Предупреждение №СП/103928/18 Предписание Государственному комитету Республики Карелия по ... от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Государственный Комитет Республики Карелия по ценам и тарифам

 

ул. Мерецкова, д. 8 а

г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185030

 

rekrk@onego.ru

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 29.08.20181230/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 19.10.2018 № 164), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее — орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Прионежская сетевая компания» на 2016-2018 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (также далее – Госкомитет) от 24.12.2014 № 257 для АО «Прионежская сетевая компания» (также далее – АО «ПСК», Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (2015-2019 годы).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «ПСК» на долгосрочный период регулирования устанавливаются методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлениями Госкомитета от 30.12.2015 № 307, от 27.12.2016 № 241, от 26.12.2017 № 213 в постановление от 24.12.2014 № 257 внесены изменения.

Необходимая валовая выручка Общества, установленная Госкомитетом, составила: на 2015 г. – 1 717 731,1 тыс. руб., на 2016 г. – 1 838 804,52 тыс. руб. (1 838 804,52 тыс. руб. постановление Госкомитета от 19.07.2016 № 50, принятое в соответствии с решением ФАС России от 11.07.2016 № СП/46742/16), на 2017 г. – 2 020 949,07 тыс. руб., на 2018 г. – 1 980 294,66 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2016, 2017 и 2018 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила государственного регулирования) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения Госкомитета не содержат анализа экономической обоснованности затрат, не указаны документы (материалы) на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке АО «ПСК».

Кроме того, не отражен результат анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными Госкомитетом при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

2. Подконтрольные расходы

Для проверки обоснованности величины и состава подконтрольных расходов, учтенных Госкомитетом на 2016-2018 годы, ФАС России проанализировано заключение экспертной группы Госкомитета по предложению АО «ПСК» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годов (далее – Экспертное заключение на 2015 год).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

На момент принятия регулирующими органами решений об установлении (пересмотре)  с 01.01.2015 года базового уровня подконтрольных расходов положениями, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178   «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» не были регламентированы конкретные доли для определения базового уровня операционных расходов, который в свою очередь должен быть рассчитан с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также с использованием метода сравнения аналогов.

В условиях отсутствия закрепленной в нормативной правовой базе долевой пропорции определения базового уровня подконтрольных расходов Госкомитет был вправе принять решение самостоятельно.

Исходя из информации, отраженной в Экспертном заключении на 2015 год следует, что Госкомитет, при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год использовал только метод экономически обоснованных расходов (затрат) и не представлен соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э.

2.1. Материальные затраты

2.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

На 2015 год Госкомитет учел расходы по данной статье в сумме 35 675,44 тыс. руб., в том числе на ГСМ – 9 536,00 тыс. руб., основные средства стоимостью до 40 тыс. рублей – 12 178,50 тыс. руб., материалы на текущий ремонт и эксплуатацию – 5 717,3 тыс. руб., прочие материалы – 9 243,6 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» представил в адрес органа регулирования расчетные таблицы, коммерческие предложения, договоры и карточки счета в части материалов на хоз. нужды за 2013 год.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям «ГСМ», «Основные средства стоимостью до 40 тыс. руб.», «Материалы на текущий ремонт и эксплуатацию», «Прочие материалы», не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

ФАС России отмечает, что при формировании обоснованных затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.1.2. Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

На 2015 год Госкомитет учел расходы по данной статье в сумме 11 767,26 тыс. руб., в том числе на проверку приборов - 246,71 тыс. руб., установку приборов учета - 5 403,54 тыс. руб., сертификацию электроэнергии – 3 687,14 тыс. руб. (исключена Госкомитетом на основании решения ФАС России от 11.07.2016 № СП/46742/16), обслуживание систем АСКУЭ – 510,91 тыс. руб., другие работы производственного характера – 1 918,97 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» представил в адрес органа регулирования расчетные таблицы и договоры на оказание услуг.

Госкомитетом данные расходы определены на основании принятых на 2014 год затрат с учетом индекса-дефлятора в нарушение пункта 31 и 38 Основ ценообразования.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям «Проверка приборов», «Установка приборов учета», «Обслуживание систем АСКУЭ», не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

По подстатьям «Проверка приборов», «Установка приборов учета», «Обслуживание систем АСКУЭ» расходы на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Также ФАС России отмечает, что анализ расходов по данным статьям должен производиться Госкомитетом, в том числе, в соответствии с положениями пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

2.2. Расходы на оплату труда

На 2015 год Госкомитет учел расходы в сумме 430 892,00 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» представило в адрес органа регулирования расчет расходов на оплату труда, среднего тарифного коэффициента.

Согласно пояснениям, представленным в Экспертном заключении на 2015 год сумма расходов на оплату труда на 2015 год принята исходя из численности персонала в количестве 1 042 чел., уровня среднемесячной заработной платы, утвержденной на 2014 год в размере 32 296,49 руб. и индекса-дефлятора 1,067.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат учету в составе необходимой валовой выручки с учетом положения пункта 26 Основ ценообразования, а также формы таблицы № П1.16 приложения № 1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

Согласно статистической отчетности по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате работников» за 2013 год средняя фактическая численность персонала АО «ПСК» по виду деятельности «передача электрической энергии составила» - 920,83 ед., среднемесячная заработная плата — 37 138,52 руб.

При этом, в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2013 году 31 052,0 руб.

ФАС России отмечает, что материалы тарифного дела, а также Экспертное заключение на 2015 год не содержат обоснования роста численности работников на 2015 год.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на оплату труда» на 2015 год (без учета метода сравнения аналогов) составят 920,83 чел. * 34 460,33 руб. * 12 мес. = 380 785,27 тыс. руб. Исключению подлежат средства в размере 50 106,73 тыс. руб. (без учета метода сравнения аналогов).

2.3. Прочие расходы

2.3.1. Ремонт основных фондов

На 2015 год Госкомитет учел расходы в сумме 157 996,73 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» представило в адрес органа регулирования проект сводной ремонтной программы на 2015 год, расчет затрат на материалы на капитальный ремонт, капитальный ремонт подрядным способом, расчет укрупненной стоимости ремонта, копии листов осмотра объектов электросетевого хозяйства, расчеты затрат на проведение ремонта подрядным способом помещений зданий и сооружений, расчет затрат по статье расчистка трассы.

Гокомитетом данные расходы определены на основании принятых на 2014 год затрат с учетом индекса-дефлятора в нарушение пунктов 31, 38 Основ ценообразования.

При этом в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

ФАС России отмечает, что органам регулирования необходимо также учитывать, что при надлежащем исполнении сетевыми организациями ремонтных программ в течение предыдущего долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) не может произойти существенного увеличения объемов ремонтных работ в первый год нового ДПР.

Расходы по данной статье на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Также ФАС России отмечает, что анализ расходов по данным статьям должен производиться органом регулирования, в том числе, в соответствии с ремонтной программой Общества на весь долгосрочный период. Кроме того, для обоснования необходимости проведения ремонтных работ необходимо запрашивать и анализировать дефектные ведомости, а также регламентные сроки производимых ремонтных работ.

2.3.2.  Оплата работ и услуг сторонних организаций (подстатьи «Расходы на командировки и представительские», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности»)

На 2015 год Госкомитет учел расходы по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в сумме 18 716,63 тыс. руб., в том числе на услуги связи – 3 450,20 тыс. руб., расходы на услуги вневедомственной охраны - 2 163,13 тыс. руб., расходы на юридические и информационные услуги - 4 750,95 тыс. руб., расходы на аудиторские и консультационные услуги – 883,60 тыс. руб., транспортные услуги – 2558,29 тыс. руб., прочие услуги сторонних организаций – 4 910,46 тыс. руб.

Госкомитет данные расходы определены на основании принятых на 2014 год затрат, частично с учетом индекса-дефлятора в нарушение пунктов 31, 38 Основ ценообразования.

Госкомитетом учтены расходы по статье «Расходы на командировки и представительские» в сумме 5 710,36 тыс. руб., по статье «Расходы на подготовку кадров» в сумме 1 440,93 тыс. руб., «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» - 5 913,95 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье Обществом представлены в адрес Госкомитета сводные расчеты, бухгалтерская отчетность, коммерческие предложения и договоры.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

Расходы по данной статье на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.3.3.  Расходы на страхование

На 2015 год Госкомитет учел расходы по статье «Расходы на страхование» в сумме 1 823,42 тыс. руб., в том числе на ОСАГО – 1 257,81 тыс. руб., КАСКО – 468,576 тыс. руб. (исключены на основании решения ФАС России от 11.07.2016 № СП/46742/16), страхование опасных производственных объектов – 97,026 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье Обществом представлены в адрес Госкомитет сводные расчеты, страховые полисы, договоры, бухгалтерская отчетность за 2013 год.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

Расходы по данной статье на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.3.4.  Другие прочие расходы

На 2015 год Госкомитет учел расходы по статье «Другие прочие расходы» в сумме 132 629,19 тыс. руб., в том числе на проценты за пользование кредитами – 96 464,16 тыс. руб.(исключены на основании решения ФАС России от 11.07.2016 № СП/46742/16), расходы на услуги банка 2 913,30 тыс. руб., расходы на оплату услуг ГАУ РК – 3 744,14 тыс. руб. (предписано исключить в соответствии с предписанием ФАС России от 14.08.2018 № СП/63626/18 при установлении тарифов на 2019 год), прочие расходы и услуги – 29 507,59 тыс. руб. (в т.ч. коммунальные услуги – 18 004,02 тыс. руб.).

В обоснование расходов по данной статье Обществом представлены в адрес Госкомитета сводные расчеты, договоры, бухгалтерская отчетность, информация по банковским тарифам и другие обосновывающие документы.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

Расходы по данной статье на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.4. Подконтрольные расходы из прибыли

На 2015 год Госкомитет учел расходы по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» в сумме 19 717,20 тыс. руб., в том числе на денежные выплаты социального характера 17 111,65 тыс. руб., прочие расходы из прибыли – 2 605,55 тыс. руб.

Расходы приняты органом регулирования на основании утвержденных данных 2014 года с учетом индекса-дефлятора в нарушение пунктов 31, 38 Основ ценообразования.

В обоснование расходов по данной статье Обществом представлены в адрес Госкомитета сводные расчеты.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлена расшифровка принятых расходов по данной статье, не представлен анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, кроме того не отражен перечень представленных Обществом документов.

Расходы по данной статье на 2015 год, а как следствие на 2016-2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3. Неподконтрольные расходы

3.1. Плата за аренду имущества и лизинг

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме
46 119,66 тыс. руб., 60 278,24 тыс. руб., 64 973,44 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» представило в адрес органа регулирования сводные расчеты, договоры аренды, сведения о фактических расходах на аренду, справки от арендодателей о размере амортизации и налога на имущество.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В экспертных заключениях на 2016-2018 годы представлен расчет арендных платежей в соответствии с требованиями пп. 5 п. 28 Основ ценообразования. При этом, учитывая, то что среди арендодателей АО «ПСК» есть государственные и муниципальные унитарные предприятия, органу регулирования необходимо производить учет затрат с учетом порядка начисления амортизационных отчислений по государственным и муниципальным унитарным предприятия, определенным законодательством Российской Федерации.

Также органом регулирования не проведен анализ фактических расходов 2014-2016 гг. по данной статье затрат при установлении тарифов на 2016-2018 гг. соответственно с учетом требований пункта 27 и пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования.

ФАС России отмечает, что представленные справки арендодателей не являются документами, подтверждающими начисление собственником имущества амортизации и уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, не представляется возможным определить экономически обоснованную величину начисляемой амортизации в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в связи с тем, что в справках не содержится информация о дате ввода в эксплуатацию и постановке на бухгалтерский учет объектов основных средств, о первоначальной стоимости основных средств, амортизационной группе, сроке полезного использования.

Таким образом, расходы по статье «Арендная плата», учтенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016, 2017, 2018 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.2. Отчисления на социальные нужды

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 год в сумме 139 754,47 тыс. руб., на 2017 год – 143 792,70 тыс. руб., на 2018 год – 136 409,30 тыс. руб.

Статья «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести расчет расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» на 2015-2018 годы с учетом исключения средств на оплату труда из базового уровня подконтрольных расходов 2015 года и фактического процента отчислений на страховые взносы за 2015-2016 годы соответственно.

3.3. Амортизация

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2016 год в сумме 200 635,35 тыс. руб., на 2017 год – 234 322,10 тыс. руб., на 2018 год – 215 949,62 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено пп. 7 п. 18 Основ ценообразования. Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен п. 27 Основ ценообразования в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что экспертные заключения не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования.

Таким образом, затраты по статье «Амортизация» на 2016-2018 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.4. Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2015 год в сумме 151 104,63 тыс. руб., на 2016 год — 145 738,21 тыс. руб. (по результатам анализа органом регулирования фактических затрат 2016 года исключено 46 686,3 тыс. руб.), на 2017 год – 147 782,51 тыс. руб., на 2018 год – 40 163,15 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье АО «ПСК» на 2017 год представлена пояснительная записка, финансовая модель и динамика ссудной задолженности, кредитные договоры, изменения в структуре кредитного портфеля, ОСВ и данные о фактических расходах и движении денежных средств, данные о претензионной работе АО «ПСК».

В обоснование расходов по данной статье на 2018 год АО «ПСК» представило пояснительную записку о причинах возникновения кассовых разрывов у АО «ПСК», расчет процентов на 2018 год в разрезе кредитных договоров, кредитные договоры на открытие возобновляемой кредитной линии с протоколами проведения торгово-закупочных процедур, динамика ссудной задолженности в 2017-2018 гг., планы движения денежных средств на 2017-2018 гг., фактические данные о движении денежных средств за 2016 год, информация о дебиторской задолженности ПАО «МРСК Северо-Запада» по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 13.02.2015 № 15-ПСК, данные о претензионной работе АО «Прионежская сетевая компания» по отношению к филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» за 2017 год, протокол урегулирования разногласий от 15.04.2015 к протоколу разногласий от 17.02.2015 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 13.02.2015 № 15-ПСК, данные бухгалтерского учета о поступлении денежных средств в адрес АО «Прионежская сетевая компания» от котлодержателя за услуги по передаче электрической энергии за 10 месяцев 2017 года (помесячно): анализ счета 62.01, кредитные договоры на открытие возобновляемой кредитной линии с протоколами проведения торгово-закупочных процедур, планы закупки товаров (работ, услуг) на 2017-2018 гг., информация о динамике и структуре кредитного портфеля АО «Прионежская сетевая компания» на 01.10.2017.

Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств на 2015 год и на 2016 год до 01.08.2016 утверждались Госкомитетом в составе подконтрольных расходов.

В соответствии с решением ФАС России от 11.07.2016 № СП/46742/16 расходы на возврат и обслуживание заемных средств отнесены к неподконтрольным расходам.

ФАС России считает, что представленные АО «ПСК» документы не подтверждают целесообразность привлечения заемных средств, расходы на оплату процентов по которым приняты Госкомитетом на 2015-2018 годы.

Представленные планы движения денежных средств 2015 года (факт), 2016 года (факт), на 2017 (план), на 2018 год (план) не подтверждают необходимость привлечения дополнительных денежных средств.

Представленные в плане движения денежных средств за 2015 год величины расходов не соответствуют отчетным данным организации (Раздел 2. Исполнение тарифно-балансовых решений, утвержденных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам для АО «Прионежская сетевая компания», за 2015 год), в том числе по статьям расходов: «Расходы на оплату труда» (без отчислений на социальные нужды) -  558 627 тыс. руб., при отчетной величине расходов 451 238,73 тыс. руб., «Сырье и материалы» - 77 077 тыс. руб., при отчетной 56 732,31 тыс. руб. и т.д.

Планы движения денежных средств АО «Прионежская сетевая компания» за 2015-2016 гг. и на 2017-2018 гг. сформированы с учетом всех видов деятельности и не отражают формирование отрицательного чистого денежного потока по виду деятельности «передача электрической энергии по электрическим сетям». В плане движения денежных средств за 2016 год присутствуют такие статьи расходов, как благотворительная помощь – 6 787 тыс. руб., взносы в некоммерческие организации – 204 тыс. руб., расходы на проведение корпоративных мероприятий – 3 838 тыс. руб., выплата дивидендов – 100 005 тыс. руб., расходы в виде штрафов, пеней, возмещение ущерба – 4 373 тыс. руб., что оказывает влияние на формирование отрицательного чистого денежного потока. Кроме того, в расчетах за 2015 год и на 2017-2018 гг. отсутствуют расшифровки отдельных статей, что не позволяет оценить их экономическую обоснованность.

Размер показателей, согласно представленной бухгалтерской отчетности за 2014-2016 годы, подтверждает, что регулируемая организация имеет удовлетворительную структуру баланса, достаточную финансовую устойчивость, деятельность Общества является рентабельной, таким образом, регулируемая организация в состоянии в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что величина чистой прибыли
АО «ПСК» составила за 2014 год – 171 069 тыс. руб., за 2015 год – 335 288 тыс. руб., за 2016 год – 218 437 тыс. руб., что превышает потребность АО «ПСК» в средствах на обслуживание заемных средств. Планирование деятельности регулируемым организациям необходимо вести в рамках имеющихся денежных ресурсов, учитывая сроки поступления средств и перечисления их поставщикам товаров и услуг согласно заключенным договорам. Несоответствие осуществления текущих расходов и поступления выручки согласно условиям договора не является объективной причиной, так как имеет внутренние механизмы снижения кассовых разрывов, зависящих от продуманной финансовой политики предприятия.

На основании вышеизложенного, расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств за 2015-2018 годы в размере 438 102,2 тыс. руб. подлежат исключению в связи с их недостаточной обоснованностью.

3.5.         Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям

Затраты по статье «Расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно» учтены регулирующим органом в сумме 107 838,44 тыс. руб., 67 460,83 тыс. руб., 70 134,93 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

Затраты по статье «Расходы, связанные с предоставлением беспроцентной рассрочки по оплате технологического присоединения» учтены регулирующим органом в сумме 580,07 тыс. руб., 539,47 тыс. руб., 469,50 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

Затраты по статье «Расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно» учтены регулирующим органом в сумме 11 678,24 тыс. руб., 37 634,89 тыс. руб., 23 665,96 тыс. руб. на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «а» и «д» - «ж» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования.

Таким образом, расходы по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям» на 2016-2018 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического обоснования.

3.6. Корректировки необходимой валовой выручки на 2016-2018 гг.

Корректировки НВВ в сумме 107 579,71 тыс. руб., 98 751,57 тыс. руб., 173 027,32 тыс. руб. приняты органом регулирования при установлении тарифов на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.

Регулирующим органом не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей). Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2016, 2017 годы не представлен анализ отчета о выполнении инвестиционной программы по виду деятельности «передача электрической энергии по электрическим сетям» за 2014, 2015 годы, как следствие экспертное заключение не содержит данных о фактическом исполнении инвестиционной программы АО «ПСК».

Кроме того, ФАС России установлено, что органом регулирования не предпринимались меры в целях выявления экономически необоснованных расходов территориальной сетевой организации в текущем периоде регулирования по итогам 9 месяцев для исключения их из необходимой валовой выручки следующего регулируемого периода, такие действия приводят к негативным тарифным последствиям для потребителей Республики Карелия.

Это, в свою очередь, приводит к систематическому нецелевому использованию инвестиционных средств, заложенных в тарифе и оплаченных потребителями.

Такие действия Госкомитета Республики Карелия приводят к тому, что экономически необоснованные расходы, связанные с нецелевым использованием инвестиционных средств, которые имеют место в Республике Карелия уже по 9 месяцам текущего периода регулирования, учитываются (исключаются) на год позже, чем это позволяет сделать законодательство.

ФАС России считает особо важным для органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов обеспечить надлежащий контроль и оперативное реагирование на действия организаций, использующих инвестиционные ресурсы нецелевым образом. Надлежащая реализация мероприятий по осуществлению контроля за использованием инвестиционных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными документами, и оперативная реакция на нарушения, безусловно обеспечат целевое и эффективное использование средств, предусмотренных в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, что, в конечном итоге, обеспечит надлежащие условия для развития экономики региона в целом.

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести анализ отчета о выполнении инвестиционной программы по виду деятельности «передача электрической энергии по электрическим сетям» за 2014 год АО «ПСК», отразить результаты анализа в экспертном заключении и произвести расчет корректировки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, а также корректировок необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим положения пунктов 7, 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

      • Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

        2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» расходы в размере 488 208,93 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2015 год (без учета метода сравнения аналогов) в размере 50 106,73 тыс. руб.;

- «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» на 2015-2018 гг. в размере 438 102,2 тыс. руб.

2.2. По результатам исполнения пункта 2.1. настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Прионежская сетевая компания» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» на 2015-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, результаты учесть при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ПСК» с 01.01.2019.

3. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.02.2019 произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Прионежская сетевая компания», и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Материальные затраты» на 2015 год (подстатьи «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. Услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)»;

- «Прочие расходы» на 2015 год (подстатьи «Ремонт основных фондов», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на страхование», «Другие прочие расходы»);

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2015 год;

- «Арендная плата» на 2016-2018 гг.;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2015-2018 гг.;

- «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям» на 2016-2018 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2016-2018 гг. (в том числе осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы».

4. По результатам исполнения пунктов 2.1, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Прионежская сетевая компания» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» на 2015-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

    • 5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год с 01.07.2019.

      6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

      - решений органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

      - протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

      - экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Прионежская сетевая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

Исп.Старостина Анна Антоновна

тел.8(499)755-23-23 вн.088-295

Связанные организации

Связанные организации не указаны