Решения по тарифам №СП/39301/17 Решение о частичном удовлетворении требований,указанных в за... от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований,

указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора

между АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области

(исх. от 24.01.2017 № 225, вх. от 27.01.2017 рег. № 12514/17)   

      

 

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», АО «Водоканал» г. Иваново (далее – Заявитель, регулируемая организация) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросам установления тарифов на водоснабжение и водоотведение потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района.

Спор возник с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, Респондент, орган регулирования), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением от 20.12.2016 № 124-к/11 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района» (с изменениями и дополнениями) установил соответствующие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для АО «Водоканал» г. Иваново на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.

В поданном в ФАС России на досудебное урегулирование спора заявлении АО «Водоканал» г. Иваново полагает, что утверждённые (скорректированные) Департаментом тарифы на регулируемый период (2017 г.) на услуги водоснабжения и водоотведения экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, на услуги водоснабжения в сумме 131 261,43 тыс. руб., на услуги водоотведения – 97 714,75 тыс. руб., в части следующих статей затрат: в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения «Налог на прибыль», «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.», «Расходы на уплату процентов по кредитам на производственные нужды», подстатей затрат «Капитальные расходы», «Расходы на социальные нужды» и «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю)» в составе статьи «Нормативная прибыль», «Расчётная предпринимательская прибыль», в части оказываемых услуг водоснабжения «Амортизация», в части оказываемых услуг водоотведения «Расходы на электрическую энергию».

Также Заявитель оспаривает установленные Департаментом на регулируемый период 2017 год объём реализации воды и принятых сточных вод, то есть натуральные показатели по статье «Объём реализации услуг».

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

По результатам рассмотрения спора ФАС России установлено следующее.

1) По статье «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При корректировке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года регулируемой организацией заявлены расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов, связанные с фактическим снижением объёмов реализации услуг по сравнению с плановыми объёмами, учтёнными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования. Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств в части оказываемых услуг водоснабжения составила 95 103,07 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 50 559,4 тыс. руб.

Из «Экспертного заключения (с учётом корректировки от 25.01.2017) по материалам расчёта долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для АО «Водоканал» на 2017-2018 годы» (далее - Экспертное заключение), представленного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области на досудебное урегулирование спора в ФАС России, следует, что органом регулирования не приняты в расчёт необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново затраты по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов» (в составе неподконтрольных расходов) (в составе неподконтрольных расходов) в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения в полном объёме, ввиду недостаточного обоснования снижения объёмов оказания коммунальных услуг.

ФАС России проанализированы отчёты о финансовых результатах АО «Водоканал» г. Иваново за 2013-2015 годы в разрезе регулируемых видов деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации за 2013-2015 гг., которые размещены на сайте Департамента энергетики и тарифов по Ивановской области, которые свидетельствуют об образовании в регулируемой организации убытков в отчётных периодах регулирования. Так в 2013 году в АО «Водоканал» г. Иваново убытки по водоснабжению составили - 30 848 тыс. руб., по водоотведению - 6 048,0 тыс. руб., в 2014 г. по водоснабжению - 40 341 тыс. руб., по водоотведению -777 тыс. руб., в 2015 году по водоснабжению сложилась прибыль в размере 6 661,0 тыс. руб., по водоотведению убытки в размере 67 591 тыс. руб.

Одновременно ФАС России рассчитаны недополученные доходы АО «Водоканал» г. Иваново за 2013-2015 годы в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения исходя из отклонения (снижения) фактических объёмов реализации услуг водоснабжения и водоотведения от плановых, с учетом экономии по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты», «Водный налог» на основании форм федерального статистического наблюдения. По результатам вышеуказанных расчётов доводы о наличии в регулируемой организации недополученных доходов с 2013 по 2015 гг. признаны обоснованными только в части оказываемых услуг водоотведения.

Однако, принимая во внимание сведения, указанные в отчётах о финансовых результатах АО «Водоканал» г. Иваново за 2013-2015 годы в разрезе регулируемых видов деятельности, по расчёту ФАС России недополученные доходы по водоотведению 2013 года составили на уровне убытка в размере 6 048,0 тыс. руб., 2014 года на уровне убытка в размере 777 тыс. руб., 2015 года на уровне, рассчитанном ФАС России, в размере 10 926,4 тыс. руб.

С учётом вышеизложенных доводов, учитывая тот факт, что АО «Водоканал» г. Иваново в просительной части заявления о досудебном споре выражает требование к ФАС России об учёте недополученных доходов 2013-2015 гг. в необходимой валовой выручке регулируемой организации 2018 года, Управление полагает целесообразным учесть недополученные доходы за 2013-2015 гг. по водоотведению в размере 17 751,4 тыс. руб. в необходимой валовой выручке АО «Водоканал» г. Иваново 2017-2019 гг. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

2) По статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» (в составе неподконтрольных расходов) в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям пункта 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

АО «Водоканал» г. Иваново в представленном на досудебный спор заявлении по данной статье заявляет величину средств в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 14 357,72 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 15 265,3 тыс. руб.

Органом регулирования затраты по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» не приняты в расчёт необходимой валовой выручки при установлении тарифов АО «Водоканал» г. Иваново на питьевую воду и водоотведение на 2017 год в полном объёме, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования. В Экспертном заключении орган регулирования указывает на то, что в 2015 году Заявителем использованы заёмные средства на выплату заработной платы, отчисления на социальные нужды, оплату электроэнергии, тепловой энергии и налогов, в том числе налога на имущество, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, при этом на момент установления тарифов АО «Водоканал» г. Иваново не представлено обоснование возникновения кассовых разрывов, которое подтверждает необходимость привлечения кредитных средств с целью пополнения оборотного капитала. Одновременно указывая на то, что совокупный размер затрат по вышеперечисленным статьям расходов, заложенный при формировании тарифов на 2015 год, покрывает расходы АО «Водоканал» г. Иваново по этим же статьям затрат, с излишком в 31 900,0 тыс. руб., поясняя, что расходы на выплату заработной платы на 2015 год сформированы в соответствии с предложением Заявителя на момент установления тарифов на 2015 год, а также обращая внимание на то, что суммарная экономия на оплату электроэнергии в 2015 году составила 35 400,0 тыс. руб.

В представленном на досудебное урегулирование спора заявлении АО «Водоканал» г. Иваново указывает на факт представления регулируемой организацией обосновывающих материалов Респонденту в рамках тарифного дела 2017 года, то есть в обоснование заявленных расходов на уплату процентов по займам и кредитам на момент установления тарифов 2017 года были представлены: договор займа денежных средств, кредитный договор, расчёт процентов по займу и кредиту по факту за 2015 год, оборотно-сальдовые ведомости по счёту 67.02 «Проценты по долгосрочным кредитам», по счёту 67.04 «Проценты по долгосрочным займам», по счёту 66.04 «Проценты по краткосрочным кредитам за 2014 год», а также иные документы, обосновывающие на какие цели направляются денежные средства.

При этом на досудебное урегулирование споров в ФАС России письмом исх. от 24.04.2017 № 1619, вх. от 26.04.2017 № 63255/17 АО «Водоканал» г. Иваново представлены дополнительные материалы в обоснование затрат 2017 года по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а именно пояснения и расчёты формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, обоснование на какие цели привлекаются кредитные средства.

Однако, в условиях того, что на момент установления тарифов 2017 года в орган регулирования вышеперечисленные дополнительные материалы представлены не были, а также пояснения и обоснования в необходимости пополнения оборотного капитала регулируемой организацией на момент установления тарифов 2017 г. в материалах дела также отсутствовали, тем самым факты возникновения кассовых разрывов с 2014 по 2016 гг. и необходимость в кредитовании АО «Водоканал» г. Иваново доказаны регулируемой организацией не были. С учётом вышеизложенного органу регулирования необходимо проанализировать материалы, представленные по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» на тарифное регулирование 2018 года, по результатам анализа учесть средства в случае их надлежащего обоснования.

Также ФАС России обращает внимание на то, что заёмные средства привлекались АО «Водоканал» г. Иваново на выплату заработной платы, отчисления на социальные нужды, оплату электроэнергии, тепловой энергии и налогов, в том числе налога на имущество, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а не с целью возмещения недополученных доходов, связанных со снижением полезного отпуска по независимым от регулируемой организации причинам. При этом, обосновывающих материалов по расчёту фонда оплаты труда, средней заработной платы, численности, электроэнергии, тепловой энергии и налогов в материалах дела на досудебное урегулирование споров в ФАС России не представлено.

Таким образом, Заявителем не обоснованы доводы о незаконности действий регулирующего органа в отношении неучёта дополнительных средств по статье «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения при корректировке тарифов 2017 года.

3) По статье «Амортизация» в части оказываемых услуг водоснабжения.

АО «Водоканал» г. Иваново заявлены на досудебное урегулирование расходы по данной статье в сумме 51 959,35 тыс. руб.

Органом регулирования при корректировке тарифов 2017 года учтены затраты по данной статье в сумме 42 687,40 тыс. руб.

Таким образом, объём досудебного спора по статье «Амортизация» составил 9 271,9 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что из Экспертного заключения по материалам расчёта корректировки долгосрочных тарифов на коммунальные услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для АО «Водоканал» на 2017-2018 годы (далее – Экспертное заключение) органа регулирования следует, что затраты на амортизацию обоснованы ведомостью амортизационных средств АО «Водоканал» г. Иваново по счёту 20 за 2015 год в размере 42 687,394 тыс. руб. Таким образом расходы на амортизацию приняты органом регулирования исходя из фактических данных, представленных АО «Водоканал» г. Иваново в оборотной ведомости за 2015 год.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора представлена ведомость амортизации основных средств за 2016 год по новому дополнительному оборудованию на сумму в размере 10 419,650 тыс. руб.

В обоснование данных расходов регулируемой организацией также представлены на досудебное урегулирование спора в ФАС России инвентарные карточки, подтверждающие первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования и амортизационную группу, дата составления которых - 31.03.2017. Данные сведения, а также ведомость амортизации основных средств за полный 2016 год по новому дополнительному оборудованию отсутствовали у органа регулирования на момент принятия тарифного решения АО «Водоканал» на 2017 год, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.

При этом органу регулирования необходимо проанализировать материалы, представленные АО «Водоканал» г. Иваново по статье «Амортизация» в части оказываемых услуг водоснабжения на тарифное регулирование 2018 года, по результатам анализа учесть средства в случае их надлежащего обоснования.

4) По подстатье «Капитальные расходы» в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

АО «Водоканал» г. Иваново полагает, что в составе статьи затрат «Нормативная прибыль» предусмотрены, в том числе капитальные расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации о тарифном регулировании.

АО «Водоканал» г. Иваново в представленном на досудебный спор заявлении по данной подстатье заявляет величину средств в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 2 947,6 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 10 201,0 тыс. руб.

В поданном на досудебное урегулирование спора заявлении АО «Водоканал» г. Иваново указывает на необходимость включения заявленных средств, ввиду наличия в регулируемой организации инвестиционной программы, одним из источников которой является нормативная прибыль.

Однако в письменном мнении исх. от 28.02.2017 № исх-303-018/8-20, вх. от 14.03.2013 № 36232/17, представленном регулирующим органом на досудебное рассмотрение спора в ФАС России, Департамент сообщает о наличии на момент установления тарифов АО «Водоканал» г. Иваново на 2017 год скорректированной инвестиционной программы, утверждённой приказом от 20.12.2016 № 158-п/3, в которой, по инициативе АО «Водоканал» г. Иваново, изменены источники финансирования, а именно статья «Нормативная прибыль» исключена как источник финансирования и заменена на статью «Амортизация».

Одновременно ФАС России отмечает, что на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 3 по вопросу досудебного рассмотрения спора между АО «Водоканал» г. Иваново и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (исх. от 24.01.2017 № 225, вх. от 27.01.2017 рег. № 12514/17) (далее-заседание Комиссии), которое состоялось 03.04.2017, регулируемой организацией представлены документы о том, что датой публикации скорректированной инвестиционной программы является 14.03.2017 года (время 14.45), указывая на подлог органом регулирования сведений, также акцентируя внимание на том, что инициатором в части изменения источников инвестиционной программы регулируемая организация не являлась.

На заседании Комиссии, а также в письменных мнениях от 20.04.2017 № исх-645-018/8-20, вх. от 28.04.2017 № 64853/17 органом регулирования не даны пояснения по фактам, связанным с внесением изменений в источники финансирования инвестиционной программы. На заседании Комиссии, которое состоялось 01.06.2017, представители органа регулирования пояснили, что скорректированная инвестиционная программа была ошибочно опубликована в подразделе ненормативно-правовых актов на официальном сайте Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, далее с целью исправления, была перемещена в подраздел инвестиционных программ.

При этом согласно подпункту (а) пункта 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.

Согласно положениям пункта 78 Основ ценообразования при определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

Одновременно ФАС России отмечает, что органом регулирования нарушены положения пунктов 33-36 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 при проведении корректировки инвестиционной программы в отсутствие заявки регулируемой организации.

Однако, в соответствии с пунктом 58 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), осуществляющие в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил контроль за выполнением инвестиционных программ, ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представляют в орган регулирования тарифов, а также в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию о результатах контроля, предусмотренного пунктом 56 настоящих Правил.

При этом ФАС России не наделена полномочиями по согласованию, утверждению и корректировке инвестиционных программ, а также иными контрольными полномочиями, связанными с утвреждением, корректировкой и исполнением инвестиционных программ, а сам факт изменения источников финансирования и, как следствие, публикация данного документа с нарушениями сроков, установленных законодательством Российской Федерации, не является основанием для непринятия к сведению наличие скорректированной утверждённой инвестиционной программы 2017 года.

При этом, в условиях того, что данная инвестиционная программа не была оспорена АО «Водоканал» г. Иваново в судебном порядке, АО «Водоканал» г. Иваново отказано в удовлетворении заявленных требований по подстатье «Капитальные расходы» в составе статьи «Нормативная прибыль».

5) По подстатье «Расходы на социальные нужды» в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Регулируемая организация заявляет расходы на социальные нужды в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 887,6 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 1 947,4 тыс. руб.

Департаментом данные расходы учтены в составе необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года исходя из фактически понесённых затрат регулируемой организации 2015 года увеличенных на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 107,1 % (2016/2015) и 104,7 % (2017/2016) и составили в части оказываемых услуг водоснабжения 1 675,8 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 1 835,7 тыс. руб.

В поданном на досудебное урегулировании спора заявлении АО «Водоканал» г. Иваново указывает на представление в орган регулирования на момент установления  тарифов планового расчёта необходимого финансового резерва на 2017 год, однако аргументации по какой причине АО «Водоканал» г. Иваново заявлены расходы в объёме, указанном в заявлении, а также подтверждения необходимости увеличения скорректированной суммы средств и соответствующих подтверждающих экономическую обоснованность материалов Заявителем представлено не было.

Ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения заявленных расходов, ФАС России считает правомерным средства по данной подстатье оставить без изменения на уровне скорректированных регулирующим органом при расчёте тарифов на 2017 год.

6) По подстатье «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю)» в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

АО «Водоканал» г. Иваново заявляет расходы по подстатье «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю)» в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 611,7 тыс. руб. и в части оказываемых услуг водоотведения в размере 4 049,5 тыс. руб.

Согласно пункту 1.5 Устава регулируемой организации единственным акционером АО «Водоканал» г. Иваново является муниципальное образование город Иваново. На основании решения Ивановской городской Думы от 24.09.2008 № 885 «О вопросах перечисления в городской бюджет части прибыли муниципальных предприятий, хозяйственных обществ, все акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности муниципального образования городской округ Иваново» АО «Водоканал» обязано производить отчисления в бюджет города Иваново ежегодно в размере 20 % от чистой прибыли.

Таким образом, по статье «Нормативная прибыль» ФАС России отмечает, что в составе данной статьи Заявитель предлагает учесть средства на перечисление части прибыли АО «Водоканал» г. Иваново акционеру, которым является муниципальное образование город Иваново.

В соответствии с пунктами 46 и 78 Основ ценообразования учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учётом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утверждённых инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтённых в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Несмотря на то, что пунктами 46 и 78 Основ ценообразования определён исчерпывающий перечень затрат, учитываемых в составе нормативной прибыли, в котором затраты, связанные с отчислениями собственникам, не фигурируют, Департаментом ежегодно включаются данные расходы в состав необходимой валовой выручки по водоснабжению и водоотведению. Так, при корректировке тарифов 2017 года органом регулирования для АО «Водоканал» г. Иваново включены расходы на отчисления учредителю в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 239,34 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 3 239,54 тыс. руб.

При этом, решением Ивановской городской Думы шестого созыва от 02.11.2016 № 278 АО «Водоканал» г. Иваново освобождено от перечислений в бюджет города Иваново объявленных дивидендов от чистой прибыли за 2015 год с условием реинвестирования внутри акционерного общества причитающихся городскому бюджету средств на техническое перевооружение (модернизацию), реконструкцию и (или) расширение производства.

Так как учёт расходов на перечисление дивидендов от прибыли акционеру не предусмотрен Основами ценообразования, а также ввиду наличия на момент проведения корректировки тарифов АО «Водоканал» г. Иваново вышеуказанного решения Ивановской городской Думы шестого созыва от 02.11.2016 № 278, ФАС России считает правомерным отказать Заявителю в удовлетворении требований в части данных расходов.

Одновременно ФАС России считает учёт органом регулирования вышеуказанных расходов в необходимой валовой выручке АО «Водоканал» г. Иваново противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в связи с чем усматривает нарушения Респондентом пунктов 24 и 78 Основ ценообразования и считает целесообразным исключить данные расходы из необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 675,8 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 3 239,54 тыс. руб. как необоснованные расходы, выявленные в результате проверки в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования.

Дополнительно Управление сообщает, что на основании пункта 18.1 Устава АО «Водоканал» г. Иваново на предприятии создан резервный фонд, который предназначен для покрытия убытков АО «Водоканал» г. Иваново. Величина отчислений в резервный фонд составляет 5 % от чистой прибыли регулируемой организации. В связи с чем, Департаментом ежегодно включались в расчет тарифов необходимые отчисления в резервный фонд предприятия.

С учётом вышеизложенного Управление также указывает на необходимость исключения из необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года средств на резервный фонд и отчисления учредителю, учтённых в плановом режиме при установлении тарифов регулируемой организации на 2015-2016 гг., по водоснабжению в размере 2 870,09 тыс. руб., по водоотведению - 6 853,89 тыс. руб.

7) По статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

В связи с тем, что данная статья расходов напрямую зависит от заявленных на досудебный спор затрат, в связи с отказом АО «Водоканал» г. Иваново в удовлетворении требований по заявленным на досудебный спор расходам, а также ввиду того, что в 2013-2014 гг. понятие расчётной предпринимательской прибыли отсутствовало в положениях действующего законодательства Российской Федерации, а в 2015 году данная статья затрат не заявлялась на тарифное регулирование 2015 года, величина расчётной предпринимательской прибыли также не подлежит пересчёту.

8) По статье «Налог на прибыль» (в составе неподконтрольных расходов) в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Заявителем на досудебное урегулирование спора, а также на момент установления тарифов по данной статье заявлена сумма средств в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 8 150,20 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 9 603,57 тыс. руб.

Органом регулирования данная сумма средств учтена в части оказываемых услуг водоснабжения 4 771,5 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 4 380,58 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль определена Департаментом с учетом статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом налогообложения являются нормативная и предпринимательская прибыль.

С учетом отказа ФАС России в удовлетворении требований в части увеличения размера нормативной и расчётной предпринимательской прибыли, требования АО «Водоканал» г. Иваново по статье «Налог на прибыль» признаны необоснованными в части увеличения налога на прибыль.

При этом из положений главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» следует, что при включении в необходимую валовую выручку расходов подлежащих дополнительному учету по результатам рассмотрения разногласий и досудебных споров, необходимо одновременно учитывать и величину налога на прибыль, которая будет полежать уплате регулируемой организацией при получении этих средств в тарифной выручке.

ФАС России обращает внимание на то, что при расчёте налога на прибыль органом регулирования допущена ошибка, налог на прибыль рассчитан исходя из ставки налога на прибыль в размере 20 % от затрат, сформированных по статьям «Нормативная прибыль» и «Расчётная предпринимательская прибыль» без учета того, что данные затраты отнесены к расходной части и должны математически рассчитываться исходя из налогооблагаемой базы.

Также, ввиду выявления ФАС России экономически необоснованных расходов по подстатье «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю)» в составе статьи «Нормативная прибыль», расходы по налогу на прибыль пересмотрены ФАС России в сторону снижения, при этом налог на прибыль пересчитан корректным способом, исходя из того, что нормативная и предпринимательская прибыль отнесены к затратам, включенным в налогооблагаемую базу. Расходы по налогу на прибыль составили в части оказываемых услуг водоснабжения на уровне 5 642,10 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения 4 665,84 тыс. руб., дополнительному учету подлежат средства в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 870,60 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения 285,26 тыс. руб.

9) По натуральному показателю «Объем реализации услуг» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Органом регулирования объём отпуска АО Водоканал» г. Иваново установлен в части оказываемых услуг водоснабжения на уровне 28 127,14 тыс. куб. м., в части оказываемых услуг водоотведения – 32 792,36 тыс. куб. м., в то время как регулируемой организацией заявлен объём отпуска в части оказываемых услуг водоснабжения на уровне 25 651,0 тыс. куб. м., в части оказываемых услуг водоотведения – 30 585,6 тыс. куб. м.

То есть АО «Водоканал» г. Иваново заявляет требование о снижении установленного органом регулирования объёма отпуска воды на 2 476,14 тыс. куб. м., объёма принятых сточных вод на 2 206,76 тыс. куб. м.

ФАС России проанализированы материалы, представленные со стороны Заявителя и Департамента на досудебное урегулирование в ФАС России, и сообщает следующее:

- в заявлении АО «Водоканал» г. Иваново объём отпуска воды и принятых сточных вод рассчитаны Заявителем в соответствии с пунктом 5 Методических указаний, однако в данном расчёте регулируемой организацией допущены ошибки, а именно темп изменения (снижения) потребления воды, принятых сточных вод принят в размере 5 %, в то время как согласно положениям Методических указаний, темп ограничивается пятью процентами в условиях превышения 5 процентного порога;

- в письменном мнении Департамента, направленном в ФАС России письмом от 28.02.2017 № исх-303-018/8-20, орган регулирования описывает подход при расчёте объёма отпуска воды и принятых сточных вод АО «Водоканал» г. Иваново, выраженный в учёте натуральных показателей 2017 года на уровне фактически сложившихся в регулируемой организации в 2015 году по всем категориям потребителей. При этом дополнительно по категории потребителей «население» Респондентом учтены расчётные объёмы воды, планируемые к отпуску новым абонентам, которые в соответствии с представленными Заявителем договорами на технологическое присоединение планируют подключиться к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в 2017 году.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пунктам 5 и 8 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, и определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

Также в соответствии с пунктом 5 Методических указаний при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод осуществляется с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

С учётом того, что Департаментом объём отпуска воды и принятых сточных вод рассчитан только на основании фактических данных АО «Водоканал» г. Иваново за 2015 год, органом регулирования нарушены пункты 29 Основ ценообразования и 4, 5 и 8 Методических указаний. Одновременно ФАС России отмечает, что в «Экспертном заключении (с учётом корректировки от 25.01.2017) по материалам расчета долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для АО «Водоканал» на 2017-2018 годы» (далее – Экспертное заключение) отсутствует расчёт объёмов отпуска воды и принятых сточных вод, что также свидетельствует о нарушении подпункта (а) пункта 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Правила).

Таким образом, ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования рассчитать объёмы отпуска воды и принятых сточных вод АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года в соответствии с пунктами 29 Основ ценообразования и 4, 5 и 8 Методических указаний и установить с учётом не превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2017 году, учесть средства, недополученные в результате установления объёмов реализации услуг 2017 года в условиях ограничения роста платы граждан, в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации в необходимой валовой выручке на 2018-2020 гг., отразить расчёт объёмов реализации услуг в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил;

10) По статье «Расходы на электрическую энергию» в части оказываемых услуг водоотведения.

АО «Водоканал» г. Иваново заявлены расходы на электрическую энергию в размере 54 928,8 тыс. руб.

Департаментом данные расходы сформированы с учетом представленных АО «Водоканал» г. Иваново расчетов и принятых в расчетах тарифов объемов услуг водоотведения, устойчивой тенденции снижения количества потребляемой электрической энергии и проведения ряда мероприятий по программе энергосбережения. В расчёте тарифов на водоотведение сумма затрат на оплату электроэнергии определена исходя из следующих показателей:

- рассчитанной Заявителем средневзвешенной фактически сложившейся платы за потребленную в 2015 году электрическую энергию по нерегулируемой цене в сфере водоотведения в размере 2,8 рублей, увеличенной на индексы роста цен на электроэнергию Минэкономразвития России на 2016-2017 гг. в размере 107,5 % и 106,5 % соответственно;

- данных об удельном расходе электроэнергии на транспортировку и очистку сточных вод, утвержденных постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18.12.2015 г. № 60-к/11 в качестве долгосрочных параметров регулирования в размере 0,357 кВт·ч/м³ и 0,089 кВт·ч/м³ соответственно;

- планового объёма сточных вод, поступивших на очистные сооружения от абонентов АО «Водоканал» г. Иваново.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования.

В соответствии с формулой (40.1), предусмотренной пунктом 95 Методических указаний, расходы на электроэнергию корректируются исходя из удельного расхода на электроэнергию, который является долгосрочным параметром регулирования и устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования, фактической цены на электроэнергию и объёма реализации услуг.

В заявлении о досудебном урегулировании спора АО «Водоканал» г. Иваново указывает на то, что затраты на электроэнергию сформированы Департаментом исходя из установленного расхода электроэнергии (долгосрочного параметра регулирования) и объема принятых от абонентов сточных вод (32 792,36 тыс. куб. м.), в то время как сам удельный расход электроэнергии сформирован с учетом очищенных стоков (43 800 тыс. куб. м.), в связи с чем считает данный подход не верным, так как если при расчете затрат на электроэнергию принимается в расчет объем стоков от абонентов, то и при расчете удельной нормы необходимо использовать тот же объем от абонентов, что указывает на то, что спор заключается в удельном расходе электроэнергии, принятом органом регулирования.

АО «Водоканал» г. Иваново обращает особое внимание на то, что фактически затраты на электроэнергию составили 47 845,78 тыс. руб., в то время как Департаментом на 2017 год в плановом режиме снижены затраты на 2 %, при росте тарифа на электроэнергию на 2017 год - 7,1 % по данным Минэкономразвития РФ.

В части применения удельного расхода ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, так как данный параметр относится к долгосрочным параметрам регулирования и не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования.

В условиях того, что ФАС России выявлены нарушения Респондентом пунктов 29 Основ ценообразования и 4, 5 и 8 Методических указаний в части расчёта объёмов отпуска воды и принятых сточных вод, ФАС России полагает целесообразным предписать органу регулирования пересчитать затраты по статье «Расходы на электрическую энергию» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения в составе необходимой валовой выручки 2017 года исходя из положений, предусмотренных пунктом 64 Основ ценообразования и 95 Методических указаний с учётом скорректированных объёмов отпуска воды и принятых сточных вод.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов на досудебное урегулирование спора, принято решение:

1) Частично удовлетворить требования АО «Водоканал» г. Иваново.

2) Признать орган регулирования нарушившим пункты 15, 16, 29, 64, 65 и 78 Основ ценообразования, 26 Правил и 4, 5, 8 и 95 Методических указаний.

3) Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2017 устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов АО «Водоканал» г. Иваново на 2017 год по постановлению Департамента от 20.12.2016 № 124-к/11 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Иваново, городского округа Кохма и Ивановского муниципального района»:

- рассчитать объёмы отпуска воды и принятых сточных вод АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года в соответствии с пунктами 29 Основ ценообразования и 4, 5 и 8 Методических указаний и установить с учётом не превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2017 году, учесть средства, недополученные в результате установления объёмов реализации услуг 2017 года , в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации в необходимой валовой выручке на 2018-2020 гг., отразить расчёт объёмов реализации услуг в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил;

- исключить из необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года экономически необоснованные расходы по подстатье «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю)» в составе статьи «Нормативная прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 1 289,3 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 3 239,54 тыс. руб. в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования;

- исключить из необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года экономически необоснованные расходы, учтённые органом регулирования при установлении тарифов регулируемой организации на 2015-2016 гг., по подстатье «Расходы на прочие цели (отчисления учредителю и резервный фонд)» в составе статьи «Нормативная прибыль», в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 2 870,09 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 6 853,89  тыс. руб. в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования;

- учесть расходы по статье «Налог на прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 870,6 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 285,26 тыс. руб. в необходимой валовой выручке АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года;

- пересчитать затраты по статье «Расходы на электрическую энергию» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения в составе необходимой валовой выручки 2017 года исходя из положений, предусмотренных пунктом 64 Основ ценообразования и 95 Методических указаний с учётом скорректированных объёмов отпуска воды и принятых сточных вод;

- учесть расходы по статье «Недополученные доходы 2013-2015 гг.» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 17 751,4 тыс. руб. в необходимой валовой выручке АО «Водоканал» г. Иваново 2017-2019 гг. в соответствии с требованиями законодательства Российский Федерации в области регулирования тарифов;

- провести анализ материалов по статьям «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на производственные нужды» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а также «Амортизация» в части оказываемых услуг водоснабжения, представленных АО «Водоканал» г. Иваново на тарифное регулирование 2018 года, по результатам которого, учесть средства, в случае их надлежащего обоснования, в необходимой валовой выручке регулируемой организации 2018 года в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

4) Органу регулирования Ивановской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2017:

- пересмотреть тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям АО «Водоканал» г. Иваново, на 2017 г. с учётом пункта 3 настоящего решения в условиях не превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

5) В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «Водоканал» г. Иваново.

6) Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3, 4 и 5 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Иваново 2017 года в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны