Решения по тарифам №СП/33807/16 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (вх. № 157009/15 от 30.12.2015)

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, а также с Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, в ФАС России обратилось ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (далее – Заявитель, ОАО «СППК») с заявлением (вх. № 157009/15 от 30.12.2015) о досудебном рассмотрении спора с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ранее – Региональной энергетической комиссией Вологодской области) (далее – Респондент) по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2015 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области № 148 от 13.05.2015 «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» на территории Вологодской области» на 2015 год были установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Вологодской области, предельный максимальный на уровне 5, 61 рублей и тариф для населения в размере 2, 40 рублей.

Заявитель просит обязать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области производить расчет собственных расходов в соответствии с п. 23.4, 23.5, 22.9.2, 22.9.5. Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 № 235-т/1 (далее – Методика); произвести расчет пассажирооборота на регулируемый период с использованием заявленной величины средней населенности вагона 15, 5 чел./вагон., учесть разницу между доходами и расходами по итогам 2013 года, а также произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, пассажирооборота и экономически обоснованного тарифа.

По мнению заявителя по результатам рассмотрения повторной оценки экономически обоснованных затрат на 2015 год, полученной письмом от 28.09.2015 года № 2562, экспертиза проведена с нарушением Методики.

ОАО «СППК» заявило отказ от перерасчета уровня пассажирооборота и согласилось с оцененным Респондентом уровнем пассажирооборота в размере 24 099, 12 тыс. пасс-км. (письмо исх. № 1512 от 27.04.2016, вх. № 65654/16 от 11.05.2016).

Заявитель полагает, что Респондентом был значительно снижен размер прямых собственных затрат и не соблюден порядок расчета расходов от значений отчетного периода с использованием индексов изменения цен и объемов работ, а также размер общепроизводственных и общехозяйственных расходов определен с нарушением пунктов 23.4, 23.5, 22.9.5 без прогнозирования расходов от значений отчетного периода и без использования индексов изменения цен производителей промышленной продукции без ТЭК.

В соответствии с пунктом 22.9.4 Методики, в случае значительного отклонения рассчитанных в соответствии с подпунктом 22.9.2 пункта 22 Методики расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение. 

В нарушение Методики, ОАО «СППК» в пояснительных записках к порядку заполнения Приложения 10, Приложения 11 не содержится обоснование увеличения расходов относительно индексов роста цен производителей промышленной продукции.

Респондентом были запрошены дополнительные документы и информация в рамках тарифной заявки ОАО «СППК», а именно: бухгалтерская отчетность за отчетный период, статистическая отчетность за отчетный период, налоговая отчетность по субъектам Российской Федерации, информация об объемных показателях работы ОАО «СППК», информация о доходах и расходах по статьям и элементам затрат, прогноз показателей бухгалтерского баланса, отчет о прибыли и убытках (с расшифровкой прочих расходов и доходов), прогноз показателей эксплуатационной работы, реестр договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями (запрос от 09.07.2014 №2007 на вх. № 2050 от 06.06.2014, извещение от 12.08.2014 № 2291, запрос от 10.10.2014 № 3028, запрос от 07.11.2014 № 3236), на которые были получены ответы ОАО «СППК» о невозможности представления запрашиваемой информации (письма от 05.09.2014 № 4893, от 21.10.2014 № 5497), в связи с чем, Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области были приняты за базу для расчета экономически обоснованные и подтвержденные расходы, фактически понесенные Заявителем в 2011 году.

Респондентом был проведен анализ прямых собственных расходов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов по Вологодской области за 2011-2013 годы и выявлены значительные превышения показателей уровня данных расходов по сравнение с предыдущими периодами.

При расчете величины экономически обоснованных затрат ОАО «СППК» на 2015 год Респондентом были сопоставлены параметры изменения прямых собственных расходов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, натуральных показателей ОАО «СППК» за 2011–2015 годы с индексами роста цен.

В 2012 году при снижении объема вагоно - километровой работы на 6,3%, пассажирооборота на 1,3% прямые собственные расходы, общепроизводственные и общехозяйственные расходы компании увеличились по сравнению с 2011 годом на 31 % (454 878,5/347264,79*100-100), в том числе общепроизводственные и общехозяйственные расходы на 69,6% и 58% соответственно, прочие расходы увеличились в 34,3 раза.

За период с 2011 по 2015 годы (2015 год по заявке компании) объем вагоно - километровой работы снизился на 38,4%, собственные расходы компании увеличились на 66,5 % при индексе роста цен производителей промышленной продукции за этот же период – 1,288.

Прямые собственные расходы ОАО «СППК», общепроизводственные и  общехозяйственные расходы рассчитаны Респондентом с применением индексов изменения объемов и индексов роста цен за 2012, 2013,2014 и 2015 годов, и в расчете применены индексы роста цен производителей промышленной продукции (на 6,8%, 3,3%, 7,7%, 4,9%), статьи расходов «Заработная плата» и «Отчисления на социальные нужды» проиндексированы с применением индексов роста потребительских цен (6,6%, 6,5%, 7,5%, 5,5%) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития от 26.09.2014, утвержденным Минэкономразвития России.

ОАО «СППК» полагает, что Респондентом прочие расходы по субъекту были определены пропорционально прямым производственным затратам в доле размером 6, 77%, что нарушает правила распределения прочих расходов, изложенных в Приложении 6 к Методике.

В расчете от 03.09.2015 прочие расходы были отнесены на Вологодскую область пропорционально прямым расходам компании в размере 30,97 тыс. руб.

При распределении прочих затрат на Вологодскую область в расчете тарифа на 2015 год от 03.09.2015 Респондентом была допущена техническая ошибка, вследствие которой сумма прочих затрат по Вологодской области была принята в размере 30,97 тыс. руб., а распределение производилось пропорционально прямым затратам компании.

Согласно Приложению 6 к Методике № 235-т/1 распределение прочих затрат производится пропорционально доходам компании в части железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

При повторном расчете прочих затрат, с распределением на Вологодскую область пропорционально доходам компании в части железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, величина расходов составила 31,67 тыс. руб., поскольку доля от расчетной выручки составила 6,92% согласно данным ОАО «СППК» (расчет произведен по формуле 31,67 = 457,67 * 0,0692, где 457,67 – плановые прочие расходы на 2015 год в целом по компании, тыс. руб.).

Разница, полученная в результате технической ошибки, составила 0,7 тыс. руб., однако указанная сумма не влияет на размер экономически обоснованного тарифа, поскольку составляет 0,0005% от затрат компании по Вологодской области.

В расчете от 03.09.2015 затраты по Вологодской области составили 135 164,15 тыс. руб., величина пассажирооборота – 24 099,20 тыс. пасс. км., следовательно величина экономически обоснованно тарифа = 135 164,15/24 099,2=5,60866 руб./пасс. км. (с округлением до копеек сумма составила 5,61 руб./пасс. км.

При повторном перерасчете затраты по Вологодской области составили 135 164,85 тыс. руб., величина экономически обоснованно тарифа = 135 164,85/24 099,2=5,60869 руб./пасс. км., (с округлением до копеек сумма составляет 5,61 руб./пасс. км.). 

Учитывая вышеизложенное, изменение величины прочих расходов на размер экономически обоснованного тарифа влияния не оказало, а факт перерасчета будет учтен Респондентом при регулировании тарифов на 2017 год.

По мнению Заявителя показатель объем вагоно-километровой работы по компании был принят в размере 16 761,50 тыс. вагоно-километров, что на 9% ниже заявленного размера (18 416,79 ваг.-км.), а также ОАО «СППК» не согласно с установленной средней населенностью вагона в размере 16,2 чел/ваг, и требовало установить среднюю населенность вагона в размере 15,5 чел./ваг.

По инициативе Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области 03.09.2015 года состоялось заседание правления Департамента топливно- энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области с участием ОАО «СППК», где был согласован измененный объем вагоно- километровой работы по компании в размере 1 487,602.

По результатам натурного обследования пассажирооборота на территории Вологодской области в 2014 году средняя населенность вагона составила 16, 2 чел./ваг.

В соответствии с пунктом 23.6. Методики ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота, при этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов, а населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом и в случае необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.

Также, в соответствии с представленными ОАО «СППК» документами в рамках тарифной заявки, а именно Приложением №8 к Методике (п.3 Реестра направляемой документации от 29.04.2016) объем вагоно-километровой работы по компании составил 16 761, 50, который и был принят для расчета Респондентом.

Стоит отметить, что в рамках рассмотрения досудебного спора было установлено, что фактические данные по пассажирообороту за 2015 год превышают плановую величину на 15, 7% (населенность одного вагона составила 18, 7 чел./ваг., пассажирооборот составил 27 886, 59 тыс. ваг. км.).

По мнение Заявителя, при установление экономически обоснованного тарифа Респондентом не учтен убыток по итогам 2013 года в размере 183 225 814, 57 руб., который был заявлен ОАО «СППК» в виду отсутствия регулирования тарифа.

В рамках тарифной заявки Респондентом была учтена сумма межтарифной 5 2016-48376(1) разницы за 2013 год в размере 15 527, 95 тыс. руб., однако, на заседании Правления Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области 02.06.2015 представитель ОАО «СППК» М.В. Колосков просил Респондента исключить вышеуказанную сумму из расчета экономически обоснованных затрат компании на 2015 год, так как ОАО «СППК» планировало решать данный вопрос в судебном порядке, что подтверждается Протоколом заседания Правления Региональной энергетической комиссии Вологодской области № 56 от 02.06.2015, который не был оспорен в установленном законом порядке.

Кроме того, согласно п. 16 Методики в расчетах учитывается не разница между доходами и расходами, а величина экономически обоснованных затрат, не учтенных при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

1. Возобновить рассмотрение спора по заявлению ОАО «СППК» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением тарифов, регулируемых в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (рег. № 157009/15 от 30.12.2015).

2. Отказать в удовлетворении требований ОАО «СППК», указанных в заявлении о рассмотрении спора с Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по вопросу установления экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2015 год.

С.А. Пузыревский 

Связанные организации

Связанные организации не указаны