Решения по тарифам №СП/36759/18 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 23 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении в досудебном порядке спора между ООО «Гамма» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы

(исх. от 20.02.2018 № 12, вх. от 20.02.2018 рег. № 26437/18)

 

В соответствии с Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 20.02.2018 № 12, вх. от 20.02.2018 рег. № 26437/18) о рассмотрении в досудебном порядке спора между ООО «Гамма» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее — Респондент, Департамент, орган регулирования) по приказу от 30.11.2017 № 331-ТР «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Гамма» на 2018-2020 годы» (далее также – оспариваемое решение, Приказ № 331-ТР), и установлено следующее.

Заявитель не согласен с установленными Респондентом размерами тарифов на водоотведение на 2018 год, так как утвержденные размеры тарифов не обеспечивают соответствующего объема финансовых средств, необходимого ООО «Гамма» для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоотведения.

В поданном на досудебный спор заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что Департаментом при утверждении долгосрочных тарифов на оказываемые услуги водоотведения на 2018-2020 годы с применением метода индексации не были учтены:

1) расходы по статье «Электроэнергия» в размере 1 065,5 тыс. руб.;

2) расходы по статье «Арендная плата» в размере 1 431,58 тыс. руб.;

3) расходы по статье «Текущий ремонт» в размере 1 363,4 тыс. руб.;

4) расходы по статье «Работы (услуги) сторонних организаций» в размере 878,32 тыс. руб.

Кроме того, Заявитель указывает на некорректное определение Департаментом объема реализации услуг водоотведения (принятых сточных вод) при установлении тарифов на 2018 год в размере 244 тыс. куб. м. Объем реализации услуг водоотведения, предлагаемый ООО «Гамма» на 2018 год, составляет 211,24 тыс. куб. м.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

По результатам рассмотрения досудебного спора ФАС России установлено следующее.

1. По натуральному показателю – объему принятых сточных вод.

По мнению Заявителя, объем принятых сточных вод на 2018 год должен быть установлен на уровне 211,24 тыс. куб. м., при этом согласно Приказу № 331-ТР объем оказываемых услуг водоотведения составил 244 тыс. куб. м. Таким образом, объем разногласий составляет 32,76 тыс. куб. м.

Как следует из письменных пояснений Департамента от 05.03.2018 № 33134/18 (далее также – письменное мнение, письменные пояснения), на момент утверждения оспариваемого решения ООО «Гамма» не представлено материалов, подтверждающих фактически сложившийся объем принятых сточных вод за 2017 год. В связи с чем, объем оказываемых услуг водоотведения на 2018 год был установлен органом регулирования на уровне 244 тыс. куб. м. на основании заключенных регулируемой организацией договоров с потребителями – ООО «Свитхом регион», ООО Управляющая компания «Свитхом» и МБУ «Центр культуры и спорта «Филимонковское». Кроме того, Департамент обращает внимание на то, что Заявителем не представлено материалов, обосновывающих предлагаемую величину объема принятых сточных вод на 2018 год.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Пунктом 9 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 № 776 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 37, ст. 4696), и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

Как следует из приложения № 5 «Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента» к типовому договору водоотведения от 01.01.2017, заключенному между ООО «Гамма» и  ООО «Свитхом регион», объем оказанных услуг водоотведения за 2017 год составил 45,99 тыс. куб. м. Согласно приложению № 6 «Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента» к типовому договору водоотведения от 01.01.2017, заключенному между ООО «Гамма» и ООО Управляющая компания «Свитхом», объем принятых сточных вод за 2017 год – 196,016 м. тыс. куб. м., объем услуг водоотведения МБУ «Центр культуры и спорта «Филимонковское» составил 2,7 тыс. куб. м.

Исходя из вышеизложенного, общий объем водоотведения на 2018 год согласно заключенным договорам с потребителями составил 244,71 тыс. куб. м, что на 0,71 тыс. куб. м. больше принятого Департаментом.

В связи с чем, органу регулирования необходимо пересчитать объем принятых сточных вод исходя из требований пунктов 4, 8 и 9 Методических указаний № 1746-э и установить на уровне 244,71 тыс. куб. м.

2. Расходы по статье «Электроэнергия».

Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора, предлагаемая ООО «Гамма» величина расходов по статье «Электроэнергия» составляет 1 065,5 тыс. руб. Регулируемая организация обращает особое внимание на то, что при утверждении органом регулирования тарифов на оказываемые услуги водоотведения расходы на электроэнергию не учтены в составе необходимой валовой выручки. Таким образом, объем разногласий составляет 1 065,5 тыс. руб.

ООО «Гамма» в пояснительной записке к заявлению о досудебном рассмотрении спора указывает на некорректное применение Департаментом пункта 44 Основ ценообразования № 406. В качестве дополнительного довода регулируемая организация отмечает, что при установлении органом регулирования тарифов на водоотведение на 2017 год для ООО «Гамма» расходы на электроэнергию в размере 1 033,35 тыс. руб. были включены в состав необходимой валовой выручки (далее – НВВ), рассчитанные исходя из объёма электрической энергии в размере 206,67 тыс. кВт. ч, удельного расхода на электрическую энергию на 2017 год в размере 0,847 кВт. ч. /куб. м. и цены на электроэнергию в размере 5,0 руб./кВт. ч.

По мнению Заявителя, исключение расходов на оплату электроэнергии из состава НВВ при утверждении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы ставит под угрозу процесс биологической очистки хозяйственно бытовых сточных вод.

Согласно письменным пояснениям органа регулирования, расходы на электроэнергию исключены из состава НВВ при утверждении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018-2020 годы, ввиду того, что пунктом 44 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, в то время как расходы на электроэнергию являются эксплуатационными и не связаны с владением имуществом.

По мнению Департамента, абонент – <..............> передает энергию, принятую им от энергоснабжающей организации, через присоединенную сеть субабоненту – ООО «Гамма». При этом, Респондент указывает, что согласно статье 545 Гражданского кодекса Российской Федерации передача электроэнергии субабоненту допускается только с согласия энергоснабжающей организации, в то время как согласия со стороны ПАО «Мосэнергосбыт» в материалах тарифного дела ООО «ГАММА» при утверждении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы представлено не было.

При утверждении тарифов на водоотведение для Заявителя на 2017 год сумма затрат по электроэнергии, как отмечает орган регулирования, была включена в состав НВВ с условием, того что до конца 2017 года ООО «Гамма» обязуется заключить прямой договор на поставку электроэнергии с энергоснабжающей организацией

Однако, при установлении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы такой договор заключен не был, в связи с чем, Департамент исключил из состава НВВ расходы на электроэнергию на 2018-2020 годы.

Кроме того, орган регулирования обращает внимание на возможность учета в случае заключения ООО «Гамма» договора с энергоснабжающей организацией на поставку электроэнергии экономически обоснованных расходов, неучтенных при установлении тарифов на водоотведение на 2018 год, при корректировке НВВ на последующие периоды регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованныmх объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Пунктом 79 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) относятся к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно пункту 4.1.7 договора аренды системы водоотведения от 01.01.2017 № 1-А арендатор (ООО «Гамма») обязуется оплачивать (возмещать) фактически потребляемую электроэнергию в технологическом процессе очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Количество фактически потребляемой электроэнергии определяется согласно счетам, которые арендодатель (<..............>) получает от ПАО «Мосэнергосбыт» на основании договора энергоснабжения от 01.04.2016 № 8394290, заключенного между <..............> и ПАО «Мосэнергосбыт». Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.3 договора энергоснабжения от 01.04.2016 № 83943290 ПАО «Мосэнергосбыт» обязуется поставлять электрическую энергию Абоненту (<..............>) с учетом его субабонентов в объеме и порядке, установленными вышеуказанным договором.

В материалах тарифного дела Заявителем представлены акты приема-передачи электроэнергии за период январь-декабрь 2017 года по договору энергоснабжения от 01.04.2016 № 8394290, согласно которым объем потребляемой электроэнергии составил 217,84 тыс. кВт. ч.

Поскольку положениями Основ ценообразования № 406, а также иными нормами законодательства Российской Федерации не предусмотрена обязанность арендатора объектов системы водоотведения заключения договора энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией, довод органа регулирования о необходимости заключения ООО «Гамма» прямого договора с ПАО «Мосэнергосбыт» не может быть признан обоснованным. В связи с чем, расходы на электроэнергию, которые несет Заявитель согласно договору от 01.01.2017 № 1-А, необоснованно исключены Департаментом из состава НВВ при утверждении тарифов на водоотведение на 2018 год на основании отсутствия прямого договора с ПАО «Мосэнергсбыт».

Исходя из вышеизложенного, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования необходимо рассчитать и установить величину долгосрочного параметра регулирования – удельного расхода электроэнергии в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования на 2018-2020 годы, а также рассчитать расходы на электроэнергию исходя из положений пункта 48 Основ ценообразования № 406 и пункта 20 Методических указаний № 1746-э, включив в состав НВВ затраты на электроэнергию на экономически обоснованном уровне на 2018 год и последующие периоды регулирования (2019-2020 годы).

3. Расходы по статье «Арендная плата».

Заявитель считает необходимым учесть в составе НВВ на 2018-2020 годы расходы на арендную плату в размере 1 469,3 тыс. руб. При утверждении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018 год органом регулирования расходы по данной статье учтены на уровне 37,72 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий по статье затрат «Арендная плата» составил 1 431,58 тыс. руб.

Согласно письменному мнению органа регулирования при утверждении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018-2020 годы Заявителем представлены дополнительное соглашение от 01.09.2017 № 1 к договору аренды системы водоотведения от 01.01.2017 № 1-А, заключенному между ООО «Гамма» и <..............>, и отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества в целях принятия управленческих решений, заказчиком по которому является <..............> (собственник имущества, арендуемого ООО «Гамма»).

Исходя из данных отчета оценщика, стоимость арендуемых ООО «Гамма» основных средств составляет: комплекс очистных сооружений – 83 491, 06 тыс. руб.; сети водоотведения – 31 117, 95 тыс. руб. При этом Департамент обращает внимание на то, что целью оценки имущества являлось определение рыночной стоимости в целях принятия управленческих решений.

Как отмечает орган регулирования сумма аренды недвижимого имущества рассчитана исходя из суммы, затраченной <..............> на приобретение указанного имущества на основании договоров купли-продажи недвижимости от 30.10.2015 № 17 и № 18, в размере 37,72 тыс. руб., где 37,51 тыс. руб. – амортизация, 0,2 тыс. руб. – налог на землю.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств), арендуемые объекты по договору от 01.01.2017 № 1-А относятся к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно. Исходя из стоимости объектов аренды в размере 1 805, 085 тыс. руб. (комплекс очистных сооружений) и 42 372,88 тыс. руб. (линейно-трубопроводное сооружение) согласно акту приема-передачи к договору от 01.01.2017 № 1-А и отнесения данного имущества к девятой амортизационной группе, ФАС России произведен расчет амортизации, размер которой составил 55,424 тыс. руб. (0,03 (норма амортизации) × 1 847 457,63 руб. (первоначальная стоимость объектов основных средств)).

Одновременно, в материалах тарифного дела ООО «Гамма» представлено дополнительное соглашение от 01.09.2017 № 1 к договору аренды системы водоотведения, в котором размер арендной платы изменен с 95 193,736 руб. в год на 3 441 586,42 руб. Указанное увеличение произошло в результате проведения <..............> переоценки имущества, проведенной оценщиком – ООО «Апхилл». Согласно отчету оценщика первоначальная стоимость объектов аренды составила: комплекс очистных сооружений в размере 83 491 064 руб., сети водоотведения в размере 31 117 950 руб., то есть произошло увеличение стоимости имущества в 46 раз и 73 раза соответственно.

При этом ФАС России обращает внимание на отсутствие первичных документов, отражающих данные о проведении переоценки, а также на то, что целью переоценки являлось дальнейшее принятие управленческих решений собственником объектов – <..............>, а не реконструкция или модернизация объектов основных средств.

Кроме того, в качестве обосновывающих материалов были представлены только две инвентарные карточки, что не соответствует количеству объектов, подлежащих переоценке. Более того, в представленных инвентарных карточках учета объектов основных средств (форма № ОС-6) не отражено изменение первоначальной стоимости объектов основных средств в графе (5) в связи с проведением модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования, в том числе отсутствуют указание видов операций в рамках осуществления данных мероприятий, документы и их реквизиты, подтверждающие факт осуществления операций по изменению первоначальной стоимости объектов основных средств, понесенные затраты, а лишь отражена сумма первоначальной стоимости арендуемых объектов на дату принятия к бухгалтерскому учету. В связи с чем, ФАС России для расчета суммы арендных платежей принята первоначальная стоимость арендуемого оборудования согласно акту приема-передачи к договору аренды системы водоотведения от 01.01.2017 № 1-А.

В результате анализа расчета амортизации объектов аренды, представленного органом регулирования в письменных пояснениях, ФАС России установлено, что арендуемое имущество отнесено Департаментом к зданиям со сроком полезного использования до 50 лет включительно, что нарушает нормы Классификации основных средств.

Также ФАС России произведен расчет суммы земельного налога, подлежащего уплате собственником имущества, исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, согласно Закону города Москвы от 24.11.2004 № 74, общей площади арендуемого земельного участка в размере 9 819 кв. м. и его кадастровой стоимости 39 770,190 тыс. руб. В соответствии с произведенным расчетом сумма земельного налога составила 39,77 тыс. руб.

Исходя из анализа расчета арендной платы для включения в тариф на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018 год, произведенного Департаментом, следует, что сумма уплачиваемого налога по налоговому уведомлению от 09.09.2016 № 61165091 на площадь арендуемого земельного участка в размере 9 819,0 кв. м. Составила 3 316,0 руб. Поскольку площадь земельного участка, занятого очистными сооружениями, из общей площади составляет только 600,0 кв. м., органом регулирования учтена сумма земельного налога исходя из доли, приходящейся на 600,0 кв. м. в размере 202,63 руб. (3 316,0 руб. / 9 819,0 кв. м. × 600 кв. м.).

Из положений главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения является земельный участок, расположенный в пределах муниципального образования, в том числе, города федерального значения Москвы, налоговую базу составляет кадастровая стоимость земельного участка. При этом, нормами вышеуказанной главы Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы на основании того, что площадь арендуемых объектов меньше площади арендуемого земельного участка, в связи с чем, Департамент неправомерно уменьшил сумму земельного налога, подлежащую включению в состав расходов на арендную плату при утверждении тарифов на водоотведение на 2018 год для ООО «Гамма».

Кроме того, как следует из требований пункта 44 Основ ценообразования № 406 экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Вследствие чего, арендатор (ООО «Гамма») обязан возмещать арендодателю (<..............>) размер уплаченного земельного налога в полном объеме.

В связи с вышеизложенным, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению по данной статье затрат и органу регулирования необходимо включить в состав НВВ на 2018 год расходы на арендую плату в размере 95,19 тыс. руб. на 2018 год (амортизация – 55,424 тыс. руб., земельный налог – 39,77 тыс. руб.).

4. Ремонтные расходы.

Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора предлагаемая Заявителем величина расходов по статье «Ремонтные расходы» составляет 1 605,35 тыс. руб. При утверждении тарифов на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования в размере 241,95 тыс. руб. Вследствие чего, объем разногласий составляет 1 363,4 тыс. руб.

Регулируемая организация считает, что расходы на текущий ремонт должны быть включены в состав НВВ в размере 1 605,35 тыс. руб. Данная сумма сложилась согласно договору от 01.02.2017 № 7 с ООО «ГРАНТА» (ремонт забора, устройство ворот, ремонт отмостки здания воздуходувок комплекса очистных сооружений) на сумму 320 тыс. руб.; договору от 27.01.2017 № 6 (ремонт системы электроснабжения комплекса очистных сооружений) на сумму 1 285,35 тыс. руб. Одновременно, ООО «Гамма» считает необходимым внести изменения в приказ Департамента от 30.11.2017 года № 583-тд «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Гамма» в сфере водоотведения на 2018-2020 годы» в части увеличения расходов на текущий ремонт.

Кроме того, в пояснительной записке к заявлению о досудебном рассмотрении спора ООО «Гамма» представлена таблица № 5 «Перечень проводимых ремонтных работ согласно Ремонтной программе на 2018 год», согласно которой планируется провести текущий ремонт здания воздуходувок и усреднителя на сумму 748,29 тыс. руб., санитарно - охранной зоны - 706,28 тыс. руб., а также комплекса очистных сооружений - 150,79 тыс. руб. При этом, регулируемая организация обращает особое внимание на то, что проведение вышеуказанных работ необходимо для обеспечения бесперебойного функционирования системы водоотведения и очистки сточных вод.

Как следует из письменного мнения органа регулирования, при установлении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы для ООО «Гамма» в качестве обосновывающих материалов по статье затрат «Ремонтные расходы» Заявителем были представлены договор от 01.02.2017 № 7 с ООО «ГРАНТА» на ремонт забора и отмостки здания воздуходувок комплекса очистных сооружений, а также на устройство ворот; договор с ООО «ГРАНТА» от 27.01.2017 № 6 на ремонт системы электроснабжения комплекса очистных сооружений; договор с ООО «ТЕХКОМ» от 28.03.2017 № 10 на ремонт и техническое обслуживание оборудования комплекса очистных сооружений.

При этом, Департамент отмечает, что основанием для проведения ремонтных работ ООО «Гамма» являлись дефектные ведомости, однако, актов выполненных работ, счетов-фактур, платежных поручений в орган регулирования представлено не было, кроме того, из содержания дефектных ведомостей сделать вывод о необходимости проведения ремонта, по мнению органа регулирования, не представлялось возможным.

В связи с чем, органом регулирования приказом от 30.11.2017 № 583-тд утверждена производственная программа Заявителя в сфере водоотведения на 2018-2020 годы, согласно которой расходы на текущий ремонт на 2018 год составили 241,95 тыс. руб. в размере запланированных расходов в 2017 году, увеличенных на индекс роста потребительских цен в размере 103,7 % (2018/2017).

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В качестве обосновывающих материалов по статье затрат «Ремонтные расходы» Заявителем были представлены договоры на выполнение ремонтных работ, заключенные между ООО «Гамма» и ООО «Строймонтаж», а также между ООО «Гамма» и ООО «Гранта».

В соответствии с договором от 04.09.2017 № 17/04/09-17 ООО «Строймонтаж» обязуется провести ремонт системы электроснабжения комплекса очистных сооружений, стоимость подлежащих выполнению работ составляет 75,0 тыс. руб. Регулируемой организацией представлены акт сдачи-приемки результата работ от 30.11.2017, а также платежное поручение от 27.12.2017 № 284 об оплате по вышеуказанному договору 75,0 тыс. руб.

Согласно договору от 01.02.2017 № 7 на выполнение ремонтных работ ООО «Гранта» обязуется провести ремонт санитарно-охранной зоны комплекса очистных сооружений и ремонт отмостки здания воздуходувок комплекса очистных сооружений, стоимость выполнения вышеуказанных работ составляет 706,275 тыс. руб. При этом, ООО «Гамма» заключен договор от 04.09.2017 № 16/04/09-17 с ООО «Строймонтаж» на выполнение ремонта забора комплекса очистных сооружений и отмостки здания воздуходувок комплекса очистных сооружений, а также на устройство ворот комплекса очистных сооружений стоимостью 320,0 тыс. руб.

По итогам анализа материалов, представленных ООО «Гамма», ФАС России выявлено отсутствие документов, подтверждающих оплату полной стоимости произведенных работ, а также актов выполненных работ по договору от 01.02.2017 № 7, однако, регулируемой организацией представлены акт сдачи-приемки результата работ и платежное поручение об оплате в размере 211,340 тыс. руб. по договору от 04.09.2017 № 16/04/09-17.

Кроме того, ФАС России установлено, что сумма расходов на текущий ремонт на 2018 год органом регулирования получена в результате увеличения плановых расходов на текущий ремонт 2017 года в размере 233,32 тыс. руб. (согласно Приложению к протоколу Правления Департамента экономической политики и развития города Москвы от 31.03.2017 № 15 от 31.03.2017 «Калькуляция расходов на водоотведение ООО «Гамма» на 2017 год) на индекс потребительских цен в размере 103,7 % (2018/2017).

В связи с вышеизложенным, ввиду нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации в сфере водоотведения при учете на 2018 год расходов на текущий ремонт, органу регулирования необходимо пересчитать расходы на текущий ремонт с учетом дополнительно запрошенных у ООО «Гамма» документов, подтверждающих фактически проведенные ремонтные работы в 2017 году, по итогам которого включить данные расходы в состав НВВ Заявителя на 2018-2020 годы на экономически обоснованном уровне, а также скорректировать производственную программу регулируемой организации с учетом указанного перерасчета.

      • Расходы на услуги сторонних организаций.

Согласно подпункту «а» пункту 41 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам, относятся к административным расходам.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «д» и «е» пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 16 Основ ценообразования № 406 регламентировано, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

5.1. Расходы на вывоз осадка.

Заявитель считает необходимым учесть в составе НВВ на 2018-2020 годы расходы на вывоз осадка в размере 360,62 тыс. руб. При утверждении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» орган регулирования исключил расходы по данной статье затрат. В результате чего объем разногласий по статье затрат «Расходы на вывоз осадка» составил 360,62 тыс. руб.

Согласно материалам тарифного дела ООО «Гамма» между Заявителем и ООО «Московский экологический партнер» 16.02.2017 заключен договор на вывоз осадка № 262/УО, в соответствии с которым ООО «Московский экологический партнер» обязуется оказать ООО «Гамма» услуги по приему и вывозу опасных отходов с их последующей утилизацией посредством участия ООО «НТИЦ «Экосервис Прим».

Как следует из таблицы № 6 «Расчет стоимости вывоза осадка», представленной Заявителем в пояснительной записке к заявлению о досудебном рассмотрении спора, сумма расходов на вывоз осадка составила 360,62 тыс. руб. при фактическом образовании осадка в год в размере 94,9 куб. м. и цены за вывоз осадка в размере 3 800 руб./куб. м. При этом регулируемая организация отмечает, что указанная цена является одной из самых низких по Московскому региону.

Согласно письменному мнению органа регулирования при установлении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы Заявителем представлен договор от 16.02.2017 № 262/УО, заключенный между ООО «Гамма» и ООО «Московский экологический партнер» по обращению с опасными отходами. Однако, документов, подтверждающих оплату услуг согласно данному договору, в Департамент представлено не было.

Также орган регулирования отмечает, что исходя из содержания дополнительного соглашения от 15.01.2016 № 3 к договору от 18.12.2012 № 361 на оказание услуг по обращению с опасными отходами, заключенному между ООО «НТИЦ «Экосервис Прим» (исполнитель) и ООО «Московский экологический партнер» (заказчик), следует, что вышеуказанный договор действует до 31.12.2016.

Таким образом, ООО «НТИЦ «Экосервис Прим» не может являться исполнителем услуг по обращению с опасными отходами на 2018 год, в связи с чем, по мнению Департамента, ООО «Московский экологический партнер» не может оказывать услуги по обращению с опасными отходами для ООО «Гамма» в 2018 году.

В связи с тем, что договор от 16.02.2017 № 262/УО заключен ООО «Гамма» с ООО «Московский экологический партнер» без проведения конкурсных процедур, ФАС России был проведен анализ свободных (рыночных) цен на оказание услуг по вывозу осадка сточных вод в городе Москве по состоянию на 2018 год. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что средняя рыночная цена на вывоз осадка сточных вод организациями, оказывающими данные услуги, составил 2,8 тыс. руб за 1 куб. м. (согласно данным следующих сайтов: http://www.ecobasis.ru/price/;https://spetstrans.ru/otkachka-kanalizacii/). В то время как, по договору от 16.02.2017 № 262/УО стоимость составляет 3,8 тыс. руб. за 1 куб. м. Таким образом, учитывая, что указанный договор заключен без проведения торгов, расходы на услуги по обращению с опасными отходами приобретены по завышенной цене, такие расходы не могут быть признаны в качестве обоснованных, тем самым не могут быть включены в состав НВВ ООО «Гамма» при утверждении тарифов на водоотведение на 2018 год.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом того, что у органа регулирования отсутствовали документы, подтверждающие оплату услуг по договору на вывоз осадка № 262/УО, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

5.2. Расходы на юридическое сопровождение.

По мнению Заявителя, при утверждении тарифа на оказываемые услуги водоотведения на 2018 год органом регулирования не была учтена сумма в размере 342,2 тыс. руб. в составе статьи затрат «Расходы на юридическое сопровождение».

В материалах тарифного дела ООО «Гамма» представлены договоры, заключенные между ООО «Гамма» и ООО «Промэксперт», на получение решения на право пользования водным объектом от 16.03.2017 № 42/14, а также на разработку и утверждение проекта НДС и на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ от 17.03.2017 №42/15. Кроме того, представлены акты о выполнении работ и счета-фактуры по обоим договорам.

Ввиду отсутствия необходимых специалистов в штатном расписании, а также средств на оплату их труда, ООО «Гамма» в заявлении указывает на то, что проведение вышеуказанных работ за счет собственных средств не представляется возможным. Кроме того, данные работы являются ежегодными и содержание собственного персонала для проведения работ по разработке и утверждению проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ, а также по получению решения на право пользования водным объектом экономически нецелесообразно и может привести к возникновению дополнительной нагрузки на потребителей.

Как следует из письменных пояснений Департамента, расходы на правовое сопровождение регулируемой организации включены в состав НВВ в числе расходов на оплату труда и отчислений на страховые взносы административно-управленческого персонала при утверждении тарифов на водоотведение для ООО «Гамма» на 2018-2020 годы.

Размер фонда оплаты труда административно-управленческого персонала в составе НВВ на 2018 год установлен на уровне 983,41 тыс. руб. При этом, по мнению органа регулирования, работы по получению решения на право пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ, а также работы по разработке и утверждению проекта НДС являются разовыми, но составляют 35% от общего фонда оплаты труда административно-управленческого персонала регулируемой организации.

В связи с тем, что договоры от 16.03.2017 № 42/14 и от 17.03.2017 №42/15 заключены ООО «Гамма» с ООО «Промэксперт» в отсутствие проведения конкурсных процедур, ФАС России проведен анализ свободных (рыночных) цен на проведение аналогичных работ в городе Москве по состоянию на 2018 год. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что средняя рыночная цена на выполнение работ по подготовке материалов для получения решения на право пользования водным объектом составила 95,0 тыс. руб. (согласно данным следующих сайтов: http://landing.eco-c.ru/nds/index.html; https://ecovitruvio.ru/tsenyi-na-proektnuyu-dokumentatsiyu/), а на разработку и утверждение в проект НДС и получение разрешения на сброс загрязняющих веществ – 90,0 тыс. руб. (согласно данным сайтов: http://ekoproektstroy.ru/razrabotka-proekta-nds-dlya-abonentov-vkh.html; http://www.eco-escort.ru/stoimost.html). При этом, ФАС России отмечает, что стоимость работ по подготовке материалов для получения решения на право пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ, а также работы по разработке и утверждению в проект НДС, выполняемых Экологическим Предприятием «Флор Эко» составит 200,0 тыс. руб. (согласно данным сайта: http://flor-eco.ru/services/ehkologicheskoe-proektirovanie/proekt-nds/).

Таким образом, расходы на проведение работ ООО «Промэксперт» на сумму 342,2 тыс. руб. приобретены по завышенной цене, по договору, заключенному в отсутствие проведения конкурсных процедур, и не могут быть включены в состав НВВ ООО «Гамма» при утверждении тарифов на водоотведение на 2018 год, в связи с чем, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

5.3. Расходы на контроль качества сточных вод.

Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора ООО «Гамма», предлагаемая Заявителем величина расходов по статье «Контроль качества сточных вод» составляет 175,5 тыс. руб. Однако, при утверждении тарифов на 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования на уровне 26,64 тыс. руб. В связи с чем, объем разногласий составляет 148,36 тыс. руб.

Регулируемая организация обращает внимание на то, что ООО «Гамма» утверждена Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, в соответствии с которой предусмотрен ежеквартальный контроль за точками отбора воды. Во исполнение функций контроля качества сточных вод Заявителем был заключен договор от 14.02.2017 № 115535/ДЦ1 с ООО «МВК ЭКОДАР» на проведение анализа воды, согласно которому стоимость выполнения анализа качества воды одной пробы составляет 8 775,0 руб.

Согласно письменному мнению органа регулирования, при установлении тарифов на водоотведение на 2018-2020 годы ООО «Гамма» был представлен договор от 14.02.2017 № 115535/ДЦ1 на отбор проб сточных вод, а также документы, подтверждающие оплату услуг по данному договору исключительно за период с августа 2016 года по февраль 2017 года, за последующие периоды такие документы представлены не были. В связи с чем, сумма затрат по данной статье в составе НВВ на 2017 год была установлена органом регулирования на уровне 23,76 тыс. руб. исходя из периодичности оказания услуг по данному договору 1 раз в квартал стоимостью 5,94 тыс. руб.

В результате анализа материалов тарифного дела ФАС России установлено, что Заявителем 25.10.2017 утверждена Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной ООО «Гамма», согласно которой предусмотрена очистка хозяйственно-бытовых сточных вод от многоквартирных домов поселка «РУТАУН». Как следует из Программы проведения измерений качества вод поверхностного водного объекта по гидрохимическим показателем анализ качества сточных вод производится путем взятия проб один раз в квартал в пяти точках отбора проб.

При этом, в качестве обосновывающих материалов в ФАС России были представлены счета-фактуры и платежные поручения, согласно которым ООО «Гамма» был проведен анализ только двух проб сточной воды 06.02.2017 на сумму 5 940 руб., а также анализ пробы сточной воды по химическим и биологическим показателям в размере 7 160 руб. 23.05.2017.

В связи с тем, что договор от 14.02.2017 № 115535/ДЦ1 заключен ООО «Гамма» с ООО «МКВ ЭКОДАР» без проведения конкурсных процедур, документов, подтверждающих оплату услуг согласно данному договору, в Департамент представлено не было, ввиду проведения регулируемой организацией анализа проб в 2017 году в значительно меньшем объеме, чем предусмотрено Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

При этом, с учетом положений пункта 15 Основ ценообразования № 406, в случае подтверждения данных расходов, они могут быть учтены органом регулирования не позднее 3-го периода регулирования, начиная с2019 года.

На основании вышеизложенного, а также, учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов на досудебное урегулирование спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Департамент экономической политики и развития города Москвы, нарушившим при установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения ООО «Гамма» на 2018 год пункты 23, 44, 48 и 51 Основ ценообразования № 406, пункты 4, 8 и 9 Методических указаний № 1746-э;

      • Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном рассмотрении спора между ООО «Гамма» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (исх. от 20.02.2018 № 12, вх. от 20.02.2018 рег. № 26437/18);

      • Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2018 (включительно):

- пересчитать объем принятых сточных вод исходя из требований пунктов 4, 8 и 9 Методических указаний № 1746-э и установить на уровне 244,71 тыс. куб. м., отразив результаты в Экспертном заключении, в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов № 406);

- провести анализ запрошенных у ООО «Гамма» дополнительно необходимых материалов по статье затрат «Ремонтные расходы», по результатам которого рассчитать величину ремонтных расходов в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406, отразив результаты в Экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования, пересмотреть базовый уровень операционных расходов и скорректировать производственную программу регулируемой организации на 2018-2020 годы с учетом проведенного анализа;

- включить в состав НВВ расходы по статье «Арендная плата» в размере  95,19 тыс. руб.;

- рассчитать и установить величину долгосрочного параметра регулирования – удельного расхода электроэнергии в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 на 2018-2020 годы, а также рассчитать расходы на электроэнергию исходя из положений пункта 48 Основ ценообразования № 406 и пункта 20 Методических указаний № 1746-э, включив в состав НВВ затраты на электроэнергию на экономически обоснованном уровне на 2018 год и последующие периоды регулирования (2019-2020 годы);

4. Органу регулирования города Москвы в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 30.06.2018 (включительно):

-пересмотреть тарифы на оказываемые потребителям ООО «Гамма» услуги водоотведения на 2018 год с учетом пункта 3 настоящего решения в условиях непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования города Москвы в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 4 решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Департамента экономической политики и развития города Москвы, принятие которого предписано пунктом 4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Департамента экономической политики и развития города Москвы, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения Департамента экономической политики и развития города Москвы по результатам пересмотра тарифов на водоотведение ООО «Гамма» на 2018 год.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны