Решение №СП/39727/18 Решение об отказе в удовлетоврении требований по результатам... от 1 июня 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

МУП «Владикавказские водопроводные сети»

ул. Ак. Шегрена, д. 74, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, 362025

 

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания

ул. Пушкинская, д. 10, г. Владикавказ, РСО-Алания, 362019 , rstalania@rso-a.ru

 

Копия: Северо-Осетинское УФАС России

ул. Шмулевича, д. 8а, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, 362019, to15@fas.gov.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2018 г.

 

Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление о разногласиях МУП «Владикавказские водопроводные сети» (Заявитель, регулируемая организация, МУП «ВВС») к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее – Служба, Респондент, РСТ), (исх. от 06.02.2018 № 118, вх. от 13.02.2018 рег. № 22085/18) по постановлению РСТ от 21.12.2017 № 34 «О внесении изменений в некоторые акты Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания по вопросам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и

 

УСТАНОВЛЕНО:

в поданном заявлении регулируемая организация считает, что утверждённые (скорректированные) РСТ тарифы на 2018 год экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 года, в части оказываемых услуг водоснабжения в сумме 171 495,35 тыс. руб. При этом МУП «Владикавказские водопроводные сети» в поданном на разногласия заявлении оспаривает расходы по следующим статьям затрат: «Расходы на электроэнергию», «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения», «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения», «Арендная плата, не связанная с арендой централизованных систем водоснабжения», «Расходы по охране объектов и территорий», «Сбытовые расходы гарантирующих организаций», «Аренда земельного участка», «Налог на прибыль», «Водный налог», и «Нормативная прибыль в части расходов на капительные вложения».

Также Заявитель оспаривает установленные РСТ натуральные показатели на регулируемый период 2018 год, а именно объёмы выработки (подъёма воды, объёмы реализации услуг населению и объёмы потерь воды).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания №1746-э).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

1. Натуральные показатели - объём реализации услуг, объём потерь воды и объём выработки (подъёма) воды.

На разногласия в ФАС России МУП «ВВС» объём реализации услуг заявлен на уровне 28 785,0 тыс. куб. м. (потребление по категории «население» - 18 520,0 тыс. куб. м., по категории «прочие группы потребителей» - 10 265,0 тыс. куб. м.), в то время как органом регулирования при корректировке тарифов на 2018 год натуральный показатель для МУП «ВВС» учтён на уровне 33 927,49 тыс. куб. м. (потребление по категории «население» - 23 662,49 тыс. куб. м., по категории «прочие группы потребителей» - 10 265,0 тыс. куб. м.), то есть разногласия сложились по величине учтённого объёма реализации услуг по категории «население» с разницей от утверждённого РСТ показателя на 5 142,49 тыс. куб. м.

Также МУП «ВВС» оспаривается уровень потерь воды с утверждённого органом регулирования в качестве долгосрочного параметра регулирования в размере 37 % до заявленного регулируемой организацией 44,45 % от объёма отпуска в сеть, в натуральном выражении с 19 925,67 тыс. куб. м. до 23 032,7 тыс. куб. м.

С учётом вышеизложенного, между МУП «ВВС» и Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия – Алания возникают разногласия по объёму выработки (подъёма, водозабора) воды, поскольку, по мнению регулируемой организации, вместо утверждённых 55 565,96 тыс. куб. м. необходимо принимать в расчёт 53 530,5 тыс. куб. м.

Орган регулирования в письменных пояснениях, направленных на разногласия в ФАС России письмом исх. от 12.03.2018 № 161, вх. от 29.03.2018 № 46579/18 (далее – письменные пояснения органа регулирования), указывает на то, что основанием для внесения корректировок в расчёт объёма реализации услуг МУП «ВВС» 2018 года явилось представление регулируемой организацией сведений по неактуальной абонентской базе, а именно представление некорректных данных по учету абонентов по группе потребителей «население» по степени благоустройства жилого фонда, по которым не установлены приборы учета, а также наличие в расчёте регулируемой организации арифметических ошибок при расчете потерь воды.

По итогам анализа расчётов МУП «ВВС» РСТ выявлен ряд основных замечаний, которые представлены ниже.

Замечания по расчёту объёмов реализации услуг по категории «население»:

- расхождение с заявленным объёмом реализации воды (в заявке МУП «ВВС» указано 18 520,0 тыс. куб. м., при этом по таблице 4 (2 том, 5 страница) объём реализуемой воды населению по городу Владикавказ на 2018 год указан на уровне 1 613 225,1 тыс. куб. м. в месяц, таким образом годовое потребление составит 1 613 225,1 тыс. куб. м. в месяц * 12 мес./ 1 000 = 19 358,7 тыс. куб. м. в год, что свидетельствуют о несоответствии данных;

- в расчёте отсутствует объём воды на содержание общего имущества в многоквартирном доме;

- в расчёте отсутствует объём воды на полив земельных участков;

- абонентская база МУП «ВВС» содержит 248 521 человек, в условиях того, что численность населения в городе Владикавказе превышает 305 тыс. человек, то есть около 20-ти % населения в абонентской базе отсутствует;

Замечания по расчёту объёмов потерь воды:

- большая часть потерь включает в себя сверхнормативное потребление населением», которое составляет 17 284,805 тыс. куб. м. При этом в расчётах, представленных регулируемой организацией, выявлен ряд несоответствий, так в расчёте потерь (заявка том 2, стр. 14) согласно отчёту абонентского отдела по населению численность сверхнормативных потребителей по приборам учёта за март 2017 года составляет 202 973 чел., а в расчёте реализации воды населению (заявка том 2, стр. 5) указана численность по приборам учёта по данным отчёта абонентского отдела за февраль 2017 года на уровне 43 714 чел.;

- заявленный уровень потерь воды к объёму отпущенной воды составляет 44,45 %, в то время как данный параметр превышает учтённый органом регулирования для МУП «ВВС» в долгосрочных параметрах регулирования уровень потерь в размере 37 %  (приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам РСО – Алания от 18 декабря 2015 года № 62/1 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение для организаций коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2018 годы»).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1) и (1.1). Также согласно данному пункту при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса и со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно данным, указанным ООО «Водопроводно-коммунальные сети» в шаблонах ФАС России SUMMARY.BALANCE. CALC.TARIFF.VSNA.20XX.FACT за последние три года, объем фактического отпуска по населению составил: за 2014 год – 24 932,004 тыс. куб. м; за 2015 год – 17 028,0 тыс. куб. м; за 2016 год – 22 888,50 тыс. куб. м.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 1746-э в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее -
Правила организации коммерческого учёта № 776), и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и
водоотведения.

В соответствии с пунктом 15 Правил организации коммерческого учёта № 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.

Поскольку МУП «ВВС» и орган регулирования не обладают в полном объеме достоверной информацией, необходимой для объективного расчета объёмов реализации услуг, в условиях того, что по состоянию на настоящий момент у МУП «ВВС» отсутствуют контрольные приборы учета на водозаборах с одной стороны и общедомовые приборы учета, установленные в МКД, РСТ принято решение при расчете баланса водоснабжения руководствоваться официальными источниками информации федеральных ведомств.

Так по данным Росстата (Осетиястат) численность жителей муниципального образования город Владикавказ по состоянию на 2015 год составила 308,2 тыс. чел., на 2016 год - 307,4 тыс. чел., на 2017 год - 306,9 тыс. чел., в то время как абонентская база МУП «ВВС», исходя из которой регулируемой организацией рассчитан объем реализации услуг на 2018 год, составила 248,521 тыс. чел., что прямо свидетельствует о существенной разнице, которая впоследствии отражается на разнице при расчёте объёмов реализации услуг.

Таким образом, учитывая неоднородную динамику фактических показателей, отсутствие инвентаризации абонентов, а также несоответствие количества жителей, проживающих в городе Владикавказ, по данным Росстата с принятыми в расчёте МУП «ВВС», руководствуясь подпунктом (б) пункта 15 Правил организации коммерческого учёта № 776, РСТ объем отпуска воды принят исходя из расчетного среднесуточного количества поданной воды и количества жителей по данным Росстата.

В этой связи отличным параметром в расчёте объёмов реализации услуг по категории «население» от расчёта МУП «ВВС» является численность потребителей, которая составила 305 000,0 чел. вместо заявленных регулируемой организацией 248 521,0 чел. По норме потребления объёма воды в месяц на 1 человека разногласия отсутствуют поскольку органом регулирования в расчёте задействованы параметры по предложению регулируемой организации согласно таблице 4 «Реализация воды по населению г. Владикавказа по расчётам МУП «ВВС» на 2018 год, с учётом нормативов потребления воды, введённых с 01.07.2016 года» (заявка: 2 том, 5 страница).

Однако, при подробном анализе Экспертного заключения органа регулирования по внесению корректировок в экономическое обоснование производственной программы и соответствующего ей тарифа на водоснабжение для потребителей МУП «Владикавказские водопроводные сети» на 2018 год (период регулирования 2016 -2018 годы) (далее – Экспертное заключение) ФАС России выявлен ряд технических ошибок. Так при расчёте численности в расчёте органом регулирования учтено 304 000,0 чел., а в Экспертном заключении фигурирует 305 000,0 чел., при этом исходя из представленной органом регулирования динамики по населённости в городе Владикавказ средняя численность за 2016 год составила 307 400,0 чел. Также, по расчёту органу регулирования объём реализации услуг составил 23 680,27 тыс. куб. м., а принят при расчёте тарифа на уровне 23 662,49 тыс. куб. м., что также указывает на технические ошибки, допущенные органом регулирования при установлении (корректировки) тарифов для МУП «ВВС» на 2018 год.

В условиях того, что у МУП «ВВС» отсутствуют контрольные приборы учета на водозаборах и общедомовые приборы учета, установленные в МКД, а также анализ динамики объёмов реализации услуг за три предшествующих периода, подтверждённых формами федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, свидетельствует о тенденции к разрозненности предоставляемых сведений, подход органа регулирования при расчёте объёмов реализации воды исходя из среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды согласно Правилам организации коммерческого учёта №776 допустимым (обоснованным), признан ФАС России обоснованным.

Исходя из вышеизложенного ФАС России произведён расчёт с учётом средней численности в городе Владикавказ за 2016 год в размере 307 400 чел., по итогу которого объём реализации услуг по категории «население» сложился на уровне 23 945,118 тыс. куб. м., что выше заявки регулируемой организации на 5 425,18 тыс. куб. м., в этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований по натуральному показателю - объёму реализации услуг.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

По оспариваемым объёмам потерь воды МУП «ВВС» также отказано в удовлетворении требований, поскольку уровень потерь воды относится к долгосрочным параметрам регулирования и не подлежит пересмотру в течение всего периода регулирования, а регулируемой организацией в свою очередь первый год долгосрочного периода регулирования (2016 год) ни в судебном порядке, ни в ФАС России оспорен не был.

Также оспариваемая величина объёма выработки (подъёма) воды является производной от всех составляющих баланса водоснабжения, а именно объёма воды на собственные нужды, объёма потерь воды, а также объёма реализации воды по всем группам потребителей, Заявителю с учётом вышеизложенных доводов, отказано в удовлетворении требований в том числе по снижению величины объёма выработки (подъёма) воды.

2. «Расходы на электроэнергию».

Затраты на электроэнергию на 2018 год заявлены МУП «ВВС» на уровне 264 431,2 тыс. руб., при этом органом регулирования при установлении (корректировке) тарифов МУП «ВВС» на 2018 год расходы на покупку электроэнергии учтены в размере 222 136,23 тыс. руб., соответственно оспариваемая разница в денежном эквиваленте составляет 42 294,97 тыс. руб.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Главой VII Методических указаний № 1746-э определен механизм проведения корректировки необходимой валовой выручки, где в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э (формулы (40) и (40.1)) расходы на электроэнергию корректируются исходя из удельного расхода, цены на электроэнергию и объёма воды.

Исходя из анализа представленных МУП «ВВС» материалов, ФАС России сделан вывод о том, что разногласия по электроэнергии возникли по удельному расходу электроэнергии и объёму выработки (подъёма) воды.

В силу внесенных в ходе проведения органом регулирования корректировок в баланс водоснабжения МУП «ВВС» на 2018 год объем электрической энергии, необходимый регулируемой организацией на технологические нужды, также автоматически подлежал корректировке. Так, Службой скорректирован на 2018 год объем выработки (подъёма) воды исходя из фактических показателей 2016 года, нормативного расчета объема реализации воды по населению с учетом его численности, реестра договоров по прочим потребителям. Таким образом, объём выработки воды в 2018 году учтён РСТ на уровне 55 565,96 тыс. куб. м., со снижением на 12,74% по отношению к 2017 году, когда он составлял 63 676,9 тыс. куб. м.

Согласно пункту 43 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.

С учётом вышеизложенного органом регулирования произведен расчет затрат на покупку электроэнергии на 2018 год следующим образом:

244 770,52 тыс. руб. (расходы на электроэнергию 2017 года) ×1,04 (индекс роста) × 55 565,96 тыс. куб. м. (2018 г.) / 63 676,9 тыс. куб. м. (2017г.) (отношение объёмов выработки (подъёма) воды 2018/2017) = 222 136,23 тыс. руб.

Также орган регулирования отмечает, что МУП «ВВС» помимо покупки электрической энергии у АО «Севкавказэнерго», наделенного статусом гарантирующего поставщика, электрическая энергия приобретается у организации, не имеющей статус гарантирующего поставщика, не включенной в реестр регулируемых организаций и не имеющей утвержденного в установленном порядке тарифа на поставку электрической энергии, несмотря на то, что пунктом 5 договора электроснабжения от 01.08.2012 № 48/1, заключенного с ООО «Север» и представленного на момент регулирования тарифов в Службу в пакете документов закреплено, что расчет за переданную потребителю электрическую энергию производится по тарифу, утверждённому регулятором. Осуществление покупки электрической энергии МУП «ВВС» у организации, не имеющей утвержденного тарифа, подтверждено копиями актов.

В условиях того, что органом регулирования при корректировке расходов на электроэнергию не применялись формулы (40) и (40.1) Методических указаний № 1746-э, по расчёту ФАС России сумма расходов на электроэнергию сложилась на уровне 201 697,0022 тыс. руб., что ниже учтённой органом регулирования в составе необходимой валовой выручки МУП «ВВС» 2018 года, в этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов на электроэнергию.

3. «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения», «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения», «Арендная плата, не связанная с арендой централизованных систем водоснабжения».

3.1. «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)».

По данной статье предприятием на 2018 год заявлены средства в размере 147 397,0 тыс. руб. Плановые расходы в части фонда оплаты труда (далее – ФОТ) в 2016 году были утверждены в размере 91 992 тыс. руб., на 2018 год – 97 892,24 тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения;- параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен (ИПЦ); условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Органом регулирования размер фонда оплаты труда с отчислениями на социальные нужды проиндексирован в составе операционных расходов согласно методу индексации, описанному в разделе VII Методических указаний № 1746-э.

3.2. «Текущий ремонт централизованных систем водоснабжения».

На 2018 год МУП «ВВС» заявлены расходы по статье в размере 22 521,6 тыс. руб., что превышает фактические расходы 2016 года более чем в 3,6 раза.

Согласно 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Так как обоснования значительного роста расходов, а также требуемых законодательством Российской Федерации обосновывающих документов (дефектные ведомости, план-график ремонтов и т.д.) не представлено, ввиду того, что данная статья затрат входит в состав операционных расходов, органом регулирования текущие расходы проиндексированы в составе операционных расходов согласно методу индексации, описанному в разделе VII Методических указаний № 1746-э.

3.3. «Капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения».

На основании исследований водопроводных сетей, проводимых ФБУ «Южный региональный центр судебной экспертизы» в 2014 году, определен износ сетей на 77,5%. Разработанная Производственная программа предприятием на 2018 год предусматривает расходы капитального характера на реконструкцию сетей в размере 10 844,7 тыс. руб.

Обоснованием необходимых средств на проведение капитального ремонта является утвержденный план-график проведения капитального ремонта с актами осмотра централизованных систем водоснабжения, дефектные ведомости и локальные сметные расчеты расходов на проведение вышеуказанных работ.

По результату анализа проекта плана мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий на 2018 год, представленного в Службу с пакетом документов на момент установления (корректировки) тарифов МУП «ВВС» 2018 года выявлено, что ряд мероприятий, указанных в плане дублируется с мероприятиями утвержденной и размещенной на официальном сайте Службы в сети Интернет по прямой ссылке http://www.rstalania.ru/load/invest_programma_vs_i_vo/29 Инвестиционной программы МУП «Владикавказские водопроводные сети» по реконструкции, модернизации и развитию системы водоснабжения г. Владикавказа на 2016-2020 гг., источниками финансирования которых тариф на водоснабжение не является. В связи с отсутствием у МУП «ВВС» обосновывающих документов, а также дублирования мероприятий по капитальному ремонту с мероприятиями инвестиционной программы, расходы, заявленные МУП «ВВС», правомерно не учтены в составе необходимой валовой выручки МУП «ВВС» 2018 года.

3.4. «Арендная плата, не связанная с арендой централизованных систем».

МУП «ВВС» заявлены расходы по данной статье на уровне 2 876,0 тыс. руб., из них учтено органом регулирования 120,0 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий составляет 2 756,0 тыс. руб.

Проанализировав и сравнив обосновывающие материалы по величине арендной платы, представленные МУП «ВВС» в составе тарифной заявки в Службу письмом исх. от 28.04.2018 № 447, и представленные с заявлением о разногласиях в ФАС России (исх. от 06.02.2018 № 118, вх. от 13.02.2018 рег. № 22085/18), ФАС России установлено, что документы существенно отличаются (разнятся).

Копии договоров, представленные на момент установления тарифов МУП «ВВС» 2018 года, были проанализированы органом регулирования (договор аренды автотранспорта от 09.12.2013 №24 с МУП «ВладГорТранс» на сумму 36,0 тыс. руб. (заявка: том 2, стр.418), срок действия которого истек 08.12.2014 к расчету не принят); (договоры аренды специального транспорта: от 05.12.2013 № 22 на сумму 114,0 тыс. руб.; от 01.12.2013 № 23 на сумму 60,0 тыс. руб.; договор от 12.03.2013 № 16 на сумму 120,0 тыс. руб.; от 01.08.2013 № 19 на сумму 391,98 тыс. руб.; от 01.01.2013 № 16 на сумму 119,93 тыс. руб. с истекшим сроком действия, без пролонгации (заявка: том 2, стр. 424-462), к расчету не приняты); (договор субаренды нежилого помещения от 09.01.2017 с ООО «Владикавказское домоуправление № 7» на сумму 120, 0 тыс. руб. (заявка: том 3, стр. 476)).

В заявлении, направленном в адрес ФАС России МУП «ВВС», указаны договоры, не представленные в заявке на регулируемый период, в частности: договор найма жилого помещения от 11.07.2016 с <...................> ., стр.221; договор субаренды части помещения от 01.04.2017 с ООО «Алан-7», стр.229; договор субаренды рабочих мест от 01.05.2015 с ООО «Наш Дом», стр.233; договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.12.2017 с гр. <...................> (стр.112); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.10.2017 с гр. <...................> (стр.115); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.08.2017 с гр. <...................> (стр.118); договор аренды транспортного средства без экипажа от 13.07.2017 с гр. <...................> (стр.122); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.11.2017 с гр. <...................> (стр.128); договор аренды транспортного средства без экипажа от 03.07.2017 с гр. <...................> (стр.133); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.10.2017 с гр. <...................> (стр.138); договор аренды транспортного средства без экипажа от 16.05.2017 с гр. <...................> (стр.142); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.12.2017 с гр. <...................> (стр.147); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.10.2017 с гр. <...................> (стр.152); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.08.2017 с гр. <...................> (стр.157); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.10.2017 с гр. <...................> (стр.162); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.07.2017 с гр. <...................> (стр.166); договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.03.2017 с гр. <...................> (стр.170).

Кроме того, сроки заключения договоров, за исключением последнего, значительно позднее сроков предоставления в орган регулирования предложения об установлении тарифов согласно пункту 14 главы IV Правил установления регулируемых тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится в том числе базовый уровень операционных расходов.

ФАС России проведён расчёт корректировки операционных расходов согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э, в соответствии с которым величина операционных расходов сложилась на уровне 143 649,52 тыс. руб., что ниже учтённого органом регулирования в размере 144 755,58 тыс. руб. Указанная разница возникла ввиду корректировки органом регулирования только одного индекса потребительских цен (2018/2017) со 1,04 до 1,037, в то время как ФАС России скорректирован ранее применённый индекс (2017/2016) в размере 1,047 на 1,039 согласно актуальному на момент проведения корректировки тарифов 2018 года Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

Поскольку данные статьи затрат входят в состав операционных расходов, который в свою очередь согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, так как по расчёту ФАС России операционные расходы сложились на уровне ниже учтённых органом регулирования в 2018 году, в этой связи Заявителю предлагается отказать в удовлетворении требований по статьям «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения», «Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения», «Арендная плата, не связанная с арендой централизованных систем водоснабжения».

4. «Расходы по охране объектов и территорий».

Расходы по охране объектов и территорий заявлены на 2018 год в сумме 29 048,0 тыс. руб., органом регулирования учтены на уровне 26 347,2 тыс. руб.

Фактические расходы за 2016 год на охрану объектов и территорий составили 22 382,0 тыс. руб. Органом регулирования проанализированы представленные МУП «ВВС» договоры с ЧОП «Рапира», согласно которым расходы на оплату услуг составили 26 347,2 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что государственные контракты, представленные МУП «ВВС» в адрес ФАС России на разногласия, не были представлены в орган регулирования в тарифной заявке на момент установления (корректировки) тарифов 2018 года, а именно: государственные контракты на охрану объектов ФГУП «Охрана» Росгвардии: от 01.11.2017 № 055, от 01.12.2017 № 056, от 01.01.2018 № 004, от 31.01.2018 № 008.

Контракты от 01.01.2018 № 004, от 31.01.2018 № 008, заключены уже в текущем году. Исходя из вышеизложенного ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем полагает целесообразным отказать МУП «ВВС» в удовлетворении заявленных требований по статье «Расходы по охране объектов и территорий».

5. «Сбытовые расходы гарантирующих организаций».

По данной статье предприятием заявлены сбытовые расходы в размере 6 104,2 тыс. руб. В качестве обоснования предприятие представило документы о ликвидации предприятий должников, а именно выписку из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью «Владикавказтеплосервис» с отметкой о ликвидации юридического лица на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Документы о ликвидации предприятий должников в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э не являются основанием для включения в состав необходимой валовой выручки расходов по сомнительным долгам.

При установлении тарифов для МУП «ВВС» на 2016 год органом регулирования по данной статье были включены расходы в размере 4 169,2 тыс. руб. Однако подтверждение исполнения плановых показателей с указанием списанной задолженности по абонентам по итогам 2016 года представлено регулируемой организацией не было.

Исходя из вышеизложенного, Службой при корректировке тарифов МУП «ВВС» на 2018 год размер сбытовых расходов учтён на уровне утвержденных показателей 2017 года в размере 2 500,0 тыс. руб.

ФАС России объём расходов по сомнительным долгам рассчитан исходя из данных, отражённых в статистических формах № 22-ЖКХ по выручке, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) 2016 года, тем самым сумма по сбытовым расходом получена на уровне 9 486,662 тыс. руб.

Однако в условиях того, что регулируемой организацией в материалах тарифного дела не представлены реестры лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания, решения судов о невозможности взыскания задолженности, акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы о списании безнадёжной задолженности, невозможной к взысканию, приказ о создании резерва по сомнительным долгам, ФАС России не усматривает в действиях органа регулирования по учёту суммы в размере 2 500,0 тыс. руб. (не более 2 %) противоречий требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Сбытовые расходы гарантирующих организаций».

6. «Аренда земельного участка».

Муниципальным унитарным предприятием на 2018 год заявлены расходы на уплату аренды земельного участка в размере 9 006,0 тыс. руб. Органом регулирования учтены затраты по данной статье на уровне 6 795,2 тыс. руб., таким образом разница составила 2 210,8 тыс. руб.

В материалах, представленных регулируемой организацией Службе на момент установления (корректировки) тарифов 2018 года, содержались копия договора аренды земельного участка от 26.06.2014 № 5712, заключённого между АМС г. Владикавказа и МУП «ВВС», со сроком действия договора с 20.06.2014 по 20.06.2017 и стоимостью 162 688,7 руб.; копия договора аренды земельного участка от 22.08.2011 № 3855, заключённого между АМС г. Владикавказа и МУП «ВВС» со сроком действия договора с 22.08.2011 по 18.08.2014 и стоимостью 8 843 395 руб.

Исходя из условий представленных выше договоров, следует, что сроки их действия как не соответствуют периоду регулирования (2018 г.), так и не распространяются на него. Несмотря на отсутствие актуального договора аренды земельного участка в представленных на момент регулирования (корректировки) тарифов МУП «ВВС» 2018 года материалах, учитывая тот факт, что объекты (водозаборы, резервуары), находящиеся на указанных земельных участках, фактически предприятием эксплуатируются, следовательно Службой, опираясь на фактические отчетные данные по статье по итогам 2016 года, включены в состав необходимой валовой выручки 2018 года расходы на уровне подтвержденного факта в размере 6 795,2 тыс. руб.

С учётом вышеизложенного ФАС России не выявлены признаки нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем МУП «ВВС» отказано в удовлетворении требований по статье «Аренда земельного участка».

7. «Налог на прибыль».

Величина налога на прибыль определена Службой с учетом статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации и составила 993,0 тыс. руб. (как 20 % от расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, в размере 4 965,0 тыс. руб.).

Объектом налогообложения является нормативная прибыль. С учетом отказа ФАС России в удовлетворении требований в части увеличения размера нормативной прибыли, требования МУП «ВВС» по статье «Налог на прибыль» признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

8. «Водный налог».

На разногласия в ФАС России водный налог заявлен предприятием в размере  22 041,80 тыс. руб. Органом регулирования расчёт водного налога на 2018 год произведён вследствие внесённых в баланс водоснабжения 2018 года корректировок и учтён на уровне 20 407,1 тыс. руб.

В соответствии с главой 333.12 НК РФ, предусматривающей ежегодную индексацию ставок водного налога по всем видам водопользования и изменением натуральных показателей, органом регулирования был произведен перерасчет водного налога.

Из анализа представленных сторонами материалов следует, что разногласия по величине водного налога возникли из-за разницы в объёмах воды при заборе из водного объекта для целей водоснабжения. Ввиду того, что Заявителю отказано в удовлетворении требований по натуральному показателю - объёму выработки (поднятой) воды согласно пункту 1 настоящего решения, а также с учётом того, что размер ставки водного налога рассчитывается от объёмов по населению и прочим потребителям, у ФАС России отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований ООО «Владикавказские водопроводные сети». (Справочно в расчёте регулируемой организации ошибочно применена ставка по прочим потребителям в размере 848,0 руб. за тыс. куб. м., (558 руб./тыс. куб. м. -налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта *1,52 согласно пункту 1.1 статьи 333.12. налоговые ставки применяются в 2017 году с коэффициентом =848,16 руб./ тыс. куб. м.).

9. «Нормативная прибыль в части расходов на капительные вложения».

Затраты по данной статье заявлены МУП «ВВС» на уровне 20 000,0 тыс. руб.

На момент установления тарифов на 2018 год МУП «ВВС» по статье «Нормативная прибыль» планировало получение в составе необходимой валовой выручки прибыли в сумме 24 965,0 тыс. руб., из них по расходам на капитальные вложения в сумме 20 000,0 тыс. руб. и расходам на социальные нужды, предусмотренным коллективными договорами, - 4 965,0 тыс. руб.

Согласно пункту 31 Методических указаний № 1746-э нормативная прибыль включает в себя в том числе расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ.

Поскольку в утвержденной инвестиционной программе «МУП «Владикавказские водопроводные сети» по реконструкции, модернизации и развитию системы водоснабжения г. Владикавказ на 2016-2020 годы» отсутствуют мероприятия, финансируемые за счет тарифа на водоснабжение, заявленные МУП «ВВС» расходы на капитальные вложения не были приняты к учёту при формировании необходимой валовой выручки 2018 года.

Справочно органом регулирования в составе нормативной прибыли учтены расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами в размере 4 965,0 тыс. руб. по заявке муниципального унитарного предприятия.

Исходя из вышеуказанных фактов Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Нормативная прибыль в части расходов на капительные вложения».

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, Основ ценообразования №406 и Методических указаний №1746-э,

РЕШЕНО:

отказать в удовлетворении требований МУП «Владикавказские водопроводные сети» по заявлению исх. от 06.02.2018 № 118, вх. от 13.02.2018 рег. № 22085/18 о разногласиях к Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия – Алания.

 

Исп.Потапова Виктория Сергеевна,

тел.8(499)755-23-23 вн.088-841

Связанные организации

Связанные организации не указаны