Решения по тарифам №СП/26214/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в ... от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении по вопросу досудебного рассмотрения спора между ОАО «Тулагорводоканал» и Комитетом Тульской области по тарифам (исх. от 22.12.2015 № 2-27/6493-15, вх. от 23.12.2015 рег. № 152378/15)

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», ОАО «Тулагорводоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Спор возник с Комитетом Тульской области по тарифам (далее – РСТ, Респондент, орган регулирования, Комитет), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением от 27.11.2014 № 43/6 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды, транспортировку сточных вод на 2016-2018 гг. для потребителей Тульской области» установил соответствующие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для ОАО «Тулагорводоканал» на 2016-2018 гг.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –Методические указания).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом (б) пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования. В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

1) «Покупная электроэнергия».

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования.

Спор по статье «Покупная электроэнергия» заключается в расходе электроэнергии, учтённом органом регулирования при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ОАО «Тулагорводоканал» на 2016 год, разногласия по цене на электроэнергию между сторонами отсутствуют.

С учётом того, что расход электроэнергии, учтённый органом регулирования при установлении тарифов ОАО «Тулагорводоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения на 2016 год, рассчитан Комитетом исходя из фактических объемов отпуска воды (объемов принятых сточных вод) и фактических расходов электроэнергии за 2014 год, а также ввиду того, что представленные Заявителем на досудебное урегулирование споров в ФАС России материалы подтверждают факт того, что фактические расходы электроэнергии за период с 2012 по 2014 годы меньше, чем утверждено в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на соответствующие периоды регулирования, позиция Респондента при расчёте расхода электроэнергии не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Покупная электроэнергия» в части установленного удельного расхода электроэнергии.

2) «Отпуск услуг».

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1) и (1.1) Методических указаний.

Ввиду того, что плановые объемы отпуска воды, принятых сточных вод ОАО «Тулагорводоканал» определены Комитетом на 2016 год в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний, органом регулирования не нарушены требования законодательства Российской Федерации при расчёте натуральных показателей - объемов отпуска воды, принятых сточных вод, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя: а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов; в) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.

3) «Аренда имущества»

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Суть спора по данной статье сводится к тому, что Респондент при расчёте арендной платы ОАО «Тулагорводоканал» 2016 г. не включил затраты, предусмотренные дополнительным соглашением от 24.06.2015 г. № 10/2015 к договору аренды № 9208 ОАО «Тулагорводоканал» с МУП «Ремжилхоз», в части общеэксплуатацинных расходов.

В связи с тем что экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, Комитетом при определении плановых затрат ОАО «Тулагооводоканал» 2016 года по арендной плате не учтены в необходимой валовой выручке общеэксплуатационные расходы.

С учётом вышеизложенного по итогам рассмотрения представленных на досудебное урегулирование спора материалов по статье «Аренда имущества», ФАС России не выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные Комитетом при расчете арендной платы ОАО «Тулагорводоканал» на 2016 г.

4) «Расчётная предпринимательская прибыль».

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Постановлением администрации города Тулы от 23.03.2015 № 1438 «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Тула» ОАО «Тулагорводоканал» наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Респондентом в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги до 4 % с 1 июля 2016 года в среднем по Тульской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской федерации на 2016 год», не включена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в необходимую валовую выручку ОАО «Тулагорводоканал» 2016 года.

С учётом вышеизложенного органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке ОАО «Тулагорводоканал» 2016 года расходов по статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

5) «Расходы на возврат займов и кредитов».

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Регулируемой организацией статья «Расходы на возврат займов и кредитов» заявлена в составе статьи «Нормативная прибыль».

Ввиду отсутствия у ОАО «Тулагорводоканал» на момент установления тарифов на 2016 год утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы, Комитетом правомерно не учтены средства на возврат займов и кредитов по оказываемым услугам водоснабжения и водоотведения, в связи с чем ОАО «Тулагорводоканал» отказано в удовлетворении требований по заявленной на досудебное урегулирование спора статье «Расходы на возврат займов и кредитов».

6) «Недополученный по независящим причинам доход за 2014 год».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При установлении в соответствии с настоящим пунктом тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

В связи с наличием у ОАО «Тулагорводоканал» прибыли за 2014 год (отсутствие убытков в части оказываемых услуг водоотведения, совокупный финансовый результат в целом по регулируемой организации за 2014 год сложился положительным) Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Недополученный по независящим причинам доход за 2014 год».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между ОАО «Тулагорводоканал» и Комитетом Тульской области по тарифам (исх. от 22.12.2015 № 2-27/6493-15, вх. от 23.12.2015 рег. № 152378/15), принято решение: 

1) Признать Комитет Тульской области по тарифам нарушившим пункт 78(1) Основ ценообразования;

2) Частично удовлетворить требования ОАО «Тулагорводоканал», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Комитетом Тульской области по тарифам;

3) Предписать Комитету Тульской области по тарифам в срок до 01.07.2016 устранить нарушение, допущенное органом регулирования при установлении тарифов ОАО ««Тулагорводоканал» на 2016 год по постановлению Комитета Тульской области по тарифам от 27.11.2014 №43/6 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды, транспортировку сточных вод на 2016-2018гг. для потребителей Тульской области»:

- рассчитать расчётную предпринимательскую прибыль в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования и учесть средства, полученные в результате пересчёта, в необходимой валовой выручке ОАО ««Тулагорводоканал» с 01.07.2016, по результатам пересчитать тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения 2016 года;

4) В остальной части отказать в удовлетворении требований ОАО «Тулагорводоканал».

5) Об исполнении настоящего решения Комитету Тульской области по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Комитета Тульской области по тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления Комитета Тульской области по тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;

– заключений экспертизы по результатам проверки материалов ОАО «Тулагорводоканал» для установления тарифов на водоснабжение и водоотведение.

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны