Решения по тарифам №СП\20910\16 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между ОАО «Экспресс Приморья» и Департаментом по тарифам Приморского края (вх. № ФСТ-3980 от 17.02.2014)

В Федеральную службу по тарифам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, а также с Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, обратилось ОАО «Экспресс Приморья» (далее – Заявитель) с заявлением (вх. № ФСТ-3980 от 17.02.2014) о досудебном рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Приморского края (далее – Респондент) по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2014 год.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочия ФСТ России по досудебному рассмотрению споров были переданы в ФАС России.

Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2013 года № 81/1 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Приморского края» (в редакции постановления Департамента по тарифам  Приморского края № 82/6 от 25.12.2013) был установлен тариф в размере 18,34 рублей за 10 пассажиро-километров за одну поездку.

Согласно расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, составленному в соответствии с приказом ФСТ № 235-т/1 от 28.09.2010 года, экономически обоснованные затраты Заявителя при прогнозируемом пассажирообороте - 263,27 млн. пасс-км и объеме вагон- километровой работы 9 793,79 тыс. вагонокилометров составили 808 095,39 тыс. рублей, себестоимость 10 пассажиро-километров за 1 поездку - 30,69 руб. (с учетом применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в виде коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования).

Заявитель считает, что Респондентом нарушен принцип экономической обоснованности затрат при расчете тарифа на пассажирские перевозки в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, содержащийся в главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым стороны обязаны руководствоваться п. 10 Методики, утвержденной приказом ФСТ № 235-т/1 от 28.09.2010 года при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации.

ОАО «Экспресс Приморья» также полагает, что Респондент необоснованно изменил объемные показатели субъекта регулирования на 2014 год без применения исследований или экспертных оценок, без учета ситуации в транспортном комплексе региона - Приморском крае, тем самым нарушил основные методологические положения по расчёту экономически обоснованных затрат на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в субъектах Российской Федерации, которыми Респондент обязан руководствоваться в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ № 235-т/1 от 28.09.2010 года (раздел III).

Заявитель считает, что Департаментом неправомерно были применены финансовые и объемные показатели, отличные от показателей, представленных ОАО «Экспресс Приморья» и просит учесть экономически обоснованные затраты Заявителя на 2014 год на перевозку пассажиров железнодорожным транспортном общего пользования в пригородном сообщении на территории Приморского края в полном объеме, в размере 808,095 миллионов рублей, рассчитанные в соответствии с приказом ФСТ № 235-т/1 от 28.09.2010 года, включить в состав экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров железнодорожным транспортном общего пользования в пригородном сообщении на территории Приморского края в 2014 году затраты, понесенные Обществом в 2013 году и не учтенные при установлении экономически обоснованного тарифа на 2013 год, произвести расчет экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Приморского края в 2014 году на 10 пассажиро-километров с учетом пассажирооборота Заявителя в размере 263,27 пассажиро-километров и изменить экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Приморского края в 2014 году, установленный Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2013 года № 81/1 «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Приморского края» с учетом применения финансовых и объемных показателей Заявителя на 2014 год и с учетом затрат, понесенных Обществом в 2013 году и не учтенных при установлении экономически обоснованного тарифа на 2013 год.

При расчете тарифов департамент Респондент руководствовался постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» и Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. № 235-т/1 (далее - Методика) и применил метод экономически обоснованных затрат.

Расходы ОАО «Экспресс Приморья» были определены в соответствии с пунктами 5, 9, 23.7 Методики на основании представленных обосновывающих документов, с учетом фактических показателей работы организации за 2012-2013 годы.

Однако, учитывая, что в заявлении Заявителем не определены статьи затрат, являющиеся предметом спора, Респондентом было представлено экспертное заключение, отражающее включение затрат пригородной компании в валовую выручку. Расходы и прибыль в расчете на год составили 710,73 млн. рублей (в 2013 году - 629.28 млн. руб.), в том числе собственные расходы 168,65 млн. рублей (вместо предлагаемых 228,57 млн. рублей), расходы на аренду подвижного состава 537,78 млн. рублей (вместо предлагаемых 572,34 млн. рублей), расходы за пользование инфраструктурой 0,763 млн. рублей.

Таким образом, рост затрат компании по сравнению с учтенными (планируемыми) затратами компании при регулировании тарифов на 2013 год составил 113 %, что выше планируемого уровня инфляции (индекса цен производителей промышленной продукции), составляющего 104,8 %.

При определении планового пассажирооборота ОАО «Экспресс Приморья» на 2014 год Респондент руководствовался п. 23.6 Методики, согласно которой темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов.

Определение объемов вагоно-километровой работы экспертной группой Респондента был произведен в соответствии с п. 22.8 Методики, согласно которому ожидаемые на текущий период вагоно-километры определяются, исходя из согласованных перевозчиком с субъектом РФ объемов транспортной работы, предусмотренной договором транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Договор на транспортное обслуживания на 2014 год на момент утверждения тарифов не был заключен, а объем вагоно - километровой работы был принят на уровне 2013 года, согласно действовавшему договору на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Приморского края, заключенному с Департаментом промышленности и транспорта, как с органом исполнительной власти Приморского края, в полномочия которого входит организация транспортного обслуживания.

Населенность вагонов на 2014 год была определена экспертной группой в размере 40,90 чел., исходя из количества перевезенных пассажиров 9986,56 тыс. чел. и средней дальности поездки пассажира в размере 38,8 чел., принятой по предложению ОАО «Экспресс Приморья».

При этом, Заявителем было предложено учесть количество перевезенных пассажиров в размере 6 591,11 тыс. чел. без подтверждающих пассажирооборот документов (в том числе не была представлена первичная документация по проданным билетам, отчеты по кассе, а так же расчет с пояснениями индексов изменения объемов работы).  

Кроме того, организацией не была учтена прогнозная динамика перевезенных пассажиров с учетом стимулирования прироста объемов работы субъекта регулирования согласно «Программе развития транспортного комплекса на 2013-2017 годы на территории Приморского края», в соответствии с которой количество пассажиров, перевезенных в пригородном сообщении железнодорожным транспортом в Приморском крае, к 2017 году должно вырасти до 12,5 млн. человек.

В связи с чем, учитывая сохранение в 2014 году вагоно - километровой работы ОАО «Экспресс Приморья» на уровне 2013 года, Респондент принял плановое количество перевезенных пассажиров на уровне 2013 года в размере 9986,56 тыс. чел.

Планируемые недополученные доходы ОАО «Экспресс Приморья» за 2013 были исключены Департаментом по тарифам Приморского края по причине отсутствия на момент утверждения тарифов годовой бухгалтерской и статистической отчетности за 2013 год и, соответственно, могли быть учтены после ее предоставления при регулировании на 2015 год, который не является предметом данного спора.

Кроме того, необходимо отметить, что в бюджете Приморского края на 2014 год была предусмотрена субсидия на компенсацию недополученных (выпадающих) доходов перевозчика вследствие государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки в размере 90,63 млн. руб.

Кроме того, Департаментом по тарифам Приморского края было принято постановление от 29.05.2014 № 20 «Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Приморского края», согласно которому тариф на железнодорожные перевозки пассажиров был установлен в размере 21,80 руб. за 10 пассажиро- километров за 1 поездку на основании заявления и расчетных материалов ОАО «Экспресс Приморья» от 19.05.2014 № ИС-1061.

Также, общая сумма субсидий из бюджета на 2014 году составила 122,6 млн. рублей, в связи с тем, что была выделена дополнительная субсидия для компенсации выпадающих доходов перевозчика вследствие осуществления пригородных железнодорожных перевозок, выполняемых Заявителем в 2014 году, в размере 32 млн. рублей, а оспариваемое постановление Департамента по тарифам Приморского края от 20.12.2013 № 81/1 было признано утратившим силу с 01.06.2014.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также факт отсутствия заключенного договора на транспортное обслуживание на 2014 год, требования ОАО «Экспресс Приморья» не могут быть удовлетворены.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

 отказать в удовлетворении требований ОАО «Экспресс Приморья», указанных в заявлении о рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Приморского края по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2014 год.

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны