросортировочных комплексов, от объектов мусоросортировки на полигоны). Указанные данные подтверждены статистической формой 2 ТП отходы: стр. 1 графа 6 (51 297,2 тн) + стр. 10 графа 6 (21984,4 тн) = 73 281,6 тн. Следовательно, фактический объем составляет 124,58 тыс.тн, а не 197,869 тыс. тонн, который принят органом регулирования.

Таким образом, по мнению ООО «Чистый след», один и тот же объем не может дважды учитываться при расчете общего объема ТКО, так как далее данный объем фигурирует в формуле определения фактической выручки Регионального оператора, а региональный оператор не может потребителю услуги по обращению с ТКО дважды выставить счет за один и тот же объем.

Согласно позиции Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, отраженной в экспертном заключении и в возражениях от исх. 25.03.2024 № 48018 вх. от 25.03.2024 № 48018-М/24, определение объема (массы) ТКО при корректировке фактической НВВ 2022 года органом регулирования осуществлялось в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

Департамент провел экспертизу первичных документов и материалов на предмет экономической обоснованности и документального подтверждения фактических расходов ООО «Чистый след» за 2022 год.

В соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 органом регулирования определена фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора за 2022 год согласно формуле 43 пункта 85 Методическими указаниями № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных.

По мнению органа регулирования, выручка от реализации услуги регионального оператора в 2022 году определена в соответствии с пунктом 92 Методическими указаниями № 1638/16 исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов 2022 года и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на 2022 год.

В соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 определена корректировка НВВ за 2022 год согласно пункту 92 главы VI Методических указаний № 1638/16. Фактическая величина НВВ регионального оператора, определенная в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, составила 807 607,7 тыс. руб.; выручка от реализации услуг по регулируемому виду деятельности, определенная исходя из фактического объема (массы) ТКО и тарифов, установленных в соответствии с пунктом 92 главы 5 Методических указаний № 1638/16, составила 837 864,52 тыс. руб.; таким образом корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора (пункт 92 Методических указаний № 1638/16) определена Департаментом в размере «-» 30 256,86 тыс. руб.

ООО «Чистый след» представило в Департамент первичные документы (акты) в подтверждение экономической обоснованности фактических расходов на транспортирование ТКО, сложившихся по итогам 2022 года. Перечисленные первичные документы не содержат информацию о ценах за единицу транспортирования ТКО и об объемах транспортированных ТКО в 2022 году отдельно по каждому транспортировщику ТКО (отдельно за каждый месяц).

Ввиду необходимости получения объективной информации Департамент направил в адрес ООО «Чистый след» запрос от 05.07.2023 ВХ. № 14-3267/23, в котором запрашивал копии счетов-фактур, актов выполненных работ, платежных поручений и иных документов в части расчетов с операторами по транспортированию ТКО за 2022 год с расшифровкой информации о ежемесячных массах/объемах, транспортированных ТКО по каждому оператору за каждый месяц и др.

В ответ региональный оператор направил в адрес Департамента письмо от 08.08.2023 № 14-5890/23. Так, по итогам 2022 года ООО «Чистый след» отчиталось об объемах, транспортируемых ТКО, в размере 1 639,99 тыс. куб. м и 1 554,35 тыс. куб. м, но при этом не предоставило документов бухгалтерского и статистического учета, актов выполненных работ транспортными компаниями, пояснения представлены в произвольной форме.

Таким образом, по мнению Департамента, ООО «Чистый след» не представило документы и материалы в подтверждение экономической обоснованности фактических показателей по объемам транспортируемых ТКО, по ценам за единицу транспортируемых объемов ТКО за 2022 год.

Для целей определения фактических показателей объемов транспортируемых ТКО Департамент провел анализ первичных документов, подтверждающих объемы захоронения и обработки ТКО по итогам 2022 года.

Таким образом, по расчету Департамента масса и объем ТКО по захоронению и обработке ТКО за 2022 год составили 188 685,49 т и 84 747,45 куб.м соответственно, при этом с учетом переводного коэффициента в размере 0,10836 в совокупности масса/объем ТКО составила 197 868,72 т и826 031,04 куб. м. соответственно (188 685,49+ (84 747,45 куб.м*0,10836)).

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1638/16 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к Методическим указаниям № 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

В соответствии с абзацем 9 пункта 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренные схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки твердых коммунальных отходов, до объектов, используемых для энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 Корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 408.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формуле 42 Методических указаний № 1638/16, где применяется объем (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в плановом году.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 505 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.

Согласно пункту 4 Правил № 505 в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

При анализе представленных органом регулирования экспертного заключения, расчетов формирования объемных показателей транспортируемых отходов и проведенной корректировки фактической НВВ 2022 года Комиссией ФАС России определено, что в составе массы (объема) 197,868 тыс. тонн (1 826,031 тыс. куб. м.) учтены объемы ТКО принятых региональным оператором от потребителей услуг, а также от мест обработки ТКО и направленных на захоронение на полигон, а не от собственников ТКО, как предусмотрено Правилами № 505.

Комиссия ФАС России отмечает, что подход, применённый Департаментом при формировании фактических объемов ТКО 2022 года, является некорректным, так как в указанном расчете Департаментом учтены не только объемы ТКО, принятые от потребителей, но также объемы (масса) ТКО, направленные от мест обработки (МСК) на захоронение на полигон, в связи с чем возникает задвоение объемов ТКО по оспариваемому показателю.

Так как объемный показатель (масса) ТКО задействован при формировании фактической товарной выручки 2022 года, принятой органом регулирования в размере 837 864,52 тыс. руб., как произведение среднего тарифа (средней стоимости услуг регионального оператора) 458,84 руб. куб. и объема ТКО в размере 1 826,03 куб. м., следовательно, размер корректировки НВВ (- 30 256,86 тыс. руб.), сложившейся при сопоставлении «некорректной» товарной выручки в рамках произведенных расчетов Департамента в размере 837 864,52 тыс. руб. и фактической НВВ 807 607,66 тыс. руб. подлежит дополнительному анализу.

В связи с тем, что ООО «Чистый след» при обосновании заявленных требований указывает на то, что весь перечень обосновывающих документов, а именно акты выполненных работ операторов по обработке и размещению ТКО, статистическая форма 2ТП отходы, данные счета 90 по основному виду деятельности регионального оператора по 2022 году представлены в адрес органа регулирования в материалах тарифного дела об установлении цен (тарифов) на 2024 год, а в адрес ФАС России для обоснования заявленных требования не представлены данные материалы, подтверждающие объёмные показатели (массы) принятых от потребителей (транспортируемых) ТКО в 2022 году, в связи с чем ФАС России не представляется возможным опровергнуть представленные доводы регулируемой организацией.

Исходя из вышеизложенного, с учетом наличия имеющихся сведений о некорректном подходе Департамента при формировании объемов (массы ТКО) Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования провести дополнительный анализ, по результатам которого учесть объемный показатель (массу) ТКО на обоснованном уровне.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо провести корректировку НВВ 2022 года с учетом корректного объема (массы) ТКО и товарной выручки, по итогам анализа рассчитать учесть сумму экономически обоснованных расходов.

  1. Оплата труда и отчисления на социальные нужды по факту 2022 года.

Департаментом при корректировке фактических расходов и НВВ 2022 года фонд оплаты туда с учетом отчислений на социальные нужды приняты в размере 36 829,3 тыс. руб., ООО «Чистый след» заявляет расходы по данной статье в размере 38 708,8 тыс. руб., отклонение составляет 1 879,5 тыс. руб.

Согласно доводам ООО «Чистый след», указанным в заявлении о досудебном рассмотрении спора и разногласий с Департаментом, при расчете расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно - управленческого персонала (далее - АУП) не учтена часть расходов, понесенных Региональным оператором на оплату труда в 2022 году. Органом регулирования не учтены расходы по стимулирующим надбавкам в размере 1 807,9 тыс. руб. и 71,6 тыс. руб. соответственно. Также, по мнению регионального оператора, Департаментом не учтены премии по итогам годовой деятельности организации.

Согласно доводам, указанным в отзыве Департамента исх. от 25.03.2024 № 48018, вх. от 25.03.2024 № 48018-М/24, органом регулирования проведен анализ фактических расходов на оплату труда АУП за 2022 год в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний№ 1638/16, а также с учетом представленных ООО «Чистый след» обосновывающих документов.

При обосновании и учете фонда оплаты труда Департаментом анализировались оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 «Основное производство» (обработка ТКО, расходы на оплату труда составили 18 396,35 тыс. руб.) и по счету 70 (расходы на оплату труда в целом по Организации по всем группам персонала составили 15 826,3 тыс. руб.); положение об оплате труда от 30.12.2022 № б/н; локальный документ об уровнях квалификации от 22.07.2022; приказы об утверждении персональных надбавок (от 22.07.2022 № 05-01/05) и об утверждении тарифной сетки (от 20.07.2022 № 05-01/04); приказ об утверждении штатного расписания от 22.07.2022 № 05-01/06; документ фактической штатной расстановки на 31.12.2022; расчет ФОТ и отчислений за 2022 год по ОТС; копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иные материалы.

Органом регулирования не приняты вышеуказанные расходы в связи с тем, что ООО «Чистый след» не представило в Департамент документы и материалы, необходимые для анализа расходов на оплату труда в части расшифровки тарифных ставок (окладов), тарифных коэффициентов, выплаченных премий и компенсаций по итогам за 2022 год. Также ООО «Чистый след» не раскрыта информация о том, каким образом определена фактическая заработная плата сотрудников относительно показателей о квалификационных уровнях специалистов, о тарифных коэффициентах для определения тарифных ставок, премиальных и компенсационных выплат.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484, пункту 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Департамент определил фактические расходы на оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением с учетом представленных ООО «Чистый след» документов и материалов, а именно: копии приказа об утверждении штатного расписания от 22.07.2022 № 05-01/06; документа подтверждающей фактической штатной расстановки на 31.12.2022; копию положения об оплате труда от 30.12.2022 № б/н.

Необходимо отметить, что региональный оператор не оспаривает численность, учтенную органом регулирования в рамках принятого тарифного решения. Также Департаментом на основании штатного расписания, утвержденного приказом генерального директора ООО «Чистый след» от 22.07.2022 № 05-01/06, определен фактический сложившийся тарифный коэффициент для определения тарифных ставок.

С целью определения тарифной ставки рабочего первого разряда Департамент использовал данные совместного письма Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения и Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 02.12.2021 № 01/172 и № 287-АК/2021, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2022 составляет 12 431 руб.

Таким образом, исходя из ставки первого разряда в размере 12 431 руб., среднего межразрядного тарифного коэффициента в размере 1,8459259, размера текущей ежемесячной премии на уровне 50 %, районного коэффициента в размере 25 %, средняя заработная плата 1 работника составила 43 025,07 руб. в месяц.

С учетом численности персонала, учтенной в размере 67,5 ед., фонд оплаты труда по расчету органа регулирования составил 34 850,31 тыс. руб. Страховые взносы учтены в размере 7 284,95 тыс. руб. (20,9 % от ФОТ).

Фактические расходы на страховые взносы на оплату труда в соответствии с главой 34 Налогового кодекса России (с изменениями, внесенными федеральным законом от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ) на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2022 год составили 6 367,59 тыс. рублей:

По данным ООО «Чистый след» фактический процент страховых взносов по итогам 2022 года составил 20,90 %. Таким образом, при расчете страховых взносов на оплату труда на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний применена фактическая страховая ставка, сложившаяся за 2022 год в размере 20,90%.

Департамент отмечает, что органом регулирования проанализировано положение об оплате труда от 30.12.2022 (далее - Положение). По итогам анализа органом регулирования были сделаны следующие выводы:

- Премии по итогам работы за год не приняты в расчет, поскольку указанная выплата имеет условие - в соответствии с пунктом 1.1 Приложения 4 к Положению «начисление и выплата годового премиального вознаграждения работникам при условии выполнения Компанией установленных целевых показателей деятельности по итогам работы за календарный год», и согласно пункту 1.3 Приложения 4 к Положению «Годовое премиальное вознаграждение не является гарантированной выплатой». ООО «Чистый след» не представило в Департамент документы и материалы в подтверждение начисления и выплаты годового премиального вознаграждения по итогам работы за 2019 - 2022 гг. В соответствии с пунктом 2.8 Положения годовое премиальное вознаграждение не выплачивается: работникам, принятым на работу сроком до одного года; работникам, имеющим два и более не снятых дисциплинарных взыскания в отчетном году; работникам, допустившим в течение года грубое нарушение трудовой дисциплины вне зависимости от применения к ним мер дисциплинарного взыскания. Согласно пункту 3.1 Положения основанием для начисления и выплаты годового премиального вознаграждения является приказ генерального директора или уполномоченного им лица. (ООО «Чистый след» не представило приказы по итогам 2019-2022 гг.).

- Доплаты за совмещение профессий (должностей) не учитывались, так как отсутствует приложение в Положении с информацией о способе определения доплат за совмещение профессий (должностей). Орган регулирования не имел возможности определить документально подтвержденные экономически обоснованные фактические расходы на доплаты за совмещение профессий (должностей), поскольку ООО «Чистый след» не представило документы и материалы, а нормы Положения не позволяют определить фактические расходы.

- Отклонение от «нормальных» условий труда, выплаты стимулирующего характера и компенсационные доплаты и надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда: за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу с вредными условиями труда не приняты в расчет, поскольку ООО «Чистый след» не представило в Департамент документы и материалы в подтверждение начисления и выплаты стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок, связанных с режимом работы или условиями труда, в частности, табель учета рабочего времени, ходатайства-обращения руководителей управлений, приказы руководителя, письменные согласия работников. Учет фактически отработанного времени работниками Компании ведется в табеле учета рабочего времени.

Таким образом, у Департамента отсутствовала возможность определить фактические расходы на годовое премиальное вознаграждение, размера выплат за сверхурочное ночное время, доплаты за совмещение профессий (должностей) ввиду отсутствия расчета и экономического обоснования вышеуказанных доплат со стороны Регионального оператора ООО «Чистый след».

Департамент дополнительно обращает внимание на то, что предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Чистый след» в сфере обращения с ТКО на 2020 год, 2021 год, 2022 год были оспорены региональным оператором ООО «Чистый след» в судах общей юрисдикции.

В том числе, были оспорены подходы по формированию фактических расходов на 2019-2021 годы и плановых на 2020-2022 годы показателей статьи расходов оплаты труда и страховых взносов. Апелляционным определением от 20 сентября 2022 г. № 66а-697/2022 подход органа регулирования признан обоснованным.

Необходимо отметить, что средняя заработная плата в соответствии с данными, указанными на сайте ЕМИСС fedstat.ru, специалистов, задействованных в сфере сбора, обработки и утилизации ТКО в Вологодской области за 2022 год, варьируется от 37 024,1 руб. в месяц до 62 330,7 тыс. руб. в месяц в зависимости от формы собственности работодателя. На сайте www.audut-it.ru средняя заработная плата персонала на предприятиях в сфере сбора, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья (ОКВЭД 38) по 2022 году составила 60 045,2 руб. в месяц.

ФАС России обращает внимание на то, что ООО «Чистый след» не представлены материалы, подтверждающие обоснованность фактических расходов по статье «Фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды по 2022 году» на заявленном уровне. Также необходимо отметить, что подход органа регулирования по учету вышеуказанных расходов принят в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16.

Учитывая вышеизложенное Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Чистый след» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (исх. от 28.02.2024 № 29293, вх. от 11.03.2024 рег. № 38897/24), ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484 и пункт 92 Методических указаний № 1638/16 при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в западной зоне Вологодской области для ООО «Чистый след» на 2024 год.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Чистый след», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (исх. от 28.02.2024 № 29293, вх. от 11.03.2024 рег. № 38897/24).

3. Предписать органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами срок до 01.09.2024 пересмотреть тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в западной зоне Вологодской области для ООО «Чистый след» на 2024 год исходя из следующего:

- провести дополнительный анализ корректировки фактической НВВ 2022 года с учетом требований мотивировочной части настоящего решения, а также положений Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, по итогам анализа учесть корректные объемные показатели (масса) ТКО, размер товарной выручки на экономически обоснованном уровне, пересчитав параметр корректировки НВВ за 2022 год.

4. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок с 01.09.2024 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый след» на 2024 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктов 2 и 3 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, отразив в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484 подробные расчеты тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый след» на 2024 года.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки на 2024 год, ввиду ограничений, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, учесть при установлении тарифа для ООО «Чистый след» на 2025 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги захоронения твердых коммунальных отходов, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Чистый след» указанных в заявлении (исх. от 28.02.2024 № 29293, вх. от 11.03.2024 рег. № 38897/24).

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/С.А.Пузыревский

(подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

(подпись)

 

_________________/ <...>

(подпись)

 

_________________/ <...>

(подпись)

 

_________________/<...>

(подпись)

 

 

Связанные организации

Вологодский УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680
ООО "Чистый след"
ИНН 3528213203, ОГРН 1143528004102