Предупреждение №СП/29158/18 Предписание по результатам проведённой ФАС России внепланово... от 24 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов

ул. Ленинская, д. 31, г. Оренбург, 460000

Копия: Оренбургское УФАС России

ул. Краснознаменная, д. 22, г. Оренбург, 460000

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

  

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев Экспертное заключение департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов по расчёту тарифов на 2018-2019 годы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал», подготовленное по итогам исполнения предписания ФАС России от 16.11.2017 № СП/79596/17 (далее – Предписание), по результатам проверки исполнения выданного Предписания,

 

УСТАНОВИЛ:

 

По итогам внеплановой документарной проверки, проведенной ФАС России в отношении Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее — Департамент, орган регулирования), были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные органом регулирования при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал» на 2013-2017 годы.

По результатам вышеуказанной проверки ФАС России было вынесено предписание от 16.11.2017 № СП/79596/17 (далее — Предписание ФАС России) с целью устранения выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 резолютивной части Предписания ФАС России органу регулирования было предписано провести анализ основных плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО «Оренбург-Водоканал» в периоды до установления органом регулирования долгосрочного периода регулирования за 2013-2014 гг., исходя из фактического объёма реализации услуг за 2013 - 2014 гг. на основании первичных документов, запрошенных у ООО «Оренбург Водоканал» дополнительно по статьям «Административные расходы за 2014 г.», «Амортизация за 2013-2014 гг.», «Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату за 2013-2014 гг.», «Расходы, связанные с оплатой налогов и сборов за 2013 г.», по итогам которого учесть/исключить средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 года в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Исходя из имеющихся в распоряжении ФАС России материалов тарифного дела ООО «Оренбург Водоканал» 2018 года Федеральной антимонопольной службой в соответствии с подпунктом (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 установлено, что Предписание ФАС России не было исполнено Департаментом в полном объеме по следующим причинам.

Во исполнение Предписания ФАС России, Департамент письмом от 22.12.2017 № 37/01-13/2203 (вх. № 197246-М/17 от 22.12.2017) в адрес ФАС России направил копию приказа Департамента от 19.12.2017 № 197-в «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал» и внесении изменения в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 16.12.2014 № 123-в» (далее – Приказ Департамента № 197-в) и копию экспертного заключения Департамента по расчету тарифов на 2018 - 2019 годы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для ООО «Оренбург Водоканал» (далее – Экспертное заключение).

Проведя анализ имеющихся в распоряжении ФАС России материалов тарифного дела ООО «Оренбург Водоканал» 2018 года, ФАС России считает неисполненным пункт 1 Предписания ФАС России в части необходимости проведения анализа экономически обоснованных расходов ООО «Оренбург Водоканал» на 2013-2014 годы по статьям: «Арендная плата за 2013-2014 годы» и «Амортизация за 2013-2014 годы» в связи со следующим.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), Основами ценообразования в сере водоснабжения и водоотведения и Правилами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406, Правила установления регулируемых тарифов № 406).

Пунктом 24 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 25 Правил установления регулируемых тарифов № 406, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов № 406, экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; расчет экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов и является подтверждением правильного установления органом регулирования тарифа.

Вместе с тем, представленное Департаментом Экспертное заключение в части анализа по статьям «Арендная плата за 2013-2014 годы» и «Амортизация за 2013-2014 годы» не соответствует требованиям, установленным пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов № 406.

Так, основанием для включения в необходимую валовую выручку
(далее – НВВ) на 2018 год дополнительных затрат по статье «Арендная плата за 2013-2014 годы» послужил реестр договоров аренды с указанием номера, даты заключения договора, наименования арендодателя, предмета договора, суммы арендной платы и счетов бухгалтерского учета.

Однако, сам по себе анализ реестра договоров без анализа договоров аренды по каждому объекту на предмет отнесения арендуемого имущества к регулируемому виду деятельности и производственным процессам, а также соблюдения регулируемым субъектом конкурсных процедур в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 22 Основ ценообразования, не является анализом экономической обоснованности, предусмотренным пунктом 1 Предписания ФАС России.

ФАС России проведён анализ договоров аренды, заключенных ООО «Оренбург Водоканал» в период с 2013 по 2014 гг., а также дополнительных соглашений к вышеуказанным договорам со ссылками на приложения, в которых указан перечень тех или иных объектов арендуемого имущества, по результатам которого выявлено отсутствие ряда дополнительных соглашений, а также приложений к ним, что указывает на отсутствие экономического обоснования расходов по статье «Арендная плата за 2013-2014 годы».

Таким образом, анализ обоснованности включения стоимости приобретенного в аренду ООО «Оренбург Водоканал» имущества в состав необходимой валовой выручки в полном объёме Департаментом не проводился.

Кроме того, часть договоров аренды объектов жилого и нежилого помещения, а также договоров аренды легковых транспортных средств с экипажем требуют дополнительного обоснования на предмет отнесения арендуемого имущества к регулируемому виду деятельности, к производственным процессам, а также требуют детального анализа исходя из фактически проведённой оплаты в период с 2013 по 2014 гг. с учётом фактического присутствия сотрудников в штате ООО «Оренбург Водоканал» в период с 2013 по 2014 гг., принимая во внимание учтённую органом регулирования величину средств по статье «Фонд оплаты труда» за 2013 — 2014 гг.

Также, основанием для дополнительного учёта затрат по статье «Амортизация за 2013 - 2014 годы» в составе необходимой валовой выручки на 2018 год, послужили ведомости амортизационных отчислений и данные по объектам бухгалтерского учета за 2013 - 2014 годы.

Однако анализ ведомости амортизационных отчислений без анализа инвентарных карточек, содержащих сведения о принятии объекта основных средств к учету, перемещении внутри организации, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте, о выбытии или списании, также не является анализом экономической обоснованности, предусмотренным пунктом 1 Предписания ФАС России.

Кроме того, весь перечень амортизируемых объектов согласно ведомости амортизационных отчислений (в том числе автомобилей, телевизоров, тестомесильных машин, аквариума, мини-бара и иного движимого и недвижимого имущества, которое не задействовано в непосредственном технологическом процессе водоснабжения и водоотведения) не подтверждает обоснованность отнесение всех объектов к регулируемым видам деятельности.

При этом, необходимые документы, предусмотренные в том числе пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов и пунктом 1 Предписания, Департаментом при изучении вопроса о целесообразности учёта затрат в полном объёме, а также анализе приходящейся на нерегулируемый вид деятельности части расходов ООО «Оренбург Водоканал», не запрошены.

По мнению ФАС России, учтённые Департаментом расходы в полном объёме не влияют на реализацию планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходов на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами ООО «Оренбург Водоканал», и не обеспечивают достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.

Таким образом, Экспертное заключение Департамента в нарушение требований статей 22, 24 Основ ценообразования № 406, а также пункта 26 Правил установления регулируемых тарифов № 406 не содержит анализ экономической обоснованности расходов по амортизации основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения, а также расходов за взятое в аренду движимое и недвижимое имущество.

Исходя из вышеизложенного, Департамент не исполнил Предписание ФАС России в части проведения полного всестороннего экономического анализа расходов по статьям: «Арендная плата за 2013-2014 годы» и «Амортизация за 2013-2014 годы» и как следствие в части необходимости отражения результатов проведенного анализа в Экспертном заключении, и учел экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы в нарушение пункта 1 Предписания ФАС России.

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно в срок до 01.07.2018 включительно привести в соответствие с законодательством Российской Федерации экспертные заключения об установлении цен (тарифов) в отношении ООО «Оренбург Водоканал» на 2018 год, а именно:

  • провести полный и всесторонний анализ основных плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО «Оренбург-Водоканал» в периоды до установления органом регулирования долгосрочного периода регулирования за 2013-2014 гг., исходя из фактического объёма реализации услуг за 2013 - 2014 гг. на основании первичных документов, запрошенных у ООО «Оренбург Водоканал» дополнительно по статьям «Амортизация за 2013-2014 гг.» и «Расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату за 2013-2014 гг.» с учётом относимости объектов амортизируемого и взятого в аренду имущества на регулируемые виды деятельности – водоснабжение и водоотведение;

  • по итогам вышеуказанного анализа исключить необоснованно учтённые средства согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 года в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов № 406.

2. Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов не позднее 01.07.2018 включительно принять и ввести в действие решения об установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Оренбург Водоканал» на 2018 год с учетом положений пункта 1 настоящего предписания.

      • Об исполнении пунктов 1-2 настоящего предписания Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в десятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания проинформировать ФАС России предоставив экспертное заключение, протокол и решение о пересмотре тарифов.

         

 

 

 

Исп. Потапова Виктория Сергеевна,

тел.8(499)755-23-23 вн.088-841

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны