Решения по тарифам №СП/40742/18 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 5 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» о рассмотрении досудебного спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. № 35679/18 от 12.03.2018)

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 №            147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства

Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» (далее - АО «ПКС-Тепловые сети», Заявитель) с заявлением о рассмотрении спора (рег. № 35679/18 от 12.03.2018) по вопросу установления тарифов на передачу тепловой энергии.

Спор возник с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет, Орган регулирования, Респондент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 19.12.2017 № 158 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2015 года № 292» Заявителю установлены необходимая валовая выручка и тарифы на передачу тепловой энергии на 2018 год.

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителей и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная Госкомитетом для АО «ПКС-Тепловые сети» на 2018 год, составляет 560 854,41 тыс. руб.

Тарифы на передачу тепловой энергии для АО «ПКС-Тепловые сети» на 2018 год установлены с применением метода индексации установленных тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

АО «ПКС-Тепловые сети» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 604 149,56 тыс. руб.

По статье затрат «Внереализационные расходы».

В своем заявлении АО «ПКС-Тепловые сети» просит ФАС России предписать Госкомитету учесть при установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2018 год в составе НВВ внереализационные расходы по факту 2016 года в размере 43 295, 15 тыс. руб., в том числе расходы на создание резерва по сомнительным долгам в размере 38 861,14 тыс. руб. и расходы от списания дебиторской задолженности в размере 4 434,01 тыс. руб.

В подтверждение своих требований в ФАС России Заявителем были представлены следующие документы:

  • постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 158 от 19.12.2017;
  • протокол заседания Правления Государственного комитета Республики

Карелия по ценам и тарифам № 148 от 19.12.2017;

  • расчет тарифов на производство и передачу тепловой энергии АО «ПКС- Тепловые сети» на 2018 год;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 «Резерв по сомнительным долгам» за 2016 год;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 «Резерв по сомнительным долгам» за 2017 год;
  • приказ о создании резерва по сомнительным долгам на 31.12.2016 с приложением резерва в разрезе контрагентов;
  • акт инвентаризации расчетов с покупателями на 31.12.2016;
  • реестр приказов за 2016 год по списанию безнадежной дебиторской задолженности с приложениями приказов и подтверждающих документов.

Согласно подпункту «а» пункта 47, пунктам 62, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012                                        №       1075 (далее - Основы ценообразования),

внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Как следует из материалов, АО «ПКС-Тепловые сети» с февраля 2015 года не реализует тепловую энергию населению и не имеет статуса единой

теплоснабжающей организации (далее - ЕТО).

ФАС России отмечает, что Основами ценообразования не предусмотрен учет расходов по сомнительным долгам в НВВ организаций, не являющихся ЕТО.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Заявляемые к учету расходы на списание дебиторской задолженности как безнадежной в размере 4 434 013,09 руб. образованы исходя из дебиторской задолженности ТСЖ «Карла Маркса, 12» в размере 42 299,14 руб. (за 2014 г.), ПК «Промышленная-4» в размере 96 509,07 руб. (за 2009 г.), ООО «Вуори» в размере 4 383,10 руб. (за 2011 г.), ТСЖ «Сегежская, 13 А» в размере 1 155 928,07 руб. (за 2012-2013 гг.), ООО «СМУ № 7» в размере 9 204,13 руб. (за 2009 г.), ТСЖ «Наш дом» в размере 75 031,40 руб. (за 2011 г.), ТСЖ «Сортавальская, 13» в размере 685 333,27 руб. (за 2006 г.), <…> в размере 27 015,22 руб. (за 2007-2008 гг.), ФГУ «Дом офицеров Петрозаводского гарнизона» Минобороны России в размере 233 967,72 руб. (за 2011 г.), ООО «Стандарт» в размере 2 104 341,97 руб. (за 2012 г.).

ФАС России отмечает, что данная дебиторская задолженность списана на основании приказов о списании дебиторской задолженности от 30.12.2016 № 186-194, № 233, то есть в период, когда организация не являлась ЕТО.

Кроме того, расходы на создание резерва по сомнительным долгам

учитывались при установлении тарифов на 2013 год в размере 78 400,3 тыс. руб., при установлении тарифов на 2014 год в размере 30 190,7 тыс. руб. Информации о фактическом использовании данных расходов Заявителем не представлено.

В части расходов на списание дебиторской задолженности ФАС России отмечает, что по ТСЖ «Карла Маркса, 12», ПК «Промышленная-4», ООО «Вуори», ТСЖ «Сегежская, 13 А», ООО «СМУ № 7», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Сортавальская, 13», <…>. Заявителем не представлены судебные решения о взыскании указанной задолженности, а также постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, а также иные материалы, подтверждающие принятие заявителем мер по взысканию списанной дебиторской задолженности с потребителей.

В правовых заключениях АО «ПКС-Тепловые сети» также отмечает, что вышеуказанная дебиторская задолженность в судебном порядке не взыскивалась в связи с истечением срока исковой давности, подписанные акты сверки отсутствуют.

В отношении безнадежных долгов ООО «Стандарт» установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10 июля 2014 года по делу № А26-8926/2013 ООО «Стандарт» признано банкротом, открыто конкурсное производство. Однако сведений о включении требований Заявителя в реестр требований кредиторов ООО «Стандарт» не представлено.

Кроме того, при установлении тарифов на 2014 год в необходимой валовой выручке учтены расходы на списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, в размере 5 991 тыс. руб.

Учитывая изложенное, ФАС России не усматривает нарушений в действиях органа регулирования при расчете расходов по статье затрат «Внереализационные расходы».

Кроме того, в рамках исполнения полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России считает необходимым рассмотреть следующие статьи затрат, включенные в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии.

Статья затрат «Расходы на приобретение электрической энергии».

ФАС России отмечает, что на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» территория Республики Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка

электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков (далее - Постановление Правительства РФ от 19.01.2018 № 29).

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 марта 2018 г. необходимо принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Заявитель не оспаривает утвержденный объем потребления электрической энергии в 2018 году, при этом ФАС России считает необходимым предписать Респонденту пересчитать расходы Заявителя на электрическую энергию в соответствии с решениями, принятыми органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации».

По статье затрат «Расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга».

По статье «Расходы ГАУ «Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» органом регулирования были учтены расходы:

  • на 2014 год в размере 6 709,2 тыс. руб.,
  • на 2015 год в размере 1 104,0 тыс. руб.,
  • на 2016 год в размере 1 104,0 тыс. руб.,
  • на 2017 год в размере 1 104,0 тыс. руб.

В соответствии с договорами, заключенными организацией с ГАУ РК «Карельский центр СРМ», Исполнитель принимает на себя обязательства по информационному обслуживанию в Интегральной системе поддержки принятия решений в области энергетической эффективности экономики и социальной сферы Республики Карелия (далее — ИСППР), эксплуатации сегмента ИСППР, взаимодействующего с Заказчиком.

ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для

обеспечения регулируемого вида деятельности, а также не предусмотрены Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Затраты по статье «Расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно­аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» в размере 10 021,2 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Тепловые сети» 2018 года.

По статье затрат «Предпринимательская прибыль».

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктами 35 и 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э), расчетная предпринимательская прибыль включается в начале долгосрочного периода регулирования в состав НВВ и далее не корректируется.

В соответствии с Заключением экспертной группы Госкомитета РК по ценам и тарифам по делу об установлении тарифов на тепловую энергию открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» при установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии на 2016-2018 гг. расчетная предпринимательская прибыль была учтена органом регулирования в размере 0 тыс. руб. При этом в нарушение пунктов 35 и 49 Методических указаний № 760-э Госкомитетом при корректировке тарифов на 2017 и 2018 гг. была скорректирована величина РПП и составила на 2017 год — 10 552,0 тыс. руб. (тариф на тепловую энергию), 16 649,22 тыс. руб. (тариф на услуги по передаче тепловой энергии), на 2018 год — 10 581,01 тыс. руб. (тариф на тепловую энергию), 16 369,84 тыс. руб. (тариф на услуги по передаче тепловой энергии).

С учетом изложенного, расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» за 2017-2018 гг. в размере 54 152,07 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Тепловые сети» 2018 года.

По результатам досудебного рассмотрения спора между АО «ПКС-Тепловые сети» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам ФАС

России принято решение:

  1. Отказать в удовлетворении требований АО «ПКС-Тепловые сети», изложенных в заявлении о досудебном рассмотрении спора между АО «ПКС- Тепловые сети» и Государственным комитетом Республики Карелия (рег. № 35679/18 от 12.03.2018).
  2. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет расходов по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» при установлении тарифов на тепловую энергию, а также на услуги по передаче тепловой энергии на 2018 год для АО «ПКС-Тепловые сети» в соответствии с решениями, принятыми органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации».
  1. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить из необходимой валовой выручки АО «ПКС-Тепловые сети», установленной на 2018 год, необоснованно учтенные расходы по статьям затрат:
  • «Расчетная предпринимательская прибыль» 2017-2018 гг. в размере 54 152,07 тыс. руб.;
  • «Расходы на услуги ГАУ РК «Карельский информационно- аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга» 2014-2017 гг. в размере 10 021,2 тыс. руб.
  1. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть необходимую валовую выручку и ранее установленные тарифы на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии на 2018 год для АО «ПКС-Тепловые сети» с учетом пунктов 3-4 настоящего решения, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов с 1 июля 2018 года с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.
  2. Об исполнении настоящего решения ФАС России органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен

(тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим решением;

Тепловые сети» тарифов в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

экспертного заключения по делу об установлении для АО «ПКС-

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны