Решения по тарифам №СП\36207\16 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «МРСК Урала» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (вх. № ФСТ-7973-27 от 18.03.2015)

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 12.10.2007 г. № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ОАО «МРСК Урала» (далее – Заявитель, Общество).

Спор возник с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области») (далее – Респондент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике постановлением от 18.12.2014 № 58/32 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области» Заявителю установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.

Заявитель в своем заявлении просит:

1) признать наличие выпадающего дохода в сумме 2 241 074 тыс. руб. у ОАО «МРСК Урала» по итогам деятельности за 2012 год, обусловленного снижением фактического объема реализованной услуги относительно плановых показателей, учтенных в тарифном решении на услуги по передаче электрической энергии (мощности);

2) обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области осуществить учет сумм выпадающего дохода от действий ОАО «ЧЭМК» по итогам деятельности ОАО «МРСК Урала» в 2012 году в составе тарифных решений 2015-2017 годов.

Иных требований со стороны Заявителя не заявлено.

В соответствии с позицией ОАО «МРСК Урала», при принятии тарифного решения по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Челябинской области на 2012 год Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» были использованы показатели Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по Челябинской области, утвержденного приказом ФСТ России от 29.11.2011 № 301- э/2, а также условия передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям, указанные в приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 25.08.2011 № 374. Объемы потребителя ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее – ОАО «ЧЭМК») были полностью учтены при ценообразовании на услуги по передаче электрической энергии (мощности) в 2012 году. Подтверждением включения в состав тарифицируемой услуги по передаче электрической энергии (мощности) служит информация из расчетного шаблона «PREDEL.PEREDACHA.NOV2012».

В течении 2012 года ОАО «ЧЭМК» в судебном порядке понудил ОАО «ФСК ЕЭС» оказывать услуги по передаче по прямому договору (судебные акты по делу № А40-23419/2012). В результате ОАО «ЧЭМК» отказался заключать договор оказания услуг по передаче с ОАО «МРСК Урала», подписывать выставленные акты оказания услуг и оплачивать услуги. По результатам судебных производств по делам № А76-3896/12, № А76-17164/12 и № А76-12153/12 ОАО «МРСК Урала» было отказано во взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии за 2012 год с ОАО «ЧЭМК».

По данным ОАО «МРСК Урала», в составе тарифной выручки 2012 года на услуги по передаче электрической энергии (мощности) расчетный объем средств к получению от ОАО «ЧЭМК» составлял 3 241,135 млн. руб. Фактически за оказанные ОАО «МРСК Урала» услуги по передаче электрической энергии для ОАО «ЧЭМК» была начислена сумма 299,629 млн. руб. В связи с наличием в 2012 году договорных отношений между ОАО «ЧЭМК» и ОАО «ФСК ЕЭС» оплата услуг ОАО «ФСК ЕЭС» со стороны ОАО «МРСК Урала» была уменьшена на объемы, подлежащие компенсации со стороны ОАО «ЧЭМК», в размере 700,432 млн. руб.

Заявитель обращает внимание, что сложившаяся ситуация привела к снижению фактических объемов оказываемых ОАО «МРСК Урала» услуг по передаче электрической энергии (мощности), что подтверждается отчетностью формы 46-ээ (передача) за 2012 год, и недополучением дохода, запланированного в утвержденном тарифном решении на услуги по передаче электрической энергии за 2012 год.

В соответствии с письмом Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 06.04.2015 № 02/1204 Министерство до процедуры рассмотрения спора не получало информации и документов о недополученном доходе ОАО «МРСК Урала» в размере 2 241,074 тыс. руб. Выпадающие доходы «Челябэнерго» за 2012 год в размере 1 851 млн. руб. рассматривались Респондентом при тарифном регулировании на 2014 год. Кроме того, в рамках работы рабочей группы по рассмотрению спорных вопросов формирования затрат на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области на 2015 год, созданной распоряжением Правительства Челябинской области от 18.08.2014 № 483-рп, совместно с сетевой организацией был повторно проведен анализ результатов деятельности «Челябэнерго» за 2012 год.

Респондент отмечает, что на основании показателей раздельного учета доходов и расходов «Челябэнерго» за 2012 год по утвержденным формам Минэнерго России валовая прибыль по виду деятельности «передача электрической энергии» составила 390 млн. руб. Снижение выручки филиала ОАО «МРСК Урала» «Челябэнерго» из-за решения суда по ОАО «ЧЭМК» было компенсировано ростом полезного отпуска по другим контрагентам, а также снижением расходов относительно учтенных при тарифном регулировании по таким статьям как плата ОАО «ФСК ЕЭС» (в доле ОАО «ЧЭМК»), налог на прибыль. Убыток в размере 809 млн. руб. сложился с учетом затрат по «прочим расходам», непредусмотренных согласованными ФСТ России параметрами в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 12.10.2012 № 234-э/2 «О согласовании (об отказе в согласовании) Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода доходности инвестированного капитала».

Филиалом ОАО «МРСК Урала» «Челябэнерго» в 2012 году начислялся резерв по сомнительным долгам под неплатежи ОАО «ЧЭМК» и других контрагентов самостоятельно. Факт по этой статье составляет 4 607,8 млн. руб.

В конце отчетного периода сетевая организация по решению суда восстановила резерв 3 521,7 млн. руб., сохранив резерв по прочим крупным контрагентам ОАО «Челябэнергосбыт» (670 млн. руб.), ООО «Русэнергосбыт»  (159 млн. руб.), ООО «Энергоснабжающая компания «АМЕТ» (176 млн. руб.) и прочие. Создание резерва под неплатежи гарантирующих поставщиков электрической энергии фактически привело к занижению прибыльности филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» по бухгалтерской отчетности, в том числе в форме «Отчет о прибылях и убытках». По мнению регулирующего органа, экономического обоснования создания резерва по сомнительным долгам Заявителя не усматривается. В соответствии с проводимым Респондентом мониторингом финансовых показателей гарантирующих поставщиков, вышеуказанные компании имеют хорошее финансовое состояние, и формирование резерва по сомнительным долгам под неплатежи гарантирующих поставщиков не обосновано.

ФАС России отмечает, что Заявитель заявляет требование о признании наличия выпадающего дохода по итогам деятельности за 2012 год.

При этом, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), учет выпадающих доходов предусмотрен исключительно в связи с осуществлением льготного технологического присоединения. В соответствии с п. 34 Основ ценообразования, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с п. 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с абз. 10 п. 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Из вышеприведенного пункта Основ ценообразования следует, что в расчет тарифов может быть включен ранее учтенный в тарифах доход, который был не получен исключительно по независящим от регулируемой организации причинам.

Также в соответствии с абз. 8 п. 7 Основ ценообразования, регулирующие органы принимают по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен 4 2016-52223(5) (тарифов) экономически необоснованных доходов организацией, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

По данным Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (письмо исх. № 01/1239 от 15.04.2016, № 01/1396 от 25.04.2016) при тарифном регулировании на 2012 год ОАО «МРСК Урала» настаивало на включение объемов ОАО «ЧЭМК» в полезный отпуск регулируемой организации, так как включение полезного отпуска ОАО «ЧЭМК» в расчет тарифов 2012 года было необходимо Заявителю для сохранения RAB-регулирования при перерегулировании в конце 2012 года и недопущения перехода на регулирование с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

В соответствии с письмом ОАО «МРСК Урала» от 27.03.2012 № ЧЭ/01-1/101, направленного в адрес регулирующего органа, Заявитель сообщает следующее: «в 2013 году долгосрочного периода регулирования из регионального баланса электрической энергии и мощности исключены объемы ОАО «ЧЭМК» (причина — отказ потребителя заключать договор на оказание услуг в 2012 году, оспаривание в судебном порядке тарифных решений 2011-2012 года), 2014 году долгосрочного периода регулирования — исключение всех объектов «последней мили» (в соответствии с п. 5 Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26.03.2003 г)».

Таким образом, на момент перерегулирования в конце 2012 года не был заключен договор на оказание услуг для ОАО «ЧЭМК» в 2012 году, соответственно ОАО «МРСК Урала» обладало информацией об отказе завода оплачивать услуги по передаче электрической энергии Заявителю. При этом полезный отпуск ОАО «ЧЭМК» был включен регулируемой организацией в тарифную заявку, поэтому недополученный доход от услуг по передаче электрической энергии ОАО «ЧЭМК» сложился в зависимости от действий ОАО «МРСК Урала».

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих документов к заявлению о досудебном рассмотрении спора ОАО «МРСК Урала» не были предоставлены документально подтвержденные доказательства необходимости наличия данных собственных средств, в том числе наличия экономически обоснованных расходов, которые должны были быть покрыты недополученным доходом.

Также Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в письме от 15.04.2016 № 01/1239 обращает внимание, что в 2011 году ОАО «МРСК Урала» сложились излишне полученные доходы в размере 1 055,669 млн. руб., которые не были учтены при регулировании тарифов на 2013 год в связи с продолжением судебных процессов между регулируемой организацией и потребителями «последней мили».

Таким образом, излишне полученные доходы ОАО «МРСК Урала» по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2011 года остались в распоряжении организации.

Также ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях Респондента не отражены формулы корректировок НВВ с учтенными параметрами НВВ, расходов, доходов и иных параметров, предусмотренных Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2012 № 228-э (далее — Методические указания), выполнение которых предусмотрено Методическими указаниями, что исключает возможность корректной проверки результатов расчета экономически обоснованного размера НВВ Заявителя, и противоречит положениям пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что ОАО «МРСК Урала» в 2012 году фактически была собрана валовая выручка покрывающая понесенные экономически обоснованные расходы, связанные с осуществлением деятельности по передаче электрической энергии в 2012 году, без учета расходов на финансирование инвестиционной программы, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Отказать в удовлетворении требований ОАО «МРСК Урала», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (вх. № ФСТ-7973-27 от 18.03.2015).

2. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим положения пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

3. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике провести расчеты корректировок необходимой валовой выручки филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2012-2014 годы в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, соблюдая требования о проведении всех предусмотренных законодательством корректировок, направленных как на компенсацию выпадающих доходов регулируемой  организации, так и на исключение излишне полученных экономически необоснованных доходов, а также экономически необоснованных расходов, выявленных на основании статистической и бухгалтерской отчетности за 2011-2014 годы в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

4. В случае выявления неучтенных в тарифах филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» экономически обоснованных расходов и (или) недополученных доходов, а также экономически необоснованных расходов и доходов, подлежащих исключению из расчета тарифов, органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике учесть результаты выполнения расчетов и корректировок, указанных в пункте 3 настоящего решения, пересмотреть с 01.07.2016 установленные на 2016 год для потребителей Челябинской области единые (котловые) и индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения решений об установлении тарифов проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны